ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УДК 657.1
СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА СЕГМЕНТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ЕГО ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ*
М. А. БАХРУШИНА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: vakhrushina@mail.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Современные нестабильные экономические условия, нарождающаяся в отдельных отраслях экономики конкуренция, финансовый кризис вынуждают коммерческие организации обращаться к новым технологиям управления. Целью составления и анализа сегментной отчетности становится удовлетворение информационныхзапросов как внутренних, так и внешних пользователей, в первую очередь - потенциальных инвесторов.
В статье, учитывая требования Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), раскрыты методические аспекты формирования сегментной отчетности, а также основные этапы ее анализа. Сделан вывод о том, что анализ отчетной информации, подготовленный по сегментам бизнеса, способствует принятию потенциальным инвестором адекватных текущему моменту инвестиционных решений.
Ключевые слова: финансовая отчетность, бухгалтерский учет, сегмент.
~Ж^оэффициент использования (оборачиваешь мости) активов (отношение чистого объ-Ж. ема продаж к общей стоимости активов
* Окончание. Начало см. в журнале «Международный бухгалтерский учет» № 7 (157) -2011.
в сочетании с соотношением чистой прибыли и чистого объема продаж (рентабельности)) оказывает непосредственное воздействие на уровень прибыльности собственного капитала холдинга. Чем выше оба этих показателя и каждый из них в отдельности, тем более прибыльно вложение средств в него как в текущей, так и в долгосрочной перспективе. Расчет оборачиваемости активов для каждого сегмента и соответствующий ему рейтинг представлены в табл. 7.
Из данных, приведенных в табл. 7, следует, что при среднем показателе оборачиваемости активов (рассчитанном по акционерному обществу в целом), равном в отчетном году 1,72, наилучший результат продемонстрировал сегмент «Конфеты» (2,68), наихудший — сегмент «Шоколад и шоколадные изделия» (0,79).
Произведение двух рассмотренных показателей (рентабельности продаж и оборачиваемости активов) позволяет сформировать специальный аналитический показатель «возврат на активы» (Return on Assets — ROA), или «рентабельность активов». Формула его расчета имеет следующий вид ROA = Прибыль сегмента / Активы сегмента.
Ранжирование операционных сегментов по показателю оборачиваемости активов
Таблица 7
Операционные сегменты Не распределено По
Показатели Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости обществу в целом
Выручка от продаж сегмента,
тыс. руб.:
— отчетный год 960 000 2 980 940 1 815 300 900 560 580 900 7 237 700
— предыдущий год 679 010 2 164 300 1 756 800 853 679 590 100 6 043 889
Стоимость активов, тыс. руб.:
— отчетный год 1 213 270 1 110 739 1 262 412 413 497 203 000 4 202918
— предыдущий год 960 120 871 478 911 957 660 326 - 3 403 881
Коэффициент оборачиваемости
активов (стр. 1 / стр. 2):
— отчетный год 0,79 2,68 1,44 2,18 - 1,72
— предыдущий год 0,70 2,48 1,93 1,29 - 1,76
Ранжирование сегмента 4 1 3 2
(номер присвоенного места)
Используя имеющуюся информацию сегментной отчетности, рассчитаем для операционных сегментов значения ROA в целях последующего их ранжирования (табл. 8).
По результатам выполненных расчетов видно, что рейтинг сегментов снова изменился. Первое место занял сегмент «Восточные сладости», последнее место — «Карамельная продукция». При этом показатель рентабельности активов по данным отчетного года находится в диапазоне 0,60—0,23 при среднефирменном его значении, равном 0,50.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов рассчитывается посредством деления суммы чистых продаж за анализируемый период на сумму оборотных средств. Отметим, что в числителе дроби, отражающей данный коэффициент, стоит показатель отчета о прибылях и
убытках, а в знаменателе — показатель балансового отчета. В зависимости от отраслевых особенностей в практике западных компаний этот коэффициент, как правило, находится в пределах от 8,6 до 25,3 раза.
Рассчитаем значение показателя оборачиваемости чистых активов, используя данные сегментарной отчетности, и на основе полученных результатов снова проранжируем наши сегменты (табл. 9).
