Научная статья на тему 'Содержание этапов организации проектной деятельности в образовательной среде средней школы'

Содержание этапов организации проектной деятельности в образовательной среде средней школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / проектная деятельность / обучение / технологии / метод / учитель / развитие / education / project activities / training / technology / method / teacher / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амерханова Гульнара Шаарановна

В статье рассмотрены актуальные аспекты организации проектной деятельности в образовательной среде. Подчеркнуто, что проектная деятельность становится все более значимой в современных образовательных учреждениях, он позволяет обучающимся не только получать знания, но и применять их на практике. Проектная деятельность как инновационная технология развивает такие навыки, как решения проблем, критическое мышление, коммуникация, творческое мышление и сотрудничество. Отмечено, что креативность учителя является один из факторов организации проектной деятельности в образовательной среде. Обобщены педагогические подходы исследователей разных стран и культур к пониманию сущности проектной деятельности. Проектная деятельность может быть организована в рамках учебного процесса, а также во внеурочное время. Проанализированы этапы организации проектной деятельности в образовательной среде и рассмотрен процесс формирования компетенций командной работы обучающихся средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амерханова Гульнара Шаарановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF THE STAGES OF ORGANIZING PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SECONDARY SCHOOL

The article discusses current aspects of organizing project activities in the educational environment. It is emphasized that project activity is becoming increasingly important in modern educational institutions; it allows students not only to gain knowledge, but also to apply it in practice. Project activities as an innovative technology develop skills such as problem solving, critical thinking, communication, creative thinking and collaboration. It is noted that teacher creativity is one of the factors in organizing project activities in the educational environment. The pedagogical approaches of researchers from different countries and cultures to understanding the essence of project activity are generalized. Project activities can be organized as part of the educational process, as well as outside of class time. The stages of organizing project activities in the educational environment are analyzed and the process of forming teamwork competencies of high school students is considered.

Текст научной работы на тему «Содержание этапов организации проектной деятельности в образовательной среде средней школы»

Содержание этапов организации проектной деятельности в образовательной среде средней школы

Амерханова Гульнара Шаарановна,

старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет E-mail: vinter_65@mail.ru

В статье рассмотрены актуальные аспекты организации проектной деятельности в образовательной среде. Подчеркнуто, что проектная деятельность становится все более значимой в современных образовательных учреждениях, он позволяет обучающимся не только получать знания, но и применять их на практике. Проектная деятельность как инновационная технология развивает такие навыки, как решения проблем, критическое мышление, коммуникация, творческое мышление и сотрудничество. Отмечено, что креативность учителя является один из факторов организации проектной деятельности в образовательной среде. Обобщены педагогические подходы исследователей разных стран и культур к пониманию сущности проектной деятельности. Проектная деятельность может быть организована в рамках учебного процесса, а также во внеурочное время. Проанализированы этапы организации проектной деятельности в образовательной среде и рассмотрен процесс формирования компетенций командной работы обучающихся средней школы.

Ключевые слова: образование, проектная деятельность, обучение, технологии, метод, учитель, развитие.

Современное образование как ключевой фактор развития общества, определяется использованием инновационных технологий с активным вовлечением обучающихся в образовательное пространство. Для учителя в работе самое главное то, как ученик анализирует, размышляет, как критически относится к социальным событиям. Каждый ученик должен быть включен в ситуацию поиска решения вопросов, творческую деятельность. Специфика образовательного цикла требует от обучающихся компетенций работать с различного рода источниками, информацией, материалами средств массовой информации. Зачастую это вызывает трудности у обучающихся: неспособность устанавливать причинно-следственные связи, неумение оперировать фактами и т.д.

