Научная статья на тему 'СОЧИНЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ'

СОЧИНЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-иностранцы / русский язык / творческие способности / изучение языка / русский язык как иностранный / диалог культур / развитие речи / письменные сочинения / foreign students / Russian language / creativity / language learning / Russian as a foreign language / culture of dialogue / speech development / written essays

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьянюк Анжела А., Исаев Хуршуд Б.

Развитие творческих способностей у студентов-иностранцев на занятиях по русскому языку представляет собой актуальную проблему современной педагогики, поскольку образовательная среда развития личности способствует социализации, где обучение и воспитание являются единым процессом, направленным на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В статье рассмотрены способы развития творческих способностей у студентов-иностранцев путем написания творческих работ, в частности, сочинений. Отмечено, что сочинение, являясь типом творческой письменной работы, требует сочетания навыков наблюдения, отражения, критики, анализа, рассуждения, коммуникации, сочувствия, креативности. Указано на сложность написания сочинений для иностранных студентов, которая состоит в том, что способы выражения мыслей и мнений зависят от культуры страны. В статье представлены следующие виды сочинений: сочинение-миниатюра, сочинение, по опорным словам, сочинение по тексту, сочинение об экскурсии, сочинение по кинофильму, сочинение по картине, сочинение на свободную тему, сочинение на тему по специальности, сочинение по художественному тексту, сочинение-рецензия. Также описаны особенности предложенных видов сочинений и методика их проведения. Предложены некоторые приемы, способствующие эффективности написания сочинений, а именно: предложение разнообразных тем; поддержка обсуждения и обратная связь; поощрение оригинальности, стимулирование думать нестандартно и искать свой уникальный стиль письма; использование вдохновляющих материалов (где можно черпать вдохновение и учиться на примерах); создание конкурсов и публикация лучших работ на сайте вуза или в блогах социальных сетей. Отмечено, что при написании сочинений преподаватели должны находить и применять творческие, инновационные идеи в своей программе обучения, потому что творчество и инновации становятся все более важными для развития информационного мультикультурного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демьянюк Анжела А., Исаев Хуршуд Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY AS A WAY FOR FORMING CREATIVE THINKING OF FOREIGN STUDENTS

The development of creative abilities in foreign students in Russian language classes is an urgent problem of modern pedagogy, since the educational environment for personal development promotes socialization, where training and education are a single process aimed at preparing highly educated, widely erudite, cultural, creatively thinking specialists. The article discusses ways to develop creative abilities in foreign students by writing creative works, in particular essays. It is noted that the essay, being a type of creative written work, requires a combination of skills of observation, reflection, criticism, analysis, reasoning, communication, empathy, and creativity. The difficulty of writing essays for foreign students is pointed out, which lies in the fact that the ways of expressing thoughts and opinions depend on the culture of the country. The article presents the following types of essays: a miniature essay, an essay on key words, an essay on a text, an essay on an excursion, an essay on a movie, an essay on a painting, an essay on a free topic, an essay on a topic in a specialty, an essay on a literary text, an essay-review. The features of the proposed types of essays and the methodology for conducting them are also described. Some techniques have been proposed to promote the effectiveness of writing essays, namely: offering a variety of topics; discussion support and feedback; encouragement of originality, encouragement to think outside the box and look for your own unique writing style; using inspirational materials (where you can get inspiration and learn from examples); creating competitions and publishing the best works on the university website or on social network blogs. It is noted that when writing essays, teachers must find and apply creative, innovative ideas in their curriculum, because creativity and innovation are becoming increasingly important for the development of an information multicultural society.

Текст научной работы на тему «СОЧИНЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ»

DOI: 10.24412/2470-1262-2024-2-61-70 УДК (UDC): 81-119

Demianiuk Anzhela А., Kafkas University, Kars, Turkey

Isayev Khurshud В., Kafkas University, Kars, Turkey

Демьянюк Анжела А., Кавказский университет, Карс, Турция

Исаев Хуршуд Б., Кавказский университет, Карс, Турция

For citation: Demianiuk Anzhela А., Isayev Khurshud В. (2024).