Исходя из данных отчетного года, наиболее высокий показатель оборачиваемости оборотных средств продемонстрировал сегмент «Конфеты», заняв в рейтинге первое место. Индивидуальный результат сегмента по этому показателю (3,35) превысил его среднефирменное значение (3,01). Сегменту «Карамельная продукция» присвоено
Таблица
Ранжирование операционных сегментов по показателю «рентабельность активов»
Операционные сегменты Не распределено По
Показатели Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости обществу в целом
Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.: - отчетный год 439 620 227 110 536 140 433 500 298 512 304 820 246 440 208 564 580 900 590 100 2101612 1 764 094
— предыдущий год
Стоимость активов, тыс. руб.: — отчетный год — предыдущий год 1 213 270 960 120 1 110 739 871 478 1262412 911 957 413 497 660 326 203 000 4 202 918 3 403 881
Рентабельность активов (стр. 1 / стр. 2): — отчетный год 0,36 0,24 0,48 0,50 0,23 0,33 0,60 0,32 — 0,50 0,52
— предыдущий год
Ранжирование сегмента (номер присвоенного места) 3 2 4 1
Таблица 9
Ранжирование операционных сегментов по показателю оборачиваемости оборотных активов
Показатели Операционные сегменты Не распределено По обществу в целом
Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости
Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.: — отчетный год — предыдущий год 960 000 679 010 2 980 940 2 164 300 1 815 300 1 756 800 900 560 853 679 580 900 590 100 7 237 700 6 043 889
Оборотные активы, тыс. руб.: — отчетный год — предыдущий год 630 100 600 340 890 050 650 789 590 213 400 970 290 818 542 380 - 2401181 2 194 479
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (стр. 1 / стр. 2): — отчетный год — предыдущий год 1,52 1,13 3.35 3.36 3,08 4,38 3,10 1,57 - 3,01 2,75
Ранжирование сегмента (номер присвоенного места) 4 1 3 2
по результатам отчетного года лишь третье место, хотя в предыдущем году он являлся лидером рейтинга.
Чем выше соотношение между чистым объемом продаж и размером оборотных средств, т. е., чем большая сумма продаж приходится на каждую единицу оборотных средств, тем выше уязвимость компании к неблагоприятным изменениям ситуации на рынке (падению спроса, неплатежеспособности одного из крупнейших покупателей и т.д.). Возрастание соотношения чистого объема продаж и суммы оборотных средств означает снижение количества оборотных средств, обеспечивающего каждый доллар продаж, в то время как снижение данного соотношения говорит о более надежном обеспечении сбыта оборотными средствами сегмента.
Отношение оборотных активов к текущим обязательствам (коэффициент текущей ликвидности) по сути характеризует запас прочности, которым должен обладать сегмент в целях покрытия текущих платежей на случай сокращения его доходов в результате неблагоприятных изменений в рыночной конъюнктуре и прочих факторах внешней по отношению к сегменту среды. При прочих равных условиях, чем выше коэффициент текущей ликвидности активов, тем охотнее кредиторы предоставляют компании взаймы свои средства и тем более благоприятные условия кредитования они принимают. Имея достаточный запас текущих активов, руководство организации практически не зависит от кредиторов при принятии решений о расходовании средств.
В настоящее время относительно надежным считается уровень коэффициента текущей ликвидности активов, находящегося в диапазоне от 1,3 до 1,7.
Расчет коэффициента текущей ликвидности и присвоенный по этому показателю рейтинг сегментов представлены в табл. 10.
Как и другие коэффициенты, соотношение между текущими активами и текущими обязательствами следует рассматривать в сопоставлении с некой отраслевой нормой. В зависимости от факторов сезонности, длительности производственного цикла, особенностей организации кредитования, а также характера и оборачиваемости товарно-материальных запасов значения коэффициента текущей ликвидности активов для различных отраслей могут существенно варьировать. Достаточно высокие значения показателей, приведенных в табл. 10, объясняются спецификой организации кондитерского производства и его технологическими особенностями. Они свидетельствуют о высоком уровне гарантий в части погашения долгов общества, о наличии необходимых ресурсов и условий для устойчивого функционирования и развития производственной деятельности сегментов.
Результаты выполненного анализа деятельности сегментов обобщены в табл. 11.
