Научная статья на тему 'Social media marketing: вопросы актуальности применения'

Social media marketing: вопросы актуальности применения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6821
867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / КОНТЕНТ / ПЛАТФОРМА / ПРОДВИЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / CONTENT / INTERNET SPACE / PLATFORM / SOCIAL NETWORK MARKETING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бондаренко Виктория Андреевна, Азизов Владислав Владимирович

В статье исследуются вопросы роста интереса к продвижению продукции в социальных сетях в современных российских условиях. Приводится характеристика популярности данного процесса, возможные сложности в осуществлении и зримые преимущества. Также авторами рассматриваются ключевые платформы, предоставляющие возможности продвижения контента в Рунете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social media marketing: issues of relevance application

The article studies the issues of growing interest and demand for products promotion in social networks in the modern Russian conditions. Is the characteristics of the popularity of this process, potential difficulties in the implementation and tangible benefits.The authors are also discusses key platform that provides opportunities for the promotion of content in Runet.

Текст научной работы на тему «Social media marketing: вопросы актуальности применения»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14713 УДК 316.472.4:339.138

Бондаренко В. А., Азизов В. В. Social media marketing: вопросы актуальности применения // Концепт.

- 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145713. - 0,3 п. л.

- URL: http://e-koncept. ru/2014/14713. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Бондаренко Виктория Андреевна,

доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), г. Ростов-на-Дону Vikodiver@yandex. ru

Азизов Владислав Владимирович,

студент специальности «менеджмент» ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), г. Ростов-на-Дону azizovvl@mail. ru

Social media marketing: вопросы актуальности применения

Аннотация. В статье исследуются вопросы роста интереса к продвижению продукции в социальных сетях в современных российских условиях. Приводится характеристика популярности данного процесса, возможные сложности в осуществлении и зримые преимущества. Также авторами рассматриваются ключевые платформы, предоставляющие возможности продвижения контента в Рунете. Ключевые слова: продвижение в социальных сетях, интернет-пространство, контент, платформа.

Раздел: (04) экономика.

Во всем мире отмечается перемещение сферы проведения досуга и ведения деловых операций в электронную сферу или интернет-пространство. Эти обстоятельства изменяют «расклад сил» и концентрацию усилий, которые необходимо прикладывать производителям товаров и услуг, чтобы быть услышанными своей целевой аудиторией. Молодые потребители проводят в сети большую часть своего свободного времени, в большей степени доверяя электронным масс-медиа и партнерам по сетевому общению.

Активно развивается электронная коммерция, позволяющая экономить время и денежные средства продавцов и покупателей, оптимизировать процессы комплектации товаров и их доставки, снижать, тем самым логистические издержки. Подобная ситуация вызывает изменения в учебных планах подготовки маркетологов, рекламистов и менеджеров, в которых акцент в вопросах продвижения товаров и услуг на рынки начинает смещаться в сторону активизации «онлайн» продвижения и минимизации «оффлайн» коммуникаций.

Таким образом, в сложившихся условиях в современной экономической ситуации в России и объективно отмечаемого активного перемещения усилий в области продвижения товаров в сферу электронных медиа [1] данная тема представляется интересной в виду ее большой актуальности.

Так, в настоящее время актуализируется рассмотрение функциональной области применения и эффективности Social media marketing (SMM) из-за перемещения большого количества потенциальных потребителей в электронное пространство, как с целью эффектизации своей работы, так и проведения досуга.

Эффективность такого рода продвижения товаров и услуг многие потребители испытывали на себе. Такая форма продвижения, как известно, дает определенное удобство и не сдерживает свободу времяпрепровождения потребителя.

В сложившихся условиях сам по себе Social media marketing (SMM) принято трактовать в качестве процесса привлечения аудитории или ее внимания к бренду, товару

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14713 УДК 316.472.4:339.138

Бондаренко В. А., Азизов В. В. Social media marketing: вопросы актуальности применения // Концепт.

- 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145713. - 0,3 п. л.

- URL: http://e-koncept. ru/2014/14713. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

или услуги посредством различных социальных платформ, востребованных в современном обществе.

Так, SMM рассматривается как комплекс различных мер, способствующий продвижению компаний, решений, бизнес задач и т. д. при помощи вовлекаемых в данный процесс социальных медиа.

Несомненно, от специалиста в сфере маркетинга SMM требует новых знаний, умений и навыков, связанных с ведением деловой активности в изменившейся рыночной среде.

Целью SMM маркетолога является создать такой контент, непосредственно представляющий фирму, компанию или услугу, который люди бы добровольно размещали на своих страницах и распространяли его среди своих друзей самостоятельно, без участия непосредственно самого маркетолога.

