Научная статья на тему 'Событийный туризм в западной европе и возможности его развития в россии'

Событийный туризм в западной европе и возможности его развития в россии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1974
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийный туризм в западной европе и возможности его развития в россии»

© 2007 г. Г.П. Долженко, А.В. Шмыткова

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Под событийным туризмом, следуя теоретическим исследованиям в отечественном туризмоведении М.Б. Бир-жакова [1], нами понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы туристов. Событийный туризм представляет собой блок, состоящий из мероприятий, относящихся к культурному, спортивному, выставочному, религиозному, этнографическому видам туризма. В данной публикации рассматривается роль только общественных событий, способных долговременно, ежегодно или с иной периодичностью играть роль катализаторов резкого всплеска внутреннего и въездного туризма в регионе.

Событийный туризм в Европе: исторический экскурс и экономический аспект. История значимых общественных явлений, привлекающих к участию в них тысячи и миллионы любознательных граждан, имеет весьма глубокие корни. Попытаемся кратко осветить лишь некоторые ее вехи, что достаточно в небольшой по объему статье для решения поставленной задачи - выявления роли общественных событий в активизации туристской деятельности в регионе, способствующей развитию отраслей хозяйства, непосредственно или косвенно связанных с туризмом.

Одними из первых широко известных в Европе действительно массовых общественных событий следует считать Олимпийские игры в Древней Греции. Они проводились в священной области Олимпии в честь бога Зевса один раз в четыре года в период 776 г. до н.э. -394 г. н.э. Игры представляли собой крупный спортивно-культурный форум, программа которого включала атлетические соревнования (бег, метание диска и копья, борьбу, кулачный бой и др.), конкурсы искусств, состязания трубачей и т.д.

Олимпийские игры продолжались пять дней и собирали десятки тысяч людей, желающих увидеть новых героев Греции - победителей игр. В Олимпию приезжали спортсмены, тренеры, массажисты, родственники спортсменов, просто болельщики. Целый город из палаток вырастал вокруг нее. Здесь оказывались различные услуги участникам олимпиады и ее гостям, связанные с их размещением, питанием, развлечениями, вопросами санитарии и гигиены, охраны общественного порядка и др. Не вызывает сомнений, что олимпиады становились и коммерческими мероприятиями, которых ждали хозяева гостевых домов, бань, торговцы и пр.

В Римской империи людей привлекали бои гладиаторов, проводившиеся в ряде городов. Но главным событием являлись гладиаторские бои в Риме в амфитеатре Флавия, получившем в VIII в. название Колизей. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженной ярусами сидячих трибун, вмещающих около 50 тыс. зрителей. Это уже была настоящая индустрия

развлечений, кровавые праздники которой привлекали жаждущих зрелищ людей - граждан Римской империи.

В средние века событийный туризм можно признать единственно массовым туристским явлением в отличие от практически исчезнувших с закатом Древнего Рима традиций лечения минеральными водами и грязями (лечебный туризм), отдыха на побережьях морей, спортивных соревнований.

В средневековых городах ремесленники проводили множество красочных профессиональных праздников. Популярностью пользовались турниры рыцарей, выступления уличных артистов-кукольников, акробатов, дрессировщиков диких животных и др. Со всей округи стекались на праздники толпы людей.

Постепенно в ряде городов Европы формируются традиции карнавалов. Первые упоминания о них относятся к IX - X вв., и зародились они в Италии, Франции, Германии. Основной частью любого карнавала было шествие по главным улицам города в маскарадных костюмах. Это позволяло любому гражданину оставаться неузнанным и инкогнито принимать участие в любых развлечениях.

В начале XVII в. английский государственный деятель и философ Френсис Бекон в своем трактате «О путешествиях» рекомендовал путешественникам, совершавшим турне в другие страны, наблюдать общественные события. Он указывал, что кроме храмов и монастырей с находящимися там памятниками, сокровищниц драгоценностей, кунсткамер и антикварных лавок надо посещать королевский двор во время приема послов, церковные консистории, торжественные процессии, представления, празднества, бракосочетания, погребения, публичные казни и тому подобные зрелища, чтобы «украсить обычаи родины» лучшим из увиденного в чужих краях.

В XIX в. коренным образом меняется облик Европы, что было определено промышленной революцией, развитием железнодорожного, морского, автомобильного транспорта, средств массовых коммуникаций: телеграфа, телефона, радио. Все это произвело своеобразную революцию и в туризме - сократилось время на совершение путешествий, повысилась комфортность поездок, снизилась их стоимость. Туризм становится массовым явлением, так как путешествия ради отдыха, лечения, познания являются теперь достоянием народившегося многочисленного среднего класса, а не только аристократии. XIX в. - это начало нового этапа в мировом туристском движении.