Essay as a Way for Forming Creative Thinking of Foreign Students. Cross-Cultural Studies: Education and Science, Vol. 9, Issue 2 (2024), pp. 61-70 (in USA)

Manuscript received 11/06/2024 Acceptedfor publication: 20/07/2024 The author has read and approved the final manuscript.

CC BY 4.0

ESSAY AS A WAY FOR FORMING CREATIVE THINKING OF

FOREIGN STUDENTS

СОЧИНЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

Abstract:

The development of creative abilities in foreign students in Russian language classes is an urgent problem of modern pedagogy, since the educational environment for personal development promotes socialization, where training and education are a single process aimed at preparing highly educated, widely erudite, cultural, creatively thinking specialists. The article discusses ways to develop creative abilities in foreign students by writing creative works, in particular essays. It is noted that the essay, being a type of creative written work, requires a combination of skills of observation, reflection, criticism, analysis, reasoning, communication, empathy, and creativity. The difficulty of writing essays for foreign students is pointed out, which lies in the fact that the ways of expressing thoughts and opinions depend on the culture of the country. The article presents the following types of essays: a miniature essay, an essay on key words, an essay on a text, an essay on an excursion, an essay on a movie, an essay on a painting, an essay on a free topic, an essay on a topic in a specialty, an essay on a literary text, an essay-review. The features of the proposed types of essays and the methodology for conducting them are also described. Some techniques have been proposed to promote the effectiveness of writing essays, namely: offering a variety of topics; discussion support and feedback; encouragement of originality, encouragement to think outside the box and look for your own unique writing style; using inspirational materials (where you can get

inspiration and learn from examples); creating competitions and publishing the best works on the university website or on social network blogs. It is noted that when writing essays, teachers must find and apply creative, innovative ideas in their curriculum, because creativity and innovation are becoming increasingly important for the development of an information multicultural society.

Keywords: foreign students, Russian language, creativity, language learning, Russian as a foreign language, culture of dialogue, speech development, written essays

Аннотация:

Развитие творческих способностей у студентов-иностранцев на занятиях по русскому языку представляет собой актуальную проблему современной педагогики, поскольку образовательная среда развития личности способствует социализации, где обучение и воспитание являются единым процессом, направленным на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов. В статье рассмотрены способы развития творческих способностей у студентов-иностранцев путем написания творческих работ, в частности, сочинений. Отмечено, что сочинение, являясь типом творческой письменной работы, требует сочетания навыков наблюдения, отражения, критики, анализа, рассуждения, коммуникации, сочувствия, креативности. Указано на сложность написания сочинений для иностранных студентов, которая состоит в том, что способы выражения мыслей и мнений зависят от культуры страны. В статье представлены следующие виды сочинений: сочинение-миниатюра, сочинение, по опорным словам, сочинение по тексту, сочинение об экскурсии, сочинение по кинофильму, сочинение по картине, сочинение на свободную тему, сочинение на тему по специальности, сочинение по художественному тексту, сочинение-рецензия. Также описаны особенности предложенных видов сочинений и методика их проведения. Предложены некоторые приемы, способствующие эффективности написания сочинений, а именно: предложение разнообразных тем; поддержка обсуждения и обратная связь; поощрение оригинальности, стимулирование думать нестандартно и искать свой уникальный стиль письма; использование вдохновляющих материалов (где можно черпать вдохновение и учиться на примерах); создание конкурсов и публикация лучших работ на сайте вуза или в блогах социальных сетей. Отмечено, что при написании сочинений преподаватели должны находить и применять творческие, инновационные идеи в своей программе обучения, потому что творчество и инновации становятся все более важными для развития информационного мультикультурного общества.

Ключевые слова: студенты-иностранцы, русский язык, творческие способности, изучение языка, русский язык как иностранный, диалог культур, развитие речи, письменные сочинения

Введение

Развитие творческих способностей личности является одной из актуальных проблем современной педагогики, поскольку основной характер парадигмы педагогической системы высшего образования заключается в ориентации субъектов деятельности на творческий поиск. Современное высшее образование выполняет ряд функций, позволяющих совмещать традиции и инновации, трансляцию и продуцирование знаний, передачу культурных ценностей, развитие человеческого потенциала в целом и творческого поведения в том числе.

