Научная статья на тему 'Содержание и эксплуатация обыкновенной гадюки в Тольяттинском серпентарии (итоги экспериментальной работы)'

Содержание и эксплуатация обыкновенной гадюки в Тольяттинском серпентарии (итоги экспериментальной работы) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1172
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Маленев А. Л., Бакиев А. Г., Песков А. Н.

В статье изложены результаты экспериментов по содержанию и эксплуатации обыкновенной гадюки Vipera berus. Приведены сравнительные данные по ядопродуктивности двух внутривидовых форм (темной и светлой), описаны методы интенсивного выращивания молодняка в искусственных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Маленев А. Л., Бакиев А. Г., Песков А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE AND EXPLOITATION OF ADDER IN TOGLIATTI'S SERPENTARIUM (THE RESULTS OF THE EXPERIMENTAL WORK)

The experimental results on maintenance and exploitation of adder (Vipera berus) are reported. The comparative data on venom productivity of the two intraspecific forms (the dark form and the light one) are given. The methods of young adder intensive raising under artificial conditions are described.

Текст научной работы на тему «Содержание и эксплуатация обыкновенной гадюки в Тольяттинском серпентарии (итоги экспериментальной работы)»

УДК 598.126.3(471.43)

СОДЕРЖАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЫКНОВЕННОЙ ГАДЮКИ В ТОЛЬЯТТИНСКОМ СЕРПЕНТАРИИ (ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ)

© 2000 А.Л. Маленев, А.Г. Бакиев, А.Н. Песков

Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти

В статье изложены результаты экспериментов по содержанию и эксплуатации обыкновенной гадюки Vipera berus. Приведены сравнительные данные по ядопродуктивности двух внутривидовых форм (темной и светлой), описаны методы интенсивного выращивания молодняка в искусственных условиях.

В Тольяттииском серпентарии на протяжении нескольких лет (1993-1996 гг.) в качестве объекта исследований мы использовали обыкновенную гадюку Уірвга Ъвгт. Обыкновенная гадюка является самым распространенным и массовым видом ядовитых змей, обитающих на территории Российской Федерации. Яд обыкновенной гадюки на фармацевтических предприятиях бывшего Советского Союза применялся при изготовлении лекарственных препаратов "Випросал В", "Випраксин", а сейчас используется и в производстве противоядной сыворотки "Антигадюка" (ФГУП "Аллерген", г.Ставрополь). Для получения змеиного яда в промышленных масштабах гадюк отлавливают в естественных местах обитания и содержат в серпентариях или в змеепитомниках, где у них регулярно отбирают ядовитый секрет. На наш взгляд, условия содержания и эксплуатации животных-доноров в условиях серпентариев и змеепитомников далеки от оптимальных, о чем, в частности, говорят короткие сроки жизни ядовитых змей. Как правило, почти все эксплуатируемые гадюки данного вида живут в серпентариях и змеепитомниках не более одного года. Следует отметить, что обыкновенная гадюка попала на страницы многих региональных Красных книг (Республика Татарстан, Нижегородская область и т.д.).

В последние годы проблема охраны и рационального использования обыкновенной гадюки все чаще привлекает внимание специалистов. На наш взгляд, возможными путями решения этой проблемы (кроме сохранения естественных местообитаний) яв-

ляются оптимизация методов содержания и эксплуатации гадюк в искусственных условиях, а также разработка методики массового разведения этого вида в неволе. Известны единичные случаи размножения обыкновенной гадюки, при которых молодняк родился от спаривания в неволе (Куриленко, 1987; Luiselli, 1990). Скудность литературных сведений о подобных случаях размножения объясняется скорее всего не тем, что вид является чрезвычайно сложным для разведения, а его широким ареалом и высокой численностью в некоторых местах. Гораздо проще получить потомство, отловив в природе беременных самок, чем добиваться спаривания в неволе. Тем не менее, учитывая вышеизложенное, разработка научно обоснованной и надежной методики разведения в неволе имеет большое значение не только для практических целей (при воспроизводстве хозяйственно значимых видов пресмыкающихся), но и в решении научных задач (например, при решении спорных вопросов систематики).