В настоящее время в мире ежегодно регистрируется более 800 млн международных туристских прибытий. Рекордным стал 2006 г., когда было зафиксировано 842 млн туристских прибытий [2]. Весьма существенную роль в мировом туризме играет событийный туризм.

К наиболее значимым культурным мероприятиям в Западной Европе, причисляемым к блоку событийного туризма, следует отнести фестивали: Зальцбургский музыкальный, Вагнера в Байройте, военных оркестров «Military Tattoo» и фестиваль искусств в Эдинбурге, ки-

нофестивали в Каннах, Венеции и Берлине, Недели высокой моды в Париже, Лондоне, Милане, Венские оперные балы и др.

Привлекают тысячи туристов карнавалы и народные праздники как имеющие многовековую историю, так и совсем еще молодые - в Венеции, Кельне, Виа-реджо, Ницце, Женеве, Санта-Крусе на острове Тенерифе; праздники Святого Патрика в Дублине, Лас Фальяс в Валенсии, конные состязания Палио в Сиене, бега быков в Памплоне, помидорная битва «Тома-тина» в Буньоле, пивной фестиваль «Октоберфест» в Мюнхене, ежегодный чрезвычайно красочный карнавал в Лондонском районе Ноттинг-Хилл, принесенный в британскую столицу иммигрантами из бывших карибских колоний.

Современными формами карнавалов, объединяющими людей одной увлеченности, можно назвать зародившиеся в конце XX в. так называемые парады. К крупнейшим из них, быстро получившим европейскую популярность, относятся парады Любви в Берлине (первый

Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. В период их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. Потребительский спрос значительно превышает предложения, в связи с чем резко поднимаются

проведен в 1989 г.), а также в Цюрихе и Лондоне, парад по каналам в Амстердаме, парад артистов в Лондоне.

Крупнейшие выставочные мероприятия, такие как аэрокосмический салон в Ле Бурже, Женевский автосалон, выставка цветов в Челси и другие, стали важными мероприятиями событийного туризма. Они привлекают не только профессионалов, для которых в первую очередь и устраиваются, но и туристов из многих стран.

Большое место в событийном туризме, как и в Древней Греции, занимают спортивные мероприятия, особенно грандиозные по масштабам и аудитории зрелища: летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по футболу, автогонки «Формулы 1», Уимблдонский теннисный турнир.

Все названные выше и ряд других меропроприятий собирают многие миллионы участников. Самым многочисленным среди них является пивной фестиваль Окто-берфест в Мюнхене (7 млн посетителей), занесенный в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее массовый в мире праздник (таблица).

цены на авиаперевозки и номера в отелях. Если событие происходит ежегодно, то цены возрастают в среднем на 30 %, если достаточно редко (например, чемпионаты по футболу) - цены в отелях могут подниматься в 3 - 4 раза. Так, стандартный номер в берлин-

Средняя посещаемость некоторых популярных мероприятий событийного туризма в Европе

Мероприятие Число посетителей, тыс. чел. Источник

Октоберфест в Мюнхене 7000 [3]

Венецианский карнавал 500 [4]

Кёльнский карнавал 1500 [5]

Карнавал в Ницце 1200 [6]

Женевский карнавал 1500 [7]

Карнавал на Тенерифе 200 [8]

Карнавал в Ноттинг-Хилле в Лондоне 1335 [9]

Праздник Лимона в Ментоне 400 [10]

Праздник Святого Патрика в Дублине 1000 [11]

Праздник Лас-Фальяс в Валенсии 2000 [12]

Праздник Сан-Фермин в Памплоне 300 [13]

Томатина в Буньоле 35 [12]

Конные состязания Палио в Сиене 50 [14]

Зальцбургский музыкальный фестиваль 250 [15]

Фестиваль музыки Вагнера в Байройте 60 [16]

Венский Оперный бал 4,5 [17]

Фестиваль искусств в Эдинбурге 1350 [18]

Фестиваль Military Tattoo в Эдинбурге 200 [19]

Парад Любви в Берлине 1500 [20]

Парад Любви в Цюрихе 1000 [21]

Парад по каналам в Амстердаме 250 [22]

Парад «Pride London» в Лондоне 100 [23]

Парад артистов в Лондоне 500 [24]

Показ моды прет-а-порте в Париже 43 [22]

Выставка цветов в Челси 170 [25]

Авиасалон в Ле Бурже 500 [26]

Автосалон в Женеве 747 [9]

Зимние Олимпийские игры (2006 г.) 1000 [18]

Чемпионат мира по футболу (2006 г.) 2000 [19]

Чемпионат Европы по футболу (2004 г.) 1165 [27]

ском отеле Hilton обычно предоставляют по тарифам около 150 евро в сутки, но во время чемпионата мира по футболу 2006 г. он стоил 400 и более евро в сутки [28].

