Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / INTELLECTUAL CAPITAL ORGANIZATIONS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTELLECTUAL ASSETS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатецкая Алена Юрьевна

В статье анализируются основные подходы к пониманию содержательных компонентов интеллектуального капитала, исследуются его содержание, специфические особенности и важнейшие функции. Интеллектуальный капитал рассматривается как важная социально-экономическая категория, включающая в себя знания, опыт, компетенции сотрудников организации, которые можно использовать для создания прибавочной стоимости и формирования конкурентоспособности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance and functional features of the intellectual capital of the organization

The article considers the main approaches to the understanding of the substantive components of intellectual capital, examines its contents, specific features and the most important functions. Intellectual capital is con sidered as an important socio-economic category, including the knowledge, experience, competence of employees which are possible to use for creation of surplus value and formation of the competitiveness of the organization.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

литература

1. Государственно-общественное управление, оценка деятельности школы — инновационные ресурсы развития системы образования / под ред. И. В. Гришиной, Н. Ю. Конасовой. СПб.: Изд-во СПбАППО, 2011. 179 с.

2. Конасова Н. Ю. Социально-педагогический потенциал образования и оценка его результативности // Народное образование. 2010. № 9. С. 93-102.

3. Логинова И. А. Особенности социальных представлений о целях школьного образования в различных социальных группах: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2005. 24 с.

4. Описание социально-экономических рисков введения стандартов общего образования второго поколения [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/attachment (дата обращения: 02.09.2015).

5. Конасова Н. Ю. Социально-педагогический потенциал образования и оценка его результативности // Народное образование. 2010. № 9. С. 93-102.

6. Осипова Л. Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ульяновск, 2009. 50 с.

7. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007. 567 с.

8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. 416 с.

9. Аттестация школы на основе общественной экспертизы образовательных результатов: учебно-методическое пособие / под ред. О. Е. Лебедева, Н. Ю. Конасовой. СПб., 2005. 96 с.

10. Вершловский С. Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 244-260.

11. Конасова Н. Ю. Оценка общей культуры школьников с позиций компетентностного подхода // Проблемы и перспективы развития образования в России: сборник материалов II Международной конференции. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2010. С. 181-186.

12. Конасова Н. Ю. Технологии оценивания образовательных результатов: ситуационные задачи по оценке функциональной грамотности учащихся. Волгоград: Учитель, 2014. 141 с.

УДК 005.336.4

А. Ю. Булатецкая

Содержание и функциональные особенности интеллектуального капитала организации

A. U. Bulatetskaya. Maintenance and functional features of the intellectual

capital of the organization

В статье анализируются основные подходы к пониманию содержательных компонентов интеллектуального капитала, исследуются его содержание, специфические особенности и важнейшие функции. Интеллектуаль-

The article considers the main approaches to the understanding of the substantive components of intellectual capital, examines its contents, specific features and the most important functions. Intellectual capital is con-

Алена Юрьевна Булатецкая — доцент кафедры социологии Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат социологических наук. © А. Ю. Булатецкая, 2015

ный капитал рассматривается как важная социально-экономическая категория, включающая в себя знания, опыт, компетенции сотрудников организации, которые можно использовать для создания прибавочной стоимости и формирования конкурентоспособности организации.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал организации; интеллектуальные активы; знания; интеллектуальный потенциал.

Контактные данные: 614990, Пермь, ул. Ленина, д. 62; (342-2) 35-30-01; а1епа. bulatetskay@gmail.com.

sidered as an important socio-economic category, including the knowledge, experience, competence of employees which are possible to use for creation of surplus value and formation of the competitiveness of the organization.

Key worlds: intellectual capital organizations; intellectual assets; knowledge; intellectual potential.

Contact details: 614990, Perm, Lenin Str., 62; (342-2) 35-30-01; alena.bulatetskay@ gmail.com.

Во второй половине ХХ в. интеллектуальный капитал становится фундаментом и движущей силой развития мировой экономики и формирования современного общества знания. Именно интеллектуальный капитал является закономерным результатом научного и технологического прогресса, эволюции знаний, умений, образования, профессиональных компетенций персонала, развития информационных и управленческих систем, коммерциализации интеллектуальных ресурсов. Интеллектуальный капитал становится главным фактором, определяющим место государства в общемировой глобализационной системе.