Данные, представленные в табл. 11, позволяют сделать следующий вывод: основываясь на значениях рассчитанных финансовых коэффициентов, инвестиционные предпочтения будут отданы сегменту «Конфеты», а, возможно, и сегменту «Восточные сладости», несмотря на то,
Таблица 10
Ранжирование операционных сегментов по коэффициенту текущей ликвидности
Операционные сегменты Не распределено По обществу в целом
Показатели Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости
Оборотные активы, тыс. руб.:
— отчетный год 630 100 890 050 590 213 290 818 - 2 401 181
— предыдущий год 600 340 650 789 400 970 542 380 - 2 194 479
Текущие обязательства, тыс. руб.:
— отчетный год 115 762 64 820 100 000 148 516 - 429 098
— предыдущий год 100 340 45 657 100 150 256 638 - 502 785
Коэффициент текущей ликвидности
(стр. 1 / стр. 2):
— отчетный год 5,44 13,73 5,9 1,96 - 5,6
— предыдущий год 5,98 14,2 4,0 2,1 - 4,3
Ранжирование сегмента 3 1 2 4
(номер присвоенного места)
Таблица 11
Ранжирование операционных сегментов по результатам ф инансового анализа их деятельности
Оценочный финансовый коэффициент Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости
Рентабельность продаж 1 3 4 2
Оборачиваемость активов 4 1 3 2
Рентабельность активов 3 2 4 1
Оборачиваемость оборотных активов 4 1 3 2
Коэффициент текущей ликвидности 3 1 2 4
что направление «Восточные сладости» по показателям выручки и валовой прибыли занимало последнее место (см. табл. 1).
Последнее место в сформированном рейтинге занял сегмент «Карамельная продукция», что имеет свои объективные причины. Несмотря на выявленную в результате проведенного анализа позитивную динамику стоимостных показателей, в натуральном выражении объем потребления отечественной карамели снижается. При этом растет потребление импортной карамели. Увеличение ввоза карамельной продукции из-за границы сопровождается снижением цен на нее, которые оказываются меньше себестоимости подобной отечественной продукции. Сегменту «Карамельная продукция» становится все труднее соперничать с зарубежными конкурентами по двум причинам:
— российские цены на карамель в отчетном году на 8 % превышали цены на импортную карамель1;
— импорт иностранной карамели видоизменяет российский рынок: в общем объеме продаж
1 См. журнал «Экономика и жизнь» № 10-2010, с. 20.
начинает превалировать реализация функциональных сладостей с различными эффектами (например освежающим или медицинским). Сегмент функциональных леденцов контролируют крупные международные компании («Чупа-Чупс», «Дирол», «Марс» и др.). На их долю приходится 70 % продаж леденцов, в десятке крупнейших производителей нет ни одного российского.
Таким образом, сегмент «Карамельная продукция» не выдерживает конкуренции с западной продукцией по качеству, а также по цене со сладостями из ближнего зарубежья. Для устойчивого и динамичного развития сегменту необходимо освоить выпуск популярных лакомств, предлагаемых западными производителями (жевательный мармелад, помадки, сливочные тянучки и леденцы на палочках с начинками). Другой способ остаться на рынке — добиться повышения цен на традиционную карамель из стран ближнего зарубежья, например путем увеличения ввозных пошлин.
Данные сегментарной отчетности необходимы не только внешним, но и внутренним ее
пользователям. Ее анализ, базируясь на данных управленческого учета, позволяет собственнику выделить перспективные сегменты бизнеса, которые следует развивать в первую очередь. В этих целях остановимся подробнее на анализе деятельности наиболее прибыльного сегмента «Конфеты». Напомним, что он представлен четырьмя направлениями:
— мягкие конфеты;
— мягкие конфеты, глазированные шоколадной и шоколадно-молочной глазурью;
— ирис;
— мармеладно-пастильные изделия.
Информация об удельном весе отдельных
направлений сегмента «Конфеты» в совокупной выручке этого сегмента за последние три года представлена в табл. 12.
Представленные в табл. 12 результаты расчетов позволяют сказать, что наибольший удельный вес в сегменте «Конфеты» по показателю полученной выручки занимает направление «Мармелад-но-пастильные изделия». За три анализируемых года доля этого направления в продажах сегмента возросла почти на 10 % — с 34,9 до 43,7. Наиболее низкие результаты по продажам имеет направление «Ирис», доля которого в общих продажах сегмента в отчетном году составила 13,3 %.
