_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https:IIdoi.orgI10.23672ISAE.2023.9.9.002 УДК 355.1
© ®
Attribution
сс by
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ -ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Игошева М.А.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС
при Президенте Российской Федерации, 3Ростовский государственный университет путей сообщения
Аннотация. Социальная защита военнослужащих является актуальной проблемой. Ее актуальность обусловлена тем обстоятельством, что в современном российском обществе значительно возросла роль военнослужащих в связи с проведением специальной военной операции, частичной мобилизацией в Вооруженные Силы Российской Федерации и противостоянием НАТО. В боевых сражениях в специальной военной операции погибают военнослужащие, получают ранения, травмы, увечья, становятся инвалидами. Многие военнослужащие на фронте героически, мужественно и самоотверженно сражаются, получают звание Героя Российской Федерации, ордена и медали. Цель исследования состоит в анализе системы социальной защиты военнослужащих, задача - показать роль и функции государства в социальной защите военнослужащих. Методами исследования являются анализ, синтез, дедукция, индукция. Объект изучения - система социальной защиты военнослужащих.
Получены следующие результаты. Социальная защита военнослужащих относится к важнейшим функциям государства современного российского общества, так как военнослужащие обеспечивают национальную безопасность и военную оборону, защищают страну, участвуют в специальной военной операции. Выявлены основные элементы социальной защиты военнослужащих и членов их семей - социальные права, гарантии, компенсации, денежное довольствие, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование. Показано, что социальная защита военнослужащих, пребывавших в резерве, членов семей при гибели, смерти военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, смерти вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Сформулирован вывод о наличии качественной нормативно-правовой базе существующей системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Вместе с тем, следует совершенствовать законодательство, регулирующее социальную защиту военнослужащих и членов их семей, особенно в условиях проведения боевых военных действий.
В обзоре литературы необходимо отметить, что существуют научные публикации, содержащие анализ различных аспектов деятельности военнослужащих. В едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки указаны 18 работ на русском языке по социальной защите военнослужащих, среди них имеются работы, посвященные рассмотрению функций и роли государства в обеспечении социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Статья подготовлена на основе федеральных законов о статусе, денежном довольствии, обязательном государственном страховании жизни и здоровья, пенсионном обеспечении военнослужащих, регулирующих социальную защиту военнослужащих и членов их семей. Предназначена для специалистов в области изучения социальной защиты военнослужащих, членов их семей.
Ключевые слова: военная служба, военнослужащий, выплата, денежное довольствие, контракт, призыв, обязательное государственное страхование, оклад, пенсия, резерв, социальная защита, социальная гарантии и компенсация, социальные права, член семьи.
Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Marina A. Igosheva3
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Rostov State Transport University
SOCIAL PROTECTION OF MILITARY PERSONNEL -THE FUNCTION OF THE STATE
— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Abstract. Social protection of military personnel is an urgent problem. Its relevance is due to the fact that in modern Russian society the role of military personnel has significantly increased in connection with the conduct of a special military operation, partial mobilization into the Armed Forces of the Russian Federation and the confrontation with NATO. In combat battles in a special military operation, servicemen are killed, wounded, injured, and disabled. Many servicemen at the front heroically, courageously and selflessly fight, receive the title of Hero of the Russian Federation, orders and medals. The purpose of the study is to analyze the system of social protection of military personnel, the task is to show the role and functions of the state in the social protection of military personnel. The research methods are analysis, synthesis, deduction, induction. The object of study is the system of social protection of military personnel.
The following results were obtained. Social protection of military personnel is one of the most important functions of the state of modern Russian society, since military personnel ensure national security and military defense, protect the country, and participate in a special military operation. The main elements of social protection of military personnel and members of their families are identified -social rights, guarantees, compensations, monetary allowances, pensions, compulsory state insurance. The social protection of servicemen who were in reserve, family members in case of death, death of a soldier, a citizen called up for military training, which occurred in the performance of military service duties, death due to injury, wounds, injuries, contusions, illnesses, family members of servicemen who have lost their breadwinner, is shown.
