Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВИДА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВИДА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСГВАРДИЯ / ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / МЕРЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сибгатуллин Фархад Саетгалиевич, Лысенков Cергей Геннадьевич, Никонов Дмитрий Анатольевич

В статье раскрываются понятия «лицензионно-разрешительная система» и «лицензионно-разрешительная работа войск национальной гвардии Российской Федерации». Проанализированы задачи войск национальной гвардии по осуществлению контрольно-надзорных полномочий и предоставлению государственных услуг в сфере оборота оружия, а также частной охранной и частной детективной деятельности. Рассмотрены особенности механизма правоприменительной деятельности войск национальной гвардии в сфере лицензионно-разрешительной работы и процедура исполнения принятых решений как одна из правоприменительных стадий, методы и меры государственного принуждения, которые применяются в рамках осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. Обращено внимание на имеющиеся проблемы организационного характера в деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии и необходимость уточнения ее статуса как организующего, координирующего и контролирующего субъекта в сфере лицензионно-разрешительной работы с целью повышения эффективности функционирования правоохранительных органов в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сибгатуллин Фархад Саетгалиевич, Лысенков Cергей Геннадьевич, Никонов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT, FORMS AND METHODS OF THE LICENSING AND PERMITTING ACTIVITIES AS A KIND OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The concepts of licensing and permitting system and the licensing and permitting activities of the troops of the National Guard of the Russian Federation are considered. The tasks of the National Guard troops regarded to fulfilling the control and supervisory powers and providing the public services in the field of arms trafficking, as well as private security and private detective activities, are analyzed. The features of the mechanism of law enforcement activities of the National Guard troops in the field of licensing and permitting activities, as well as the procedure of executing the adopted decisions as one of the law enforcement stages, methods and measures of state coercion, applied by the National Guard troops within fulfilling the licensing and permitting activities, are considered. Attention is drawn to the existing organizational problems in the activities of the licensing and permitting divisions of the National Guard and the need to clarify its status as an organizing, coordinating and controlling subject in the field of licensing and permitting activities in order to increase the efficiency of the law enforcement agencies’ functioning in this area.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ВИДА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Раздел 5. Совершенствование правоохранительной практики

Научная специальность: 12.00.11 (5.1.2)

Содержание, формы и методы лицензионно-разрешительной работы как вида правоприменительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации

Фархад Саетгалиевич Сибгатуллин,

Уральский округ войск национальной гвардии Российской Федерации, Екатеринбург, Россия; Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, farkhad.sibgatullin@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-5507-677X

Сергей Геннадьевич Лысенков,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, sergey.lysenkov@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-2791-8247

Дмитрий Анатольевич Никонов,

кандидат юридических наук, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, nikson1967@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-6232-1289

Аннотация. В статье раскрываются понятия «лицензионно-разрешительная система» и «лицензионно-разрешительная работа войск национальной гвардии Российской Федерации». Проанализированы задачи войск национальной гвардии по осуществлению контрольно-надзорных полномочий и предоставлению государственных услуг в сфере оборота оружия, а также частной охранной и частной детективной деятельности. Рассмотрены особенности механизма правоприменительной деятельности войск национальной гвардии в сфере лицензионно-раз-решительной работы и процедура исполнения принятых решений как одна из правоприменительных стадий, методы и меры государственного принуждения, которые применяются в рамках осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. Обращено внимание на имеющиеся проблемы организационного характера в деятельности подразделений лицензионно-разреши-тельной работы Росгвардии и необходимость уточнения ее статуса как организующего, координирующего и контролирующего субъекта в сфере лицензионно-разрешительной работы с целью повышения эффективности функционирования правоохранительных органов в указанной сфере.

Ключевые слова: Росгвардия, лицензионно-разрешительная работа, правоприменение, меры и методы государственного принуждения

Для цитирования: Сибгатуллин Ф.С., Лысенков С.Г., Никонов Д.А. Содержание, формы и методы лицензионно-разрешительной работы как вида правоприменительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. N 2 (60). С. 80-89.