Данные табл. 13 позволяют оценить темпы роста выручки от реализации представленных в
сегменте товарных позиций. По всем представленным в сегменте позициям наблюдается положительная динамика выручки. Однако наиболее динамично в течение анализируемого периода времени развивалось направление «Мармелад-но-пастильные изделия». В то время как темп роста выручки по сегменту в целом составил за три последних года 161,5 %, по названному направлению он достиг 201,2 % (по направлениям «Ирис» — 169,5 %, «Мягкие конфеты» — 152,0 %, по направлению «Глазированные мягкие конфеты» — всего лишь 123,4 %).
Дальнейший анализ сегментарной отчетности свидетельствует о том, что в каждом направлении присутствуют товарные группы — лидеры. Примерами таких групп в направлении «Конфеты» являются товарные группы «Мармелад-но-пастильные изделия» и «Мягкие конфеты». Эти группы имеют самые высокие показатели продаж, и их доля в общем объеме реализации сегмента «Конфеты» составляет соответственно 43,7 и 24,2 %.
Но существуют и товарные группы, имеющие низкий удельный вес в совокупных объемах продаж. Они, тем не менее, интересны сегменту «Конфеты» возможностью поддержания ассортимента и, как следствие, увеличения доли на рынке.
Отдельные товарные группы не равноценны по объемам зарабатываемой прибыли: некоторые
Таблица 12
Удельный вес выручки, полученной отдельными направлениями деятельности операционного сегмента «Конфеты», в совокупной выручке сегмента
Направления деятельности Год, предшествующий предыдущему Предыдущий год Отчетный год
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Мягкие конфеты 367 980 20,0 381 941 17,6 559 171 18,8
Глазированные мягкие конфеты 583 600 31,6 600 340 27,7 720 134 24,2
Ирис 249 700 13,5 250 769 11,7 400 765 13,3
Мармеладно-пастильные изделия 644 120 34,9 931 250 43,0 1300 870 43,7
Итого... 1845 400 100,0 2 164 300 100,0 2 980 940 100,0
Таблица 13
Темп роста выручки по отдельным направлениям деятельности операционного сегмента «конфеты», %
Направления деятельности Год, предшествующий предыдущему Предыдущий год Отчетный год
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Мягкие конфеты 367 980 100,0 381 941 103,8 559 171 152,0
Глазированные мягкие конфеты 583 600 100,0 600 340 102,9 720 134 123,4
Ирис 249 700 100,0 250 769 100,4 400 765 169,5
Мармеладно-пастильные изделия 644 120 100,0 931250 144,6 1300 870 201,2
Итого... 1845 400 100,0 2 164 300 117,3 2 980 940 161,5
позиции, особенно хорошо зарекомендовавшие себя, имеют высокую самоокупаемость, позволяют осваивать сегменту сбыт новых, пока еще убыточных, товаров.
Расчет суммы и нормы маржинального дохода каждой товарной группы сегмента по результатам его деятельности в отчетном году представлен в табл. 14. При этом наибольший вклад в формирование маржинального дохода сегмента вносит направление «Мармеладно-пастильные изделия» (314 090 тыс. руб.), однако норма маржинального дохода составляет лишь 24,1 %, что является самым низким результатом из всех товарных позиций группы. Напомним, что норма маржинального дохода показывает, как изменится маржинальный доход организации при увеличении выручки от реализации на 1 руб. Таким образом, рост продаж марме-ладно-пастильной продукции на 1 руб. сопровождается увеличением маржинального дохода на 24,1 коп.
Максимальным значением нормы маржинального дохода обладает направление «Мягкие конфеты» (30,3 %), а лидером по этому показателю является ирис развесной (78,4 %). Однако объем его продаж незначителен и составляет
149 895 тыс. руб., что составляет лишь 5 % объема продаж сегмента.
Товарная группа «Мармелад слоеный», являясь новым направлением деятельности сегмента «Конфеты», имеет пока убыточные показатели. Убыток покрывается маржинальным доходом названных ранее направлений.
Таким образом, анализируя приведенную сегментную информацию, можно сказать, что обществу целесообразно наращивать объемы продаж ириса и мягких конфет, в первую очередь ириса развесного и батончиков. В группе «Мармеладно-пастильные изделия» наивысшая эффективность производства у пастилы и апельсиновых долек.