«При этом важную роль играют межъязыковые контакты. Бесспорным есть то, что язык (как и человек) живет до тех пор, пока сможет реализовать все свои функции» [2, с. 169].

Проблемы развития системы подготовки специалистов по русскому языку выступают предметом исследований ряда авторов. Анализ трудов, посвященных

обучению иностранных студентов, свидетельствует, что основное внимание ученые обращают на преподавание языка страны обучения как иностранному (Х. Бахтиярова, Т. Вишнякова, Т. Дементьева, Т. Капитонова, В. Костомаров, О. Митрофанова, А. Щукин), исследованы дидактические основы подготовки иностранных студентов в высших учебных заведениях (А. Бронская, А. Никитин, А. Суригин); проблемы подготовки иностранных граждан к обучению в технических университетах (П. Барышовец, Н. Булгакова, Э. Лузик и др.). Развитием творческих способностей студентов интересовались О. Гонтарева, В. Чиркова, К. Герасимова, Э. Мизюрова, Т. Леонтьева, Л. Коберник, Г. Устинина, Р. Гараева, Н. Саенко и многие другие исследователи, отмечающие «что развитие творческой восприимчивости личности является одной из основных задач в подготовке специалиста любого профиля, однако, потенциал дисциплины РКИ для развития творческих способностей в системе высшего профессионального образования не исследован в полной мере» [13, с. 95].

Следовательно, проблема развития творческого мышления студентов очень актуальна в педагогическом аспекте. В то же время она недостаточно исследована относительно языковой подготовки иностранных студентов. Поэтому в данной статье мы рассмотрим способы развития творческих способностей у студентов-иностранцев путем написания творческих работ, а именно, сочинений.

Развитие творческого потенциала студентов-иностранцев

По мнению Т.А. Павловой, «творчество представляет собой деятельность, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественноисторической уникальностью» [7, а 105].

Вести целенаправленную работу по развитию творческих способностей иностранных студентов чрезвычайно важно, поскольку этот процесс не только повышает общий уровень их культуры, является одним из способов мотивации и пробуждения интереса к предмету, позволяет выявить индивидуальные качества каждого, но и помогает целесообразно и правильно использовать языковые средства для выражения своих мыслей, что и оказывается конечной целью речевой подготовки. О. Гонтарева отмечает: «Из практики преподавания известно, что чем больше положительных эмоций, эстетического удовольствия получают студенты, чем комфортнее они себя чувствуют на занятии, тем быстрее происходят процессы усвоения информации, формирования компетенций, развития творческих способностей» [1, с. 392].

Современного студента достаточно тяжело мотивировать к познавательной деятельности, к поиску путей в современном поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что он часто испытывает значительные трудности в восприятии учебного материала. Необходимо научиться самостоятельному поиску, обработке, организации информации, созданию своих информационных объектов. И весомым фактором становится недостаточно высокий уровень развития мышления, особенно творческого. Это касается и изучения языка. В.П. Строков подчеркивает, что «творчески изменяя окружающий мир, студент внутренне меняется, меняются его сознание, мышление, потребности, мотивы. В данном смысле творческая активность выступает как свойство личности, в котором проявляется индивидуальность студента и которое всегда связано со склонностями, интересами и непременно определяется потребностями обучаемого в том или ином виде деятельности» [12, с. 69].

Именно преподаватель дает иностранным студентам необходимую модель творческого поведения. Его ценностное отношение к творческим способностям студентов состоит в настоящем желании помочь открыть и развить эти способности, то есть он стремится научить навыкам творческого и критического мышления, особенностям и этапам творческого процесса, а также создать благоприятную среду для развития.

В настоящее время в Турции русский язык изучает большое количество студентов. В процессе обучения в высшем учебном заведении студенты-иностранцы должны сформировать необходимый уровень общих и профессиональных компетенций, что в дальнейшем поможет им находить творческие решения в поставленных профессиональных вопросах.

