Научная статья на тему 'Содержание этапов тьюторской деятельности в процессе повышения квалификации педагогов'

Содержание этапов тьюторской деятельности в процессе повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
тьютор / тьюторское сопровождение педагога / сопровождение повышения квалификации педагога. / tutor / tutor support for a teacher / support for teacher training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рассохин Алексей Альбертович

В данной статье обозначено содержание основных этапов тьюторской деятельности в процессе повышения квалификации педагогов, выполнено начальное структурирование содержания каждого этапа. Обозначены понятия: тьютор, тьюторинг, кратко отражены различные представления данных понятий и их трактовка, при помощи чего и определена роль тьюторства в процессе повышения квалификации педагогов и обмена педагогическим опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF STAGES OF TUTORIAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF INCREASING THE QUALIFICATION OF TEACHERS

This article outlines the content of the main stages of tutoring in the process of professional development of teachers, performed the initial structuring of the content of each stage. The concepts are indicated: tutor, tutoring, various representations of these concepts and their interpretation are briefly reflected, with the help of which the role of tutoring in the process of advanced training of teachers and the exchange of pedagogical experience is determined.

Текст научной работы на тему «Содержание этапов тьюторской деятельности в процессе повышения квалификации педагогов»

PUBLIC ADMINISTRATION / <<Ш1ШетУМ-ШУ©Ма1>>#Щ!!)),2©2©

_78

показать свои умения и навыки применять теоретические знания к решению практических задач, умение находить и исправлять ошибки в работе других.

В конце игры всем учащимся выдаются благодарственные письма следующего возможного содержания:

«Уважаемые сотрудники НИИ, от лица руководства выражаем вам благодарность за научный вклад в исследование производной, а также за осуществление сбора и обобщения теоретического материала по данной теме».

«Уважаемые сотрудники НИИ, от лица руководства выражаем вам благодарность за научный вклад в исследование производной, в частности, «Трезубца Ньютона».

«Уважаемые сотрудники НИИ, от лица руководства выражаем вам благодарность за научный вклад в исследование производной, в частности, в исследование задач на оптимум».

Деловая игра «Золотые сечения» нами была проведена на практике у учащихся 10 класса МБОУ «СШ №40» г. Смоленска. После проведения урока в форме деловой игры и беседы с учащимися было замечено, что форма урока вызывает интерес у учащихся, выявляются лидеры в процессе выполнения заданий, наблюдается организованная работа в группах, происходит осмысление и закрепление знаний учащимися. Проведенное после игры анкетирование показало, что данная форма проведения урока очень понравилась учащимся.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что проведение деловых игр при обучении математике старших школьников имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной формой проведения

уроков: повышается мотивация учебной деятельности учащихся, создается ситуация успеха, приобретается опыт коллективной содеятельности, взаимоуважения. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Как показывает практика, во время игры учащиеся внимательны, сосредоточенны и дисциплинированы. Таким образом, проведение деловых игр на уроках математики способствует развитию волевых и лидерских качеств у подростков, позволяет выработать активную личностную позицию и эффективно взаимодействовать с окружающими, что, на наш взгляд, является крайне необходимым в современном обществе.

Список литературы

1. Абрамов, Н. И. Комплексная деловая игра / Н.И. Абрамов [и др.]. - М.: Мысль, 1991. - 123 с.

2. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 252-254.

3. Деловая игра «Золотые сечения». - Режим доступа: URL: https://drive.google.com/open?id=1jbk6fGrx70Yxe12 O2emUrC3KZoS9sPGR. (18.01.2020)

4. Деловая игра «Квартальный отчет в НИИ: производная и ее применение». - Режим доступа: URL:

https://drive.google.com/open?id=17aw7eLQfTBrjqh9 4a1S9MXWxM4G5Bl81. (18.01.2020)

5. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр: учебное пособие для преподавателей сред. спец. учеб.заведений / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1992. - 320 с.

УДК: 378.046.4

Рассохин Алексей Альбертович Студент 1 курса, магистерская программа «Управление в образовании» ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

г. Архангельск.

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11308 СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ.

Alexey Albertovich Rassokhin

CONTENTS OF STAGES OF TUTORIAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF INCREASING THE

QUALIFICATION OF TEACHERS.

Аннотация

В данной статье обозначено содержание основных этапов тьюторской деятельности в процессе повышения квалификации педагогов, выполнено начальное структурирование содержания каждого этапа. Обозначены понятия: тьютор, тьюторинг, кратко отражены различные представления данных понятий и их трактовка, при помощи чего и определена роль тьюторства в процессе повышения квалификации педагогов и обмена педагогическим опытом.

Abstract

This article outlines the content of the main stages of tutoring in the process ofprofessional development of teachers, performed the initial structuring of the content of each stage. The concepts are indicated: tutor, tutoring, various representations of these concepts and their interpretation are briefly reflected, with the help of which the role of tutoring in the process of advanced training of teachers and the exchange of pedagogical experience is determined.

<<шушздим-шигмак>>#щ15)),2©2© / PUBLIC ADMINISTRATION_79_

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение педагога, сопровождение повышения квалификации педагога.

