Научная статья на тему 'Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента'

Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONAL COMPETITIVENESS / EXPERT-ANALYTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрова Ольга Федоровна, Жданко Татьяна Александровна

В данной статье рассматривается пример организации оценки качества в вузе посредством экспертно-аналитической деятельности преподавателя при формировании конкурентоспособности личности студента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупрова Ольга Федоровна, Жданко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента»

Библиографический список

1. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров [Текст] : XII Всероссийская научнопрактическая конференция в 4 ч. Ч. 2. : сб. материалов. - Челябинск, 2011. -360 с.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Ахатанов. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.

3. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М. : Издательский цент АПО, 2002. - 45 с.

4. Немыкина, Н. И. Дипломная работа: от выбора темы до защиты: Методические рекомендации [Текст] / Н. И. Немыкина. - М. : АКПиППРО. 2005. -58 с.

5. IV Региональная научно-практическая конференция «Непрерывное образование в Западной Сибири: современное состояние и перспективы» [Текст] : сб. материалов. - Горно-Алтайск, 2010. - 410 с.

Чупрова Ольга Федоровна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Жданко Татьяна Александровна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378.032 ББК 74.58

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В данной статье рассматривается пример организации оценки качества в вузе посредством экспертно-аналитической деятельности преподавателя при формировании конкурентоспособности личности студента

Ключевые слова: конкурентоспособность личности; экспертно-

аналитическая деятельность.

THE EXPERT-ANALYTICAL ACTIVITY CONTENT ON QUALITY EVALUATION OF STUDENTS’ INDIVIDUAL COMPETITIVE ABILITY

The article considers the problem of organization quality evaluation instance in higher education institutions by means of teacher’s expert-analytical activity in forming students’ personal competitive ability.

Key words: personal competitiveness; expert-analytical activity.

Научные представления об оценке качества образования в вузе имеют разную концептуально-понятийную структуру соответственно предметности науки, в рамках которой осуществляется исследование. В современных исследованиях наиболее представлены управленческий и экономический подходы к ее рассмотрению, где оценка трактуется как инструмент выявления состояния всех элементов деятельности вуза (как собственно образовательной, так и обслуживающей образовательный процесс) и элемент системы менеджмента качества образования. В данной статье мы рассмотрим содержательный аспект оценки качества образования в рамках экспертноаналитической деятельности преподавателя вуза (на примере деятельности преподавателей кафедры педагогики Института образовательных технологий ФГБОУ «Иркутский государственный лингвистический университет»).

Под экспертно-аналитической деятельностью понимается организация последовательных экспертных, контрольно-оценочных и аналитических процедур и операций на каждом этапе педагогического процесса с целью повышения его качества [Чупрова, 2004, с. 52]. Структурными компонентами данной деятельности являются педагогическая экспертиза, педагогический анализ и педагогический контроль. Согласно сущности данных компонентов функции экспертно-аналитической деятельности можно представить следующим образом: контрольно-информационная - организация систематического контроля процесса и результатов познавательной деятельности и личностного развития обучающихся; оценочно-аналитическая - сопоставление данных контроля с выделенными критериями, аналитическое обоснование оценки; корректировочно-аналитическая - выработка рекомендаций по повышению эффективности педагогического процесса на основе анализа данных контроля и экспертных оценок; ориентирочно-стимулирующая - информирование обучающихся об уровне их развития и формирование стремления повысить этот уровень.

Согласно представленным функциям содержание экспертноаналитической деятельности заключатся в следующем: организация экспертизы критериев, экспертное определение видов и форм оценивания качества педагогического процесса; реализация системы педагогического контроля с аналитическим обоснованным выбором заложенных в нее видов, форм и содержания контролирующих актов для каждого этапа педагогического процесса; анализ полученных контрольно-оценочных данных о качестве организации педагогического процесса; разработка аналитически обоснованных рекомендаций о повышении качества педагогического процесса на данном этапе; организация информирования экспертно-аналитической деятельности обучающегося о динамике его личностного развития по выделенным экспертным путем критериям. Данное содержание экспертно-аналитической деятельности представлено в определенной организационной логике этапов ее проведения.