Как известно, контент, передаваемый с помощью социальных сетей, вызывает у потенциального потребителя больше доверия в виду того, что, как правило, человек склонен доверять своему окружению, которое в свою же очередь размещает на своих страницах контент определенной компании. Подобная информация не воспринимается потенциальной аудиторией в качестве рекламы и, следовательно, практические не вызывает отторжения. Ей в большей степени доверяют, поскольку это передача информации, как бы «из уст в уста». Она представляет собой «сарафанное радио» в современном исполнении или «вирусный маркетинг», благодаря которому информация распространяется быстро и с высокой степенью восприимчивости потребителями.

Несомненно, очевидным плюсом SMM продвижения является то, что благодаря возможностям социальных сетей можно точечно воздействовать на целевую аудиторию, выбирая площадки, где эта аудитория более всего представлена. Имеется в виду возможность учитывать демографические, психографические и поведенческие характеристики потребителей. Например: возраст, пол, место проживания, политические и мировоззренческие взгляды и т. д. Поскольку, при подобном взаимодействии выражена явная обратная связь, то появляется возможность более тесно взаимодействовать с целевой аудиторией, позволяя совершенствовать свой товар или услугу на понятных ей принципах.

Следует отметить, что маркетинг в социальных сетях включает в себя множество разнообразных методов работы. Самые популярные из них такие, как:

- построение сообществ бренда (создание представительств компании в социальных медиа);

- работа с блогосферой;

- репутационный менеджмент;

- персональный брендинг;

- нестандартное SMM-продвижение.

Однако не стоит путать SMM и социальный маркетинг, поскольку это, по своей сути, две совершенно разные вещи.

Можно также пояснить, что в русскоязычном интернете работа SMM-специалистов происходит на довольно ограниченных платформах, таких как:

- Социальные сети - ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Мой Мир, Google+, Instagram;

- Блогосфера - Twitter, Живой Журнал, Я. ру.

IV О rw

научно-методический электронный журнал ART 14713 УДК 316.472.4:339.138

Бондаренко В. А., Азизов В. В. Social media marketing: вопросы актуальности применения // Концепт.

- 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145713. - 0,3 п. л.

- URL: http://e-koncept. ru/2014/14713. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

SMM-продвижение - процесс очень динамичный, в следствии чего необходимо постоянно следить за изменяющимися интересами аудитории и создавать что-то новое, что будет способно заинтересовать человека и что поспособствует тому чтобы человек продолжал посещение сообществ компании.

Принято считать, что при продвижении бренда, одного SMM недостаточно, наиболее эффективно совмещать его с SEO*.

*Поисковая оптимизация (англ. search engine optimization, SEO) - комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью продвижения сайта.

Обычно чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него с поисковых систем

Стоит уточнить, что SMM применяется не только для продвижения товара или услуги. Активно используют SMM-технологию и средства массовой информации. Так, создавая свои сообщества в социальных сетях, они размещают непосредственно свой контент в социальных сетях, тем самым привлекая подписчиков.

Для примера мы можем рассмотреть такие сообщества как РИА-новости представленные во многих развитых русскоязычных социальных сетях на таких платформах как ВКонтакте и Фейсбуке. Сам контент, который размещают в данном сообществе и других похожих сообществах, на прямую связан с SMM, и данные сообщества себя позиционируют как «маркетинговый портал бутикового типа».

Несмотря на зримые преимущества, которые несет в себе SMM-продвижение, являющееся изысканным и современным видом маркетинга, ему тоже свойственны недостатки и в его применении возможны просчеты и ошибки.

Можно отметить, что самыми частыми ошибками в SMM продвижении являются:

1. Размещение избыточного количества постов.

2. Отсутствие взаимодействия в комментариях (обсуждениях) с подписчиками.

3. Элемент нумерованного списка.

4. Неэтичное поведение администраторов на негативные комментарии подписчиков.

5. Удаление таких комментариев.

6. Несоблюдение принципов и законов.

7. Использование одного типа контента.

В целом, используя возможности социальных сетей, следует помнить, что социальные сети позволяют людям взаимодействовать друг с другом. Когда компания продвигает свой товар или услугу с помощью каналов социальных сетей, она может напрямую взаимодействовать с своим потребителем.

Социальные сети и блоги позволяют отдельным подписчикам делиться контентом с помощью «репостов»» и «ретвитов» что позволяет большему числу пользователей социальной сети увидеть сообщение непосредственно самой компании, следствием чего, как правило, является большее вовлечении целевой аудитории.

Иначе говоря, повторимся, социальные сети действуют по принципу «из уст в уста». Через соц. сети компании могут взаимодействовать с отдельными фоллове-рами (подписчиками). Это личное взаимодействие может привить чувство лояльности (преданности) фолловеров и потенциальных клиентов. Кроме того, благодаря SMM продвижению производимый продукт может найти очень узкий, специализированный круг целевой аудитории.

IV 3 ^

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14713 УДК 316.472.4:339.138

Бондаренко В. А., Азизов В. В. Social media marketing: вопросы актуальности применения // Концепт.

- 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145713. - 0,3 п. л.