Content, forms and methods of the licensing and permitting activities as a kind of law enforcement activities of the troops of the National Guard of the Russian Federation

Farkhad S. Sibgatullin,

Ural District of the Troops of the National Guard of the Russian Federation, Yekaterinburg, Russia; St. Petersburg National Guard Forces Command Military Institute, St. Petersburg, Russia, farkhad.sibgatullin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5507-677X

© Сибгатуллин Ф.С., Лысенков С.Г., Никонов Д.А., 2022

Sergei G. Lysenkov,

Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored worker of higher education of the Russian Federation, St. Petersburg National Guard Forces Command Military Institute, St. Petersburg, Russia, sergey.lysenkov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2791-8247

Dmitry A. Nikonov,

Candidate of Legal Sciences, St. Petersburg National Guard Forces Command Military Institute, St. Petersburg, Russia, nikson1967@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6232-1289

Abstract. The concepts of licensing and permitting system and the licensing and permitting activities of the troops of the National Guard of the Russian Federation are considered. The tasks of the National Guard troops regarded to fulfilling the control and supervisory powers and providing the public services in the field of arms trafficking, as well as private security and private detective activities, are analyzed. The features of the mechanism of law enforcement activities of the National Guard troops in the field of licensing and permitting activities, as well as the procedure of executing the adopted decisions as one of the law enforcement stages, methods and measures of state coercion, applied by the National Guard troops within fulfilling the licensing and permitting activities, are considered. Attention is drawn to the existing organizational problems in the activities of the licensing and permitting divisions of the National Guard and the need to clarify its status as an organizing, coordinating and controlling subject in the field of licensing and permitting activities in order to increase the efficiency of the law enforcement agencies' functioning in this area.

Keywords: National Guard of the Russian Federation, licensing and permitting activities, law enforcement, measures and methods of state coercion

For citation: Sibgatullin F.S., Lysenkov S.G., Nikonov D.A. Content, forms and methods of the licensing and permitting activities as a kind of law enforcement activities of the troops of the National Guard of the Russian Federation // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2022. No. 2 (60). P. 80-89.

Проблемы совершенствования государственного контроля и надзора в сфере оборота оружия, а также в области частной охранной и детективной деятельности на современном этапе государственного развития Российской Федерации являются актуальными. С момента создания в 2016 году Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) в законодательные акты, регламентирующие оборот оружия и частную охранную и детективную деятельность, были внесены существенные изменения. Только в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»* изменения вносились более двадцати раз. Кроме того, была существенно переработана вся система административных регламентов в сфере лицензионно-разреши-тельной деятельности.

* Об оружии: федер. закон от 13 дек. 1996 г. N 150-ФЗ: ред. от 25 февр. 2022 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. N 51. Ст. 5681; Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://pravo.gov.ru

В Российской Федерации в гражданском обращении находится большое количество предметов и технических устройств, которые могут представлять опасность для отдельных граждан и для общества, государства в целом. Во избежание негативных последствий при обращении с данными предметами устанавливается посредством разработки правовых норм особый режим, характеризующийся соответствующими условиями для обеспечения личной и общественной безопасности.

Кроме того, государством предусмотрены профилактические меры, направленные на предупреждение неблагоприятных последствий нарушения порядка использования указанных объектов и предметов, а также правил их оборота.

Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением российского законодательства в области оборота оружия, частной охранной и детективной деятельности, обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса,

а также за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны с 2016 года было возложено на Росгвардию. Данный вид деятельности Росгвардии обозначается как лицензионно-разрешительная работа, которая является неотъемлемым элементом правоохранительной, в том числе лицензионно-разрешительной системы государства.

Под лицензионно-разрешительной системой в юридической литературе, как правило, понимается установленный государством порядок контроля со стороны государственных органов за совершением действий юридических и физических лиц в части использования объектов и предметов той или иной системы, а также получения ими конкретных правомочий на совершение определенных действий [1, с. 127]. Таким образом, лицензионно-разрешитель-ная система включает в себя различные сферы отношений, урегулированных нормами права, представляя собой достаточно масштабный правовой институт.

