Научная статья на тему 'Содержание деятельности консультативного пункта при СКОШИ VIII вида как условие организации социально-педагогического сопровождения семей умственно отсталых лиц'

Содержание деятельности консультативного пункта при СКОШИ VIII вида как условие организации социально-педагогического сопровождения семей умственно отсталых лиц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ПОДРОСТКИ И МОЛОДЫЕ ЛЮДИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МENTALLY RETARDED TEENAGERS AND YOUNG PEOPLE / CORRECTING-DEVELOPING WORK / SOCIALIZATION / ADAPTATION / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева В. В., Фирсова Е. Ю.

В статье представлена структура региональной модели консультативного пункта «Университет для родителей» при школе-интернате VIII вида г. Коврова Владимирской области. Автором раскрываются цели, задачи, направления, а также формы и методы работы консультативного пункта с семьями умственно отсталых лиц на этапе школьного и постшкольного периода их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева В. В., Фирсова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание деятельности консультативного пункта при СКОШИ VIII вида как условие организации социально-педагогического сопровождения семей умственно отсталых лиц»

УДК 376.42

В. В. Ткачева, Е.Ю. Фирсова

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА ПРИ СКОШИ VIII ВИДА КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ

В статье представлена структура региональной модели консультативного пункта «Университет для родителей» при школе-интернате VIII вида г. Коврова Владимирской области. Автором раскрываются цели, задачи, направления, а также формы и методы работы консультативного пункта с семьями умственно отсталых лиц на этапе школьного и постшкольного периода их жизни.

Умственно отсталые подростки и молодые люди, коррекционно-развивающая работа, социализация, адаптация, профориентация.

The paper demonstrates the structure of the regional model of a consulting centre "University for Parents" at a boarding school of the 8th type in the city of Kovrov, Vladimir Region. The author describes goals, tasks, directions as well as forms and methods of correction-developing work of the consulting centre with families having mentally retarded persons on the stage of school and post-school periods of their life.

Mentally retarded teenagers and young people, correcting-developing work, socialization, adaptation, vocational guidance.

Главной целью стратегического направления специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, и подготовка их к самостоятельной жизни. Особый характер приобретает проблема социальной адаптации умственно отсталых детей, подростков, молодых людей [1]. Учитывая остроту проявления потребности выпускниками СКОШИ VIII вида г. Коврова и их родителями в оказании им социально-психолого-педагогической помощи, мы сочли необходимым организовать при специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате VIII вида в г. Коврове консультативный пункт «Университет для родителей».

Цели создания консультативного пункта:

- обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;

- осуществление социально-педагогического сопровождения семей умственно отсталых лиц, оказание социально-психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), имеющим умственно отсталого ребенка в вопросах воспитания, его социальной адаптации и профориентации как в период школьного, так и постшкольного развития;

- поддержка всестороннего развития личности умственно отсталых детей, подростков, молодых людей.

Основные задачи консультативного пункта:

-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития умственно отсталого ребенка, подростка, лиц молодого возраста;

- оказание содействия в социальной адаптации и жизнеустройстве умственно отсталых подростков и молодых людей в постшкольный период;

- координация усилий и обеспечение взаимодействия между государственным специальным общеобразовательным учреждением VIII вида и другими

учреждениями (профессионально-техническими училищами, производственными предприятиями, как государственными, так и частными) с целью обеспечения успешной социальной адаптации умственно отсталых лиц;

-оказание содействия в создании информационной сети для обмена опытом, идеями, методиками, информацией.

Организация деятельности консультативного пункта строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, педагога-психолога, учи-теля-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и других специалистов, однако особую координирующую функцию выполняет социальный педагог, так как функционал его профессиональной деятельности позволяет охватить все направления коррекционной работы по социально-педагогическому сопровождению семей умственно отсталых лиц.

Работа с родителями (законными представителями) и детьми в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Мы организовывали как тематические (групповые) консультации, беседы, школьные и классные лекции-собрания, тематические и практические семинары, так и индивидуальные беседы для родителей, подростков и молодых лиц с умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающая работа консультативного пункта активизировалась в направлении социального развития лиц с нарушениями интеллекта и включала три блока взаимодействия с семьями:

- социокультурно-просветительская работа;

- психолого-педагогическая помощь;

- профориентационная работа.