Поэтому научное сообщество уделяет пристальное внимание рассмотрению понятия и содержания интеллектуального капитала, которое актуализировалось на информационной стадии развития экономики. Впервые категорию интеллектуального капитала ввел в научный оборот Д. Гэлбрейт, употребивший в 1969 г. этот термин в письме к М. Калецки в значении «интеллектуальная деятельность». Он определил термин «интеллектуальный капитал» как нечто большее, чем «чистый интеллект» человека, и включающее определенную интеллектуальную деятельность [6].

Теоретическое обоснование интеллектуального капитала как научной категории получает в экономической науке в 90-х годов ХХ в. Сначала природу интеллектуального капитала разрабатывает Т. Стюарт, который представляет интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке: «...патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» [24].

В дальнейшем теоретико-методологические основы интеллектуального капитала разрабатываются зарубежными учеными: Э. Брукингом, Л. Эдвинсоном, М. Меллоуном, Т. Стюартом, Т. Бьюзеном, Й. Руусом, С. Пайком, Л. Фернстре-мом, Г. Минсом, Д. Моррисоном, А. Сливостки, Т. Фортьоном, Д. Шнайдером. Основоположниками данной категории в России можно считать Л. С. Шаховскую, Б. Б. Леонтьева, В. И. Иноземцева, С. А. Айвазяна, М. Ю. Афанасьева, С. А. Ленскую, Б. В. Салихова, А. Чухно и других.

В целом все многообразие подходов к пониманию содержательных компонентов интеллектуального капитала можно свести к следующим направлениям: во-первых, рассмотрение интеллектуального капитала как совокупности нематериальных активов. В этом плане характерно мнение такого ученого, как Э. Брукинг. Он считает, что интеллектуальный капитал — это «термин для определения нематериальных активов, без которых компания не может существовать» [4].

В структуре активов предприятия Э. Брукинг выделяет материальные и интеллектуальные активы. По его мнению, интеллектуальные активы включают интеллектуальную собственность как одну из категорий интеллектуального капитала. Интеллектуальная собственность содержит изобретения, полезные модели, торговые марки, компьютерные программы, базы данных и т. д. и является неотъемлемой частью современного производства. Аналогичную точку зрения высказывают российские ученые С. А. Айвазян и М. Ю. Афанасьев, которые понимают под интеллектуальным капиталом «совокупность нематериальных активов компании, а также знаний, приобретенных навыков и качеств ее сотрудников, обеспечивающая ей возможность получения доходов и конкурентных преимуществ» [1, с. 8].

В своей книге «Интеллектуальный капитал: практика управления» Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрем отмечают, что интеллектуальный капитал можно определить как все неденежные и нематериальные ресурсы, полностью или частично контролируемые организацией и участвующие в процессе создания ценности. Другими словами, под собирательным названием «интеллектуальный капитал» подразумеваются ресурсы интеллектуального капитала, которые увеличивают потенциальные возможности организации при создании ценности [14].

Ряд ученых, соглашаясь с представленной точкой зрения, акцентируют внимание на рассмотрении интеллектуального капитала не только в статике, как совокупности нематериальных ресурсов, но и в динамике, как процесса превращения знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям [21].

Во-вторых, определение интеллектуального капитала через стоимостные характеристики интеллектуальных активов. Дж. Тис применяет понятие «зна-ниевые активы», отмечая способность интеллектуального капитала извлекать экономическую выгоду из индивидуальных и организационных знаний как стратегических активов [17]. С точки зрения Дж. Даума, «интеллектуальный капитал — это основанное на связях структурированное знание и способности, обладающие потенциалом развития и создания стоимости» [23, с. 152-54].

Б. Б. Леонтьев под интеллектуальным капиталом предприятия рассматривает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки персонала, а также накопленные базы знаний и полезные отношения с другими субъектами [12, с. 101]. Важнейшей функцией интеллектуального капитала, по его мнению, является «существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний, вещей и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность» [там же, с. 102].

В-третьих, исследование интеллектуального капитала через систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства. Такое понимание основывается на логических подходах к определению капитала, данному К. Марксом. Так, по мнению В. В. Макарова, М. В. Семеновой, А. С. Ястребова, интеллектуальный капитал выражается через систему отношений различных экономических субъектов по поводу рационального, устойчивого его воспроизводства на основе прогрессивного развития науки в целях производства конкретных товаров, услуг, дохода, повышения жизненного уровня, решения проблем неравномерности мирового и регионального развития на основе персонифицированных экономических интересов субъектов [13, с. 286].

В. И. Трунин определяет интеллектуальный капитал как «экономические отношения по поводу воспроизводства и отчуждения результатов интеллектуальной

(креативной) деятельности, принимающих форму интеллектуальной собственности, возникающие между носителями интеллектуальных способностей и ее потенциальными потребителями» [5].