Разрешение как административный метод государственного управления применяется в контрольно-надзорной деятельности войск национальной гвардии. Данный метод, по мнению В.В. Плешакова, включает в себя такие элементы, как нормотворчество, распорядительство и контроль [2, с. 16].

В последовательной «цепочке» используемых административных методов государственного управления разрешение всегда следует после запрета. Для использования разрешения государству в установленной сфере социальных отношений необходимо определение запретов, которые должны содержаться в нормах административного и уголовного законодательства и указывать на получение специальных разрешений от уполномоченных государством контрольно-надзорных органов.

Например, ст.ст. 222, 223, 224, 225 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за деяния, связанные с незаконным приобретением, сбытом, хранением, перевозкой или ношением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других видов оружия. Глава 20 КоАП РФ устанавливает административную ответ-

ственность за незаконные действия, связанные с использованием огнестрельного оружия.

Действующие нормативные правовые акты Росгвардии также устанавливают запреты, целью которых является регулирование производственных процессов и эксплуатации предметов и объектов ли-цензионно-разрешительной системы, выработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности, ограничению деятельности юридических лиц и т.д.

Таким образом, разрешение связано с реализацией строгого порядка совершения определенных действий, отклонение от которого является противоправным и влечет применение мер государственного принуждения.

Должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы наделены достаточно широкими полномочиями для обеспечения выполнения возложенных на них задач. Например, сотрудникам Росгвардии, осуществляющим лицензион-но-разрешительную работу в сфере частной детективной и частной охранной деятельности, предоставлено право:

- входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и по дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности и частной детективной деятельности;

- осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках, частных детективах и об организациях, осуществляющих образовательную деятель-

ность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций;

- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности и частной детективной деятельности.

Войска национальной гвардии Российской Федерации посредством осуществления лицензионно-разрешительной работы выполняют прежде всего профилактическую функцию, направленную на предупреждение, пресечение и предотвращение негативных последствий нарушения требований правовых норм, регулирующих оборот предметов и объектов, обладающих свойствами, которые обусловливают их общественную опасность. Реализация данной превентивной функции подразделениями Росгвардии во взаимодействии с другими правоохранительными органами вносит весомый вклад в общесоциальную профилактику преступлений и административных правонарушений [3, с. 102].

Контрольно-надзорная деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации в установленной сфере деятельности должна осуществляться на основе неукоснительного соблюдения правовых норм. Для предупреждения последствий криминогенного и иного негативного характера государство устанавливает запреты, ограничения и другие меры, определяя в нормативных правовых актах особый порядок действий, связанный с оборотом предметов и веществ, обладающих специфическими свойствами, а также порядок деятельности организаций с особыми уставными задачами [4, с. 138]. Кроме того, государством устанавливаются меры ответственности за различные нарушения общественных отношений в данной сфере.

На основании изложенного можно определить, что лицензионно-разреши-тельная работа (деятельность) войск национальной гвардии есть урегулированный административным законодательством комплекс мер, принимаемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, по выдаче разрешений

физическим и юридическим лицам, контролю за их деятельностью в соответствии с полученным разрешением, контролю за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью, безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса, деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны с последующим принятием мер в случае выявленных нарушений.

Административную деятельность лицензионно-разрешительных подразделений Росгвардии по ее направленности, сущности и методу осуществления можно разделить на правотворческую и правоприменительную. При этом правоприменение является основной формой деятельности при осуществлении лицензионно-разре-шительной работы. Правоприменительная деятельность уполномоченных должностных лиц Росгвардии выражается в принятии в соответствии с нормами права актов индивидуального характера, направленных на разрешение конкретных вопросов.

В отечественной юридической науке относительно понятий «правоприменительная деятельность», «правоприменительный процесс», «применение права» сформировались как минимум две точки зрения.

Согласно первой понятия «правоприменительная деятельность» и «применение права» рассматриваются как синонимы и определяются в качестве властной распорядительной деятельности государственных органов и уполномоченных должностных лиц, состоящей в рассмотрении и решении юридических дел. К сторонникам данной концепции можно отнести В.К. Бабаева, Л.И. Спиридонова, А.Ф. Черданцева, В.В. Лазарева и др.