Современное образование находится в постоянном развитии и адаптируется к изменяющимся технологическим прорывам. Основные тенденции развития образования включают интеграцию технологий, организацию сотрудничества учителя с учениками, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения. Именно проектная деятельность реализует основные тенденции образования, понимание которых позволяет быть готовым к вызовам будущего. С внедрением в учебный процесс проектной деятельности, учитель выполняет функции советчика, консультанта. Это требует от него не только предметных знаний, но и готовность к восприятию педагогических инноваций. Проектной подход - это метод обучения, который активно используется в современных образовательных учреждениях, он позволяет учащимся не только получать знания, но и применять их в деятельности. Проектная деятельность как инновационная технология развивает такие навыки, как решения проблем, критическое мышление, коммуникация, творческое мышление и сотрудничество.

Креативность учителя как один из факторов осуществления инновационной деятельности необходима для организации проектного подхода. Многие исследователи связывают вместе понятие проектная деятельность и креативность, понимая их как открытость к новому, осознание потребности в изменении восприятия окружающего. Креативность учителя играет важную роль в организации проектной деятельности. Креативные учителя способны придумывать новые идеи, интересные темы, нестандартные задачи для проектов. Они помогают адаптировать проекты под потребности обучающихся, мотивировать и вовлекать каждого ученика в деятельность. Креативный учитель стимулирует обучающихся к исследовательской активности

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

и самостоятельности, создавая условия проявлять творческий потенциал и индивидуальность [2].

Таким образом, креативность учителя является ключевым фактором для успешной реализации проектной деятельности. Учителя, проявляющие креативность, помогают развивать способность к решению нетипичных задач и вдохновляют обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в широком понимании проектом называют все, что задумывается и планируется. В переводе с латинского «рго}есШ5» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прототипа, прообраза объекта, а проектирование при этом является процессом создания проекта. Понятие проектной деятельности является неоднозначным. Проектная деятельность - это форма обучения, направленная на социальные результаты, формирование гибких навыков и умений, универсальных компетенций.

Г.Ш. Амирханова и И.В. Мусханова в своей работе пишут: «Мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что, несмотря на высокую актуальность метода учебных проектов, нашедшего отражение на страницах ФГОС, в современной педагогической науке нет единого подхода к пониманию соответствующего термина. Учебный проект можно определить, как цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на достижение конкретных целей путём осуществления изменений. При этом принципиальная черта проектирования, отличающая его, например, от исследовательской деятельности, состоит в том, что способов решения одной и той же проблемы может быть несколько, причём выбор одного из них делается обоснованно и сознательно» [1]. В ходе проектной деятельности обучающихся работают в команде, решают проблемы, создают продукты, а также развивают свои умения, знания необходимые для профессионального становления. Проектная деятельность может быть различной по своей направленности и целям. К примеру проекту могут быть информационными, творческими, исследовательскими, предметно ориентированными. В ходе работы над проектом обучающийся учатся выявлять проблему из ситуации, грамотно формулировать цель, которая будет достижима [5].

Проектная деятельность как активная форма обучения, направленна на интеллектуальное, коммуникативное развитие личности. Проектной подход может быть использован в различных науках, таких как математика и гуманитарные науки проектной подход позволяет учащимся стать более активными участниками образовательного процесса и развивать свой творческий потенциал.

В России проектной подход в молодёжной по-с литики начал применяться в 2018 году. В рамках " этого подхода были реализованы региональные ^ проекты, направленные на решение социальных ~ проблем молодёжи. Одним из примеров таких зё проектов является «Молодёжь России», который

включает в себя мероприятия на поддержку молодёжи в различных сферах деятельности.

Проектной подход позволяет получить не только знания из различных источников, но и возможность самостоятельно отыскивать истину, углубить познания, научиться новому. Необходимо отметить, что проектной подход направлен на формирование компетенции, а также на предметные результаты. В процессе работы над проектами обучающийся учатся грамотно планировать время, делегировать задачи, распределять нагрузку, объяснять и договариваться.

В педагогике исследователи разных стран и культур различно подходили к пониманию сущности проектной деятельности. Рассмотрим некоторые из них:

1. Российская педагогика: В России проектная деятельность часто связывается с активными методами обучения. Учителя ставят перед учениками реальные задачи, которые они решают в рамках проектов. Это способствует развитию креативности, коммуникации и самостоятельности [6].