В-четвертых, выделение интеллектуального капитала как составной части и структурного компонента человеческого капитала. Наиболее значимой работой, определившей дальнейшее направление исследований в этой области, является книга Г. Беккера «Человеческий капитал» [2]. Он рассматривает данное понятие в широком смысле: «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиски информации о ценах и доходах» [22]. В монографии В. Т. Смирнова, И. В. Сошникова, В. И. Романчина, И. В. Скобляковой «Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование» подчеркивается, что именно человеческий капитал включает в себя капитал здоровья, трудовой, интеллектуальный, организационно-предпринимательский, культурно-нравственный, социальный, бренд-капитал, структурный капитал и, наконец, организационный капитал. Однако наиболее адекватным и эффективным видом человеческого капитала является интеллектуальный капитал [16].

В-пятых, раскрытие интеллектуального капитала через деятельностные характеристики работника. Так, например, по мнению М. А. Эскиндарова, интеллектуальный капитал — «это система характеристик, определяющих способность человека, т. е. качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности» [20]. Подчеркивается, что интеллектуальным капиталом в современных условиях могут обладать люди любых профессий, способные к творческому мышлению, но посвятить себя научной или какой-либо другой интеллектуальной деятельности они решают только тогда, когда ожидают от этого выгоды, как денежной, так и морально-психологической, превосходящей выгоды простых носителей рабочей силы.

В-шестых, анализ интеллектуального капитала как совокупности знаний сотрудников организаций, обеспечивающих преимущества перед конкурентами. По мнению Х. Макдональдса, интеллектуальный капитал — это знания, которые есть у организации и могут быть использованы для получения разных преимуществ перед конкурентами [19]. Томас А. Стюарт понимает под интеллектуальным капиталом «сумму знаний всех работников компании и инструменты организации, увеличивающие совокупность знаний, т. е. все то, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность [18, с. 156].

В. С. Ефремов считает, что интеллектуальный капитал — это знания, которыми располагает организация, выраженные в ясной, недвусмысленной и легко передаваемой форме [7]. С точки зрения В. Л. Иноземцева [9], интеллектуальный капитал — это информация и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала.

Особую роль и значение знаний в составе интеллектуального капитала справедливо подчеркивает Б. В. Салихов. Он отмечает, что «знание — это сознательно и целенаправленно актуализированная, обобщенная, систематизированная, структурированная и скоординированная информация, представляющая собой проверенный практикой и относительно истинный результат познания действительности» [15, с. 51]. Постиндустриальная экономика, по мнению Б. В. Сали-хова, формируется в результате растущей роли человека в современной экономи-

ке. Творческая деятельность человека способствует развитию знания, которое становится ключевым активом формирующейся экономики знаний. В процессе воспроизводства знаний Б. В. Салихов выделяет следующие фазы: 1) создание знания — это процесс выделения из всего доступного поля информации необходимой для формирования определенного знания; 2) актуализация включает в себя два ключевых этапа: первый связан с выявлением полезности полученных знаний, второй — с определением мест непосредственного включения данного знания в производственный процесс; 3) капитализация знания — это превращение знания в доходный актив, капитал, создающий новые блага [там же].

По мнению Д. Белла, знания способны быть переданы другим людям лишь с использованием средств связи в определенной систематической форме [3]. Под этой «определенной систематической формой» ученый подразумевает знания, которые существуют в виде информации и являются основным ресурсом социальных трансформаций современного общества. Знания в виде информации отделяются от человека-носителя и существуют самостоятельно, включаясь в отношения собственности. Они могут продаваться и покупаться, сохраняться, накапливаться, передаваться по наследству, т. е. выступать объектом интеллектуальной собственности.

В целом анализ различных подходов к пониманию содержания и сущностных характеристик интеллектуального капитала показывает, что подавляющее большинство зарубежных и российских ученых рассматривают данное понятие как экономическую категорию, включающую в себя важнейшую базовую составляющую — знания, как отдельных сотрудников, так и всей организации в целом. Определение интеллектуального капитала только как совокупности нематериальных активов, выделение его стоимостных характеристик, отношений различных экономических субъектов, в определенной степени сужает это понятие, уменьшает возможности исследования социального характера и содержания интеллектуального капитала, скрывает его специфику по отношению к другим формам капитала.