Вместе с тем некоторые авторы полагают, что вышеуказанные понятия не однозначны. Например, Н.Г. Колотов считает, что термин «применение права» отражает сущность данного вида реализации права, «правоприменительный процесс» является формой его выражения, «правоприменительная деятельность» - его содержанием [5, с. 8]. По мнению Н.Н. Вопленко, «применение права» представляет собой отражение своеобразия формы реализации, при этом «правоприменительный

процесс» выражает организационную сторону, последовательность [6, с. 32].

Р.Х. Макуев рассматривает применение права как статистическую модель, включающую в себя понимание, знание процедурных сторон, того, что, как и кем должно делаться, и т.д. Правоприменительная деятельность, с его точки зрения, - это динамическая модель, представляющая собой оперативное реагирование на внешние и внутренние сигналы, раздражители, каждый из элементов которой отвлечен на обслуживание заданий, меняющейся целевой программы, а «правоприменительный процесс» - совокупная часть, сердцевина правоприменительной деятельности [7, с. 10].

Понятие «применение права» представляется наиболее универсальным и приемлемым по отношению к деятельности войск национальной гвардии, поскольку оно может быть использовано для обозначения формы реализации права, а также в контексте правоприменительной деятельности. Соответственно, понятия «применение правовых норм уполномоченными должностными лицами войск национальной гвардии» и «правоприменительная деятельность уполномоченных должностных лиц войск национальной гвардии» следует считать равнозначными.

Одной из важнейших черт механизма правоприменительной деятельности войск национальной гвардии в сфере лицензи-онно-разрешительной работы является строгая регламентация оказываемых государственных услуг, а также исполняемых функций контроля и надзора. В настоящее время разработано более 30 административных регламентов в сфере оказания услуг и осуществления контрольно-надзорных полномочий. Приказ Росгвардии от 14 января 2020 г. N 8 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия»* четко определяет сроки и последовательность адми-

* Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

нистративных процедур, осуществляемых должностными лицами подразделений лицензионно-разрешительной работы при проведении органами Росгвардии федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области оборота оружия.

В правоприменительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации можно выделить внутреннюю и внешнюю сферы деятельности. Решение вопросов организации и проведения мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы войск Росгвар-дии, отражает внутреннюю сферу правоприменительной деятельности, которая заключается в использовании правовых норм в отношении подчиненных подразделений и должностных лиц. К внутренней сфере правоприменительной деятельности войск можно отнести организацию управления и руководство подчиненными подразделениями, организационно-штатные мероприятия и др.

Внешняя сфера правоприменительной деятельности войск национальной гвардии в системе лицензионно-разреши-тельной работы связана в первую очередь с обеспечением безопасности личности, общества и государства и с профилактикой правонарушений.

Следует отметить, что необходимость правоприменения возникает в случаях, если:

- для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуются уполномоченные компетентные государственные органы;

- возникают противоречия в волеизъявлении сторон и юридический конфликт не может быть разрешен ими;

- применяются меры государственного принуждения в отношении правонарушителя.

При этом для лицензионно-разре-шительной работы в деятельности войск Росгвардии, по нашему мнению, следует признать преимущественными два основания. К первому основанию относятся случаи, когда для реализации субъективных прав и юридических обязанностей требуется властно-распорядительная деятельность уполномоченных должностных лиц подразделений лицензионно-разреши-

тельной работы. Вторым основанием для применения права в сфере лицензионно-разрешительной деятельности является совершение правонарушения, в связи с чем возникает необходимость применить меры государственного принуждения в отношении нарушителя. Следует отметить, что сотрудники Росгвардии в большинстве случаев выявления правонарушений могут самостоятельно принимать решения о применении к правонарушителям мер государственного принуждения.

В отечественной юридической науке длительное время ведется дискуссия относительно стадий применения права. Как правило, выделяют три стадии правоприменения: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) принятие решения по делу [8, с. 155]. Ряд исследователей объединяют первую и вторую стадии дела с юридической, а некоторые ученые путем дробления стадии установления юридической основы дела выделяют от четырех до шести стадий правоприменения.