Относительно того, какой критерий качества мы избираем, зависит конкретизация каждого содержательного этапа экспертно-аналитической дея-

тельности. В данной статье мы обращаемся к конкурентоспособности личности студента как критерию качества образования в вузе.

Критериально-оценочная экспертиза относительно сущности конкурентоспособности в нашем случае включала теоретический анализ данного понятия как педагогической дефиниции согласно критериям актуальности, диа-гностичности и конкретности.

Конкурентоспособность является активно исследуемым явлением в современных науках: экономике (М.А. Лукашенко, О.А. Шавандина, Р.А. Фатхут-динов и др.), социологии (Е.Л. Богданова, В.А. Шилова, В.В. Шпаков-ский, Э.А. Еремкин и др.), психологии (В.И. Андреев, Л.М. Митина, М.М. Шехтер и др.) и педагогике (Д.В. Чернилевский, Т.И. Шамова, В.А. Сласте-нин и др.). Определения конкурентоспособности находятся в сущностных плоскостях критерия качества образования, критерия качества личности, критерия качества образовательного процесса и др. В том чтобы рассматривать конкурентоспособность прежде всего как личностное качество, есть важный аргумент: личность является целью (системообразующим компонентом) педагогического процесса и ее параметры задаются исходя из задач образования, личностного потенциала обучающегося и возможностей образовательного учреждения. Все остальные качественные характеристики того или иного качества процесса, системы и т.д. всегда ориентированы на конечный результат, ради которого они организованы и реализуются. Кроме того, критерий конкурентоспособности озвучивают непосредственно работодатели выпускников вузов, вкладывая в него смысл качественной характеристики личности работника.

Анализ данных Молодёжной биржи труда (с 2007 по 2011 гг.) г. Иркутска, опросов участников Молодежного форума «Образование и карьера» г. Иркутска (2010, 2011), сопоставление объявлений о трудоустройстве в разных регионах России позволяет выделить предпочитаемые работодателями характеристики специалистов, конкурентоспособных на рынке труда: обучаемость, компетентность, конкурентоспособность, мобильность, ответственность, коммуникабельность, дисциплинированность. В структуре конкурентоспособности личности приоритет отдан рациональной познавательной активности, физическому здоровью, трудолюбию, амбициозности, целеустремленности, креативности, критичности, способности к оправданному риску, стрессоустойчивости, лидерским качествам, немаловажное значение имеет возрастной ценз (до 30 лет). Работодатели, представлявшие свои стенды на Молодежном форуме «Образование и карьера», предпочитают приглашать на работу лидеров в профессиональной деятельности, креативных, трудолюбивых, активных и целеустремленных специалистов, обладающих стрессоустойчивостью, способных рисковать в критических ситуациях.

Промежуточным результатом данного содержательного этапа экспертно -аналитической деятельности было определение конкурентоспособности личности студента как системы устойчивых личностных качеств, как совокупности интегрированных устойчивых качеств, обусловливающих возможность

успешного выполнения разных видов деятельности, таких как рациональная познавательная активность, целеустремленность, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство; определены уровни для измерения конкурентоспособности личности студентов (высокий (желательный), средний (оптимальный), низкий (недостаточный)) [Жданко, 2008, с. 69].

Выбор видов и форм оценивания конкурентоспособности личности студента основывался на критериях необходимости, валидности и возможности реализации. Необходимость определялась с позиции видов контроля в нашем вузе (начальный, текущий, промежуточный и итоговый), а также форм организации педагогического процесса (индивидуальная, групповая, фронтальная). Соблюдение валидности предполагало подбор методов и методик, отвечающих содержательной характеристике заявленных показателей конкурентоспособности. Последнее требование - возможности - понималось как сочетание использования при контроле компьютерных технологии и/или бланков.

Следующий этап реализации содержания экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента заключался в реализации системы контроля развития данного качества. Были использованы тест «Каков уровень вашей конкурентоспособности» В.И. Андреева, методика А. Бишов, анкета «Конкурентоспособность личности студента» Т.А. Жданко, систематические наблюдения за проявлениями отдельных показателей критериев конкурентоспособности, индивидуальные беседы и др. Примеры результатов данного этапа экспертно-аналитической деятельности на констатирующей фазе эксперимента исследования представлены в таблицах 1 и 2 (с использованием критерия х2 Пирсона при сравнении экспериментальных и контрольных групп). Очевидно, что сравнение критерия с самим собой нецелесообразно, поэтому рассматриваемые критерии рациональная познавательная активность, целеустремлённость, креативность, критичность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство сравниваются поочерёдно друг с другом.

