Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
дошкольники / задержка психического развития / функции речи / коммуникативная функция / регулирующая функция / экспериментальная работы / формирование функций речи / preschool children / mental retardation / speech functions / communicative function / regulatory function / experimental work / formation of speech functions.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ключко Наталья Владимировна, Свириденко Ирина Анатольевна

Статья посвящена содержанию экспериментальной работы по формированию коммуникативной и регулирующей функции речи дошкольников с задержкой психического развития. Описывается проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития. Раскрывается содержание экспериментальной работы, направленной на формирование коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития. Предоставляются данные, полученные в ходе экспериментальной работы. Рассматриваются и сравниваются данные, полученные после проведения формирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ключко Наталья Владимировна, Свириденко Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND REGULATORY FUNCTIONS OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article is devoted to the content of experimental work on the formation of the communicative and regulatory function of speech in preschool children with mental retardation. The article describes experimental work on the formation of communicative and regulatory functions of speech in preschool children with mental retardation. The article reveals the content of experimental work aimed at forming the communicative and regulatory functions of speech of preschool children with mental retardation. Data obtained in the course of experimental work is provided. The data obtained after the formative experiment are considered and compared.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ И РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

CONTENT OF EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE AND REGULATORY FUNCTIONS OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

WW

УДК 376

Ключко Наталья Владимировна, магистрант 2 курса, факультет «Психологии и педагогического образования», ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь

Свириденко Ирина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь

Klyuchko N.V. nata30396@mail.ru Sviridenko I.A. nata30396@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена содержанию экспериментальной работы по формированию коммуникативной и регулирующей функции речи дошкольников с задержкой психического развития. Описывается проведение экспериментальной работы по формированию коммуникативной и

регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития. Раскрывается содержание экспериментальной работы, направленной на формирование коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития. Предоставляются данные, полученные в ходе экспериментальной работы. Рассматриваются и сравниваются данные, полученные после проведения формирующего эксперимента.

Annotation

The article is devoted to the content of experimental work on the formation of the communicative and regulatory function of speech in preschool children with mental retardation. The article describes experimental work on the formation of communicative and regulatory functions of speech in preschool children with mental retardation. The article reveals the content of experimental work aimed at forming the communicative and regulatory functions of speech of preschool children with mental retardation. Data obtained in the course of experimental work is provided. The data obtained after the formative experiment are considered and compared.

Ключевые слова: дошкольники, задержка психического развития, функции речи, коммуникативная функция, регулирующая функция, экспериментальная работы, формирование функций речи.

Keywords: preschool children, mental retardation, speech functions, communicative function, regulatory function, experimental work, formation of speech functions.

Развитие речи подрастающего поколения - одна из актуальных тем современного общества. От того, как ребёнок умеет коммуницировать со сверстниками, насколько он способен обратиться за советом, помощью, как выполняет требования взрослых - зависит его успешная адаптация в обществе.

Нарушения коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития требуют своевременного вмешательства и целенаправленной коррекции.

Создание специальных психолого-педагогических условий по формированию функций речи дошкольников с задержкой психического развития - одна из первостепенных задач педагога. От организации условий зависит успешность педагогического процесса.

Систематическое применение в коррекционно-педагогическом процессе элементов арт-терапии оказывает положительный результат на формирование речевых функций дошкольников с задержкой психического развития. Необходимо помнить, что подобранные методы работы должны быть доступны и подобраны согласно возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников. Все занятия должны проводиться в игровой форме [1, 3, 5].

В 2018 году нами был проведён констатирующий этап эксперимента по исследованию коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития. Были определены контрольная и экспериментальная группы. Полученные результаты обеих групп свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы.

Целью экспериментальной работы являлось формирование коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития с помощью системы занятий по развитию речи с элементами арт-терапии.

Опираясь на методические рекомендации, нами была разработана серия конспектов по совершенствованию коммуникативной и регулирующей функции речи дошкольников с задержкой психического с использованием средств арт-терапии [4].

Формирующий этап эксперимента проводился на протяжении 2019-2020 учебного года в средней возрастной группе.

Для анализа эффективности работы по совершенствованию коммуникативной и регулирующей функций речи на занятиях по развитию речи с элементами арт-терапии, нами была проведена повторная диагностика

(формирующий эксперимент). Следует отметить, что коррекционно-развивающие занятия проводились только в экспериментальной группе один раз в неделю.

Для определения эффективности коррекционно-развивающей работы по совершенствованию коммуникативной и регулирующей функций речи, нами был проведён анализ результатов исследования до и после проведения формирующего эксперимента.

Сравнительный анализ результатов диагностики сформированности понимания речи взрослого в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе показал, что после проведения коррекционно-развивающих мероприятий показатели изменились. Появился уровень выше среднего, а высокий уровень составил 60 %.

Таблица 1. Уровни сформированности понимании речи взрослого Уровни Экспериментальная группа

сформированности

Констатирующий этап

понимании речи взрослого

Очень низкий Низкий Средний Выше среднего Высокий

20 % 40 % 13 %

27 %

Контрольный этап

13,5 % 6,5 % 13,5 % 6,5 % 60 %

Полученные данные свидетельствуют о том, что в контрольной группе результаты также улучшились, так как на контрольном этапе отсутствовал очень низкий и низкий уровни.

