УДК 796.412.2
СОДЕРЖАНИЕ ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТОК ПЕРВОГО РАЗРЯДА, КАК ОРИЕНТИР ДЛЯ ОТБОРА В СБОРНЫЕ КОМАНДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Екатерина Викторовна Максимова, аспирант, Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье изложены результаты анализа содержания групповых упражнений гимнасток первого разряда. Исследования проведены с целью выявления различий в количестве и качестве используемых в композициях элементах техники командами различного уровня подготовленности. Выявлено, что у лидирующей команды техническая ценность композиции максимально возможная - 8,0 баллов и значительно превышает таковую команды, занимающей вторую позицию. Третья команда, уже статистически значимо отстает как от первой, так и второй. Детальный анализ содержания соревновательных упражнений дает возможность определить основные направления, которые используют более подготовленные гимнастки, для демонстрации сложных и оригинальных композиций. Полученные результаты смогут служить ориентиром для разработки батареи тестов при отборе гимнасток в сборные команды.
Ключевые слова: содержание групповых упражнений, техническая ценность, элементы техники, отбор.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p96-100
CONTENT OF GROUP EXERCISES FOR THE GYMNASTS OF THE FIRST GRADE, AS A GUIDELINE FOR THE SELECTION IN THE NATIONAL TEAMS OF RHYTHMIC GYMNASTICS
Ekaterina Viktorovna Maximova, the post-graduate student, Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of content analysis of group exercises for the gymnasts of the first grade. The studies were conducted in order to identify the differences in the quantity and quality of the technique components used in the compositions by the teams of various levels of preparedness. The authors revealed that the leading technical team composition has maximum possible value - 8.0 points and significantly exceeds that of the team, which occupies the second position. The third command, already significantly lags behind both the first and second. A detailed analysis of the content of competitive exercises makes it possible to determine the main directions that are used by more trained gymnasts to demonstrate the complex and original compositions. The results obtained will serve as a guide for the development of the set of tests in the selection of gymnasts into the national teams.
Keywords: content group exercises, technical value, elements of the technique, selection.
ВВЕДЕНИЕ
Основные тенденции развития художественной гимнастики, заключаются в обновлении и ужесточении правил соревнований, росте конкуренции на мировой арене, постоянном поиске путей повышения зрелищности и оригинальности композиций и всё возрастающих требованиях, предъявляемых к двигательной подготовленности гимнасток. В правилах соревнований отражается тенденция развития вида спорта, и в первую очередь рост трудности упражнений. Правилами определяется содержание соревновательных упражнений, а именно количество, разнообразие и уровень трудности элементов
техники. Однако диапазон, как количества, так и качества исполняемых гимнастками элементов достаточно широк, и может варьироваться в зависимости от уровня подготовленности команды. Содержание соревновательных композиций лидирующих команд может служить ориентиром для разработки модельных характеристик гимнасток, претендующих на место в ведущих командах [1-7].
Цель исследования. Выявить различия в количестве и качестве элементов техники в групповых упражнениях первого разряда, исполняемых гимнастками различного уровня подготовленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ видеоматериалов проводился с целью определить содержание и сложность соревновательных композиций гимнасток, выступающих по первому разряду в групповых упражнениях. В ходе видеонаблюдения были зафиксированы технические элементы, переброски, «риски» и комбинации танцевальных шагов. Анализировались композиции трех команд разного уровня, выступающих в групповых упражнениях по первому взрослому разряду: ЦХГ 1 (команда №1 центра художественной гимнастики), ЦХГ 2 (команда №2 центра художественной гимнастики) и ЦХГ 3 (команда №3 центра художественной гимнастики).
Результаты таблицы 1 дают представление о количестве технической ценности элементов соревновательных композиций гимнасток, выступающих по одной программе (первого разряда), но имеющих различный уровень спортивной подготовленности
Таблица 1
Структурные группы, исполняемые гимнастками первого разряда
Команда Количество структурных групп Средняя стоимость элементов трудности Количество рисков Средняя стоимость рисков Количество со-трудничеств Средняя стоимость сотрудничеств Количество перебросок Средняя стоимость перебросок Количество танцевальных дорожек Средняя стоимость танцевальных дорожек Средняя стоимость соревновательных элементов Общая стоимость соревновательной композиции
ЦХГ 1 4 0,4 б 1 0,3б 12 0,3 б 4 0,4 б 3 0,3 б 0,38±0,12 8,0 б
ЦХГ 2 4 0,3 б 1 0,3б 11 0,3 б 4 0,35 б 3 0,3 б 0,32±0,14 7,1 б
ЦХГ 3 4 0,3 б 0 0 б 10 0,2 б 4 0,35 б 4 0,3 б 0,27±0,16 5,7 б
Каждая команда гимнасток выполняет в своей соревновательной композиции по 4 структурных группы. В лидирующей команде ЦХГ 1 преобладают вращения, гимнастки выполняют два элемента вращения в форме «планше» на 360 градусов и вращение в форме «затяжка назад», так же на 360 градусов. Стоимость первого вращения составляет 0,4 балла, а второго 0,3 балла. Гимнастки выполняют более 2-х туров в каждой форме, однако в карточке записывают только по 1 туру, чтобы не превышать допустимую «трудность». Так же гимнастки выполняют прыжок «шагом с поворотом» стоимостью 0,5 балла (это самый «дорогой» элемент в композиции) и баланс в форме «планше» с низким корпусом стоимостью 0,4 балла.