Таблица 1.

Сравнение распределений признаков внутри группы ЭГ______________

1 2 3 4 5 6 7

2 Х2=39,616 р<0,000

3 Х2=40,688 р<0,000 Х2=3,694 р<0,158

4 х2= 2,584 р<0,000 Х2=5,422 р<0,066 Х2=0,679 р<0,712

5 Х2=25,204 р<0,000 Х2=5,963 р<0,051 Х2=2,210 р<0,331 Х2=0,576 р<0,750

6 Х2=29,589 р<0,000 Х2=1,516 р<0,469 Х2=6,761 р<0,034 Х2=6,897 р<0,032 Х2=5,617 р<0,060

7 Х2=72,327 р<0,000 Х2=7,139 р<0,028 Х2=18,192 р<0,000 Х2=23,901 р<0,000 Х2=26,304 р<0,000 Х2=12,450 р<<0,002

8 Х2=41,234 р<0,000 Х2=0,096 р<0,953 Х2=2,794 р<0,247 х2=4,445 р<0,108 Х2=5,159 р<0,076 Х2=1,953 р<0,377 Х2=8,681 р<0,013

Таблица 2.

Сравнение распределений признаков внутри группы КГ______________

1 2 3 4 5 6 7

2 Х2=22,013 р< 0,000

3 Х2=16,460 р<0,000 Х2=4,146 р<0,126

4 /=15,145 р<0,000 Х2=5,497 р<0,064 Х2=0,118 р<0,943

5 Х2=8,677 р<0,013 Х2=9,891 р< 0,007 Х2=2,140 р<0,343 Х2=1,359 р<0,507

6 Х2=11,622 р<<0,003 Х2=1,924 р<0,382 Х2=2,513 р<0,285 Х2=3,027 р<0,220 Х2=4,316 р<0,116

7 Х2=30,864 р<0,000 Х2=1,116 р<0,572 Х2=8,728 р<0,013 Х2=10,719 р<0,005 Х2=17,085 р<0,000 Х2=5,739 р<0,057

8 Х2=13,924 р< 0,000 Х2=3,373 р<0,185 Х2=0,217 р<0,897 Х2=0,377 р<0,828 Х2=1,930 р<0,381 Х2=1,319 р<0,517 X2=8,006 р<0,018

Критерий х2 Пирсона не показал различия в характере распределения респондентов по уровням выраженности качеств конкурентоспособности личности студента рациональная познавательная активность, целеустремлённость, трудолюбие, креативность, критичность, рискованность, стрессо-устойчивость, лидерство между ЭГ и КГ.

При этом, если рассмотреть характер распределения качеств у студентов внутри каждой группы, можно видеть различия как внутри группы, так и между группами.

Красным цветом выделены признаки, значительно различающиеся между собой (р<0,001 и р<0,01), синим - слабо (р<0,05), на уровне тенденции.

Рациональная познавательная активность стоит особняком, меньше всего студентов на высшем уровне и большинство в середине, напоминает нормальное распределение. Показатель стрессоустойчивости также сильно отличается, здесь большинство - на низшем уровне, причем, различия более явно проявлены в ЭГ группе.

Мы выявили наиболее низкие показатели по шкалам целеустремленность, рискованность, стрессоустойчивость, лидерство, а в целом низкий уровень конкурентоспосбоности личности.

Высокий уровень конкурентоспособности показали студенты (ЭГ - 9%, КГ -

11,4%), они практически все отличники, их познавательная деятельность

продуманна, рациональна, осознанна, они активно приобретают знания и опыт для будущей профессиональной деятельности, более того, принимают активное участие в студенческом самоуправлении. Например, Владимир Х. (КГ), стипендиат Ученого совета вуза, заместитель председателя студсовета, лауреат конкурса патриотической песни, целеустремлен, креативен, стрессоустойчив, трудолюбив, критичен, склонен к разумному риску, лидер.