In the literature review, it should be noted that there are scientific publications containing an analysis of various aspects of the activities of military personnel. The unified electronic catalog of the Russian State Library contains 18 works in Russian language on the social protection of military personnel, among them there are works devoted to the consideration of the functions and role of the state in ensuring the social protection of military personnel and members of their families.
The article is prepared on the basis of federal laws on status, monetary allowance, compulsory state life and health insurance, pensions for military personnel, regulating social protection of military personnel and members of their families. It is intended for specialists in the field of studying the social protection of military personnel, members of their families.
Keywords: military service, military personnel, payment, salary, contract, conscription, compulsory state insurance, salary, pension, reserve, social protection, social guarantees and compensation, social rights, family member.
Введение. Военнослужащими являются офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных профессиональных, военных образовательных организаций высшего образования, сержанты, старшины, солдаты, матросы, которые проходят военную службу по контракту и по призыву [1]. Важно подчеркнуть, что для военнослужащих существует единая система социальной защиты, материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе, в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Результаты. Обсуждение. Военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации. Органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации имеют право устанавливать дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, российским гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Социальные гарантии и компенсации предоставляются: военнослужащим; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников СНГ;
гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР. Социальные гарантии и компенсации распространяются на членов их семей. К членам семей относятся: супруга, супруг; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; люди, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации могут быть распространены на других людей и членов их семей указами Президента. Социальные гарантии и компенсации предоставляются гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, при использовании Вооруженных Сил за пределами российской территории, членам их семей.
Военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам боевых действий на территориях других государств, военной службы, ветеранам, исполнявшим обязанности военной
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, интернированными в нейтральные страны, сохраняются материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются, выдаются супругам, другим членам семей, проживающим совместно с ними, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования или их освобождения либо до признания их безвестно отсутствующими, объявления умершими. Необходимо обратить внимание на то, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей также пользуются всеми социальными гарантиями и компенсациями, установленными для российских граждан. Если они одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии, компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей предусматривает: реализацию социальных прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления, местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты; охрану жизни и здоровья, иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. Реализация мер социальной защиты является обязанностью командиров. Реализации социальных прав могут содействовать общественные объединения. Социальными правами являются: право на труд; отдых; денежное довольствие; отдельные выплаты; денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, гражданам, пребывающим в резерве; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на культуру.
Значительное место в системе социальной защиты занимает денежное довольствие военнослужащего^]. Денежное довольствие военнослужащего по призыву состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат -ежемесячная надбавка за командование, руководство воинским подразделением; за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Денежное довольствие военнослужащих по контракту состоит из месячного оклада по воинскому званию и месячного оклада по воинской должности, которые составляют оклад денежного содержания, из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Существуют дополнительные выплаты. Выплачивается ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 10 % при выслуге от 2 до 5 лет; 15 % - от 5 до 10 лет; 20 % - от 10 до
15 лет; 25 % - от 15 до 20 лет; 30 % - от 20 до 25 лет; 40 % - 25 лет и более. К окладу по воинской должности выплачивается ежемесячная надбавка за классную квалификацию, квалификационную категорию, квалификационный класс в размере 5 % за третий класс, квалификационную категорию; 10 % - за второй; 20 % - за первый; 30 % - за класс мастера.
Выплачивается ежемесячная надбавка к окладу по воинской должности в размере до 65 % за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; до 100 % за особые условия военной службы; за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время; за особые достижения в службе. Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей выплачивается в размере до трех окладов денежного содержания в расчете на год. Осуществляется ежегодная материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания. Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами российской территории, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных российских территориях, устанавливаются повышающие коэффициенты и надбавки к денежному довольствию.
Военнослужащим по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями; в том числе, в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. В состав денежного довольствия, на которое начисляются коэффициенты и процентные надбавки, входят: оклады по воинскому званию и по воинской должности; ежемесячная надбавка за выслугу лет; за классную квалификацию, квалификационную категорию, квалификационный класс; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за особые условия военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами российской территории, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях.
Военнослужащему по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, при общей продолжительности 20 лет и более - семи окладов. Военнослужащим по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград и почет-н о го з вания СССР, Российской Федерации, раз-м е р единовременных пособий увеличивается на
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
один оклад денежного содержания. Военнослужащему по призыву при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере одного оклада по воинской должности, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - пяти окладов.