2. Зарубежные подходы: В западных странах, таких как США и Европа, проектная деятельность активно используется в образовании. Здесь она часто связана с принципами конструктивизма и социокультурного подхода. Ученики работают в командах, исследуют реальные проблемы и создают продукты [3].

3. Инновационные подходы: В последние десятилетия все больше внимания уделяется инновационным методам обучения. Проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательных программ, независимо от страны.

Важно понимать, что проектная деятельность -это не только метод обучения, но и способ развития учеников как личностей, способных решать сложные задачи в реальной жизни [4].

Проектная деятельность в образовании включает несколько этапов:

1. Планирование: Определение целей и задач проекта. Выбор темы и формирование команды. Разработка плана действий, включая ресурсы, сроки и этапы.

2. Исследование: Сбор информации о теме проекта. Анализ существующих решений и подходов. Определение ключевых вопросов и проблем, которые требуется решить.

3. Проектирование: Разработка концепции проекта. Создание дизайна, планов, схем и прототипов. Определение ролей и обязанностей в команде.

4. Реализация: Создание продукта или решения на основе разработанных планов. Тестирование и уточнение деталей. Внесение корректировок по мере необходимости.

5. Презентация: Подготовка презентации или демонстрации проекта. Объяснение целей, результатов и процесса работы. Обратная связь и обсуждение с публикой.

6. Оценка: Анализ выполненной работы. Оценка достижения поставленных целей. Идентификация уроков и возможностей для улучшения.

7. Документирование: Создание отчетов, дневников, видеозаписей и других материалов. Фиксация опыта и знаний для будущих проектов.

Проектная деятельность способствует развитию креативности, коммуникации и навыков решения реальных задач.

Организация проектной деятельности позволяет формировать гражданскую позицию, формировать социальную компетентность. В России проектной подход используется в молодёжных инициативах, реализуемых в рамках конкурсов по делам молодёжи. Проектная деятельность является эффективным способом для решения проблем, связанных с молодёжью.

Проектная деятельность - это форма обучения, направленная на социальные результаты, формирование универсальных компетенций. Проектной подход позволяет достичь конкретных целей основанных на планирование действий, применение различных технологий.

В образовательной среде проектная деятельность может быть организована в рамках учебного процесса, а также во внеурочное время. Проекты могут быть как индивидуальными, так и командными.

Существует множество проектов, которые могут быть реализованы в разных областях. Например, проекты, связанные с культурой, экологии, спортом. Проект «зелёный город», цель проекта создания экологически чистого города, в рамках проекта дети занимаются уборкой территории и благоустройства города. Проект «здоровый образ жизни», цель проекта - повышение здорового образа жизни учащиеся занимаются спортом проводят мероприятия по профилактике вредных привычек. Проекта «молодёжный театр», цель проекта развитие творческих способности в искусстве. Обучающиеся занимаются актёрским мастерством, сценарным письмом. Проект «робототехника», цель проекта развития навыков программирования. В рамках проекта молодёжь занимается созданием роботов, электроникой.

Проектная деятельность предполагает организацию сотрудничества учителя с учениками, а также развитие личности учащегося, их самостоятельности, творческих способностей, предоставляет возможность формировать значимые умения у учеников. Она дает возможность сочетать все формы работы, как индивидуальные, так и групповые.

Таким образом, проектная деятельность является одним из эффективных методов современного образования, который помогает студентам развивать творческие и исследовательские навыки, а также формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Проектной подход охватывает все сферы деятельности общества. Организация проектного подхода осуществляется в сферах, для которых характерно проектная деятельность, формирование проектных команд с использованием методов управления проектами. Основной чертой

проектного подхода в молодёжной политики является сочетание признаков проектного управления с признаками классического управления. Проектной подход - это организационная структура, являющиеся частью структуры организации. Применение проектного подхода целесообразно при наличии определённых условий, которые включает в себя трудоемкость задачи, сложность, комплексность. Результат от использования проектного подхода должен превышать затраченные ресурсы. Важной характеристикой проектного подхода является наличие руководителя, время реализации проекта, эффективность работы персонала. Методы проектного подхода позиционируется как ключевые инструменты повышения эффективности деятельности.