Содержание

Отловленных из природы обыкновенных гадюк мы содержали в стандартных террариумах (80 х 40 х 40 см) с мелким гравием в качестве грунта. Террариумы были оборудованы поилками, где постоянно была свежая вода. В одном террариуме содержали не более 5 взрослых гадюк. Температура в помещении была 18-250С, а температуру в террариумах при необходимости повышали за счет ламп накаливания (25-60 Вт), расположенных на боковой стенке. Температурный

режим и длину светового дня изменяли в течение года, стараясь приблизить условия содержания к естественным. Террариумы с гадюками 1 -2 раза в неделю облучали УФ-лам-пой по 2-3 мин. Основным кормом для гадюк служили мелкие грызуны (мыши, крысята и хомячки), в достаточном количестве разводимые в виварии лаборатории.

Эксплуатация

Змей, отловленных в весенне-летний период, содержали и эксплуатировали весь год. К сожалению, не все гадюки доживали до второго эксплуатационного сезона. Смертность в течение первого года эксплуатации достигала 80%. Среди основных причин гибели животных необходимо отметить разнообразные микотические поражения.

Ядовзятия у обыкновенных гадюк проводили раз в 20-25 дней, делая между ними 2-3 кормления. В целях повышения выхода яда эксплуатируемых гадюк не кормили в течение недели перед ядовзятием, чтобы яд не расходовался на умерщвление добычи. Ядовитый секрет у гадюк отбирали механическим способом в стеклянные чашки Петри (диаметр 40 мм) и высушивали над хлористым кальцием.

Ядопродуктивность

В серпентарии мы содержали гадюк темной и светлой форм, отловленных в различных административных областях РФ: Самарской и Пензенской - темная форма, Нижегородской и Московской - светлая форма. Все животные были отловлены по разрешениям соответствующих комиссий или комитетов по охране природы. Ядовзятия проводили в отдельные чашки Петри, отмечая место обитания и количество змей, участвующих в "дойке". Наши эксперименты по определению ядопродуктивности показали, что выход яда у гадюк из разных пунктов ареала различен. Мы измерили суммарное количество ядовитого секрета за год и рассчитали индивидуальную ядоотдачу змеи за одно ядовзятие. Данные об индивидуальной ядоотдаче змей из трех областей приведены в таблице.

Средняя разовая ядоотдача "самарских"

гадюк в 1.5 раза превышает ядоотдачу "пензенских" и примерно в 2 раза выше, чем таковая у "нижегородских" гадюк. Основным фактором, определяющим ядопродуктивность, являются размеры змеи. Самыми ядопродук-тивными являются самые крупные экземпляры - из Самарской области. От наиболее крупных из этих змей нам удалось получить за одно ядовзятие до 17,4 мг сухого ядовитого секрета. Вопросу зависимости ядопродук-тивности от линейных размеров у гадюк мы посвятили отдельную публикацию, где экспериментально показали, что с увеличением линейных размеров тела у обыкновенных гадюк значительно увеличивается их ядоотда-ча (Бакиев и др., 1995). Там же была отмечена целесообразность эксплуатации только крупных особей данного вида. Небольшое количество последних при практикующихся в серпентариях методах содержания и эксплуатации дает столько же ядовитого секрета, что и многочисленное поголовье мелких экземпляров. Кроме того, результаты этих экспериментов были учтены при разработке рекомендаций по регламентацииразмерно-полового состава заготавливаемых для серпентариев обыкновенных гадюк (Бакиев, Маленев, 1999).

Обитающая в Самарской и Пензенской областях черная лесостепная гадюка, которую мы считаем внутривидовой формой обыкновенной гадюки (Бакиев и др., 1999), признается многими специалистами самостоятельным видом - гадюка Никольского Уірвта иікоккіі. Приняв последнюю точку зрения, можно говорить о межвидовых различиях в ядопродуктивности двух видов гадюк.