Формирование творческих способностей студентов-иностранцев способствует увеличению общего культурного уровня, а также оказывает мотивационное воздействие и вовлекает в учебный процесс, дает возможность раскрыть личностные особенности, оказывает помощь в рациональном и грамотном использовании языковых средств для выражения своих мыслей на русском языке, что представляет собой одну из главных задач изучения русского языка как иностранного. Для более интенсивного развития творческих способностей целесообразно организовывать выполнение разных заданий, нацеленных на становление личностных, социальных, коммуникативных и иных компетенций студентов [9]. Необходимо отметить, что «проведение работы по развитию творческих способностей студентов-иностранцев на занятиях по русскому языку способствует увеличению общего культурного уровня студентов. А также оказывает мотивационное воздействие и оживляет заинтересованность к учебному занятию, дает возможность раскрыть личностные особенности иностранных студентов, оказывает помощь в рациональном и грамотно использовать языковые средства для выражения своих мыслей на русском языке, что и представляет собой одну из главных задач при изучении русского языка» [4, а 65].

Виды и особенности сочинений

Сочинение - это тип творческой письменной работы. При этом творческое письмо - это, по сути, мышление, которое требует сочетания следующих навыков: наблюдение, отражение, критика, анализ, рассуждение, коммуникация, сочувствие, креативность. Сложность написания сочинений для иностранных студентов состоит в том, что способы выражения мыслей и мнений зависят от культуры страны. Сочинения бывают нескольких видов: рассуждение, повествование, описание. При этом любая креативная работа предполагает элемент творчества (необходимо дать волю воображению). В сочинении уместны литературные приемы и красочные истории, которые ассоциируются с творческим письмом. Подготовка к написанию сочинения -трудная и кропотливая работа. Необходимо научиться отбирать необходимый материал по теме (из произведения или личного опыта), логически выстраивать предложения, делать выводы, использовать необходимые художественные средства.

Выделяют следующие виды сочинений.

Сочинение-миниатюра состоит из нескольких предложений. Предложения составляются по образцу прочитанных текстов. Работа над сочинением сначала производится в аудитории. Текст записывается на доске под контролем преподавателя. По данной модели студентам предлагается написать домашнее сочинение.

Сочинение по опорным словам. Для написания этого сочинения преподаватель предлагает студентам лексику, которая должна составить каркас будущего сочинения. Этот вид работы можно использовать для закрепления какой-либо лексико-грамматической темы. Например, сочинение на тему «Письмо к родителям» можно использовать для закрепления склонения личных местоимений, а в сочинениях «Наша комната», «Наше общежитие» повторить употребление предлогов в и на, предлжного и винительного падежей существительных, а также притяжательных местоимений.

Сочинение по тексту. После чтения текстов типа «Город, в котором я живу», «Москва - столица России» преподаватель предлагает студентам написать сочинение «Мой родной город» или «Столица моей страны».

Сочинение об экскурсии. Работа над этим сочинением начинается с подготовки к экскурсии. Перед проведением экскурсии записывается лексика, необходимая для

понимания того, о чем следует услышать студентам. Во время экскурсии студенты разговаривают с экскурсоводом по заранее составленным вопросам. После этого пишется сочинение.

Сочинение по кинофильму. Этот вид сочинения по характеру близок к предыдущему. Можно предложить студентам написать сочинение об одном из эпизодов увиденного ими фильма.

Сочинение по картине целесообразно проводить после каждой изученной лексической темы, способствующей активизации лексико-грамматического материала. Работе по картине обычно предшествует несколько подготовительных этапов [3]. Первый - беседа о художнике, с картиной которого студенты познакомятся. В группе со слабой подготовкой беседа может быть заменена чтением статьи и словарной работой на эту тему. Затем может быть проведена экскурсия в музей, если там есть картины этого художника. После экскурсии на занятии проводится беседа с повторным рассмотрением репродукций картин. Эта беседа может производиться в двух вариантах: в слабой группе студенты отвечают на вопросы преподавателя; в хорошо подготовленной группе студенты, опираясь на содержание картины, выражают свое мнение. В конце занятия преподаватель подводит итоги на основе высказываний студентов.