Литература

1. Амирханова, Г.Ш. Проектная деятельность в образовании: механизмы развития / Г.Ш. Амирханова, И.В. Мусханова // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2(81). -С.246-248.

2. Зиангирова, Л.Ф. Организация проектной деятельности учащихся: научно-практические рекомендации для учителей, методистов и студентов педвузов / Л.Ф. Зиангирова. - Уфа: Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007. - 53 с. -Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https:// www.iprbookshop.ru/31943.html (дата обращения: 02.02.2024).

3. Методические рекомендации «Организация проектной деятельности на урокахhttps://in-fourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_organ-izaciya_proektnoy_deyatelnosti_na_urokahjiter-atury_i_vo-118585.htm.

4. Основные подходы к пониманию сущности понятий «Учебный проект» https://cyberlenin-ka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-ponimaniyu-suschnosti-ponyatiy-uchebnyy-proekt-uchebnoe-proektirovanie-proektnaya-deyatelnost-shkolnikov. (дата обращения: 02.02.2024).

5. Рубакова, Н.В. Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО / Н.В. Рубакова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 49 (391). - С. 416-418. - URL: 1 (дата обращения: 02.02.2024).

6. Сущность проектной деятельности https:// cyberleninka.ru/article/n/suschnost-proektnoy-deyatelnosti. (дата обращения: 02.02.2024).

CONTENTS OF THE STAGES OF ORGANIZING PROJECT ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A SECONDARY SCHOOL

Amerkhanova G.Sh.

Chechen State Pedagogical University

The article discusses current aspects of organizing project activities in the educational environment. It is emphasized that project activity is becoming increasingly important in modern educational institu-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

tions; it allows students not only to gain knowledge, but also to apply it in practice. Project activities as an innovative technology develop skills such as problem solving, critical thinking, communication, creative thinking and collaboration. It is noted that teacher creativity is one of the factors in organizing project activities in the educational environment. The pedagogical approaches of researchers from different countries and cultures to understanding the essence of project activity are generalized. Project activities can be organized as part of the educational process, as well as outside of class time. The stages of organizing project activities in the educational environment are analyzed and the process of forming teamwork competencies of high school students is considered.

Keywords: education, project activities, training, technology, method, teacher, development.

References

1. Amirkhanova, G. Sh. Project activity in education: mechanisms of development / G. Sh. Amirkhanova, I.V. Muskhanova // World of science, culture, education. - 2020. - No. 2(81). - pp. 246248.

2. Ziangirova, L.F. Organization of project activities of students: scientific and practical recommendations for teachers, method-ologists and students of pedagogical universities / L.F. Ziangirova. - Ufa: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, 2007. - 53 p. - Text: electronic // Digital educational resource IPR SMART: [site]. - URL: https://www.iprbookshop. ru/31943.html (access date: 02/02/2024).

3. Methodological recommendations "Organization of project activities in the classroomhttps://infourok.ru/metodicheskie_re-komendacii_organizaciya_proektnoy_deyatelnosti_na_urokah_ literatury_i_vo-118585.htm.

4. Basic approaches to understanding the essence of the concepts "Educational project" https://cyberleninka.ru/article/iVosnovnye-podhody-k-ponimaniyu-suschnosti-ponyatiy-uchebnyy-proekt-uchebnoe-proektirovanie-proektnaya-deyatelnost-shkolnikov. (date of access: 02/02/2024).

5. Rubakova, N.V. Organization of project activities in educational institutions of secondary vocational education / N.V. Rubakova. - Text: immediate // Young scientist. - 2021. - No. 49 (391). - pp. 416-418. - URL: 1 (access date: 02/02/2024).

6. The essence of project activities https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/suschnost-proektnoy-deyatelnosti. (date of access: 02/02/2024).

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.