Когда в регионе проходят массовые значимые общественные мероприятия, не только возрастает стоимость гостиничного фонда, но могут полностью отсутствовать свободные места. Очень часто номера в гостиницах выкупаются за полгода, а порой и за несколько лет до их проведения.

Статистика утверждает, что каждый участник ежегодного Кельнского карнавала расходует на билеты, еду, напитки и сувениры в среднем 160 евро. Отдельной статьей расходов является приобретение карнавальных костюмов. Кельнский карнавал ежегодно приносит экономике Германии около 250 млн евро [3].

За две недели зимней Олимпиады в Турине в 2006 г. было продано 900 тыс. билетов на соревнования и 30 тыс. на тренировки спортсменов. Сам Турин и область Пьемонт посетило около миллиона туристов. Общественный транспорт перевез в горы, где проходили многие соревнования, около 3 млн чел. По данным Оргкомитета игр и мэрии Турина, затраты на проведение игр составили около 707 млн евро. Заработать на Олимпиаде удалось 974,4 млн евро: 470 дала продажа прав на телетрансляцию, 420 предоставили спонсоры, 15 выручено от продажи лицензий, 69,4 заработано на продаже билетов на олимпийские соревнования. Таким образом, чистая прибыль от Олимпиады в Турине составила 267 млн евро [29].

Входной билет на Оперный бал, проводящийся в Венской опере, стоит от 210 до 15 988 евро. Число его участников составляет всего 4500 гостей. Но доходы, полученные от проведения Оперного бала в 2004 г., достигли 17 млн евро [14].

Событийный туризм способствует возрождению местных культурных традиций, обычаев, развитию народного творчества. Правительства разных стран проводят политику его поддержки, так как мероприятия событийного туризма оказывают положительное воздействие на развитие региона и всей страны.

Событийный туризм является действенным инструментом формирования позитивного образа страны в мире. Так, большинство иностранцев, посетивших Германию во время чемпионата мира по футболу в 2006 г., сказали, что будут рекомендовать страну своим знакомым в качестве места отдыха. После проведения олимпийских игр в Барселоне и Сиднее количество туристов, приезжающих туда со всего мира, возросло уже в следующие после олимпиад годы более чем на 30 %.

Событийный туризм в России. В России событийный туризм не получил еще широкого развития. В стране пока не сформировалось сколько-либо периодически повторяющихся общественно значимых мероприятий, привлекающих большие массы российских и зарубежных туристов, от которых можно получить определенный доход в регионе их проведения. Мероприятиями событийного туризма следует признать лишь немногие из организуемых в стране, например, такие как Авиакосмический салон МАКС в Жуковском, Широ-

кую Масленицу в Москве, этап чемпионата мира «Формулы 1» по водномоторному спорту в Санкт-Петербурге и некоторые другие.

Первое Мосаэрошоу, которое изначально планировалось проводить как массовое общедоступное зрелищное мероприятие, состоялось в подмосковном городе Жуковском в 1992 г. В 1993 г. оно стало Авиакосмическим салоном МАКС. Его бюджет складывается от продажи билетов, рекламы, спонсорских взносов. Организаторы ставят своей целью достичь уровня авиасалона в Ле Бурже, тогда бы в России появилось первое постоянное общественное событие международного уровня, приносящее ощутимый доход региону.

Широкая Масленица как туристский продукт была впервые представлена в Москве в 2002 г. Театрализованные представления, концерты фольклорных коллективов, исконно русские забавы - езда на тройках, масленичные гуляния и другие прошли по всему городу. Финансирование праздника проводится из бюджетных средств, предназначенных на развитие туризма в Москве, а также за счет спонсорских взносов. Но коммерческим мероприятием, приносящим доход в городскую казну, Широкую Масленицу пока не назовешь, на что имеются объективные причины. Прежде всего следует отметить незначительное участие в ней туристов из других городов России и из-за рубежа, специально приехавших в Москву с этой целью. Европейцы участие в событийных мероприятиях не связывают с ежегодным двух-четырехнедельным отдыхом в период отпуска, который они проводят в различных рекреационно-оздоровительных местностях. На событийные мероприятия граждане европейских стран отправляются на 2 - 3 дня с целью развлечения, в основном на личных автомобилях. Нужно создать чрезвычайно привлекательное, уникальное мероприятие, чтобы заставить иностранцев на своих автомобилях двинуться в Россию, преодолев трудности с получением визы, российские дороги, не обращая внимание на дефицит современных гостиниц туристского класса и отрицательный имидж России за рубежом, создаваемый различными средствами массовой информации [30].

Участие россиян из других регионов страны в московской масленице не может стать многочисленным, так как этот праздник сегодня организовывают в большинстве городов России по программе, близкой к московской.