Система социальной защиты включает меры социальной поддержки семьи. При гибели, смерти военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, смерти вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы, отчисления с военных сборов, окончания военных сборов, членам семьи выплачивается единовременное пособие в размере 3 млн рублей, каждому члену семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Она также выплачивается каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, при его смерти гибели.
При увольнении военнослужащего с военной службы, отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы военнослужащему по контракту выплачивается единовременное пособие в размере: 2 млн руб.; по призыву, гражданину, призванному на военные сборы, -1 млн руб. При установлении инвалидности вследствие военной травмы выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, 14 тыс. -инвалиду I группы; 7 тыс. - II группы; 2,8 тыс. -III группы.
Существуют денежные выплаты гражданам, пребывающим в резерве, за исключением периода прохождения военных сборов [1]. Они состоят из: месячного оклада; коэффициентов к месячному окладу - районных, за пребывание в резерве в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях за пребывание в резерве в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных, и процентных надбавок; ежемесячной процентной надбавки за непрерывное пребывание в резерве к месячному окладу: от 3 до 5 лет - 10 %; от 5 до 10 лет -20 %; от 10 до 15 лет - 30 %; от 15 до 20 лет -40 %; 20 лет и более - 50 %; единовременной денежной выплаты при заключении нового контракта о пребывании в мобилизационном резерве: при сроке нового контракта 3 года либо при меньшем сроке нового контракта - до наступления предельного возраста пребывания в резерве -1 месячный оклад; при сроке нового контракта 5 лет либо при меньшем сроке нового контракта -
1,5. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, не может быть ниже 10 % размера оклада по воинской должности, по которой он приписан к воинской части и размера оклада по воинскому званию.
Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи; в том числе, изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию, после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток, которая проводится бесплатно.
Военнослужащие подлежат обязательному государственному страхованию жизни и здоровья [3]. Страховыми случаями являются: гибель, смерть застрахованного человека в период прохождения военной службы, службы, военных сборов; смерть до истечения одного года после увольнения вследствие полученных увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания; установление и н валидности в этот период и инвалидности до истечения одного года после увольнения или отчисления; получение увечья, ранения, травмы, контузии; увольнение военнослужащего в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья, ранения, травмы, контузии, заболевания, полученных в период прохождения военной службы, военных сборов.
Страховые суммы выплачиваются: при гибели, смерти - 2 млн руб.; установлении инвалидности: инвалиду I группы - 1,5 млн руб.; II группы -1 млн руб.; III группы - 500 тыс. руб.; получении тяжелого увечья - ранения, травмы, контузии -200 тыс. руб., легкого увечья - ранения, травмы, ко н тузии - 50 тыс. руб.; увольнении военнослужащего - 50 тыс. руб. Если при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы будет установлена группа инвалидности, при которой предусмотрен более высокий размер страховой суммы, то производится доплата страховой суммы.
На военнослужащих распространяется пенсионное обеспечение. Существуют виды пенсий: за
_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
выслугу лет; по инвалидности [4]. При гибели, смерти военнослужащих их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца. Пенсия за выслугу лет устанавливается: имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет -50 % суммы денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 %, но всего не более 85 %; имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба или служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 %, за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 %. Пенсии за выслугу лет людям, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, увеличиваются: инвалидам I группы - на 300 % расчетного размера пенсии; II группы - на 250%; III группы - на 175 %; ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин: I группы - на 250 %; II группы - на 200 %; III группы - на 150 %. К пенсии за выслугу лет начисляются надбавки: пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере 100 %; неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи: при наличии одного такого члена семьи - 32 %; при наличии двух - 64 %; при наличии трех и более - 100 %. Надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.
Пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам вследствие военной травмы I и II групп -85 %, III группы - 50 % сумм денежного довольствия; инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп -75 %, III группы - 40 %. Пенсия по случаю потери кормильца, умершего вследствие разных причин, устанавливается в размере 50 % или 40 % на каждого нетрудоспособного члена семьи. По норме в 50 % устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, на детей, потерявших обоих родителей, на детей умершей одинокой матери. Пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца повышаются: Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 %
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
размера пенсии, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации -на 50 %; чемпионам Олимпийских, Паралимпий-ских, Сурдлимпийских игр - на 50 %; лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней, - на 15 %.