Нам представляется правомерным рассмотрение понятия «интеллектуальный капитал» в контексте его базовой составляющей — совокупности знаний, которыми обладают сотрудники и сама организация. интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, информационных ресурсов, интеллектуальных активов, информационно-коммуникационных технологий, компетенций, культуры и мотивации персонала, применяемых в процессе управления для получения добавленной стоимости и обеспечения конкурентных и социальных преимуществ организации.

Данное понятие включает в себя не только экономическую, но и социально-управленческую направленность, позволяющую анализировать интеллектуальный капитал как социальное явление, взаимосвязанное с другими категориями предметной области, определять его управленческое воздействие на все стороны общественной жизни, открывать направление для дальнейших исследований в данном направлении.

В целом интеллектуальный капитал следует рассматривать на индивидуальном, корпоративном и государственном уровнях. Индивидуальный интеллектуальный капитал — это совокупность его индивидуальных способностей. Он неотделим от личности специалиста, инноватора и воплощается в объектах производительно используемой интеллектуальной собственности и авторских прав. В полной мере индивидуальный человеческий капитал реализуется тогда, когда он становится частью интеллектуального капитала предприятия. Здесь он находит не только сферу собственного приложения, но и условия для реализации и развития в виде различных форм объективированного знания.

Интеллектуальный капитал корпорации включает специфические нематериальные активы, используемые для обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ [16]. Его носителями выступают профессионально подготовленные компетентные специалисты, обладающие знаниями, опытом, навыками, отношениями и связями, творческими способностями, готовые к постоянному восприятию знаний, необходимых для производственной деятельности и самосовершенствования.

Главная функция корпоративного интеллектуального капитала заключается в обеспечении технологических и организационных преимуществ над конкурентами, а также необходимости постоянного ускорения прироста массы прибыли за счет формирования и реализации знаний, технологий и систем, обеспечивающих его эффективную хозяйственную деятельность. Именно коллективный интеллектуальный капитал задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые затем становятся главным конкурентным преимуществом на рынке.

Интеллектуальный капитал государства воплощен в запасе и потоке знаний, творческих способностей работников, опыте решения инновационных проблем на различных уровнях управленческого аппарата, правильно выбранной стратегии инвестиционного планирования, культуре и мотивации умственного труда, используемых производительно и повышающих доходы человека, фирмы и общества.

Формирование и развитие интеллектуального капитала государства зависит:

• от накопленных в ходе исторического развития интеллектуальных ресурсов;

• развития науки и технологий, глубокого проникновения их в производственные процессы;

• повышения роли и веса науки во всех сферах жизнедеятельности человека;

• качественной подготовки научных и педагогических кадров;

• качественного финансирования образования, науки, культуры;

• выделения государственных и частных инвестиций в производственную деятельность и социальную сферу;

• обеспечения высокого качества жизни людей;

• поддержания здравоохранения, охраны окружающей среды, условий труда и быта работников.

Воспроизводство интеллектуального капитала тесно связано с качественными характеристиками рабочей силы. Для рождения интеллектуального капитала, помимо творческого потенциала, необходимы также такие характеристики рабочей силы, как природные качества (например, здоровье), воспитание, позволяющие человеку дисциплинированно работать над собой, способность и желание систематически повышать свой квалификационный и культурный уровень, влечение к поиску новых решений и др. В целом качественные характеристики рабочей силы наряду с творческим потенциалом формируют некий «творческий креативный менталитет», который является движущим элементом интеллектуального капитала [8, с. 11].

Интеллектуальный капитал имеет множество общих с другими видами капитала черт. Он так же, как и другие виды капитала, является важным фактором производства. Интеллектуальный капитал формируется и развивается в результате вложений различных ресурсов (финансовых, материальных, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг, проходит определенные этапы своего развития от возникновения и востребования до обесценивания и устаревания. Он приносит своему обладателю доход, подвергается износу, нуждается в «ремонте», т. е. требует значительных затрат на свое поддержание и развитие.