При написании сочинения по картине возможны разные варианты дополнительных задач: 1) даются слова для обязательного употребления (это могут быть термины, позволяющие студентам полнее и правильнее анализировать художественные качества картины, а также слова, которые относятся как к самому содержанию картины, так и к описанию изображенной сферы жизни); 2) предлагается составить словарь к картине (студенты должны сначала перечислить все предметы, которые они могут увидеть и назвать на картине, затем подобрать к ним предлоги и сравнения, а после этого назвать их местонахождение и так далее); 3) предлагается писать сочинение по мотивам картины (разговор героев картины, описание предыстории событий, изображенных на картине и т.д.). Первое сочинение по картине обычно пишется в аудитории под руководством преподавателя, план составляется на занятии или дается преподавателем в готовом виде; рекомендуемая лексика для использования в сочинении дается в виде опубликованного списка.

Сочинение на свободную тему целесообразно проводить после изучения лексико- грамматического материала по определенной теме. Практика свидетельствует, что студентам трудно планировать материал, который у них есть, хотя они и обладают достаточным запасом фактических знаний по теме и необходимым для выполнения работы словарным и грамматическим минимумом. Поэтому целесообразно параллельно с написанием сочинения обучать студентов составлять план. Виды плана могут быть разнообразными: вопросы (где, когда, кто, зачем), в форме предложений (типа: «Встреча на вокзале»), эмоциональный план, план с особой задачей, план-характеристика и т.д. Умение планировать материал и планировать по-разному в зависимости от характера работы и формулировка задачи значительно облегчает студентам процесс написания, помогает четкости выражения мнений, логическому объединению отдельных частей работы.

План сочинения на свободную тему может составляться самими студентами (индивидуально или в аудитории), совместно с преподавателем или предложен в готовом виде. Стимулом к написанию сочинения является эмоциональное настроение студентов. В этих целях целесообразно проводить беседы о художнике, если произведение пишется по картине; перед сочинением о стране можно провести беседу о семье студента, его годах обучения и жизни в родном городе. Все это вводит студентов в круг идей и мыслей той темы, которой будет посвящено сочинение. Большую роль для написания таких сочинений играют также экскурсии, обучающее кино, творческие вечера, встречи с известными людьми. Темой сочинений на

свободную тему могут быть «Мой друг», «Как мы провели праздники», «Что я увидел во время экскурсии», «Моя жизнь в другом городе», «Мой родной язык», «Столица моей страны» и др.

Сочинение на тему по специальности во многом близко к сочинению на свободную тему. Такие сочинения помогают студентам в накоплении и активизации специальной лексики, вводят в практику студентов грамматические конструкции научного стиля речи, способствуют развитию умений цитирования, конспектирования и обобщения книжного и лекционного материала. Материалом для написания сочинения выступают специальные тексты, научно-популярная литература, газетные и журнальные статьи, связанные со специальностью студентов. Преподаватель готовит студентов к написанию сочинения: составляется план и готовится рассказ студентов по каждому пункту плана, потом студенты пишут домашнее сочинение. После проверки сочинений производится их анализ и работа над ошибками. К сочинениям по специальности можно отнести темы, связанные со специальностью студентов-иностранцев: «Почему я хочу стать филологом-русистом?», «Статус филологии в современном мире» и др.

Сочинение по художественному тексту. Цель такого сочинения - научить пользоваться текстом как основным материалом сочинения, а также привить навыки самостоятельного анализа текста. Материалом для такого сочинения служит художественный текст. Перед сочинением текст заранее изучается на занятиях, по нему проводится лексическая и грамматическая работа. Подготовительная работа по тексту проводится иногда в течение нескольких занятий, но не выделяется из общего плана занятий в группе, не подчеркивается как специальная подготовка к сочинению. К непосредственной работе над сочинением можно приступить только тогда, когда текст всесторонне изучен и не содержит для студентов трудностей при повторном самостоятельном чтении и анализе. Сочинения такого вида могут быть разными: характеристика героя повествования, обоснование названия текста и т.д. Сочинения могут служить итогом работы над текстами, которые читаются в группе.