Обратимся теперь к анализу информации, представленной вторичным форматом — географическими сегментами. Ранее отмечалось, что продажи товаров осуществляются акционерным обществом в трех регионах России: Центральном, Западном и Поволжском. В таблице 15 раскрыта информация о доходах, расходах, финансовых результатах и динамике этих показателей за последние два года по выделенным географическим сегментам. Часть выручки (как и в случае представления информации по операционным
Таблица 14
Эффективность направлений деятельности сегмента «Конфеты»
Направления Выручка Переменная себестоимость реализованной продукции Маржинальный Норма маржинального дохода (гр. 3 / гр. 1) х 100 %
деятельности сегмента от продаж доход
Мягкие конфеты 559 171 390 000 169 171 30,3
В том числе:
— «Коровка» 200 340 150 300 50 040 25,0
— «Лимонные» 150 000 130 400 19 600 15,0
— «Батончики» 208 831 109 300 99 531 47,7
Глазированные мягкие конфеты 720 134 540 160 179 974 25,0
В том числе:
— конфеты с молочной глазурью 460 890 300 060 160 830 34,9
— конфеты с шоколадной глазурью 259 244 240 100 19 144 7,4
Ирис 400 765 213 130 187 635 46,8
В том числе:
— «Золотой ключик» 250 870 180 760 70 110 28,0
— развесной 149 895 32 370 117 525 78,4
Мармеладно-пастильные изделия 1 300 870 986 780 314 090 24,1
В том числе:
— зефир 630 980 540 080 90 900 14,4
— пастила 350 450 130 115 220 335 62,9
— апельсиновые дольки 180 000 96 700 83 300 46,3
— мармелад слоеный 139 440 219 885 - 80 445 - 57,6
Итого... 2 980 940 2130 070 850 870 28,5
Таблица 15
Динамика доходов, расходов и финансовых результатов географических сегментов общества
Географические сегменты По
Показатели Северный Центральный Поволжский Не распределено обществу в целом
1. Выручка от продаж сегмента, тыс. руб.: — отчетный год 2 107 700 714 000 3 835 100 580 900 7 237 700
— предыдущий год 1 779 010 917 979 2 756 800 590 100 6 043 889
Изменение (+, -), тыс. руб. + 328 790 - 203 979 + 1 078 300 - + 1193 811
Темп роста, % 118,5 77,8 139,1 - 119,8
2. Расходы сегмента, тыс. руб.:
— отчетный год (1 450 000) (540 800) (3 145 288) — (5 136 088)
— предыдущий год (997 659) (670 987) (2 611 149) — (4 279 795)
Изменение (+, -), тыс. руб. + 452 341 - 130187 + 534139 - + 856 293
Темп роста, % 145,3 80,6 120,5 - 120,0
3. Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.: — отчетный год 657 700 173 200 689 812 580 900 2101612
— предыдущий год 781 351 246 992 145 651 590 100 1 764 094
Изменение (+, -), тыс. руб. - 123 651 - 73 792 + 544161 - + 337 518
Темп роста, % 84,2 70,1 373,6 - 116,1
4. Рентабельность сегмента (стр. 3 / стр. 2), %:
— отчетный год 45,4 32,0 21,9 — 40,9
— предыдущий год 78,3 36,8 5,5 — 41,2
Изменение (+, -), % - 32,9 - 4,8 + 16,4 - - 0,3
5. Расходы на один рубль выручки от продаж
(стр. 2 / стр. 1), коп.:
— отчетный год 68,8 75,7 82,0 — 71,0
— предыдущий год 56,1 73,1 94,7 — 70,8
Изменение (+, -), тыс. руб. + 12,7 + 2,6 - 12,7 - + 1,8
сегментам) осталась нераспределенной: она увязана с деятельностью акционерного общества в целом.
Выполненные расчеты выводят в лидеры Поволжский географический сегмент. Его выручка по результатам отчетного года составила 3 835 100 тыс. руб., а прибыль — 689 812 тыс. руб.
Деятельность двух других сегментов также прибыльна, однако в отличие от Поволжского региона по Северному и Центральному географическим сегментам наблюдается негативная динамика показателей. В первом случае темп роста расходов (145,3 %) опережает темп роста выручки (118,5 %). В результате этого прибыль сегмента сократилась на 123 651 тыс. руб., или на 15,8 %.
