Научная статья на тему 'Содержание экономической роли как детерминанта отношения личности к деньгам'

Содержание экономической роли как детерминанта отношения личности к деньгам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ / КОМПЛЕКС ОТНОШЕНИЙ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ РОЛЕЙ / МОНЕТАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА / ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕНЬГИ / ECONOMIC ROLE / COMPLEX OF RELATIONS OF EXECUTORS OF ROLES / MONEY RELATIONS / EDUCATIONAL INTERACTIVE GAME / RELATIONS OF THE PERSON / MONEY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муравьева Полина Андреевна

Приведен анализ отношения личности к деньгам в условиях реализации разных экономических ролей. Отражены изменения данного отношения в результате влияния разных специальных условий в процессе участия в деловой учебной интерактивной игре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the relation of the person to money in the conditions of realization of different economic roles is analyzed. Changes are reflected of the given relation in result influences of different special conditions in the course of participation in business educational game.

Текст научной работы на тему «Содержание экономической роли как детерминанта отношения личности к деньгам»

УДК 330.16

СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РОЛИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ДЕНЬГАМ

П.А. Муравьева (Иркутск)

Аннотация. Приведен анализ отношения личности к деньгам в условиях реализации разных экономических ролей. Отражены изменения данного отношения в результате влияния разных специальных условий в процессе участия в деловой учебной интерактивной игре. Ключевые слова: экономическая роль; комплекс отношений исполнителей ролей; монетарные отношения; учебная интерактивная игра; отношения личности; деньги.

В обществе возрастает значимость материальных ценностей, снижается значимость этических ценностей, любая экономическая деятельность нередко сопряжена с нарушением этических норм. Отношение личности к деньгам является важным компонентом экономического сознания, и от особенностей этого отношения зависит грамотная реализация личностью своих экономических ролей. Экономическая роль - это условное понятие, отражающее набор функций, предписаний и поведенческих реакций, которые индивид вынужден выполнять для удовлетворения своих потребительских и хозяйственных запросов в разного рода экономических структурах. Взаимодействие исполнителей экономических ролей

A. Д. Карнышевым обозначено как комплекс отношений исполнителей экономических ролей «6П»: покупатель, потребитель, производитель, предприниматель, плательщик налогов, продавец [1. С. 27]. Для выявления особенностей отношения к деньгам у представителей разных экономических ролей мы разработали учебную деловую игру «Деньги и исполнители экономических ролей». Основная гипотеза исследования состоит в том, что наряду с общими позициями личности по отношению к деньгам существуют некоторые специфические особенности данного отношения, которое зависит от реализации экономических ролей, при этом они могут корректироваться, формироваться и расширяться с помощью учебной деловой интерактивной игры.

Теоретической основой исследования послужил новый подход в понимании монетарных отношений, базирующийся на психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева [2. С. 49]. Все предложенные

B. Н. Мясищевым характеристики личности сначала мы изложили схематично (рис. 1), а затем, рассматривая каждый компонент в структуре отношений личности подробно, определили взаимоувязанные с деньгами компоненты структуры личности в условиях экономической активности.

Первый компонент характеристики личности образуют доминирующие отношения [2. С. 50]. Компонент доминирующих отношений близко связан с деньгами в силу того, что личность наделяет деньги символичностью и нередко они становятся культом, смыслом жизни, определяя ее направленность. Исполнители одной роли, например предпринимателя, имеют схожие моральные и нравственные суждения о своей экономической роли,

принятые в данное время в современном обществе [3. С. 207]. Второй компонент охватывает психический уровень человека [2. С. 51]. Отношение личности к деньгам зависит от того, будет ли это положительный или отрицательный опыт и что станет действительно приоритетным - благотворительность или личное обогащение. Третий компонент включает психические свойства личности [2. С. 49]. Такие достоинства экстраверта, как контактность, направленность на достижение успеха, дают возможность для расширения круга бизнес-партнеров, что впоследствии сказывается на количестве деловых связей и дает возможность реализовывать самые смелые бизнес-проекты, не боясь осуждения и сомнений со стороны окружающих. Положительные характеристики интроверта, такие как комфортный стиль общения, способность работать индивидуально, могут тормозить его индивидуальную предприимчивость, становиться барьерами там, где необходимо проявить жесткость и напористость в повышении уровня дохода. Четвертый компонент - это взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности [2. С. 49]. Отношение к деньгам так взаимосвязано с характером, что психологи (О.С. Дейнека, И.В. Андреева, Б.А. Райзберг) разработали «денежную» типологию личности, подчеркивая тем самым, что определенные психологические особенности характера могут послужить основой для формирования отношения к деньгам. Очевиден тот факт, что все характеристики личности, предложенные В.Н. Мясищевым, оказывают непосредственное влияние на успешность реализации экономической роли и на отношение к деньгам в частности.

