Научная статья на тему 'Содержание и компоненты формирования нравственности подростков в отечественной педагогике XX в'

Содержание и компоненты формирования нравственности подростков в отечественной педагогике XX в Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
230
73
Поделиться
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ / КОМПОНЕНТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ли Татьяна Тимофеевна

В статье анализируется проблема формирования нравственности подростков в отечественной педагогике, основные ее этапы; рассматриваются ведущие компоненты нравственного воспитания. Приведены психологические аспекты воспитательного процесса. Обозначены важные и значимые качества личности, которые оптимально формируются в подростковом возрасте.

CONTENT AND COMPONENTS OF THE FORMATION OF MORAL OF ADOLESCENTS IN RUSSIAN PEDAGOGY OF XX CENTURY

The article analyzes the problem of the formation of moral of adolescents in Russian pedagogy, its main stages and the leading components of moral education. The author also dwells on the psychological aspects of the educational process as well as important and significant personality traits that are optimally formed during adolescence.

Текст научной работы на тему «Содержание и компоненты формирования нравственности подростков в отечественной педагогике XX в»

Актуальные проблемы педагогики

Т.Т. Ли

содержание и компоненты формирования нравственности подростков в отечественной педагогике XX в.

в статье анализируется проблема формирования нравственности подростков в отечественной педагогике, основные ее этапы; рассматриваются ведущие компоненты нравственного воспитания. приведены психологические аспекты воспитательного процесса. обозначены важные и значимые качества личности, которые оптимально формируются в подростковом возрасте.

Ключевые слова: нравственные качества, формирование нравственности, нравственное воспитание подростков, компоненты нравственного воспитания.

Исторический анализ проблем формирования нравственности показывает, что этому вопросу практически всегда уделяли огромное внимание, потому что уровень нравственного развития человека определял характер взаимоотношений личности и общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникающие на современном этапе развития.

В советской педагогике подход к нравственному воспитанию, которому придавали большое значение, заключался в идейном развитии и общественно-политической активности как важнейших предпосылках нравственного воспитания, в необходимости формирования у учащихся патриотизма и интернационализма, трудолюбия и бережного отношения к общенародному достоянию, материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизма и социалистического гуманизма, правильного отношении к себе и к другим людям и высокой культуры межличностного общения.

Актуальные проблемы педагогики

В 1940-50-е гг. усилилось внимание общественности к проблемам формирования нравственности детей, особенно к раскрытию его содержания. Этот процесс характеризовался, с одной стороны, расширением состава моральных принципов, норм, качеств, черт морального поведения, а с другой - дальнейшей их детализацией, конкретизацией в связи с развитием нравственных отношений в обществе. Подходы к формированию нравственности определялись особенностями социально-экономического и политического развития общества, различными обстоятельствами общественной жизни страны [2].

Содержание нравственного формирования личности в 1960-70-е гг. развивалось как в направлении обогащения структуры нравственных качеств личности, расширения круга моральных принципов и норм, так и в плане углубления и обогащения содержания отдельных моральных качеств: коллективизма, социалистического гуманизма, пролетарского (социалистического) интернационализма и социалистического патриотизма, сознательной дисциплины, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, многих простых норм нравственности: честности и правдивости, дружбы и товарищества, скромности, культуры внешнего поведения человека и т.п.

В дальнейшем стали развиваться такие направления воспитательной работы, как нравственно-половое воспитание и подготовка к семейнобрачным отношениям, преодоление психологической запущенности «трудных» подростков. Отчетливо выделилось антиалкогольное и анти-наркотическое воспитание.

В современном российском нравственном формировании хотя и произошли определенные позитивные изменения, однако заметен перекос в прямую противоположность тому, что было в советской школе: устранена излишняя идеологизированность, но нравственные идеалы уступили место своекорыстным, эгоистичным интересам, воспитание в школе стало во многом формальным, лишенным глубокого содержания; абсолютизация коллектива сменилась абсолютизацией личности ученика. Это связано с отсутствием четко выраженной государственной идеологии в данной области, отсутствием и размытостью нравственных идеалов в самом обществе, недостаточной научной разработанностью этой проблематики, ослаблением внимания к вопросам воспитания в самой школе [1].