Во втором случае два анализируемых года отмечены спадом продаж на 203 979 тыс. руб. (с 917 979 до 714 000 тыс. руб.). Темп роста выручки в результате составил 77,8 %. Расходы также снижались, но медленнее: темп их роста составил 80,6 %. В результате прибыль сегмента сократилась с 246 992 до 173 200 тыс. руб., т. е. на 73 792 тыс. руб. (29,9 %).
Намного привлекательнее выглядит Поволжский район и по значениям относительных показателей. Наблюдается устойчивый рост рентабельности этого сегмента (с 5,5 % в предыдущем году до 21,9 % в отчетном году) и снижение расходов на 1 руб. выручки от продаж (с 94,7 коп. в предыдущем году до 82 коп. в отчетном году).
В двух других сегментах, напротив, рентабельность в течение анализируемого периода снизилась. Наиболее существенным (почти на 1/3) это снижение оказалось в Северном регионе: с 78,3 % в предыдущем году до 45,4 % в отчетном году. В Центральном географическом сегменте рентабельность сократилась на 4,8 %.
В Северном регионе резко возросли расходы на 1 руб. выручки от продаж: с 56,1 до 68,8 коп. По Центральному региону этот рост составил 2,6 коп.
Информация об удельном весе каждого региона в общих финансовых результатах акционерного общества представлена в табл. 16.
Сравнительный анализ результатов деятельности географических сегментов свидетельствует
Таблица 16
Удельный вес географических сегментов в показателях деятельности акционерного общества, %
Географические сегменты По
Показатели Северный Центральный Поволжский Не распределено обществу в целом
1. Выручка от продаж сегмента:
— отчетный год 29,1 9,9 53,0 8,0 100,0
— предыдущий год 29,4 15,2 45,6 9,8 100,0
Изменение (+, -), тыс. руб. - 0,3 - 5,3 + 7,4 -
2. Расходы сегмента, тыс. руб.:
— отчетный год 28,2 10,6 61,2 — 100,0
— предыдущий год 23,3 15,7 61,0 — 100,0
Изменение (+, -), тыс. руб. + 4,9 - 5,1 + 0,2 - -
3. Прибыль от продаж сегмента, тыс. руб.:
— отчетный год 31,3 8,3 32,8 27,6 100,0
— предыдущий год 44,3 14,0 8,3 33,4 100,0
Изменение (+, -), тыс. руб. - 7,0 - 5,7 + 24,5 - -
о том, что более половины общей суммы выручки в отчетном году приходилось на Поволжский сегмент, менее трети - на Северный, менее 10 % -на Центральный сегменты. При этом видно, что в предыдущем году результаты деятельности Поволжского сегмента были более скромными: доля заработанной им прибыли в общей ее сумме составила лишь 8,3 % (против 44,3 % Северного региона). Таким образом, наблюдается устойчивый рост прибыльности и расширения зоны действия Поволжского региона. Среди других сегментов Поволжье оказывается наиболее экономически выгодным, а, следовательно, и наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов.
Попытаемся выявить причины создавшегося положения путем анализа структуры продаж, осуществляемых географическими сегментами (табл. 17).
Анализируя данные, представленные в табл. 17, можно сказать, что успехи Поволжского географического сегмента во многом связаны с изменением структуры продаж в отчетном периоде в сравнении с предыдущим. Видно, что доля «проблемной» карамельной продукции в анализируемом периоде снизилась с 54,1 до 18,8 %. Однако наиболее успешное для общества товарное направление «Конфеты» значительно усилило в Поволжье свои позиции: его доля в общем объеме продаж возросла на 43,3 % (с 27,1 до 70,4 %).
Таблица 17
Структура продаж географических сегментов
Операционные сегменты Итого по сегменту
Показатели Шоколад и шоколадные изделия Конфеты Карамельная продукция Восточные сладости
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб.