Необходимо подчеркнуть, что в правоприменительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации количество стадий зависит от характера рассматриваемого дела. Так, правоприменение по решению вопроса о выдаче лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов состоит из рассмотрения дела и принятия по нему решения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении количество стадий правоприменительного процесса увеличивается. Наиболее дискуссионным здесь становится вопрос относительно стадии исполнения решения по делу, поскольку, по мнению некоторых ученых, правоприменение ограничивается принятием решения по делу [9, с. 50-51].

Согласно данной точке зрения правоприменение правоохранительных органов включает только три стадии, и стадия принятия решения по делу отражает ее основные и исчерпывающие свойства. Процедура исполнения решения по делу ранее не рассматривалась как самостоятельная стадия правоприменения. В свое время А.Т. Раги-мов высказывал идею о нецелесообразности возложения на субъекта правоприменения

не свойственных ему функций исполнения решения по делу, поскольку он не должен быть зависим от принятого решения и над ним не должен тяготеть процент исполнения решений [10, с. 11]. Другие исследователи считают, что правоприменение включает и действия по исполнению правоприменительного акта [см., например: 11, с. 14].

По нашему мнению, применительно к деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации второй подход является более приемлемым. Как правило, правоприменительная деятельность подразделений лицензионно-разрешитель-ной работы войск национальной гвардии не ограничивается принятием решения по делу. Нормативными правовыми актами им предписано исполнять принятые решения. Например, принятое решение об аннулировании разрешения на хранение оружия одновременно предполагает его исполнение в виде изъятия оружия. Следовательно, благодаря исполнению решений происходит практическое воплощение права в жизнь.

Лицензионно-разрешительную работу подразделений Росгвардии можно рассматривать как целенаправленный процесс воздействия субъекта деятельности на объект посредством использования различных методов, прежде всего убеждения и принуждения.

Метод убеждения как превентивный метод применяется в ситуациях, когда права еще не нарушены, и выражается в «несиловом» воздействии на сознание граждан с целью побуждения их к правомерному поведению и отказу от противоправных деяний (предупреждение, пресечение, предотвращение и правовое информирование).

Вместе с тем в деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации широкое применение находит метод принуждения, который является совокупностью специфических способов воздействия на нарушителей права, допускающих в установленном законом порядке применение должностными лицами войск закрепленных законодательством специальных мер и средств для защиты правопорядка.

Меры административного принуждения играют важную роль в деятельности

Росгвардии по осуществлению лицензи-онно-разрешительной работы. Следует отметить, что меры административного принуждения могут применяться и в случаях отсутствия противоправных действий.

Использование метода принуждения войсками национальной гвардии не имеет в своей основе цели причинения правонарушителю физических или нравственных страданий, ущемления его прав и свобод, а также унижения его достоинства. Основная цель использования метода принуждения - это обеспечение зашиты правопорядка.

Меры административного принуждения, используемые подразделениями лицензионно-разрешительной работы Рос-гвардии, можно классифицировать по способу охраны общественного порядка на меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры обеспечения производства по делам об административном правонарушении, а также меры административного наказания [12, с. 164-165].

К мерам административного предупреждения можно отнести создание и ведение банков данных о лицах, получивших удостоверение частного охранника, и лицах, владеющих оружием. В настоящее время в деятельности подразделений ли-цензионно-разрешительной работы Ро-сгвардии активно используется система информационного обеспечения централизованного учета оружия, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, что позволяет эффективно решать задачи по предназначению и более качественно выполнять контрольно-надзорные полномочия в установленной сфере деятельности.

При осуществлении лицензионно-разрешительной деятельности для войск национальной гвардии Российской Федерации большое значение имеют меры административного пресечения, которые представляют собой мероприятия принудительного характера, направленные на защиту общественных отношений в установленной сфере деятельности. Применение указанных мер связано с непосредственным воздействием на волю

правонарушителя с целью недопущения дальнейших неправомерных действий. Для правонарушителя данное воздействие влечет правовые ограничения, которые выражаются, например, в приостановлении и аннулировании разрешений (лицензий) у владельцев оружия, частных детективов и частных охранников.

