Научная статья на тему 'Сочинение скажи - один из приёмов формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках развития речи'

Сочинение скажи - один из приёмов формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках развития речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочинение скажи - один из приёмов формирования у младших школьников навыка продуцирования текста на уроках развития речи»

схеме: цифра 1 располагается в центре овала «Фонетическая реальность», а цифра 2 заметно ближе к границе овала «Фонетическая реальность» и к центру овала «Языковые закономерности».

Принципы, обладающие наибольшей сферой применения и регулирующие написание трех четвертей всех словоформ (фонематический, морфематический и грамматический), отражают присущие языку закономерности.

Очевидно, что при обучении детей грамотному письму необходимо использовать различные приемы и методы. Для усвоения правил, основанных на мотивированных закономерностями языка принципах, необходим сознательный анализ языковых фактов: фонемного и морфемного состава слова, присущих ему грамматических значений и т. п. Усвоение написания слов по правилам основанным на мотивированных письменной традицией принципах, происходит прежде всего благодаря осмысленному запоминанию верного графического облика слова.

Библиографический список

1. Зиндер, Л. Р. Введение в теорию письма / Л. Р. Зиндер // Прикладное языкознание.-Л., 1996.-С. 19,22,23,25.

2. Зиндер, Л. Р. Теория письма / Л. Р. Зиндер. - М., 1987. - С. 91-92.

3. Русский язык / Под ред. Л. Л. Касаткина. - М., 2001. - С. 443.

УДК 378.123

Л. С. Вырыпаева

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ - ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ ФОРМИРОВАНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА ПРОДУЦИРОВАНИЯ ТЕКСТА НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Каким должно быть образование сегодня, чтобы нашлось достойное место человеку завтра? С этой целью пытаются привести задачи школы в соответствие с современной культурой, реальностью, разработать методики, позволяющие обучать творчеству, строить модели гибкой школьной организации. Вместе с тем необходимо создавать условия не только для решения ближайших задач, но и на перспективу.

Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависят от того, насколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Развитие «дара слова» - важнейшая задача в школьной практике обучения русскому языку Речь является одной из центральных психических функций, оказывает решающее влияние на развитие логического и образного мышления, обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного и культурного опыта. Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Речь - это то, по чему в первую очередь судят о развитии ребенка, потому что она неразрывно связана с мышлением. Л. С. Выготский писал: «Если язык так же древен, как и сознание, если язык и есть практическое, существующее для других людей... сознание... то, очевидно, что не одна мысль, но все сознание в целом связано в своем развитии с развитием слова» [2, с. 206 ]

Языковое образование учащихся предполагает овладение языком и всеми видами речевой деятельности, в результате чего достигается полноценное развитие языковой личности. В настоящее время проблемы речевого и личностного развития школьника находятся в центре внимания педагогической науки. Государственные стандарты образования определяют развития речи как одну из важнейших задач обучения.

Важнейшим достоинством современного этапа обучения русскому языку является повышенное внимание к речевой подготовке школьников. Между тем проблемы речевого развития младших школьников возникают и сейчас, но уже на новом качественном уровне.

Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка и чтения как одна из важнейших в обучение младших школьников.

Многие вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах лингвистов и методистов прошлого (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушин-ский, И. И. Срезневский, М. Л. Рыбникова и др.)

В настоящее время обучение младших школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму), находится в центре внимание и учителей.

Современный уровень методической науки характеризуется системным подходом к обучению связной речи учащихся. Благодаря значительным достижениям в области психолингвистики (теории речевой деятельности), лингвистики текста, теории коммуникации стало возможным построение целостной системы развития речи учащихся во взаимодействии всех её компонентов - целей, содержания, принципов и методов обучения, средств и форм речевого развития школьника.

Различные аспекты методики обучения связной речи отражены в трудах Д. П. Федоренко, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Е. В. Архиповой и др. Одной из особенностей современного этапа методики развития речи младших школьников является непосредственное обращение к продуцированию собственного текста.