Нужно особо отметить, что осуществляется социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца [1]. Члены семей имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. При гибели, смерти военнослужащего по контракту, признании его безвестно отсутствующим, объявлении умершим члены семьи, опекуны, попечители, усыновители несовершеннолетних детей-инвалидов с детства независимо от возраста, человека, находившиеся на ижди-в е нии, имеют право на получение не полученной им денежной компенсации; денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Члены сем ь и не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения; имеют право на компенсационные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг, на улучшение жилищных условий; на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи и санаторно-курортному лечению с оплатой 50 % стоимости путевки в санаторно-курортные организации; на проезд на безвозмездной основе один раз в год железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Заключение. Авторами получена объективная информация о необходимости в полном объеме соблюдать нормы федеральных законов о социальной защите военнослужащих и членов их семей. Также, статья дает целостное представление, в целом, о системе социальной защиты военнослужащих и членов их семей, об основных элементах этой системы. Сформулирован вывод о наличии качественной нормативно-правовой базе существующей системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Вместе с тем, следует совершенствовать законодательство, регулирующее социальную защиту военнослужащих и членов их семей, особенно в условиях проведения боевых военных действий.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Литература:
1. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998, № 22. Ст. 2331; 2023, № 31 (Часть I). Ст. 5752.
2. Федеральный закон от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 45. Ст. 6336; 2023. № 31 (Часть I). Ст. 5752.
3. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1474; 2023, № 12. Ст. 1882.
4. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30. Ст. 3613; 2023. № 23 (Часть I). Ст. 4012.
References:
1. Federal Law of May 27, 1998 № 76-FZ «On the Status of Military Personnel» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1998. № 22. P. 2331; 2023. № 31 (Part I). Art. 5752.
2. Federal law of November 07, 2011 № 306-FZ «On the monetary allowance of military personnel and the provision of separate payments to them» // Sobranie zakonodanie Rossiiskoi Federatsii. 2011. № 45. P. 6336; 2023. № 31 (Part I). Art. 5752.
3. Federal Law of March 28, 1998 № 52-FZ «On Compulsory State Insurance of Life and Health of Military Personnel, Citizens Called up for Military Training, Persons of the Private and Commanding Staff of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation, state fire service, employees of institutions and bodies of the penitentiary system, employees of the troops of the National Guard of the Russian Federation, employees of the bodies of compulsory execution of the Russian Federation» // Assembly of the Russian Federation legislation of the Russian Federation. 1998. № 13. P. 1474; 2023. № 12. Art. 1882.
4. The Law of the Russian Federation of February 12, 1993 № 4468-I «On Pension Provision of Persons Who Have Served in Military Service, Service in internal affairs bodies, the State Fire Service, bodies for control over the circulation of narcotic drugs and psychotropic substances, institutions and bodies of the penitentiary system, troops of the National Guard of the Russian Federation, bodies of compulsory execution of the Russian Federation, and their families» // Vedomosti Congress of People's Deputies of the Russian Federation Federation and Supreme Soviet of the Russian Federation. 1993. № 9. Art. 328; Collected legislation of the Russian Federation. 1998. № 30. P. 3613; 2023. № 23 (Part I). Art. 4012.
Информация об авторах
Аверин Александр Николаевич
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545
Понеделков Александр Васильевич
доктор политических наук, профессор,
Южно-Российский институт управления -филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy Sciences, Professor,
Russian Academy of Folk
Economy and Public Service
under the President of the Russian Federation
ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545
Alexander V. Ponedelkov
Doctor of Political Sciences, Professor,
South Russian Institute of Management -
branch of the Russian Academy of National Economy
and Public Service under the President
of the Russian Federation
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Игошева Марина Анатольевна
доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры философии и истории Отечества, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону [email protected]
Marina A. Igosheva
Doctor of Philosophical Science,
Assistant Professor,
Professor of the Department
Philosophy and History of the Fatherland,
Rostov State University
means of communication, Rostov-on-Don