Среди мер административного принуждения важную роль играют меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в частности изъятие вещей и документов. Меры административно-процессуального обеспечения направлены прежде всего на пресечение административного правонарушения и призваны обеспечить производство по делу, создать условия для установления истины. Основанием для применения мер административно-процессуального обеспечения является только совершенное административное правонарушение.

Необходимо отметить, что, по мнению некоторых авторов, изъятие вещей и документов также можно отнести и к мерам административного пресечения, поскольку изъятие оружия вследствие нарушений правил его хранения, приобретения, регистрации и использования наряду с изъятием предметов мелкого хищения направлено на прекращение неправомерного владения (пользования, распоряжения) соответствующими вещами (предметами) и неправильного их использования [13, с. 46]. Сходство мер административно-процессуального принуждения с мерами административного пресечения обусловлено основаниями их применения, которыми, как было указано, выступают правонарушения.

Меры административного наказания можно определить как меры ответственности, установленные государством за совершенное административное правонарушение. Основная цель мер административной ответственности - это профилактика совершения новых правонарушений. Административные наказания назначаются сотрудниками подразделений лицензион-но-разрешительной работы Росгвардии исключительно в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством.

Следует обратить внимание, что с образованием Росгвардии была расширена

компетенция подразделений лицензион-но-разрешительной работы по рассмотрению дел и наложению административных взысканий по делам об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере оборота оружия. В соответствии со ст. 23.85 КоАП РФ войска национальной гвардии в настоящее время уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере оборота оружия и контроля за частной охранной и детективной деятельностью, предусмотренных:

- частями 1, 2, 3, 4.1, 5 и 6 ст. 20.8 КоАП РФ «Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием»;

- статьей 20.11 КоАП РФ «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

- частями 1-3 ст. 20.12 КоАП РФ «Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему»;

- статьей 20.14 КоАП РФ «Нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему»;

- частями 1, 2-4 ст. 20.16 КоАП РФ «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;

- частью 1 ст. 20.23 КоАП РФ «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;

- статьей 20.24 КоАП РФ «Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,

в частной детективной или охранной деятельности».

Таким образом, лицензионно-раз-решительная работа войск национальной гвардии имеет специфические черты, которые обусловлены ее содержанием, методами и формами деятельности. Наделение Росгвардии контрольно-надзорными полномочиями в области оборота оружия, частной охранной и частной детективной деятельности, а также функцией контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны на современном этапе государственного развития России является обоснованным.

Нерешенные проблемы в правоприменительной деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии носят, как правило, организационный характер [14, с. 30]. По нашему мнению, они обусловлены в основном отсутствием надлежащего межведомственного взаимодействия уполномоченных государственных органов, а также недостаточностью соответствующих правовых, организационно-штатных и материальных ресурсов.

Кроме того, в нормативных правовых актах еще не в полной мере разработан статус Росгвардии как организующего и контролирующего субъекта, выступающего координатором деятельности других правоохранительных органов в сфере ли-цензионно-разрешительной работы. В связи с этим продолжает оставаться актуальной проблема дополнительной теоретической и практической проработки круга полномочий Росгвардии на данном направлении деятельности с возможностью последующего принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта. В целом же правильная организация деятельности подразделений лицензионно-разреши-тельной работы Росгвардии будет способствовать достижению основной цели, стоящей перед правоохранительными органами Российской Федерации, - обеспечению общественной безопасности.

Список источников

1. Болотин В.С., Савилов М.Г. Институт лицензирования как объект правового регулирования нормами гражданского и административного законодательства // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. N 4. С. 125-134.

2. Плешаков В.В. Административные методы советского государственного управления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1977. 24 с.

3. Невежин П.Н. Актуальные вопросы взаимодействия полиции и Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 1 (41). С. 99-103.

4. Отдельные проблемные вопросы хранения и отчуждения изъятого оружия / И.В. Семенов, С.А. Шо-бонов, Р. В. Дорогин // Военное право. 2021. N 4 (68). С. 137-140.