- URL: http://e-koncept. ru/2014/14713. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Социальные сети также включают огромное количество информации о том, как продукт или услуга могли бы заинтересовать клиента, что тоже представляется определенным положительным аспектом для стороны, задействованной в продвижении.

Активное использование мобильного телефона большинством членов общества также стало полезным для развития SMM. Сегодня большее число сотовых телефоном имеет возможность выхода в социальные сети: люди уведомляются о любых событиях на сайтах социальных сетей через их девайсы, в режиме реального времени. Это постоянное подключение к социальным сетям означает, что продукты или услуги компании могут быть постоянно в поле зрения их подписчиков и напоминать им о продукте.

Вследствие того что телефоны постоянно подключены к социальным сетям, реклама всегда на виду. Кроме того, многие компании в настоящее время вкладывают QR-коды в свою продукцию, что позволяет потребителю получить доступ к веб-сайту компании онлайн с их смартфонов.

Еще одним из преимуществ SMM является то, что продвижение товара или услуги в социальных сетях не требует больших финансовых вложений, за исключением рекламы в самих социальных сетях, которая необходима лишь на стартовом этапе, так как в перспективе большое количество фолловеров будут продвигать сообщество сами. В целом, расходы на продвижение в сети в России в 2012 г. составили 56,3 млрд руб., а за первое полугодие 2013 г. превысили 31,2 млрд руб. [2].

Следует рассмотреть основные тактики социальных сетей:

TWITTER

Twitter позволяет компаниям продвигать свою продукцию в коротких сообщениях, которые появляются на домашних страницах пользователей. Сообщения могут ссылаться на веб-сайты продукта, профиль Facebook, фотографию, видео и т. д.

FACEBOOK

Facebook страницы являются более подробной платформой нежели twitter. Facebook позволяет оставлять более длинное описание а также прикладывать характеристики, прикладывать видео, фото. А также позволяет оставлять комментарии, которые могут быть видны всем. В Facebook можно создать напоминания о предстоящих событиях, тем самым уведомив каждого пользователя, подписанного на вашу страницу, о нем.

GOOGLE+

Google+ в дополнении особенностей представленных в Facebook имеет возможность интегрироваться с поисковой системой Google. Другие продукты также интегрированы, например, Google Adwords и Google maps. С развитием персонализованного поиска и других, основанных на местоположении услуг, Google позволяет продвигать товар или услугу с помощью целевых методов рекламы.

YOUTUBE

Еще один популярный проект, реализованный Google. Рекламные объявления представлены таким образом, чтобы удовлетворить свою целевую аудиторию. Язык, идеи, используемые для продвижения продукта отражают стиль и вкус аудитории.

Youtube интегрирует свою рекламу с контентом представленным в видео, тем самым донося информацию о продукции до своей целевой аудитории. Так, например, в видео-уроках по фотографии мы можем увидеть рекламу, продвигающую различную фототехнику, уроки по обработке фотографии, предоставления фотоуслуг и т. д.

Подытожив выше изложенное, следует отметить, что, что SMM продвижение является одной из очень перспективных направлений маркетинга, объективно востребованной в настоящее время.

IV ^ rw

Бондаренко В. А., Азизов В. В. Social media marketing: вопросы актуальности применения // Концепт.

- 2014. - Спецвыпуск № 17. - ART 145713. - 0,3 п. л.

- URL: http://e-koncept. ru/2014/14713. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Тем не менее маркетологам не стоит забывать и о других способах продвижения товаров или услуг, в особенности в случае работы с «возрастной» аудиторией.

Тем не менее, оценивая последние тенденции современного общества, SMM продвижение выходит в лидирующие позиции.

Существуют компании, которые обходятся лишь таким способом рекламы. Компания Apple в России предоставляет рекламу в основном в социальных сетях, причем многие подобные сообщества создает далеко не руководство компании, а просто инициативные и предприимчивые люди, которые хотят заработать, продвигая данную популярную продукцию.

Ссылки на источники

1. Иванов К. Е. Поисковая оптимизация для сайтов магистров. - URL: http://masters. donntu. edu. ua/2009/fvti/ivanovk/ind/index. htm

2. Ершов В. Е. Тенденции развития рынка рекламы в контексте влияния на потребительское поведение // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2013. -№ 4(44). - С. 99.

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 14713 УДК 316.472.4:339.138

Victoria Bondarenko,

Doctor of economic Sciences, associate Professor of the Department of Marketing and advertising of Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don Vikodiver@yandex. ru Vladislav Azizov,

the student of a specialty "management" of Rostov State University of Economics, Rostov-on-don azizovvl@mail. ru

Social media marketing: issues of relevance application

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. The article studies the issues of growing interest and demand for products promotion in social networks in the modern Russian conditions. Is the characteristics of the popularity of this process, potential difficulties in the implementation and tangible benefits.The authors are also discusses key platform that provides opportunities for the promotion of content in Runet.

Key words: social network marketing, Internet space, content, platform.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт» 5

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.