Сочинение-рецензия пишется на том уровне владения языком, когда студенты накопили достаточный лексико-грамматический материал, свободно читают и анализируют художественный текст, легко поддерживают неподготовленную беседу. Этот тип сочинения является в известной степени обобщающим, поскольку позволяет студентам практически применять все, чему они научились во время занятий: пониманию и критическому осмыслению материала, его анализу, а также умению выразить собственное мнение. Материалом для написания сочинения-рецензии могут служить произведения художественной литературы, кинофильмы, газетные статьи, спектакли, доклады и т.д. Подготовка к написанию сочинения-рецензии начинается с беседы, в процессе которой формируются навыки критического высказывания по той или иной теме. Кроме того, выполняются стилистические упражнения, требующие изучения самой формы рецензии (вводное слово преподавателя, чтение образца, составление плана рецензии и т.д.). Первые рецензии пишутся под руководством преподавателя в аудитории, в дальнейшем студенты могут писать эти сочинения самостоятельно.

Факторы и приемы, способствующие эффективности сочинений

Основным плюсом творческой работы является то, что она учит мыслить и выражать свои идеи устно или письменно. При письменном выражении все мысли подвергаются обработке, корректируются, уточняются. Это значит, что написание сочинений помогает развеять собственные заблуждения, отойти от излишней эмоциональности и лучше изложить свои мысли относительно той или иной темы. Рассказывая о чем-то своими словами, информация «присваивается» и лучше запоминается (для иностранного студента это отличный способ узнать что-то новое).

Создавая письменные высказывания, а также читая высказывания других, можно понять, что существует множество точек зрения на одно и то же явление, «услышать» разные мнения, что крайне важно для самопознания, формирования личности и развития коммуникативных навыков. Наконец, именно благодаря построению предложений, развернутых высказываний, оттачиваются умения писать грамотно [5].

Однако, чтобы иностранный студент действительно приобрел вышеперечисленные компетенции, важно оставлять ему пространство для творчества и самовыражения. Изложение своих мыслей в письменной форме помогает учиться не просто обрабатывать информацию, но и перейти на иной уровень обобщения, пробовать и изобретать новые речемыслительные формы, выявлять закономерности и причинно-следственные связи. Таким образом, речевая работа учит: мыслить и выражать свои идеи устно или письменно; обрабатывать и «присваивать» информацию; запоминать [8]. Создавая свои и разбирая чужие письменные высказывания, студенты могут наглядно увидеть разность и общность культур, что является актом формирования личности, самопознания и коммуникации.

Интересно, что требования к тому, как должно быть написано сочинение, для всех дисциплин разные. Плохо это или хорошо, сказать трудно. С одной стороны, разнообразие требований призвано тренировать некоторую мобильность и умение формулировать мысли по-разному. Однако шаблонность и формальность приводит к необходимости заучивать требуемые правила, что сводит к минимуму элемент творчества и самовыражения.

По нашему мнению, в программах русского языка для иностранных студентов есть одно слабое место: предметом речи чаще всего становится лингвистика или литература. Студентам предлагается порассуждать о том, какое это предложение -повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное. Однако гораздо интереснее и познавательнее предложить студенту поговорить о том, что его волнует, а также о том, что происходит вокруг.

Как отмечает А.А. Залевская, «общей отличительной чертой творческих заданий является элемент свободы, самостоятельности и ожидаемая уникальность результата. В том случае, когда говорят о творческих заданиях применительно к практике обучения иностранным языкам, предполагается, как правило, работа над развитием навыков творческой речи - не воспроизводятся готовые образцы, а производятся новые высказывания» [6, с. 332].

Безусловно, творческий характер процесса понимания, необходимый для создания русскоязычных текстов, требует интерпретационных навыков, которые недостаточно развиты у иностранных студентов. Творчество является наиболее сложным видом деятельности, связанным с философским, психологическим и педагогическим подходами к определению того или иного понятия (это особенно актуально для преподавателей русского языка как иностранного). Следовательно, преподаватели должны находить и применять творческие, инновационные идеи в своей программе обучения, потому что творчество и инновации становятся все более важными для развития информационного мультикультурного общества.

В целом русский язык сложен для иностранцев, но, несмотря на все трудности, они охотно его изучают - и это не удивительно, многие иностранные студенты хотят в оригинале читать произведения великих русских писателей-классиков, погружаясь в историю и культуру России. При этом сопоставление культур должно проходить использованием апелляций к собственным культурным явлениям. Познать иную культуру можно лишь усвоив свою, осознав характерные черты собственной ментальности. По этой причине крайне важно, чтобы будущий выпускник вуза умел лично рассказать, объяснить и показать отличительные (и общие) черты российской культуры от его собственной.