Таблица 2. Уровни сформированности понимании речи взрослого

Уровни Контрольная группа

сформированности

понимании речи Констатирующий этап Контрольный этап

взрослого

Очень низкий 7 %

Низкий 14 %

Средний Выше среднего Высокий

50 % 7 % 22 %

21 % 36 % 43 %

Сравнив результаты сформированности коммуникативного навыка дошкольников с задержкой психического развития в экспериментальной группе на контрольном и констатирующем этапе можно увидеть, что показатели улучшились. Низкий уровень уменьшился в два раза, а высокий уровень, наоборот, вырос.

Таблица 3. Уровни коммуникативного навыка Экспериментальная группа

Уровни

коммуникативного навыка

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий этап

47 % 26,5 % 26,5 %

Контрольный этап

27 % 33 % 40 %

Результаты контрольной группы, отражённые в таблице, свидетельствуют об улучшении коммуникативного навыка дошкольников. Таблица 4. Уровни коммуникативного навыка

Уровни

коммуникативного навыка

Низкий

Средний

Высокий

Контрольная группа

Констатирующий этап

21 % 72% 7 %

Контрольный этап

7 % 64 % 29 %

Анализ данных показателей, говорит об эффективности проведённой работы с использованием элементов арт-терапии. Об этом говорят показатели контрольного этапа эксперимента.

Таблица 5. Уровни сформированности произвольного поведения Экспериментальная группа

Уровни

сформированности

произвольного

поведения

Низкий

Средний

Высокий

Констатирующий этап

60 % 34 % 6 %

Контрольный этап

46 % 27 % 27 %

Контрольная группа на контрольном этапе эксперимента также показала

улучшенные результаты.

Таблица 6. Уровни сформированности произвольного поведения Контрольная группа

Уровни

сформированности

произвольного

поведения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий 28,5% 14 %

Средний 43 % 64 %

Высокий 28,5 % 22 %

Контрольная группа на контрольном этапе эксперимента также показала улучшенные результаты.

Приведённые выше таблицы с результатами проведенного нами формирующего этапа эксперимента показывают, что создание психолого-педагогических условий с внедрением специальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии являются эффективными в использовании при работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Все проведённые занятия благоприятно влияют на процесс развития коммуникативной и регулирующей функций речи дошкольников с задержкой психического развития.

Резюмируя выше изложенное, можно сказать, что созданные нами психолого-педагогические условия (разработанная серия конспектов по развитию речи с элементами арт-терапии) по совершенствованию коммуникативной и регулирующей функций речи, являются эффективными в

использовании при работе с дошкольниками с задержкой психического

развития.

Литература

1. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

2. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- М.: «Издательский центр ВЛАДОС», 2016. - 240 с.

3. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников // Вестник ТГУ. 2013. № 5 (121)

4. Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / составитель М.В. Суровицкая. - Камышлов, 2017. - 69 с.

5. Павлова, Н.Д. Коммуникативная функция речи: интенциональная и интерактивная составляющие: дис. канд. психол. наук: 19.00.01: М.: 2000.

- 295 с.

6. Черенёва, Е.А. Роль речи в формировании произвольного поведения // Вестник КГПУ им. В.П. Астефьева. 2009. № 2. - С. 112-115

Literature

1. Art therapy-new horizons / ed. by A. I. Kopytin. - Moscow: Kogito-Center, 2006. - 336 p.

2. Babkina, N. V. Formation of self-regulation in cognitive activity in children with delayed mental development / N. V. Babkina-M.: "VLADOS Publishing center", 2016. - 240 p.

3. Kondrashina, O. E. Pedagogical conditions of speech development of preschool children // Bulletin of the TSU. 2013. № 5 (121)

4. Collection of diagnostics aimed at identifying the level of formation of social and communicative development / compiled by M. V. Surovitskaya. -Kamyshlov, 2017. - 69 p.

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №12/2020

5. Pavlova, N. D. communicative function of speech: intentional and interactive components: dis. Cand. the course of studies. Sciences: 19.00.01: M.: 2000. -295 p.

6. Chereneva, E. A. the Role of speech in the formation of arbitrary behavior // Herald KSPU them. V. P. Astafieva. 2009. No. 2. - Pp. 112-115

РОССИЙСКАЯ практика домашнего ареста как меры

ПРЕСЕЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА

RUSSIAN PRACTICE OF HOUSE ARREST AS A PREVENTIVE MEASURE IN THE HISTORY OF THE STATE

УДК 002.304

Назаров Владимир Николаевич, магистрант 3 курса, направление подготовки: «Правоприменительная деятельность в уголовном судопроизводстве», Волгоградский Государственный Университет, Институт права, г. Волгоград.

^гагоу У.^ yuzm-185_836729@volsu.ru

Аннотация

В статье рассматриваются периоды развития меры пресечения в виде домашнего ареста. Домашний арест в начале своего существования применялся только к высшему сословию. Основными факторами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.