Все вышеперечисленные факты и результаты экспериментальных исследований, видимо, необходимо учитывать при разработке Временных Фармакопейных статей на змеиные яды и нормативно-технической документации с регламентацией размерных характеристик заготавливаемых гадюк. Сравнительный биохимический анализ свойств ядовитого секрета двух названных форм гадюк, обитающих в РФ, кажется нам перспективным и послужит предметом наших дальнейших исследований.

Таблица. Индивидуальная ядоотдача обыкновенных гадюк из разных мест обитания (представлены данные за май-ноябрь 1993 г.)

Место отлова (административная обл. РФ) Количество ядовзятий Сухой яд, мг

Общее кол-во Средняя инд. ядоотдача

Самарская 183 1210 6,6

Пензенская 47 207 4,4

Нижегородская 186 596 3,2

Разведение

Обыкновенные гадюки, отловленные в природе весной, в условиях серпентария спаривались в течение мая месяца. Оплодотворенных и беременных самок мы эксплуатировали наравне с другими особями, проводя ядовзятия раз в 20-25 дней. Самки приносили потомство лишь в первый сезон эксплуатации (со второй половины июля до начала сентября). Для двух групп производителей с ноября по февраль мы проводили зимовку, снижая температуру для одной группы до 560С и до 10-150С - для другой. Естественно, во время зимовки гадюки были изъяты из эксплуатационного цикла, они содержались в покое и темноте. Несмотря на постепенный выход из зимовки и соответствующее изменение светового и температурного режимов, УФ-облучение, витаминизацию, различные варианты формирования групп производителей, перезимовавшие особи не спаривались. Видимо, к началу второго эксплуатационного сезона змеи утрачивали способность к спариванию и размножению. Нам бы не хотелось делать категоричным вывод о несовместимости эксплуатации с размножением у обыкновенной гадюки. В дальнейших экспериментах мы планируем более тщательно подготовить эксплуатируемых животных к брачному периоду.

Интенсивное выращивание гадюк, рожденных в неволе

Среди поступавших в серпентарий гадюк были беременные самки. Их эксплуатировали наряду с другими особями и содержали в общих террариумах. К концу июня у беременных самок заметно утолщилась задняя треть тела, и они стали отказываться от пищи. С середины и до конца июля 1993 г.

мы наблюдали роды у трех самок темной формы - в общей сложности они принесли 17 детенышей, из них - 10 живых. По нашему мнению, родившихся в неволе детенышей нецелесообразно выпускать в природу. Очевидно, что потомство у эксплуатируемых самок рождается ослабленным. Поскольку наивысшая смертность у змей умеренных широт наблюдается именно в первую зимовку (Гаранин, 1983), есть основание усомниться в заметной пользе от выпуска ослабленных сеголеток. Для выращивания продуктивного поголовья за 8 месяцев В.Н. Грубант с соавторами (1972) рекомендует использовать оптимизацию условий содержания и питания. Нам так же представляется более рациональным с природоохранных позиций пополнять поголовье эксплуатируемых в серпентарии ядовитых змей не за счет отлова из природы, а за счет особей, рожденных в неволе и выращенных за короткий срок по интенсивной технологии. При этом необходимо стремиться к созданию в искусственных условиях не только эксплуатируемых, но и самовозобновляющихся групп ядовитых змей.

Новорожденных гадюк мы содержали в стандартном террариуме и наблюдали за ними в течение года с момента рождения. За счет круглосуточного освещения температура в террариуме достигала 25-300С. При длине террариума 80 см в нем устанавливался градиент температуры, и животные сами выбирали температурный оптимум в данном диапазоне. В первый месяц им ежедневно предлагали различный корм: сеголетки лягушек и жаб, сверчки, дождевые черви, новорожденные мышата. Змеи начали принимать пищу в разном возрасте: одна из них проглотила мышонка уже на третий день после своего рождения, остальные стали питаться че-

Рис. Зависимость линейных размеров туловища (А) и ядопродуктивности (Б) от возраста у молоди

обыкновенной гадюки

рез 6-15 дней и только две особи не питались 4 недели, после чего стали самостоятельно принимать корм. Все гадюки ели только мышат и отказывались от земноводных и беспозвоночных. С конца августа рацион был дополнен резаными крысятами и хомячками. Два раза в месяц в корм добавляли витамины "АЕвит" или "Тетравит". УФ-облучение проводили 3-4 раза в неделю по 2-3 минуты лампой ОРК-21М1 с расстояния около 1 м. В 6-месячном возрасте змей рассадили на два террариума по 5 особей, и после рассаживания выращиваемых змей стали кормить не ежедневно, а через день. Живой корм им больше не давали, переведя полностью на питание кусочками мышей и крыс.