Студенты, имеющие средний уровень конкурентоспособности личности (ЭГ- 41%, КГ- 42,5%), учатся хорошо, их познавательная активность в большей части и осознанна, но не всегда рациональна, приобретают знания и опыт для будущей профессиональной деятельности не всегда активно, часто выполняют СРС формально; активно выполняют опережающие задания, за которые можно получить бонус, целеустремленны в значимых ситуациях, ситуативно креативен, не всегда стрессоустойчив, не в полной мере сформированы профессонально-ценностные ориентации, выполняют задания те, которые интересны, но не всегда вполной мере важны для достижения профессиональных целей. Например, Алена Э. (ЭГ) трудолюбива, критична в большинстве ситуаций, может пойти на риск, но он не всегда оправдан, лидерские качества проявляет часто, стремиться участвовать в конкурсах, старается первой выполнять задания.

У студентов с низким уровнем конкурентоспособности личности (ЭГ-50%, КГ- 45,7%) познавательная деятельность в процессе обучения не всегда продумана, не до конца осознана и часто нерациональна, обучение в вузе обязывает их приобретать знания и опыт для будущей профессиональной деятельности. Например, Виталий М. (КГ) целеустремлен в личностнозначимых ситуациях, в конце семестра, когда необходимо получить зачет, бывает креативен, при выполнении Web-портфолио профессиональных и личных достижений студента, иногда стрессонеустойчив, но у него сформированы профессионально-ценностные ориентации, в значимых ситуациях трудолюбив, лидерские качества проявляет редко, пассивен. Для студентов КГ нами использовалось выполнение Web-портфолио профессиональных и личных достижений студента.

Анализ полученных контрольно-оценочных данных, позволяет нам сделать вывод о том, что у студентов необходимо формировать конкурентоспособность личности.

Следующий этап экспертно-аналитической деятельности состоял в разработке аналитически обоснованных рекомендациях по формированию данного качества в условиях ИГЛУ. В данные обобщенные рекомендации вошли учебный курс «Управление личной карьерой», проведение Форума «Стратегия профессионального роста» (цикл мероприятий), внеаудиторные занятия по программе «Leader’s school». Т.е. данные рекомендации касались и учебной и внеучебной деятельности студентов, в том числе в рамках дополнительных образовательных услуг, распространялись на все направления деятельности: собственно познавательная, научно-исследовательская, учебнопрофессиональная. Рекомендации содержали и направленность на привлече-

ние к работе со студентами по заявленным формам потенциальных работодателей. Таким образом, в рекомендациях была отражена специфика организации образовательно-профессионального пространства вуза. Определив данные рекомендации как общие, предполагалось, что при работе с конкретным составом студентов они будут корректироваться, согласно их уровню развития конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих в частности.

В процессе реализации названных курсов, проведения мероприятий Форума, занятий в «Leader’s school» обязательным было информирование студентов о динамике развития их конкурентоспособности посредством оценивания материалов учебных зданий, Web-портфолио, публичной защиты исследовательских проектов, собеседований, рейтинга в учебных группах и др., что составляло суть очередного этапа экспертно-аналитической деятельности. Данный этап можно определить как условный по последовательности, так как информирование проходило регулярно.

В целом, мы можем говорить об условной последовательности представленных этапов экспертно-аналитической деятельности, имея в виду, что их последовательность не линейная, а разветвленная. Каждый формат реализации образовательно-профессионального пространства вуза предполагал организацию экспертно-аналитической деятельности: подготовка и проведение Форума в целом и отдельного мероприятия в его рамках (например, «Конкурс моя карьера»); освоение курса «Управление личной карьерой», организация отдельных занятий по курсу, различного вида контроля и т.д.

Все вышеизложенное представлено как вариант оценки качества конкурентоспособности личности студента в рамках реализации экспертноаналитической деятельности преподавателя вуза. Качество организации и содержания каждого из представленных этапов данной деятельности играет немаловажную роль в объективности оценки качества работы вуза и качества определения стратегий его развития.

Библиографический список

1. Жданко, Т. А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза [Текст] / Т. А. Жданко // Современные проблемы науки и образования. - М. : ИД «АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2008. - №4. - С.69-70.

2. Чупрова, О. Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экспертно-аналитической деятельности [Текст] : дисс...канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Ф.Чупрова. - Иркутск, 2004. - 123 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.