Выручка от продаж 960 000 100,0 2 980 940 100,0 1815 300 100,0 900 560 100,0 6 656 800
в отчетном году - всего
В том числе по географи-
ческим сегментам:
Северный 100 000 10,4 453 760 14,4 1 100 750 60,6 453 190 50,3 2 107 700
Центральный 160 000 16,7 462 240 15,2 373 770 20,6 220 000 25,2 714 000
Поволжский 700 000 72,9 2 100 000 70,4 340 780 18,8 227 370 25,4 3 835 100
Выручка от продаж 679 010 100,0 2 164 300 100,0 1 756 800 100,0 853 679 100,0 5 453 789
в предыдущем году - всего
В том числе по географи-
ческим сегментам:
Северный 350 180 51,6 976 510 45,1 671 340 38,2 109 670 12,8 1 779 010
Центральный 136 700 20,1 600 860 27,8 135 340 7,7 45 079 6,2 917 979
Поволжский 192 130 28,3 586 930 27,1 950 120 54,1 698 930 81,0 2 756 800
В Северном и Центральном регионах картина была иной. Доля реализации карамельной продукции в них возросла более чем 2 раза, а конфет — снизилась вдвое.
Производство конфет (мягких конфет, мягких конфет, глазированных шоколадной и шоколад-но-молочной глазурью, ириса, мармеладно-пас-тильных изделий), как было установлено ранее, является наиболее прибыльным направлением деятельности общества. Подключая к анализу данные управленческого учета, оценим эффективность этого производственного направления в разрезе выделенных географических сегментов (табл. 18-20).
Результаты выполненных расчетов снова свидетельствуют о наибольшей активности Поволжского географического сегмента, в котором в отличие от остальных реализуется весь спектр товарной позиции «Конфеты». Видно, что здесь присутствуют как высокорентабельная товарная группа «Ирис», так и убыточные позиции, наиболее существенной из которых является мармелад желейный. Однако убытки перекрываются устойчивыми прибылями других направлений деятельности, в результате чего Поволжский географический сегмент в отчетном году получил по товарному направлению «Конфеты» маржинальный доход в сумме 680 290 тыс. руб.
Таблица 18
Результаты деятельности Северного геограс ического сегмента, тыс. руб.
Товарная позиция Выручка от продаж Переменная себестоимость продаж Маржинальный доход
«Коровка» 60 900 35 670 25 230
«Лимонные» 18 760 16 780 1 980
Мягкие конфеты с молочной глазурью 98 760 50 780 47 980
Зефир 120 000 98 560 21 440
Мармелад желейный 89 450 95 130 (5 680)
Ирис развесной 65 870 20 890 44 980
Итого... 453 760 317810 135 950
Показатели деятельности Центрального географического сегмента, тыс. руб.
Таблица 19
Товарная позиция Выручка от продаж Переменная себестоимость продаж Маржинальный доход
«Коровка» 50 080 30 790 19 290
«Лимонные» 46 700 33 120 13 580
Зефир 135 670 101 540 34 130
Мягкие конфеты с молочной глазурью 130 870 110 000 20 870
Мягкие конфеты с шоколадной глазурью 41 870 19 580 22 290
«Апельсиновые дольки» 57 050 36 700 20 350
Итого... 462 240 331 730 130 510
Таблица 20
Показатели деятельности Поволжского географического сегмента, тыс. руб.
Товарная позиция Выручка от продаж Переменная себестоимость продаж Маржинальный доход
«Коровка» 139 360 133 840 5 520
«Лимонные» 132 400 140 500 (8 100)
«Батончики» 208 831 109 300 99 531
Конфеты с молочной глазурью 131 260 39 280 91 980
Конфеты с шоколадной глазурью 191 654 194 800 (3 146)
Ирис «Золотой ключик» 250 870 180 760 70 110
Ирис развесной 84 025 11 480 72 545
Зефир 383 310 239980 143 330
Пастила 350 450 130 115 220 335
«Апельсиновые дольки» 112 950 50 000 62 950
Мармелад желейный 114 890 189 655 (74 765)
Итого... 2 100 000 1 419 710 680 290
Данные, представленные в табл. 21, позволяют оценить долю географических сегментов в общих результатах деятельности акционерного общества по направлению «Конфеты».
Видно, что Поволжский географический сегмент доминирует по всем анализируемым показателям. Доля выручки и маржинального дохода данного сегмента в общей сумме этих показателей по направлению «Конфеты» составляет почти 70 %.
