СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА АГРОЛИЗИНГА
И.И. ШАРАПОВ,
соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета. Федеральный судья федерального суда общей юрисдикции Карсунского района Ульяновской области, [email protected]
Аннотация. Представлены разные научные подходы к понятию договора агролизинга. Договор аг-ролизинга - правовой институт, самостоятельный тип договорных обязательств, отличный от иных типов гражданско-правовых договоров. Договор агролизинга - многосторонняя сделка, 3-сторонний договор особого рода, в котором участвуют продавец, агролизингодатель и агролизингополучатель.
Ключевые слова: договор лизинга, договор агролизинга, исполнение договорных обязательств, существенные условия договора, механизм правового регулирования.
THE MAINTENANCE OF THE CONTRACTOR AGROLEASING
I.I. SHARAPOV,
the competitor for a scientific degree of the candidate of law of Chair of the Civil law and process of the Ulyanovsk state University the federal judge, Federal court of the general jurisdiction of Karsunsky area of the Ulyanovsk region
Annotation. Different scientific approaches to the concept of the contract of agroleasing. The agroleasing contract - is the legal institute, the independent type of treaty obligations which are distinct from other types of civil-law contracts. The agroleasing contract - is the multilateral transaction, tripartite special type of contract in which the seller, the agroleasing producer and the agroleasing recipient act.
Key words: the leasing contract; the agroleasing contract; execution of treaty obligations; essential treaty provisions; the mechanism of legal regulation.
Как и множество иных общественных отношений, отношения сторон договора лизинга регулируются правом. Право воздействует на общественные отношения с помощью определенного средства, механизма правового воздействия1. «В теории права механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регу-лирование.»2 Основными элементами механизма правового регулирования являются юридические нормы, нормативные правовые акты, юридические факты и др.
В России существует два основных нормативных правовых акта, регулирующих отношения сторон по договору лизинга. Это ГК и Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». Общие положения об аренде (гл. 34 ГК) применяются к отдельным видам договора аренды, если иное не установлено правилами ГК об этих договорах, в том числе к договору финансовой аренды (лизинга).
В § 6 гл. 34 ГК «Финансовая аренда (лизинг)» содержится понятие договора лизинга и очень сжато урегулированы только основные права и обязанности сторон этого договора, т.е. нормы этого параграфа содержат квалифицирующие признаки договора финансовой аренды (лизинга), которые отличают его от других видов аренды. Федераль-
ный закон «О финансовой аренде (лизинге)» был доработан и приведен в соответствие с законодательством в 2002 г. Эти нормативные правовые акты являются актами общего характера, поэтому не учитывают специфики сельскохозяйственного производства и не содержат норм, регулирующих лизинг с участием государства.
К составным частям механизма правового регулирования относятся акты реализации права -действия субъектов права, участников отношений по предварению в жизнь предписаний норм права (например, договоры)3.
В.М. Кукушин правильно отмечает, что лизинг в сельском хозяйстве является наиболее действенным механизмом в развитии сельского хозяйства4. Юристы вносят и обосновывают предложения по совершенствованию правового регулирования лизинговых отношений в сельском хозяйстве5.
Е.С. Вяткина отмечает, что до внесения изменений в закон целесообразно разработать и принять примерный договор о лизинге в сельском хозяйстве, в котором предусмотреть существенные изменения в соотношении прав и обязанностей по договору с учетом специфики сельского хозяйства, утверждение его Минсельхозпромом России по согласованию Минэкономразвития России и Минфином России6. Существует лишь примерный договор финансовой аренды (лизинга).
Многие предприниматели, особенно начинающие дело в малом бизнесе, применяют разные формы типовых договоров. Они облегчают процесс составления конкретного договора. В.А. Го-ремыкин указывает: «Каждый договор имеет индивидуальный характер, и типовая форма никогда не может учесть всех особенностей конкретной ситуации»7. С.С. Акманов предлагает принять федеральный закон «Об агролизинге», закрепляющий основные принципы и особенности лизинга в сельском хозяйстве8.
Основная работа по лизингу в сельском хозяйстве осуществляется ОАО «Росагролизинг», которое заключает договоры лизинга с агроснабами на уровне субъектов Федерации или районными агроснабами. Те, в свою очередь, заключают договоры сублизинга с сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Идея С.С. Акманова правильная, так как ряд регионов принимают законы по развитию конкретных видов лизинга в зависимости от его предмета. Так, в Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 26 октября 1999 г. № 035-30 «О поддержке лизинга авиационной техники в Ульяновской области».
У сельскохозяйственных товаропроизводителей накопились большие долги, у многих банковские счета не работают. Тяжелые условия существования агробизнеса накладывает отпечаток на перспективу развития сельхозтоваропроизводителя.
Для расширения лизинговых отношений Б.Ф. Ицкович предлагает предусмотреть ряд дополнительных мер в помощь - сделать дешевыми средства для лизингополучателей, оговорив на государственном уровне в соглашениях между Минфином России и Минсельхозом России выплату государственных компенсаций, обеспечивающих снижение арендных платежей для лизингополучателей9.