В команде ЦХГ 2, занимающей второе место, преобладают балансы. В своей композиции гимнастки выполняют два баланса. Первый в форме «планше с низким корпусом» на полной стопе стоимостью 0,3 и дополняют его вращательным движением на 0,1 балла, второй баланс в форме «равновесия с захватом ноги назад» на 0,3 балла. В композиции так же присутствует прыжок «касаясь в кольцо» на 0,2 балла и вращение в форме «аттитюд» на 1 тур, стоимостью 0,3 балла.
Отстающая команда ЦХГ 3 выполняет в композиции 2 баланса стоимостью 0,3 балла, это «затяжка в кольцо» и на 0,3 балла «флажок » на полной стопе. Компенсируют гимнастки не самую высокую стоимость балансов за счет дополнительных акробатиче-
ских движений до и после каждого баланса. Так же гимнастки исполняют одно вращение в форме «аттитюд» на 360 градусов, стоимость 0,3 балла, и один прыжок в форме «касаясь прогнувшись», стоимостью 0,3 балла.
В командах ЦХГ 1 и ЦХГ 2 гимнастки выполняют по 1 «риску» в своих соревновательных композициях. Стоимость «риска» в команде ЦХГ1 и ЦХГ 2 составляет 0,3 балла Команда ЦХГ3 по уровню своей технической подготовленности не может на данном этапе исполнять «риск» в композиции.
Все команды исполняют в своих композициях «сотрудничества». Отличия «со-трудничеств» состоят как в стоимости, так и в их количестве. Наибольшее количество сотрудничеств исполняет команда ЦХГ 1 (12 сотрудничеств, в которых преобладают сотрудничества стоимостью 0,3 балла), далее следует команда ЦХГ 2 (11 сотрудничеств, из них большинство по 0,3 балла) и ЦХГ 3 (10 сотрудничеств, из которых большинство стоит 0,2 балла).
Количество танцевальных дорожек в соревновательных композициях ЦХГ 1 и ЦХГ 2 равно 3. Команда ЦХГ 3 исполняет 4 танцевальные дорожки. Это объясняется тем, что уровень развития координационных способностей у команды ЦХГ 3 гораздо ниже, и команда не может исполнять достаточное количество сложных взаимодействий. И для того, чтобы компенсировать недостающую «трудность» соревновательной композиции, гимнастки используют самый простой способ увеличить стоимость программы, это исполнить дополнительную комбинацию танцевальных шагов. Стоимость всех танцевальных дорожек идентична во всех командах и равна 0,3 балла.
Так же все команды обязаны исполнить по 4 переброски. Команды ЦХГ 2 и ЦХГ 3 выполняют равнозначные по стоимости переброски: две по 0,4 балла и две по 0,3 балла. Лидирующая команда ЦХГ 1 исполняет более сложные переброски, стоимостью 0,5 первая переброска, 0,3 балла вторая и 0,4 балла остальные две.
Таким образом, команда ЦХГ 1 опережает команду ЦХГ 2 по таким показателям как, количество исполняемых сотрудничеств, а так же стоимости элементов трудности и перебросок. Команду ЦХГ 3 опережает команда ЦХГ 1 по стоимости всех составляющих соревновательной композиции, кроме стоимости и количества танцевальных дорожек (стоимость танцевальных дорожек равна 0,3 балла и не варьируется). Команды имеют одинаковые показатели по таким критериям, как стоимость танцевальных дорожек. Это объясняется тем, что по правилам соревнований танцевальные дорожки имеют стандартную стоимость. По всем остальным критериям команда ЦХГ 1 опережает команды ЦХГ 2 и ЦХГ 3 как по стоимости технических элементов, так и по их количеству. Следовательно, команда ЦХГ 1 работает в более высоком темпе, что позволяет ей выполнить наибольшее количество сотрудничеств, а так же с большей амплитудой движений и имеет более развитые координационные способности, позволяющие исполнять более сложные и дорогие элементы трудности и риск.
Трудность соревновательных композиций у гимнасток ЦХГ 3 равна 5,7 балла из 8,0 возможных, у команды ЦХГ 2 - 7,1 балла. Самая высокая трудность у лидирующей команды ЦХГ 1 и равна 8,0 баллов.