В то же время интеллектуальный капитал существенно отличается от физического, финансового и других видов капиталов. К числу важнейших отличительных признаков относятся:

• возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части, способствующей возрастанию информационного ресурса;

• нацелен в будущее и не является результатом действий, совершенных в прошлом;

• является неисчерпаемым, так как не исчезает по мере использования, а сохраняется и даже увеличивается;

• обладает значительным потенциалом и выступает движущей силой экономической активности, обеспечивает темпы и направления прогрессивного развития общества;

• служит основой нематериальной экономики, имеет соответствующую природу и может оцениваться не только с позиций стоимости интеллектуальных активов, но и с научных, социальных, нравственных, культурных позиций;

• его достаточно сложно измерить, поскольку невозможно подобрать индикаторы объективного определения опыта, навыков, интуиции сотрудников;

• этот капитал не может в полном объеме находиться в собственности организации, так как компании и организации владеют интеллектуальным капиталом совместно с наемными работниками, если речь идет о человеческом капитале, и совместно с потребителями и другими контрагентами, если речь идет о потребительском капитале;

• воплощен в человеке и не может продаваться, передаваться или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности, но он может использоваться во внутрисемейном производстве человеческого капитала следующих поколений;

• выступает как синергетический феномен, так как его формирование осуществляется не путем простого сложения своих отдельных частей, а как свойство их взаимодействия;

• задает темп и характер обновления технологии производства и его продукции, которые становятся главным конкурентным преимуществом на рынке;

• активно влияет на социальные процессы, происходящие в обществе, изменяя социальные коммуникации между людьми, трансформируя его социальную структуру и социальную мобильность;

• проявляется в форме непосредственного включения науки в состав производительных сил общества, выступает фактором обеспечения кругооборота знаний в виде информации в замкнутом цикле.

Интеллектуальный капитал отдельных работников образует интеллектуальный потенциал общества, который определяет место, занимаемое государством в общей системе мировых экономических связей, его вес и конкурентоспособность. Интеллектуальный потенциал — это совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций в организациях [11]. Его духовными источниками выступают: нравственные ценности, мировоззренческие идеалы, культурные традиции, обычаи и нормы, социальные институты культуры, семьи, образования, религиозные и общественные организации, формирующие в индивиде духовное начало интеллектуального капитала.

Интеллектуальный потенциал следует рассматривать как стратегическую составляющую интеллектуального капитала, поскольку этот потенциал позволяет компании не только производить качественную продукцию, но и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям через применение современных техноло-

гий, систем управления, совершенствование техники, освоения новых рынков сбыта, увеличение объемов производства и продаж.

В целом интеллектуальный потенциал общества выступает как: во-первых, совокупность накопленного объема научных, образовательных и культурных информационных ресурсов, обеспечивающих функционирование экономической, политической, социальной и духовной систем жизнедеятельности общества. Во-вторых, способность общества и его граждан к осмыслению, освоению и преобразованию окружающего мира. В-третьих, готовность и способность работников принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию в процессе своей трудовой деятельности.

Интеллектуальный потенциал организации зависит от уровня и качества инвестиций. Эти инвестиции вкладываются в обучение персонала, его повышение квалификации и переподготовку, передачу знаний сотрудникам (аутсорсинг, консультационные услуги, обеспечение специальной литературой, информационными и специализированными источниками), инвестирование в НИОКР, информационные технологии, оборудование и материальные активы, планирование и мотивацию карьерного роста работников, их медицинское обслуживание и социальное обеспечение.

интеллектуальный капитал как многообразное социально-экономическое явление обладает следующими характерными функциями:

• стимулирующей, поскольку интеллектуальный капитал обладает значительным потенциалом экономической, технологической и социальной активности, обеспечивающей конкурентоспособность, высокие темпы и направления прогрессивного развития общества;

• накопительной, позволяющей аккумулировать в течение длительного времени знания, навыки, опыт многих поколений людей, развивать интеллектуальную собственность, давать значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект;

• затратной, так как формирование интеллектуального капитала сопряжено со значительными и постоянно возрастающими затратами;

• стоимостной, способствующей увеличению прироста массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию знаниевых ресурсов;

• драйверной, задающей темп и характер технологического обновления производства и его продукции, которые становятся главным конкурентным преимуществом на рынке;

• культурно-исторической, обусловленной специфическими национальными, историческими, религиозными, культурными особенностями и традициями данного государства, которые активно воздействуют на характер и виды инвестиций в интеллектуальный капитал;

• креативной, способствующей утверждению инновационного типа мышления руководителей и сотрудников, предпринимателей и управляющего персонала, стремящихся к реализации креативных идей и современных моделей экономического и социального развития;

• инновационно-коммуникационной, развивающей инновационный характер внедрения новейших информационно-компьютерных технологий и расширяющей возможности социального взаимодействия и коммуникации сотрудников.

Современные организации существенно отличаются от предприятий и организаций предшествующих периодов. Эти отличия, прежде всего, связаны со структурой капитала. Если в традиционных компаниях прошлого основой производственной деятельности составляли совокупность основных фондов и мате-

риальных запасов, которые находятся в собственности владельцев компании, то в настоящее время основой производственной деятельности выступает интеллектуальный капитал, как совокупность знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, многообразных информационных ресурсов, интеллектуальных активов, активно применяемых информационно-коммуникационных технологий.