И.М. Румянцева утверждает, что «важный фактор, способствующий эффективности творческих заданий - эмоциональная вовлеченность участников при их выполнении, эмоции глубоко проникают во все сферы речевых механизмов и функций, существенно затрагивают и активизируют их, являясь как бы спусковым приспособлением, приводящим их в действие» [10, с. 29].

Формирование творческих способностей у студентов-иностранцев через письменные сочинения может стать увлекательным и продуктивным процессом, если использовать определенные приемы:

- предлагать разнообразные темы, которые могут включать в себя личные впечатления, фантастические истории, рефлексию (это поможет развить творческую мысль и экспериментировать с различными жанрами);

- поддерживать обсуждение и обратную связь. После того, как студенты напишут сочинения, следует обсудить их в группах, чтобы поделиться идеями и дать обратную связь (это поможет понять свои сильные стороны в передаче мыслей на иностранном языке и наметить области для улучшения);

- поощрять оригинальность, стимулировать думать нестандартно и искать свой уникальный стиль письма (использование метафор, аллегорий, неожиданных поворотов сюжета и других креативных приемов);

- использовать вдохновляющие материалы (где можно черпать вдохновение и учиться на примерах);

- создавать конкурсы и публиковать лучшие работы на сайте вуза или в блогах социальных сетей (для студентов-иностранцев это может стать стимулом для «проявления Я», а также поможет почувствовать себя частью сообщества) [11].

Заключение

В заключение стоит отметить, что в процессе изучения русского языка иностранными студентами творчество является как инструментом эффективного обучения, так и его условием (фактором), а также целью. Поэтому творческие задания должны постепенно усложняться, дифференцироваться с точки зрения тематики, уровня сложности, важности для формирования того или иного вида речевой деятельности. В.М. Чиркова отмечает формирование творческого развития студента «в качестве одного из главных условий, способствующих активному изучению РКИ, в связи с тем, что развивающее обучение, в котором есть место для творчества отвечает образовательным, развивающим и воспитательным задачам профессиональной подготовки будущего специалиста, воспитывает личность с высоким уровнем инициативности, критичности и потребности в самоанализе и самосовершенствовании» [13, с. 95]. Создавая свои и разбирая чужие письменные высказывания, студенты могут наглядно увидеть разность и общность культур, что является актом формирования личности, самопознания и коммуникации.

В статье предложены некоторые приемы, способствующие эффективности написания сочинений, а также описаны особенности написания сочинений, методика их проведения, представлены следующие виды сочинений: сочинение-миниатюра, сочинение, по опорным словам, сочинение по тексту, сочинение об экскурсии, сочинение по кинофильму, сочинение по картине, сочинение на свободную тему, сочинение на тему по специальности, сочинение по художественному тексту, сочинение-рецензия.

Все вышесказанное дает возможность подытожить, что расширение творческих способностей иностранных студентов является непременным условием их обучения на уроках русского языка как иностранного, но представляя собой трудный и усердный процесс, требует большого педагогического профессионализма от преподавателя, а также интереса к самосовершенствованию и самообразованию от студента.

Целенаправленная работа по развитию творческих способностей иностранных студентов в процессе их обучения чрезвычайно важна, поскольку помогает им 68

целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей неродным языком, что и является конечной целью речевой подготовки. Сочинение является одним из основных элементов развития речи иностранных студентов. И достижения студента определяются действиями преподавателя, так как ему необходимо вести скрупулезную предварительную работу.

References:

1. Gontareva O.P. (2010). Iz opyta prepodavaniya russkogo yazyka studentam-inostrancam tekhnicheskogo vuza (Sposoby predstavleniya tekstovogo materiala po stranovedeniyu. Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya Associacii avtomobil'nyh inzhenerov (AAI) «Avtomobile- i traktorostroenie v Rossii: prioritety razvitiya i podgotovki kadrov», posvyashchennaya 145-letiyu MGU «MAMI». Kniga 12. M., MGTU «MAMI». S. 389-393.