Эти виды деятельности осуществлялись в рамках диагностической, консультативной и коррекционной работы (см. схему).

Схема

Структура региональной модели консультативного пункта «Университет для родителей» при школе-интернате VIII вида

Социокультурно-просветительская работа направлена на реализацию образовательно-просветительской функции, целями которой являются повышение уровня нравственно-культурных ценностей и устоев семьи; накопление родителями нравственного опыта в воспитании ребенка; ориентация родителей в организации эффективных форм семейного досуга.

Психолого-педагогическая помощь включала как психологическую, так и педагогическую работу с семьями, воспитывающими умственно отсталых детей. В этом блоке мы выделили три направления работы: диагностику, консультирование и коррекцию.

Диагностика семей была представлена тремя направлениями: социальное (изучение социального статуса, потребностей семей в вопросах воспитания); психологическое (изучение внутрисемейного климата, отношения членов семьи друг к другу, особенностей личности умственно отсталого подростка); педагогическое (изучение нравственного уровня семей, стилей семейного воспитания).

Консультирование было направлено на ориентацию умственно отсталых детей и их родителей в раз-

решении социально-психолого-педагогических проблем: определение правильного стиля воспитания ребенка, его обучения, развития и дальнейшей социализации.

Деятельность специалистов в рамках оказания специальной коррекционной помощи была направлена на формирование адекватных моделей взаимодействия и воспитания умственно отсталого ребенка в семье; оптимизацию внутрисемейного микроклимата, формирование гармоничной личности умственно отсталого ребенка; повышение уровня взаимосвязи специального коррекционного учреждения с семьей. Формы коррекционной работы: психологические игры для детей и родителей, тренинги.

Профориентационная работа с родителями по формированию социального развития школьников с интеллектуальной недостаточностью способствовала возникновению потребности к установлению тесных отношений между родителями и специалистами производственных предприятий.

На основании выделенных нами коррекционных задач были определены и реализовывались следующие формы работы: консультирование специалистов

предприятий и учреждений, в которых будет работать или продолжать учиться выпускник школы VIII вида; экскурсии на производственные предприятия, в ПТУ, культурно-просветительские учреждения города; демонстрация видеосюжетов о профессиональной деятельности бывших учащихся школы; организация встреч родителей и выпускников школы с мастерами производственного обучения; проведение открытых уроков СБО, труда, обществознания в присутствии родителей и представителей профессионально-технических учебных заведений; создание информационного стенда «Трудовые успехи наших выпуск-

ников»; встречи учащихся старших классов и их родителей с выпускниками школы; консультирование старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации.

Список литературы

1. Васенков, Г. В, Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся / Г. В. Васенков // Дефектология. - 1998. - № 4 - С. 40 - 45.

\

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ЧЕРЕПОВЕЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

21 - 23 октября 2010 г. в Череповецком государственном университете прошла IX Выездная школа-семинар «Порождение и восприятие речи», организованная совместно с Петербургским лингвистическим обществом.

1-3 ноября 2010 г. в Череповецком государственном университете состоялась III Международная научная конференция РАИЖИ «Женская история и современные тендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» при участии Российской ассоциации исследователей женской истории (РАИЖИ), Российского национального комитета Международной федерации исследователей женской истории, Отдела этногендерных исследований Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН.

2-3 ноября 2010 г. на базе Череповецкого государственного университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2010». Конференция проходила по направлениям: социально-гуманитарные науки в начале XXI века, современные проблемы математики и естествознания, теоретические и прикладные проблемы технических наук. В рамках направлений было сформировано 36 секций. В конференции приняли участие более 400 преподавателей, молодых ученых и аспирантов. По материалам конференции планируется издание сборника.

22 - 23 ноября 2010 г. в Череповецком государственном университете при поддержке Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Череповецкие научные чтения - 2010» прошел Всероссийский научный семинар «Научно-технический прогресс в металлургии». Семинар был представлен секциями «Производство чугуна и стали» и «Прокатное и волочильное производство». По материалам конференции планируется издание сборника.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.