Key words: tutor, tutor support for a teacher, support for teacher training.

Отечественные авторы занимаются изучением таких понятий, как тьютор, тьюторинг, разбирают содержание данных понятий, рассматривают и детализируют предназначение тьюторской деятельности, уточняют её специфику, касаемо повышения квалификации педагогов. Понятие «тьютор» в научном сообществе имеет различные трактовки, которые отражены в трудах Н. Д. Хатькова, С. И. Змеева, С. А. Щенникова и некоторых других. К примеру, В. Г. Онушкин представляет следующее определение понятию «тьютор»: «Тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых» [1, с 212].

С. А. Щенников определяет тьютора как консультанта, преподавателя или специалиста по организации самообразования, на которого возлагается ряд, обязательных для выполнения, задач, выполнить которые он может сыграв актуальные роли тьютора - дидактическая роль, лидерская, консультационная и организационная [2, с 488].

Если проанализировать подходы к определению данного понятия, то можно сделать вывод, что тьютор может выступать в роли наставника, консультанта для взрослых обучающихся, который занимается сопровождением индивидуального маршрута образования педагога в системе повышения квалификации. Сопутствующим понятию тьютор является определение тьюторинга в повышении квалификации, в данном контексте тьюторинг понимается, как форма взаимодействия взрослого обучающегося с его наставником - консультантом.

В специализированной литературе принято выделять ряд этапов тьюторинга. Одним из основных этапов тьюторского сопровождения, в процессе повышения квалификации педагога, является ориентационный этап. Он включает в себя определение ожиданий тьюторанта, связанных с процессом повышения его квалификации, соотнесение желаемых результатов с ресурсной базой курсов и их возможностями и самого тьюторанта, также на данном этапе производится выбор форм взаимодействия, определяются актуальные направления для повышающего квалификацию педагога. Также на данном этапе принято проводить диагностику затруднений и ограничений, по причине изменений целей и потребностей тьюторанта происходит смена мотивации. На ориентационном этапе производится разработка программ, индивидуального маршрута взаимодействия наставника и сопровождаемого педагога, исследуется и анализируется проблема, устанавливается её аспект, с помощью чего и достигается единое виденье проблемы.

Следующим этапом взаимодействия тьютора и педагога, повышающего квалификацию, является активизирующий этап, направленный на просветительную деятельность тьютора с целью активизации сопровождаемого педагога, с целью его актив-

ного вовлечения в деятельность, происходит обозначение границ профессиональной компетентности, осуществляется переход между репродуктивными способами к продуктивным способам усвоения педагогического опыта. Данный этап характеризуется повышением инициативности тьюторанта в процессах, связанных с выполнением индивидуальных программ или маршрутов повышения квалификации, исполнительная роль на данном этапе отводится педагогу, повышающему квалификацию, роль тьютора сводится к навигации и консультированию, организации запланированных ранее процессов, его основные направления связаны с деятельностью по соотнесению программы повышения квалификации с проектом, а также предварительное оценивание результатов, с возможным внесением корректировок.

В специализированной литературе также принято выделять коррекционно-оценочный этап, он заключается в диагностике, с углубленным вниманием к самодиагностике и к динамике развития знаний, педагогического опыта и конкретных умений, также данный этап отличается процессом уточнения областей, нуждающихся в поддержке, также отличительной чертой коррекционно-оценочного этапа является разработка коррекционных программ действий, с обозначением роли тьютора в ее реализации. На данном этапе реализуется совместная деятельность по оцениванию степени реализации поставленной цели, удовлетворенности всех участников процессом и результатами. Предусматривается возможность обсуждения содержания дальнейших образовательных траекторий для педагога повышающего квалификацию.

В заключении хочется кратко представить каждый этап тьюторского сопровождения педагога, повышающего квалификацию. Ориентационный этап направлен на определение роли тьютора, как основной, ведущей на представленном этапе, подчеркивается, что основными способами направления деятельности отмечаются диагностики и анализ, а также присутствует согласование и проектировочные действия. Активизирующий этап характеризуется повышенной активностью и самостоятельностью сопровождаемого педагога, который выражен в критичности анализа проблемы, а деятельность тьютора заключается в роли помощника или консультанта.

Следует отметить, что для коррекционно-оце-ночного этапа характерно появление или простое наличие инициативы, исходящей от педагога, направленной на обмен профессиональным опытом, информацией в соответствующих кругах, расширяет круг профессиональных задач, подчеркивается возможность смены роли сопровождаемоего на роль тьютора для других педагогов, желающих пройти курсы повышения квалификации.

Отметим, что каждый этап носит специфический характер, имеет свои особенности, которые

РЦВЫС ЛБМШТБТКЛТЮМ / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа[1>>#Щ11)),2©2©

80

можно детализировать и разбираться в каждой отдельно, важно понять, что каждый этап необходимо для того чтобы между тьютором и курируемым установились отношения, направленные на обеспечение решения тактических задач педагогического процесса, носящие конструктивный характер.

Список литературы.

1. Онушкин В. Г., Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, Во-рожен, 1995, 212 с.

2. Щенников С. А., Открытое дистанционное образование М.: Наука, 2002, 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.