При описанном выше режиме содержания и кормления зафиксирован интенсивный рост молодых гадюк (рис. А). Через 12 месяцев после рождения средняя длина змей достигла размеров 3-4-летних особей из природы. Необходимо отметить, что потомство гадюк темной формы отличается по окраске от родителей. У новорожденных экземпляров на спине имеется черная зигзагообразная полоса при общем коричневом или сером фоне туловища. Постепенно, с каждой линькой, окраска змеи темнеет. При общей (с хвостом) длине тела 30-45 см полоса исчезает и спина становится абсолютно черной.

В процессе роста молодняка мы раз в

два месяца отбирали яд и следили за увеличением выхода яда по мере роста гадюк. В 10 месяцев выращенные гадюки давали в среднем уже по 4.6 мг сухого яда. Результаты этих экспериментов представлены на рис. Б. Из рис. А и Б видно, что в 12 месяцев средняя длина туловища с хвостом равна 49 см, а средний выход яда от одной особи составляет 5.9 мг. Последняя величина в 2-3 раза выше ядо-отдачи змей той же длины, взятых из естественных условий. Высокая ядоотдача связана с рядом причин, например, с тем, что интенсивно выращенные гадюки не расходовали яд на умерщвление добычи, так как им постоянно давали резаный корм.

Таким образом, результаты наших экспериментов подтвердили возможность быстрого выращивания молодых гадюк для получения яда интенсивными методами. В возрасте 10-12 месяцев выращенных гадюк уже можно использовать в качестве доноров для получения ядовитого секрета. Данное направление работы наметило перспективы дальнейших исследований - это, прежде всего, получение в неволе второго поколения гадюк, рожденных и выращенных в искусственных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакиев А.Г., Маленев А.Л., Кренделев В.В.

Зависимость ядопродуктивности от линейных размеров у обыкновенной гадюки // Актуальные проблемы герпетологии и токсинологии: Сб. науч. тр. Вып. 1. Тольятти, 1995.

2. Бакиев А.Г., Маленев А.Л. Проблема рационального использования гадюковых змей в России: регламентация размернополового состава отлавливаемых для серпентариев обыкновенных гадюк // Тр. Четвертой всерос. науч.-практ. конф. "Новое в экологии и безопасности жизнедеятельности". Т. 3. СПб.: Балт. гос. тех. ун-т, 1999.

3. Бакиев А.Г., Маленев А.Л., Песков А.Н., Павлов А.В., Гриднев Д.В. К вопросу о

видовом статусе гадюки Никольского // Вторая конференция герпетологов Поволжья. Тольятти, 1999.

4. Гаранин В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края. М.: Наука, 1983.

5. Грубант В.Н., Рудаева А.В., Ведмедеря В.И. Выращивание молоди гадюки обыкновенной в неволе // Экология. 1972. №5.

6. Куриленко В.Е. Разведение обыкновенной гадюки в условиях террариума с помощью метода искусственной зимовки // Проблемы общей и молекулярной биологии. 1987. № 6.

7. Luiselli L. Vipera berus berus // Bull. Soc. Herpetol. Fr. 1990. № 54.

MAINTENANCE AND EXPLOITATION OF ADDER IN TOGLIATTI’S SERPENTARIUM (THE RESULTS OF THE EXPERIMENTAL WORK)

© 2000 A.L. Malenev, A.G. Bakiev, A.N. Peskov

Institutes of Ecology of Volga River Basin of Russian Academy of Sciences, Togliatti

The experimental results on maintenance and exploitation of adder (Vipera berus) are reported. The comparative data on venom productivity of the two intraspecific forms (the dark form and the light one) are given. The methods of young adder intensive raising under artificial conditions are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.