Договор агролизинга следует определить как многостороннюю сделку, 3-сторонний договор особого рода, в котором участвуют продавец, аг-ролизингодатель и агролизингополучатель, имеющие свои права и обязанности.
Лизинг в АПК с участием государства осуществляют не любые субъекты, а только юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством РФ либо органами исполнительной власти субъектов Федерации. Перечень имущества, являющего предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для проведения лизинга, и другие условия в сфере АПК определяются дополнительно к нормам закона соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти.
В.Е. Лукъяненко, критикуя руководителя ОАО «Росагроснаба» о преимуществах агролизингового
договора, отмечает, что он «замалчивает» об уплате разных надбавках за услуги его ведомства10.
При любой форме лизинговых отношений неотъемлемым элементом хозяйственных связей партнеров является договор, под которым понимается соглашение об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей двух или нескольких лиц. Он определяет важнейшие условия функционирования субъектов лизинговых отношений, соблюдение ими законов и принятых на себя обязательств.
Договор агролизинга должен быть действительным, т.е. обладать следующей совокупностью условий:
Ф законностью содержания - соответствие требованиям законодательства и нормативных актов;
Ф способностью физических и юридических лиц, участвующих в сделке;
соответствием воли и волеизъявления сторон; соблюдением формы сделки11.
Обязательные признаки, по которым договор квалифицируется как договор агролизинга:
указание на наличие инвестирования денежных средств в предмет лизинга;
передача предмета лизинга непосредственно лизингополучателю;
соответствие содержания договора законодательству;
Ф ссылка на договор купли-продажи, в соответствии с которым передача предмета международного финансового лизинга должна производиться не позднее чем через шесть месяцев с момента пересечения таможенной границы России, кроме случаев транспортировки его по территории России свыше этого срока.
Субъекты лизинга сами устанавливают условия договора с учетом соответствия их императивным (абсолютно обязательным) нормам закона. Они предписывают сторонам направление действий, о которых отступать нельзя (ст. 422 ГК, ст. 15 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»). Так, в отношении лизинга в ГК установлен ряд императивных норм, среди которых следующие: лизинговое имущество используется только для предпринимательских целей (ст. 666); объектом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные комплексы; обязательное уведомление продавца о передаче приобретаемого имущества в аренду определенному лицу (ст. 667); арендатор имеет права, предусмотренные для покупателя имущества.
Большинство статей Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» носят диспозитив-ный характер, и стороны могут решать многие вопросы по своему усмотрению при условии, что это не противоречит закону. В отличие от императив-
ной диспозитивная норма применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Стороны могут установить условие, отличное от предусмотренного в норме, либо вообще исключить ее применение. При отсутствии соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Так, закон допускает диспозитивное решение сторонами лизинговых отношений таких вопросов, как выбор продавца и объекта лизинга (ст. 665 ГК), передачу продавцом предмета лизинга непосредственно арендатору в месте его нахождения (ст. 668), переход риска случайной гибели или порчу имущества к арендатору в момент передачи ему объекта лизинга (ст. 22 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» и ст. 669 ГК).
Согласно ст. 432 ГК существенными считаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора лизинга и выражают его природу. При отсутствии хотя бы одного из них договор не признается заключенным, а если имеются все существенные условия договора, он вступает в силу, если не содержит других условий (ст. 15 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)») с момента подписания. В договоре агролизинга объект лизинга в реальном исполнении должен иметь следующие характеристики: качество, набор свойств, название, внешнее оформление, упаковка и др. Должны быть даны полное и точное описание, модель, марка и другие параметры, определяющее целевое назначение имущества в соответствии с техническими условиями или спецификациями.
В.Е. Лукъяненко указывает, что в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» перечень существенных условий необоснованно расширен, законодатель не провел четкой грани между существенными условиями (неопределенность по которым ведет к не заключению договора)12.
Как и договор финансовой аренды (лизинг), договор агролизинга является взаимным, кон-сенсуальным. Условие о предмете лизинга отнесено законом (п. 3 ст. 607 ГК) к числу существенных. Помимо этого, к существенным условиям отнесено обязательное уведомление продавца о том, то имущество приобретается с целью последующей передачи его в лизинг лизингополучателю (ст. 667).
Вопрос о существенных условиях договора лизинга приобретает особую актуальность для определения, является ли сделка лизинговой или нет. Обязательное уведомление продавца о передаче имущества в лизинг, включение этого условия способствовало бы правильному пониманию сущности лизинговых отношений.
Договор финансовой аренды (лизинга), заключенный между ОАО «Росагролизинг» (лизингодатель) и агролизингополучателем, вступает в силу с даты подписания договора и его приложений. Приложение включает в себя спецификацию, протокол согласования цены на приобретаемое для сдачи в лизинг имущество, график и порядок расчетов и лизинговых платежей.