Различные упражнения, сочинения и изложения с элементами сочинения, а также творческие диктанты находят своё место в практике преподавания русского зыкав начальной школе, используются на уроках, включены в различные учебные пособия.

Проблема же научить, сформировать навык продуцирования собственного текста на начальном этапе обучения остаётся весьма актуальной и во многом определяет пути научного методического поиска в настоящее врет.

Процесс обучения связной речи, являясь системой со своими специфическими целями и задачами, органически включается в систему обучения русскому языку и тесно связан со всеми её подсистемами.

Особенностью обучения связной речи является то, что все другие системы своей конечной целью ставят использование учащимися полученных в данной системе знаний и умений в связной речи. Значительные изменения в программах начальной школы, введение в них речеведческих понятий обусловили усилия коммуникативной направленности преподавания русского языка. А появление разнообразных коммуникативно-речевых программ в начальной школе диктует необходимость скоординировать обучение на первой ступени.

Для современной начальной школы весьма серьёзной остаётся проблема организации работы над продуцированием текста младшими

школьниками. Несмотря на то, что методикой накоплен теоретический и методический опыт развития связной речи учащихся начальной школы, в практике школьного преподавания можно обнаружить существенные недостатки в его реализации. Проблема обучения чтению, формированию навыка продуцирования собственного текста и чёткое логическое изложение его как видам речевой деятельности, являющихся основой для формирования в дальнейшем всех речевых умений, начальной школой в должной мере осмысливается, но не всегда решается.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что

начинать работу по развитию речи надо с первых дней ребёнка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения, не исключая возможности введения отдельного предмета «развитие речи» в часы школьного или регионального компонента.

Всё более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приёмов, основу которых составляет собственное речетворчество учащихся.

Не всегда в круг задач, решаемых на уроке развития связной речи, русского языка, чтения в начальной школе, включается развитие творческого мышления, хотя роль воображения в развитии интеллекта, речи ребёнка всесторонне исследована на практическом и теоретических уровнях в трудах психологов (Л. С. Выготский, А. А, Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), лингвистов, филологов и методистов (В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, А. А. Потебня, М. А. Рыбникова и др.). Но в школьной практике этот опыт не всегда используется. Между тем обучение учащихся начальных классов чтению, а также начальному уровню продуцирования текста, может осуществляться лишь при условии их активного творческого мышления. Именно воображение помогает маленькому читателю увидеть за словами автора образ героя, нарисовать картину происходящего, додумать, что будет происходить дальше, выстроить яркий и динамичный зрительный ряд.

Одним из направлений в работе по обучению младших школьников продуцировать свой собственный текст представляется включение в систему работы по развитию речи такой модели урока, на котором создание собственного текста будет опираться на активную работу воображения учащихся, осуществляться в ситу ации фантазирования посредством такого близкого учащимся начальной школы жанра как фольклор. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого, М. А. Рыбниковой, В. А. Сухомлинского, оригинальный опыт развития детской речи Дж. Рода-ри убедительно свидетельствуют о том, что приобщение ребёнка к словесному творчеству будет наиболее успешным при введении в процессе обучения связной речи элемента фантазии.

Научить творчеству и фантазии нельзя, но помочь ребёнку почувствовать себя волшебником, развить творческое начало можно. И в большей степени этому способствует систематическая работа с произведениями устного народного творчества - фольклором.

Фольклор — художественное народное искусство, художественная творческая деятельность народа. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального творчества и коллективного. Произведения фольклора непосредственно передаются из поколения в поколение. Народное поэтическое творчество -массовое словесное художественное творчество того или иного народа;

совокупность его видов и форм - есть фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным фольклором.

Как мы видим, фольклор очень тесно связан с формированием и развитием речи у человека. Фольклор-одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Устное народное творчество предоставляет нам богатейший языковой материал, который мы можем использовать при работе над развитием речи у младших школьников. Учащиеся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения неоднократно встречаются с произведениями детского фольклора, которые знакомы им ещё с дошкольного возраста.

Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан с той или иной стороной жизни ребёнка, практически со всеми её проявлениями. У каждого жанра - своя история и своё назначение: какие-то появились в глубокой древности, какие-то - совсем недавно, одни призваны развлекать, другие — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире... Каждый из них по-своему ценен и интересен, а в целом они создают особое культурное пространство, в котором вырастает ребёнок, формируется его личность.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, шрает неоценимую роль в речевом развитии.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных, способностей. В младшем школьном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка.

Одним из основных и самых любимых жанров детского фольклора у детей является сказка. Это значительная часть текстов, на которых дети постигают богатство народного языка.

«У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости, и дара воображения и предвидения» [6, с. 310].

Сказки есть в каждом доме, и дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой.

Народ - непревзойдённый учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдёте такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднения воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В связи с этим многие авторы, последователи Д. Родари, В. Проппа, создают методики работы над сказками. На конкретных, увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приёмы работы со сказками, свободными предложениями и переложениями.

Рассказывание и сочинение сказок - это искусство, и причем то искусство, которому нужно обучать школьников. И не только потому, что сказка дидактична. Рассказывание и сочинение сказок позволяет ребенку перевоплотиться и в этом перевоплощении раскрыться.

Рассмотрев современные методики работы по формированию у учащихся умения сочинять сказки, мы пришли к выводу, что подходить к использованию сказочного материала необходимо нетрадиционно. Нетрадиционно

- это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Опираясь на работы известных лингвистов, психологов и методистов, мы разработали обучающий курс «Я сочиняю сказку» для учащихся 1-4 классов начальной школы, направленный на формирование у младших школьников навыка продуцирования собственного текста. Необходимым условием обучения и развития должна быть ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний и умений и творческую работу. И создание сказки самими ребятами может стать этим индивидуальным компонентом, позволяющим раскрыть творческий потенциал школьника в создании жанра на внешне не свойственной этому жанру почве. Весь курс мы разделили на 5 этапов. Перед каждым этапом ставились конкретные задачи и предполагаемый результат. Более подробно этапы отражены в таблице.

На уроках, включенных в эти этапы, учащиеся учатся придумывать волшебные сказки, сказочные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся своеобразным содержанием, построением, языком. Создание такого текста требует от детей умения раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли. Кроме того, школьники учатся находить необычного сказочного героя, развивать сказочный сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя «сказочные» языковые средства. Для этого мы использовали следующие приёмы создания сказок на основе:

- слов, подсказывающих неожиданные повороты сюжета сказки;

- введения нового волшебного помощника;

Таблица

Этапы изучения курса «Я сочиняю сказку»

Этапы Задачи Результат

1 этап Подготовительный Провести пропедевтическую работу, направленную на формирование навыка продуцирования текста Включение детей в атмосферу сочинения, знакомство с основными типами упражнений

2 этап Рецептивный Научить детей определять среди различных литературных жанров сказку, выделять основные компоненты сказки Вычленение в своей первой сказке следующих составляющих: • положительные герои • отрицательные герои • волшебные предметы • сказочные действия • сказочных места • наличие трудных задач. ® сказочное время • сказочное превращение

3 этап Репродуктивный Составление своих сказок на основе уже существующих Умение продолжить любой текст (в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования

4 этап Продуктивный -эвристический Знакомство детей с морфологией сказок, научить вычленять главные функции, сформировать умение располагать функции в сказке в зависимости от своей задумки Составление собственного текста (сказки) по уже имеющимся функциям Выявление следующих составляющих: • наличие ситуации. • наличие функций действующих лиц. • наличие элементов сказки • способы включения действующих лиц • атрибуты действующих лиц

5 этан Продуктивный -творческий Знакомство учащихся с наличием в сказках зачинов, присказках, концовках, различных сказочных оборотов и выражений, работа над лексическими и грамматическими составляющими текста (сказки) Сочинение сказки с использованием всех тех знаний, которые они получили в течение каждого года и на протяжение трёх лет (2-х - 4-х классов)

- готовой схемы сюжета;

- контаминации нескольких волшебных сказок;

- «фантастического анализа» сказочного персонажа;

- характерных особенностей того или иного персонажа;

- «карт Проппа» - заданных сказочных действий [7];

- продолжения начатой сказки;

- сказки «в заданном ключе» (временном или пространственном) и т. д.