Достоверность различий показателей трудности определялась с помощью непараметрического критерия "-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Достоверность различий технической ценности соревновательных элементов среди
команд ЦХГ 1, ЦХГ 2, ЦХГ 3
Команда ЦХГ 1 1 ЦХГ 2 ЦХГ 3
ЦХГ 1 | Р-уа1ие = 0,2; р>0,05 Р-уа1ие = 0,001; p<0,05
ЦХГ 2 | | Р-уа1ие = 0,03; p<0,05
ЦХГ 3
"-критерий Манна-Уитни; Р-уа1ие-уровень значимости
Существенные различия в технической ценности соревновательных программ выявлены между командами ЦХГ 1 и ЦХГ 3, а так же ЦХГ 2 и ЦХГ 3. Из этого следует, что трудность соревновательной композиции у команды ЦХГ 3 действительно гораздо слабее, чем у двух других команд. Однако, сложность композиции команды ЦХГ 2 не имеет существенных различий со сложностью лидирующей команды ЦХГ 1. Возможно, это свидетельствует о том, что гимнастки команды ЦХГ 2 могут претендовать на место в лидирующей команде. Выявленные количественные и качественные показатели содержания групповых упражнений лидирующих команд, может служить ориентиром для отбора в сборные команды по художественной гимнастике гимнасток первого разряда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Москве / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 92-93.
2. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Минске / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, М. Шишковска, Е.А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 24-27.
3. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Вене / Р.Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Н.И. Кузьмина, Е.А. Пирожкова, Е.Ю. Нефедова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 151154.
4. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Киеве / Р. Н. Терехина, И.А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Т. К. Сахарнова, Е. А. Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 167-170.
5. Анализ результатов чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 164-168.
6. Анализ результатов чемпионата мира по художественной гимнастике в Измире / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 128-132.
7. Винер, И.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.
REFERENCES
1. Terekhina, R.N., Viner, I.A. Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2010), "Analysis of results of the World championship on rhythmic gymnastics in Moscow", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 68, No. 10, pp. 92-94.
2. Viner, I.A., Terekhina, R.N., Shishkovsky, M. and Pirozhkova, E.A. (2011), "Analysis of the results of European rhythmic gymnastics championship in Minsk", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 24-27.
3. Viner, I.A., Terekhina R.N. and Pirozhkova E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.
4. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek E.S., Kuzmina N.I., Pirozhkova E.A. and Nefedova E.Y. (2013), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European Championships in Vienna", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 151-154.
5. Terekhina, R.N., Viner-Usmanova, I.A., Kryuchek, E.S., Sakharnova, T.K. and Pirozhkova, E.A. (2013), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Kiev", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 167-170.
6. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the rhythmic gymnastics European championship in Baku", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 164-168.
7. Terekhina R.N., Kryuchek E.S., Medvedeva E.N. and Viner-Usmanova I.A. (2014), "Analysis of the results of the World Cup in rhythmic gymnastics in Izmir", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 128-132.
Контактная информация: zavkaf58@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.06.2015.
УДК 378
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МОДЕЛЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДЪЮНКТУР ВОЕННЫХ
ВУЗОВ
Николай Николаевич Миняйленко, кандидат юридических наук, профессор, начальник
адъюнктуры, полковник юстиции, Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск России
Аннотация
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. в качестве ближайшей задачи поставлена задача разработки моделей организации и управления образовательным процессом. На основе анализа современной законодательной базы в сфере высшего образования, касающихся адъюнктуры, современных методов моделирования и успешных решений создания динамических моделей, показано, что динамическая модель образовательной деятельности адъюнктуры может быть создана на основе методов процессного управления.
Ключевые слова: имитационное моделирование, процессное управление, адъюнктура, высшее образование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.08.126.p100-104
APPLICATION OF THE MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODELS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF GRADUATE MILITARY COURSES OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Nikolay Nikolaevich Minyaylenko, the candidate ofjurisprudence, professor, chief of graduate
military course, colonel of justice, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops of Russia
Annotation
In the Concept of the Federal target program of the development of education for 2016-2020, approved by the Order of the Government of the Russian Federation of December 29, 2014 No. 2765-r. as the immediate task the target of development of the models for the organization and management of educational process is set. On the basis of the analysis of modern legislative base in the sphere of the higher education, concerning the graduate military course, modern methods of modeling and successful solutions of creation of the dynamic models, it is shown that the dynamic model for the educational activity of graduate military course can be created on the basis of methods of process management.
Keywords: imitating modeling, process management, graduate military course, higher education.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (http://base.garant.ru/70291362/) привел к унификации организации образовательного процесса в России. В частности деятельность аспирантур (адъюнктур) стала регулироваться этим законом. Так в Статьях 12, п.З.б, 36, п.1,4,5 и статье 108, п.1.6 указывается:
«Статья 12. Образовательные программы
3. К основным образовательным программам относятся:
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ... ;