Договор агролизинга - особый самостоятельный вид договорных обязательств, отличный от иных гражданско-правовых договоров лизинга по своему предмету. В связи с возникшими противоречиями в законодательстве следует внести следующие изменения в ст. 666 ГК: «Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, за исключением племенных животных и семеноводческой продукции...».
Применение установленного в ГК регулирования договора лизинга выявило некоторое трудности, которые могут быть устранены путем внесения изменений в Кодекс - «выведение» договора лизинга из главы «Аренда» и формирование гл. 34.1 «Договор финансовой аренды (лизинг)». В эту главу следует включить отдельные виды лизинга, в том числе агролизинг.
1 Отчет о работе ОАО «Росагролизинг» за 2002 год. М., 2003. С. II.
2 Теория государства и права : учебник / под ред., В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 269.
3 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 567-581.
4 Кукушкин В.М. Правое регулирование лизинговых операций в Российской Федерации : автореф. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург,2007. С. 23.
5 Землякова Г.Л. Правовое регулирование договорных отношений в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. № 9. С. 35-36.
6 Вяткина Е.С. Договорные отношения предпринимательских организаций в сфере сельского хозяйственного производства : автореф. ... канд. юрид. наук. Казань, 2002. С. 90.
7 Горемыкин В.А. Технология лизинговых операций : учеб. посмобие. М., 2000. С. 88.
8 Акманов С.С. Кредитные отношения в сельском хозяйстве России: правовые основы становления и развития. Иркутск, 1999. С. 344, 379.
9 Ицкович Б.Ф. Лизинг в агропромышленном комплексе // Финансы. 2002. № 1. С. 18.
10 Лукъяненко В.Е. Договоры в сфере предпринимательской деятельности. Ульяновск, 2003. С. 166.
11 Горемыкин В.А. Указ. соч. С. 90.
12 Лукъяненко В.Е. Указ. соч. С. 168.
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
П.Н. ШЕВЧЕНКО
Аннотация. На основе анализа нормативных правовых актов, принятых в 1917-1920 гг., рассматриваются меры, предпринимавшиеся советским правительством, по развитию дорожного хозяйства. Особое внимание уделено проводившейся национализации автомобильного транспорта, а также централизации управления и внедрении плановых начал в деятельность дорожных организаций на местах.
Ключевые слова: движение, декрет, дорожный, промышленность, советский, строительство, транспорт, хозяйство.
THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF ROAD ECONOMY IN THE FIRST YEARS OF SOVIET AUTHORITIES
P.N. SHEVCHENKO
Annotation. The article based on an analysis of normative legal acts adopted in 1917-1920., considered the measures taken by the Soviet government for the development of road facilities. Particular attention is paid to the nationalization of road transport, as well as centralized management and implementation of planned activities started in the road organizations in the field.
Keywords: motion, decree, road, industry, Soviet, construction, transport and farming.
В труднейшие для страны первые послереволюционные годы большое внимание уделялось восстановлению и развитию транспорта. Только с 16 ноября 1917 г. по 27 декабря 1922 г. на заседаниях Совета народных комиссаров и Совета Труда и Обороны было рассмотрено около 3 тыс. вопросов, в той или иной степени касавшихся транспорта, из них более 70 посвящено автомобильному транспорту1.
Советское правительство приняло меры к национализации автомобильного транспорта. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 27 декабря
1917 г. были национализированы автомобильные мастерские Международного общества спальных вагонов. Позже был подписан декрет от 2 марта
1918 г. о национализации автомобильного склада и автомобильной мастерской Эбергардта в Петрограде и передаче их в ведение Народного комиссариата по морским делам. Началась подготовка к национализации завода АМО. Всего к концу марта 1918 г. в собственность Советского государства только в 31 губернии, охваченной промышленной переписью 1918 г., перешло 836 предприятий, среди которых был ряд крупных авторемонтных ма-стерских2.
Осуществляя национализацию промышленности и транспорта, правительство приняло меры по централизованному управлению народным хозяйством. С этой целью при СНК РСФСР был
образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). На него возлагалась задача организации народного хозяйства, транспорта, государственных финансов, объединение деятельности советских предприятий, фабрично-заводских комитетов и профсоюзов в области экономики. На одном из своих заседаний ВСНХ принял Положение о районных (областных) и местных Советах народно го хозяйства от 23 декабря 1917 г., в соответствии с которым в их составе создавались секции по отраслям хозяйственной жизни и транспорта.
Под руководством советских органов совнархозы осуществляли организацию и регулирование работы промышленности и транспорта, объединяли деятельность органов рабочего контроля, руководили национализированными предприятиями. Так, Орловский губком партии и гу-бисполком приняли постановление от 9 марта 1918 г. о создании губсовнархоза и в его составе -автотранспортного отдела. В марте того же года в Орле был национализирован завод братьев Кале и передан в ведение губсовнархоза, а осенью -Орловскому военно-инженерному управлению. Все производство завода в кратчайший срок было перестроено для ремонта броневиков и автомобилей, поступавших с фронта.
Вслед за первыми преобразованиями в области автомобильного транспорта правительство проявило заботу о развитии дорожного хозяйства.