Одна из целей нашего исследования состояла в подборе приемов и методов, с помощью которых можно корректировать некоторые особенности отношения личности к деньгам в плане их совершенствования и развития. Цель разработанной нами учебной деловой интерактивной игры «Деньги и исполнители экономических ролей» - погружение участников в игровую экономическую ситуацию, которая имитирует процесс торговли и предполагает исполнение экономических ролей: покупателя, предпринимателя-продавца, налогоплательщика. Мы предположили, что, кроме известных денежных типов личности, существуют разные социально-психологические типы отношений людей к деньгам. В основе этих типов отношений лежит такая ха-

92

Социальная психология

Компонент 1. Доминирующие отношения личности: направленность, социальный идеал блага или цель личного преуспевания

Компонент 2. Психический уровень личности: уровень желаний и достижений личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные свойства)

Компонент 3. Психические свойства личности. Динамика реакций личности

Компонент 4. Взаимосвязь основных компонентов: пропорциональность, гармоничность, цельность личности, характер личности

Деньги как смысл жизни, определяющий направленность или инструмент для достижения других целей. Отношение к деньгам как основа экономического сознания

Нравственное и психологическое значение экономической деятельности, объектом которой выступают деньги

Индивидуальные

психологические

характеристики как основа

экономической активности и

грамотной реализации

экономической роли

Определенные психологические особенности характера как основа для формирования отношения к деньгам. «Денежные» типы личности

Рис. 1. Взаимосвязь основных компонентов характеристик личности (В.Н. Мясищев) и их проявлений в условиях экономической активности

рактеристика, как экономическая роль. Игра моделирует рыночную торговлю со свободными ценами, уровень которых зависит от соотношения спроса и предложения на конкретный товар, маркетинговых ходов со стороны продавцов, от уровня коммуникативных навыков покупателей. Целевая установка для продавцов состоит в получении максимально возможной выручки, для покупателей - быстро и максимально выгодно собрать продуктовую корзину. Координатор вводит в игру особые условия, указанные на карточках, тем самым помещая участников в нестандартные ситуации. Например, один из продавцов получает карточку с условием, что у его товара истек срок годности и у него есть выбор снять с продажи, т.е. понести убытки, или продать, ничего не сказав покупателям. В то же время один из покупателей «представляет интересы детского дошкольного учреждения» и приобретает испорченный товар у продавца. В этой ситуации идет разговор о нравственности, и того продавца, который выбрал экономическую выгоду, ждет

штраф в виде игровых баллов и, как правило, социальное порицание со стороны участников. Другим условием может быть обозначение материального статуса, например «вы богатый человек» или «вы бедный человек», или профессиональной принадлежности, например «вы представитель санитарно-эпидемиологической службы» или «вы налоговый инспектор». Координатор может наблюдать за особенностями поведения испытуемого, какие характерные черты (особенности поведения) человек вкладывает в понятие «материальный статус» и как он влияет на самооценку, экономическую роль и взаимоотношение с окружающими.

Для определения особенностей отношения личности к деньгам в условиях реализации разных экономических ролей мы использовали разные методики. В связи с большим объемом данной методики нам показалось целесообразным привести в пример одно из предложений для отражения изменения данного отношения в результате влияния разных специальных условий в про-

93

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

цессе участия в деловой учебной интерактивной игре. Для определения основных ценностных ориентаций и отношений личности к деньгам М.Ю. Семенов предложил использовать 6 фраз [4]. Данная методика в нашем исследовании позволит отследить смысловые изменения в семантическом пространстве понятия «деньги» после проведенного игрового психологического воздействия. При обработке данных использовался контент-анализ. Система классификации строилась отдельно для каждой фразы. Достоверность результатов обеспечивалась коэффициентом углового преобразования Фишера ф*. Все

В результате статистического анализа были обнаружены существенные отличия в ответах испытуемых до и после игрового воздействия, за исключением четвертой группы ответов «раскрыть себя». В первой категории «совершить преступление» после игрового воздействия на 14% повысилась вероятность совершить преступление ради денег. Хотя эти утверждения носят моральный, не криминальный характер (например, со стороны покупателей «из-за денег я не могу скандалить, совершать неприличные поступки»), нам кажется, что это связано с большим вниманием к теме финансовых и нравственных преступлений во время игры (ранее мы подчеркивали особые условия для участников). До игрового воздействия все без исключения участники говорили о невозможности совершить противоправные действия ради материального благополучия в ущерб другим людям, но игровой процесс продемонстрировал обратное, когда речь заходила о больших финансовых потерях, то поведение чаще становилось нечестным по отношению к другим участникам. В процессе игры все участники смогли ознакомиться с результатом своих безнравственных поступков. Со стороны предпринимателей-продавцов, к сожалению, несмотря на возможность понести наказание, преобладает допустимость совершения экономического преступления ради экономической выгоды, но, возможно, данные игровые условия смогут внести существенные изменения в экономическое поведение участников в дальнейшем. Что касается других категорий, то особенности в распределении ответов проявились в следующем: до игры чаще отмечаются неудовлетворенными потребность путешествовать и возможность самореализоваться, заниматься любимым делом, это отражено в категории «практически ничего» (15%). После игры участники смещают акценты в сторону категории «помочь, быть щедрым» на 21%, что является самым значительным изменением. Дело в том, что исполнители экономических ролей в игровой форме смогли ознакомиться с результатами их добровольной и