Упражнения, предлагаемые учащимся, предполагали не только речевое

развитие школьников и знакомство с морфологией сказки, но и освобождали большое пространство для творческой фантазии детей.

Учащиеся не останавливаются на традиционных сказочных героях, однотипных сюжетах. Всё это подтверждает проведённая работа в школах. Разнообразие и увлекательность придуманных учащимися сказок говорит о необходимости развития творческого потенциала у младших школьников и формирования навыка продуцирования текста.

«Обучение творчеству - процесс длительный, требует многократного и разнообразного повторения» (М. Е. Львова) [5, с. 12]. Как этап урока, обучение составлению сказок можно и следует включать не только в уроки чтения, но и русского языка. Необходимо применять больше наглядности, элементы драматизации, составлять иллюстрации к собственным сказкам, следует дополнять работу выразительным чтением вслух, рассказыванием сказок, импровизациями, конкурсами, викторинами и т. п. Неотъемлемая часть изучения сказок - совершенствование речи учащихся.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в формировании правильной устной речи. Принято считать, что тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, узловых, задач не менее важно сделать устную, письменную речь учащихся эмоциональной, образной, красивой.

Библиографический список

1. Архипова, Е. В. Вопросы речевого развития младших школьников / Е. В. Архипова. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995. - 92 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. - Т. 2. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.

3. Гауак, В. М. Фольклор и молдавско-русско-украинские связи / В. М. Гауак, - М.: Наука, 1975. - 315 с.

4. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. / М. Р. Львов. -М.: Просвещение, 1975. - 176 с.

5. Львова, М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М.Е.Львова // Начальная школа. - 2001. - № 12. - С.12-17.

6. Маршак, С. Я. Собрание сочинений в 4-х томах. - Т. I. / С.Я.Маршак. - М.: ACT, 1990.-480 с.

7. Пропп, В. Я. Морфология сказки / С. Я. Маршак. - М.: Педагогика, 1969.-196 с.

УДК 876

Т. В. Мещанская

ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕФЕРЕНТНОГО ЧТЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ ФРАГМЕНТАРНОГО ПИСЬМЕННОГО ПЕРЕВОДА

Актуальность проблемы профессиональной подготовки переводчиков вызвана быстрыми темпами развития экономики, расширением внешнеэкономических связей предприятий и выходом их на международный рынок.

Возникает потребность в специалистах, владеющих несколькими иностранными языками., способных осуществлять информационно-аналитическую деятельность, включающую изучение и референцию иноязычных текстовых материалов, их тематическую сегментацию, селекцию информации, отбор главной, важной, потребительски значимой и персонифицировано ориентированной на специалистов как потребителей этой информации.

В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Перевод и переводоведение» была разработана программа, целью которой является развитие общей и коммуникативной компетенций (социо-культурной и прагматической) применительно ко всем видам коммуникативной деятельности в различных сферах речевой коммуникации, а также формирование у студентов иноязычной речевой компетенции как составной части культуры речи и профессиональной культуры будущего переводчика, предусматривающей свободное владение умениями различных видов иноязычного чтения в ситуациях письменного перевода.

Говоря о специфике письменного перевода в условиях межкультурной коммуникации, следует подчеркнуть, что переводчик должен овладеть умениями разных видов письменного перевода, среди которых важное место занимает фрагментарный или выборочный письменный перевод.

Речедеятельной единицей письменного перевода, как и всех других видов перевода, следует считать сложное слагаемое из смыслового вербального решения на основе умозаключающей деятельности и речевого коммуникативного поступка, реализуемое в процессе нескольких форм и видов рече-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.