Из представленной в таблицах информации следует, что в каждом географическом сегменте есть свои лидеры продаж, которые приносят больше маржинального дохода, чем другие. Выделим в каждом регионе три наиболее перспективные товарные позиции и расположим их в зависимости от суммы маржинального дохода (от большего значения к меньшему). Результаты деятельности географических сегментов представлены в табл. 22—24.
Сравнительный анализ свидетельствует, что лидером продаж во всех географических сегментах является зефир. Несмотря на то, что норма маржинального дохода, получаемого с этого изделия, невелика — 14,4 % (см. табл. 14), обществу следует расширять производство зефира как наиболее востребованного населением вида кондитерских изделий.
Самый выгодный для акционерного общества ирис — развесной — в рейтингах отсутствует вовсе. Очевидно, что обществу следует активизировать рекламную деятельность в отношении этой товарной позиции.
Проанализируем выгодность изделий-лидеров Поволжского района как наиболее крупного рынка сбыта, применив показатель нормы маржинального дохода (табл. 25).
Из данных, представленных в табл. 25, видно, что товарное направление «Пастила» имеет
Таблица 21
Анализ доли отчетных операционных сегментов в общих результатах деятельности акционерного общества
Показатель Доля географических сегментов, % По обществу в целом
Северный Центральный Поволжский
Выручка от продаж сегмента 15,0 15,4 69,7 100,0
Переменные расходы сегмента 15,3 16,0 68,7 100,0
Маржинальный доход сегмента 14,3 13,8 71,9 100,0
Таблица 22
Показатели лидеров продаж Северного района, тыс. руб.
Товарная позиция Выручка от продаж Переменная себестоимость продаж Маржинальный доход
Зефир 120 000 98 560 21 440
Мягкие конфеты с молочной глазурью 98 760 50 780 47 980
«Коровка» 65 870 20 890 44 980
Итого... 284 630 170 230 114 400
Таблица 23
Показатели лидеров продаж Центрального района, тыс. руб.
Товарная позиция Выручка от продаж Переменная себестоимость продаж Маржинальный доход
Зефир 135 670 101 540 34 130
Мягкие конфеты с молочной глазурью 130 870 110 000 20 870
Апельсиновые дольки 57 050 36 700 20 350
Итого... 323 590 248 240 75 350
Таблица 24
Показатели лидеров продаж Поволжского района, тыс. руб.
Товарная позиция Выручка от продаж Себестоимость продаж Маржинальный доход
Зефир 383 310 239980 143 330
Пастила 350 450 130 115 220 335
Ирис «Золотой ключик» 250 870 180 760 70 110
Итого... 984 630 550 855 433 775
Таблица 25
Расчет нормы маржинального дохода лидеров продаж Поволжского района
Товарная позиция Выручка от продаж, тыс. руб. Переменная себестоимость продаж, тыс. руб. Маржинальный доход, тыс. руб. Норма маржинального дохода (гр. 3 / гр. 1 х100), %
А 1 2 3 4
Зефир 383310 239 980 143 330 37,4
Пастила 350 450 130 115 220 335 62,9
Ирис «Золотой ключик» 250 870 180 760 70 110 28,0
Итого... 984 630 550 855 433 775 44,1
максимальное значение нормы маржинального дохода (62,9 %): каждый рубль продажи этого вида продукции обеспечивает обществу получение 62,9 коп. маржинального дохода.
При наличии спроса на товарное направление «Пастила» экономически выгодным и эффективным является наращивание объемов его продаж в Поволжском географическом сегменте.
Проведенному автором анализу деятельности географических сегментов было подвержено наиболее прибыльное направление деятельности общества — производство конфет. Изложенная методика может быть использована и для анализа эффективности деятельности географических сегментов по другим товарным направлениям:
карамельная продукция, шоколад и шоколадные изделия, восточные сладости.
Список литературы
1. Вахрушина М. А. Новые ориентиры формирования корпоративной отчетности // Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты. 2009. № 6 (34). С. 34-43.
2. Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 8 «Операционные сегменты». URL: http://allmsfo.ru/msfo-ifrs-8.html.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000): приказ Минфина России от 27.01.2000 № 11н.
Нужны статьи
в электронном виде?
На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.
Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.
Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru
Ii Ь
ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl
V/SA
ilndex
money-yandex-ru