расчеты были произведены с помощью программных средств прикладного пакета Statistica 6.0.

С помощью незаконченного предложения «из-за денег я не могу...» фиксировались жалобы на неудовлетворенные желания, связанные с деньгами. Формулировка «я не могу» предполагает, что деньги - препятствие, сдерживающий фактор, единственный недостающий ресурс для реализации мотива. Соотношение ответов для фразы «из-за денег я не могу.» в процентном отношении до и после игрового воздействия отражено в таблице.

благотворительной помощи, что заслужило социальное одобрение и финансовое поощрение. Игра продемонстрировала, что с помощью имитационных методик можно изменить отношение не только к деньгам, но и к их целевому использованию.

Подводя итоги, следует отметить, что особенности монетарного поведения до игры проявились в следующем: происходит генерализация понятия «деньги» у молодого поколения; в социальных установках на ситуацию безденежья часто встречается крайняя степень выраженности негативных эмоций (катастрофические установки); участники использовали пренебрежительные названия денег, такие как «бумажки», «фантики»; в любой игровой экономической ситуации, связанной с прибылью, участники часто начинали свой ответ со слова «везение»; синоним финансового успеха - такие понятия, как «счастье», «власть», «свобода»; все без исключения участники говорили о невозможности совершить противоправные действия ради материального благополучия в ущерб другим людям, но игровой процесс продемонстрировал обратное, когда речь заходила о больших финансовых потерях, то поведение чаще становилось нечестным и безнравственным по отношению к другим участникам торговли; участники не упоминали понятие «деньги» как возможность помочь другим людям.

Особенности денежного поведения при исполнении экономических ролей после игрового воздействия: снижена генерализация понятия «деньги», игра позволила сместить акценты в сторону дружбы, коллективного творчества; на первом месте оказались деньги как эмоционально окрашенное средство, например использовались такие эпитеты, как «тяжелый труд», «знания», «работоспособность», «умения», «работа»; исчезла пренебрежительность в отношении денег, это связано с погружением участников в мир экономики, где деньги занимают одну из главенствующих ролей; изменилась смысловая нагрузка на результат финансового поведе-

Время ответа Совершить преступление Удовлетворить свои потребности Помочь, быть щедрым Раскрыть себя Практически ничего

До 40,00% 35,00% 2,00% 8,00% 15,00%

После 26,00% 40,00% 23,00 6,00% 5,00%

ф* 2,12* 0,73 5,07* 0,56 2,44*

* р < 0,01.

94

Социальная психология

ния, и приоритетными стали такие понятия, как «образование», «помощь близким», и экономические понятия, такие как «прибыль», «выручка», «доход»; в процессе игры все участники смогли ознакомиться с результатом своих безнравственных поступков; появляются установки, связанные с позитивным решением финансовой проблемы, установка к зарабатыванию денег в ситуации их отсутствия; для того чтобы получить прибыль и стать успешным в игре, необходимо работать, быть профессиональным, активным и конкурентоспособным

(участники в условиях «сжатого времени» могут корректировать свои экономические действия, чтобы стать экономически успешными); исчезла расточительность, ответы ориентированы на конкретные цели, которые чаще касаются образования и самореализации, все ответы отягощены экономическими понятиями; деловая игра продемонстрировала участникам механизм взаимодействия экономических ролей, дала возможность оценить результат их деятельности в условиях «сжатого времени».

Литература

1. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. С. 27.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО МОДЖ, 1995. С. 49.

3. Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. Т. 1. С. 207.

4. СеменовМ.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем личностной зрелости: Дис. ... канд. психол. наук. Ярославль,

2004.

the maintenance of economic role as determinant of the person relation to money

Muraveva PA. (Irkutsk)

Summary. In article the relation of the person to money in the conditions of realization of different economic roles is analyzed. changes are reflected of the given relation in result influences of different special conditions in the course of participation in business educational game.

Key words: economic role; complex of relations of executors of roles; money relations; educational interactive game; relations of the person; money.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.