В теоретическом плане отечественными педагогами и психологами (В.А. Сухомлинским, Н.А. Петровым, В.В. Зеньковским, И.А. Каировым, И.С. Марьенко, Н.И. Болдыревым, И.Ф. Харламовым и др.) были разработаны оригинальные подходы к формированию морально-нравственных

качеств: дисциплинированности, вежливости, скромности, настойчивости, честности, трудолюбия, коллективизма, патриотизма и др.

В настоящее время в педагогике идут поиски новых путей и средств формирования моральных качеств в личности школьников: складывается современная доктрина нравственного воспитания, разрабатывается его теория, содержание и технологии.

Создание современной системы нравственного развития подрастающего поколения не может быть спонтанным процессом, для этого нужен научно-обоснованный подход, учитывающий особенности российской ментальности, а также социальные, исторические, экономические и иные факторы.

При решении данной проблемы необходимо принять во внимание психологические механизмы формирования нравственности. Внутреннюю сторону формирования нравственности составляет организованный процесс усвоения детьми социального морального опыта и его интери-оризация во внутренний нравственный план личности, в нравственные качества [3].

Последовательность формирования нравственных качеств должна определяться идеей преобразования внутренней нравственно-психологической сферы личности подростка на основе специальной воспитательной деятельности педагога и определяемой им деятельности учащегося, направленной на усвоение им социального морального опыта.

Результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что нравственное формирование личности происходит по-разному в одних и тех же условиях под влиянием одних и тех же педагогических воздействий. Внешние условия и воспитательные воздействия педагога на личность подростка являются, как правило, лишь источником и предпосылкой формирования нравственных качеств.

Личность подростка не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса нравственного воспитания; формирование духовно-нравственных качеств зависит от вида деятельности, в которую личность включается, и активности, которую ребенок проявляет в этой деятельности [5]. Следовательно, становится эффективным только в том случае, когда воспитательная деятельность педагога направлена на организацию соответствующей деятельности детей, которая обеспечивает усвоение школьниками социально-нравственного опыта, а также стимулирует активность учеников в этой деятельности.

Б.Ф. ломов для обоснования психологических механизмов реализации ценностного содержания в процессе нравственного воспитания разработал

педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

концепцию, в которой, формулируя принципы системного подхода к анализу психологических явлений, утверждал, что система психических явлений обладает многоуровневым и иерархическим характером. она включает в себя ряд взаимосвязанных подсистем, обладающих различными функциональными свойствами:

- когнитивную - реализующую функцию познания;

- регулятивную - обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения;

- коммуникативную - формирующуюся и реализующуюся в процессе общения;

- креативную - проявляющуюся в творческом самоопределении и самовыражении личности [6].

Благодаря этому удалось вскрыть диалектическое единство процессов обучения и воспитания, обеспечивающее перевод знаний из области «объективно интересного» в область «личностно значимого» и перевод учителя и ученика из объектной в субъектную позицию: индивид «вбирает» в себя общие ценности посредством общения со «значимыми другими», в результате чего эти ценности становятся его потребностью, частью его мотивационной структуры [4].

Наиболее плодотворной можно считать систему нравственных качеств, предложенную В.Т. Чепиковым. Он определяет следующие, наиболее важные и значимые качества личности, которые оптимально формируются в подростковом возрасте, - упорство, активность, настойчивость, старательность, внимательность, целеустремленность, сдержанность, правдивость, дружелюбие, отзывчивость, заботливость, умеренность и др. [7].

При этом формирование более сложных по своей структуре и содержанию нравственных качеств личности школьника осуществляется постепенно путем объединения (интеграции) более простых.

Таким образом, можно говорить о сложности и научной противоречивости данной научной категории в психолого-педагогической науке. Проблема нравственности занимает особое значимое место в понимании механизмов развития личности человека.

Библиографический список

1. Аксенова Р.С., Михалец И.В. Нравственность как одна из форм общественного сознания // Тезисы докладов научной конференции преподавателей и аспирантов. Февраль 2003 г. Тамбов, 2003. С. 4-5.

2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М., 2004.

3. Духовно-нравственное воспитание: основные подходы к проблеме // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Националь-

но-патриотическое воспитание молодежи средствами духовной культуры». Рязань, 2005. С. 17-19.

4. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. М., 2002.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004.

6. Люблинская А.А. Система отношений - основа нравственной воспитанности личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 71.

7. Чепиков В.Т. Основы психологии и педагогики. Минск, 2008.

педагогика и психология