5. Колотов Н.Г. Принятие решения как стадия процесса применения норм права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1980. 21 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. 184 с.

7. Макуев Р.Х. Правоприменительная деятельность милиции (теоретико-правовое исследование): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1994. 37 с.

8. Лазарев В.В. Теория государства и права. Москва, 1992. 183 с.

9. Дерягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. 247 с.

10. Рагимов А.Т. Юрисдикционное правоприменение в системе правовой деятельности органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1991. 310 с.

11. Коренев А.П. Применение норм советского административного права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ленинград, 1971. 539 с.

12. Административная деятельность полиции. Часть Особенная: учеб. пособие / под ред. О.И. Бекетова. Омск, 2016. 354 с.

13. Кисин В.Р. Меры административно-процессуального принуждения, применяемые милицией. Москва, 1987. 60 с.

14. Кононов А.М., Стандзонь Л.В. Некоторые проблемы реализации лицензионно-разрешительных функций полицией // Труды Академии управления МВД России. 2019. N 4 (52). С. 26-32.

References

1. Bolotin V.S., Savilov M.G. Institute of licensing as an object of legal regulation by the norms of civil and administrative legislation. Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2017, vol. 12, no. 4, pp. 125-134. (In Russ.).

2. Pleshakov V.V. Administrative methods of Soviet state administration. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 1977. 24 p. (In Russ.).

3. Nevezhin P.N. Topical issues of interaction between the police and the Russian Guard to ensure the administrative and legal regime of the licensing and permitting system. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 1 (41), pp. 99-103. (In Russ.).

4. Semenov I.V., Shobonov S.A., Dorogin R.V. Separate problematic issues of storage and alienation of seized weapons. Military Law, 2021, no. 4 (68), pp. 137-140. (In Russ.).

5. Kolotov N.G. Decision-making as a stage in the process of applying the rules of law. Autoabstract Cand. Diss. Sverdlovsk, 1980. 21 p. (In Russ.).

6. Voplenko N.N. Socialist legality and the application of law. Saratov, 1983. 184 p. (In Russ.).

7. Makuev R.H. Law enforcement activities of the police (theoretical and legal research). Autoabstract Doct. Diss. Moscow, 1994. 37 p. (In Russ.).

8. Lazarev V.V. Theory of Government and Rights. Moscow, 1992. 183 p. (In Russ.).

9. Deryagin I.Ya. Application of the norms of Soviet law. Sverdlovsk, 1973. 247 p. (In Russ.).

10. Ragimov A.T. Jurisdictional law enforcement in the system of legal activity of internal affairs bodies. Cand. Diss. Moscow, 1991. 310 p. (In Russ.).

11. Korenev A.P. Application of the norms of Soviet administrative law. Autoabstract Doct. Diss. Leningrad, 1971. 539 p. (In Russ.).

12. Administrative activities of the police. Part Special. Edited by O.I. Beketov. Omsk, 2016. 354 р. (In Russ.).

13. Kisin V.R. Measures of administrative and procedural coercion used by the police. Moscow, 1987. 60 p. (In Russ.).

14. Kononov A.M., Standzon' L.V. Some problems of the implementation of licensing and permitting functions by the police. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 4 (52), pp. 26-32. (In Russ.).

Вклад авторов:

Сибгатуллин Ф.С. - подготовка первоначального варианта текста, проведение критического анализа материалов и формулирование выводов;

Лысенков С.Г. - сбор и анализ эмпирического и научного материала в отечественных источниках, формулирование выводов;

Никонов Д.А. - поиск эмпирического материала, постановка научных проблем, оформление статьи по установленным требованиям и доработка текста.

Contributions of the authors:

Sibgatullin F.S. - preparing the initial version of the text, conducting a critical analysis of the materials and drawing conclusions;

Lysenkov S.G. - collecting and analyzing the empirical and scientific material in the national sources, drawing conclusions;

Nikonov D.A. - searching for empirical material, formulating the scientific problems, processing the article according to the established requirements, revising the text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.