Функционирование интеллектуального капитала в настоящее время ограничено следующими условиями: значительным ростом масштабов информационных ресурсов, включающих самую разнообразную информацию, в том числе информационных источников, негативно воздействующих на человека, расширением познавательных, технических и территориальных возможностей получения знаний, быстрым моральным устареванием информации ввиду действия закона динамического сжатия времени.

Экономика сегодня развивается по законам филогенеза, т. е. эволюции общности систем, обладающих наследственными связями, по переходу от одного вида к другому, базирующемуся на новых принципах существования и имеющего более совершенные свойства. Явление филогенеза дает возможность развиваться интеллектуальному капиталу и способствует переходу на новые усовершенствованные качества знаний, формирующихся в условиях рыночной конкуренции. Эффективное управление предприятием невозможно без учета филогенеза систем как на уровне макросистемы (страны, отрасли), так и на микроуровне (предприятие, отраслевая технология). При трансформации в условиях филогенеза системы проходят несколько циклов, включающих преобразования и определенный результат изменений. Преобразования осуществляются в нескольких сферах функционирования системы — в информационной среде, в поведении системы, в материальной сфере, в изменении ресурсов, в рыночных преобразованиях и т. д. [10].

Таким образом, понятие интеллектуального капитала выступает как важная социально-экономическая категория, включающая в себя знания, информацию, компетенции сотрудников, их опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно конвертировать в стоимость и использовать для создания прибавочной стоимости. Это сумма всего того, что знают и какими навыками обладают работники и что формирует конкурентоспособность организации.

литература

1. Айвазян C. А., Афанасьев М. Ю. Моделирование производственного потенциала компании с учетом ее интеллектуального капитала: препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

2. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

5. Гарипова Ф. Г. Формирование и сущность понятия «интеллектуальный капитал» // Проблемы современной экономики. 2013. № 3.

6. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / под ред. Н. Н. Иноземцева. М.: Прогресс, 1979. 406 с.

7. Ефремов B. C. Бизнес-системы постиндустриального общества // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5.

8. Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах. Волгоград: Изд-во ВолгГТУ; РПК «Политехник», 2003.

9. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. М.: Academia-Наука, 1998. 640 с.

10. Знание, экономика и общество: новые формы, методы, модели. М.: Экономика, 2008.

11. Лаврентьев В. А., Шарина А. В. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития // Креативная экономика. 2009. № 2. С. 83-89.

12. Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Акционер, 2002.

13. Макаров В. В., Семенова М. В., Ястребов А. С. Интеллектуальный капитал. Материализация интеллектуальных ресурсов в глобальной экономике / под ред. В. В. Макарова. СПб.: Политехника, 2012.

14. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / пер. с англ. под ред. В. К. Дерманова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. 3-е изд. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010. 436 с.

15. Салихов Б. В. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2008.

16. Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование. Орел: Изд-во Орел ГТУ, 2005.

17. ТисДж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы // Российский журнал менеджмента. 2004. Т. 2. № 1.

18. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение, 2007.

19. Фасхиев Т. А. Интеллектуальный капитал — основа инновационного развития предприятия. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2012.

20. Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношений в российской современной экономике. М.: Республика, 1999.

21. Albert S., Bradley К. The Impact of Intellectual Capital // Open University Business School Working Paper. 1996. № 15.

22. Becker G. S. Human Capital: A Theoreticiil and Empirical Analysis. N. Y.: Columbia University Press for NBER, 1964.

23. Daum J. H. Intangible Assets. Bonn: Galileo Press. 2002.

24. Stewart Т. Brainpower // Fortune. 1991. June 3. P. 42-60.

УДК 329

А. А. Шуров

Проблема относительности функционального портрета

политических партий

А. А. Shurov. The problem of relativity of the functional portrait of the political

parties

Статья посвящена анализу основных признаков и функций политических партий. Автором рассмотрены основные подходы, используемые в современной политологии, позволяющие определить наиболее важные системообразующие признаки института партий. На основе структурно-функцио-

This article is about main characters and functions of political parties. Author is trying to analyze genesis of political parties using structural-functional method and to rank their basic features. Also author consider basic methods of political science, which let us to define significant characters of par-

Александр Александрович Шуров — аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета. © А. А. Шуров, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.