2. Dem'yanyuk A.A., Isaev H.B. (2016). Mezhdunarodnye lingvodidakticheskie kontakty -zalog uspeshnogo prepodavaniya ukrainskogo yazyka kak inostrannogo. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii «Dialog kul'tur stran Velikogo SHelkovogo puti». Erzurum, Turciya. S. 169-172.

3. Dobrovol'skaya V.V. (1965). O provedenii nekotoryh vidov tvorcheskih pis'mennyh rabot v gruppah uchashchihsya-inostrancev. Russkij yazyk dlya studentov-inostrancev: sb. st. Vyp. 2. M.: Vyssh. shk. S. 3-36.

4. Dyshecheva M.M. (2021). Razvitie tvorcheskih sposobnostej u studentov-inostrancev na zanyatiyah po russkomu yazyku. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. № 12 - 2 dekabr' 2021 g. S. 65-67.

5. ZHukovska A.A. (2020). Trudnosti, s kotorymi stalkivaetsya student-inostranec vo vremya obucheniya na pervom kurse rossijskogo vuza na russkom yazyke. Problemy sovremennogo obrazovaniya. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-s-kotorymi-stalkivaetsya-student-inostranets-vo-vremya-obucheniya-na-pervom-kurse-rossiyskogo-vuza-na-mss^-yazyke (data obrashcheniya: 08.05.2024)

6. Zalevskaya A.A. (1999). Vvedenie v psiholingvistiku. M.: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet. 382 s.

7. Pavlova T.A. (2019). Razvitie tvorcheskih sposobnostej u inostrannyh uchashchihsya na zanyatiyah po RKI. Problemy massovoj kommunikacii. S. 105-107.

8. Polyudova E.N. (2023). Pedagogicheskie aspekty razvitiya tvorcheskogo myshleniya pri izuchenii inostrannogo yazyka v vuze. Pedagogicheskij zhurnal. T. 13. № 1A. S. 466-477. DOI:10.34670/AR.2023.70.21.055

9. Pronina N.V. (2023). Tvorcheskaya masterskaya kak uslovie formirovaniya kommunikativnoj kompetencii studentov (na primere vtorogo inostrannogo (ispanskogo) yazyka). Cennosti i smysly. №5 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskaya-masterskaya-kak-uslovie-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-na-primere-vtorogo-inostrannog (data obrashcheniya: 08.05.2024)

10. Rumyanceva I.M. (2004). Psihologiya rechi i lingvopedagogicheskaya psihologiya. M.: PER SE: Logos. 319 s.

11. Ryl'skih E.A. (2020). Uchet interesov inostrannyh studentov (kitajskaya auditoriya) v organizacii uchebnogo processa po RKI (lingvokul'turologicheskij podhod). URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=43868047 (data obrashcheniya: 08.05.2024)

12. Strokov V.P. (2010). Didakticheskie osnovy razvitiya tvorcheskoj lichnosti studenta // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. № 11. S. 67-70.

13. CHirkova V.M. (2017). Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov, izuchayushchih russkij yazyk kak inostrannyj. Karel'skij nauchnyj zhurnal. T. 6. № 4 (21). S. 95-98.

Information about the Authors:

Anzhela Demianiuk (Kars, Turkey) - Candidate of Philological Sciences, Assosiate Professor, Assosiate Professor of the department of Slavic languages and literatures Kafkas University (Kars, Turkey)

Spheres of research and professional interest: conceptology, speech culture, Russian as a foreign language and methods of teaching, Cross-Cultural Communication E-mail: dem.anzhela@,gmail.com ORCID: 0000-0001-7704-4157

Isayev Khurshud Bairam ohlu (Kars, Turkey) - Doctor of Philology Science, Professor, Professor of the department of Slavic languages and literatures Kafkas University (Kars, Turkey)

Spheres of research and professional interest: history of Russian literature, Modern Russian literature, philological analysis of the text, etymology and history of words in the Russian language. E-mail: hursutisa@,mail. ru ORCID: 0000-0002-4578-3833

Acknowledgements: The authors expresses gratitude to the reviewers. Author's contribution: The work is solely that of the authors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.