Проводимый в Санкт-Петербурге этап чемпионата мира «Формула 1» по водно-моторному спорту на акватории реки Невы в историческом центре города демонстрируется по многим телеканалам мира. Он, не став крупным коммерческим проектом для города, тем более для страны, имеет весьма важную функцию -способствует продвижению за рубежом Санкт-Петербурга как туристского центра международного значения. Аналогична роль и международного профессионального теннисного турнира «Кубок Кремля», с 1990 г. проводимого в Москве.

Перспективы развития событийного туризма в Ростовской области. С нашей точки зрения, одним из культурных событий международного уровня в России

мог бы стать литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна», который с 1985 г. проводится в станице Вешенской Ростовской области, где долгое время жил и трудился лауреат Нобелевской премии М.А. Шолохов. Гости из ближайших окрестностей, различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья ежегодно съезжаются на него. Но подавляющее число зрителей составляют жители северных районов Ростовской области. Для них «Шолоховская весна» - ожидаемый, желанный праздник года, но этого недостаточно для превращения ее в крупное коммерческое мероприятие.

Праздник длится два дня. В первый день - заезд участников и экскурсии по музею-заповеднику М.А. Шолохова. Во второй, основной день праздника с раннего утра многочисленные фольклорные коллективы в народных костюмах с песнями, плясками, прибаутками стекаются к центру станицы. Главной площадкой праздника становится берег Дона, где разыгрываются сцены из произведений М.А. Шолохова. Другой центр праздника - стадион, на котором проходят спортивные состязания и большой концерт народных коллективов. Завершаются торжества поздним вечером гала-концертом и ярким красочным фейерверком. Литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна» стал сегодня заметным событием в культурной жизни России, но однако не представляет собой выгодного областного коммерческого проекта. И сможет ли он в существующем формате проведения приобрести статус крупного мероприятия событийного туризма?

Станица Вешенская находится в удаленной северной части Ростовской области, в 380 км от Ростова-на-Дону. Сообщение с Вешенской осуществляется только автотранспортом. С ближайшей железнодорожной станцией Миллерово станицу связывает 140 км двухполосной автострады с твердым покрытием. Емкость средств размещения туристов в Вешенской низкая, едва достигает 700 мест. Самым большим по числу мест является санаторий «Вешенский», способный принять одновременно до 500 чел. Очевидно, что географическое положение станицы, проблемы с транспортом, низкий уровень комфорта гостиничного хозяйства не способствуют развитию здесь народного праздника, который мог бы стать действительно массовым мероприятием событийного российского туризма.

Фольклорным праздником «Вешенская весна» следует охватить значительно большее число станиц и городов Донского края, о котором мир узнал благодаря творчеству М.А. Шолохова. Начинаться праздник, несомненно, должен в Вешенской и затем продолжиться в Миллерово, Новочеркасске, в городах, с которыми связаны судьбы героев всемирно известного романа «Тихий Дон». Место же главным событиям праздника - в Ростове-на-Дону, нынешней столице Донско-

Южный федеральный университет

го края, имеющей все необходимые условия для организации массовых мероприятий не только российского масштаба.

Сегодняшняя «Шолоховская весна» представляет собой всего лишь начало крупного яркого праздника народного творчества, участие в котором должно стать престижным для фольклорных коллективов России и стран зарубежья и который будет эффективным инструментом продвижения донского туристского продукта на российский и международный рынки. В дальнейшем, в случае успешного развития он, возможно, станет и выгодным для Ростовской области коммерческим мероприятием.

Литература

1. БиржаковМ.Б. Введение в туризм. СПб., 2006.

2. UNWTO. Word Tourism Barometer. 2007. January.

3. archive.travel.ru

4. www.tourua.com

5. www.dw-world.de

6. www.holidaym.ru

7. www.image52.ru

8. ordeoro.com

9. www.rol.ru

10. kuking.net

11. www.eventmarket.ru

12. www.travelonline.ru

13. spain.tyrist.ru

14. www.mn.ru

15. world.lib.ru

16. www.kultura-portal.ru

17. doktor.travel.ru

18. www.rian.ru

19. news.ntv.ru

20. www.utro.ru

21. travel.mail.ru

22. www.education.spu.ru

23. www.gs-travel.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. www.votpusk.ru

25. www.newsru.com

26. www.podrobnosti.ua

27. Euro2004.sport.com.ua

28. Свистунов С. Деньги в чужих карманах // Турбиз-нес. 2006. № 12.

29. Шутова Н. 2006-й год. Послесловие // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. № 1.

30. Причины, препятствующие развитию въездного туризма в Российскую Федерацию // Туризм в цифрах. 2005. М., 2006.

4 мая 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.