Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В ТУЛЬСКОЙОБЛАСТИ.КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЖАЗОВОГО ФЕСТИВАЛЯ JAZZONAIR'

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В ТУЛЬСКОЙОБЛАСТИ.КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЖАЗОВОГО ФЕСТИВАЛЯ JAZZONAIR Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ФЕСТИВАЛЬ «ДИКАЯ МЯТА» / КОНЦЕПЦИЯ ДЖАЗОВОГО ФЕСТИВАЛЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дворовкин Данил Сергеевич, Пономарева Ирина Юрьевна

В статье рассмотрены значимые событийные мероприятия России и Тульской области и факторы, влияющие на фестивальный туризм. Особое внимание уделено музыкальным фестивалям, проходящим на территории региона, и, в частности, фестивалю «Дикая мята». Представлена динамика его посещаемости за последние пять лет, показавшая стремительный рост его участников. На основе проведенного SWOT-анализа даются рекомендации по дальнейшему развитию проекта. С целью повышения узнаваемости Тульской области и привлечения туристов путем популяризации мировой музыкальной джазовой культуры в работе предлагается концепция нового джазового фестиваляJAZZONAIR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT TOURISM IN THE TULA REGION. THE CONCEPT OF THE JAZZ ON AIR MUSIC JAZZ FESTIVAL

The article discusses significant event events in Russia and the Tula region and the factors affecting festival tourism. Particular attention is paid to music festivals taking place in the region, and, in particular, the Wild Mint festival. The dynamics of its attendance over the past five years, which showed the rapid growth of its participants, is presented. Based on the conducted SWOT-analysis, recommendations are given for the further development of the project. In order to increase the recognition of the Tula region and attract tourists by popularizing the world musical jazz culture, the concept of a new jazz festival JAZZ ON AIR is proposed.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В ТУЛЬСКОЙОБЛАСТИ.КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ДЖАЗОВОГО ФЕСТИВАЛЯ JAZZONAIR»

СобытийныйтуризмвТульскойобласти.

Концепция музыкального джазового фестиваля JAZZONAIR Event tourism in the Tula region. The concept of the JAZZ ON AIR

music jazz festival

ДворовкинД.С., ПономареваИ.Ю.

D.Dvorovkin, I.Ponomareva

В статье рассмотрены значимые событийные мероприятия России и Тульской области и факторы, влияющие на фестивальный туризм. Особое внимание уделено музыкальным фестивалям, проходящим на территории региона, и, в частности, фестивалю «Дикая мята». Представлена динамика его посещаемости за последние пять лет, показавшая стремительный рост его участников. На основе проведенного SWOT-анализа даются рекомендации по дальнейшему развитию проекта. С целью повышения узнаваемости Тульской области и привлечения туристов путем популяризации мировой музыкальной джазовой культуры в работе предлагается концепция нового джазового фестиваляJAZZONAIR.

The article discusses significant event events in Russia and the Tula region and the factors affecting festival tourism. Particular attention is paid to music festivals taking place in the region, and, in particular, the Wild Mint festival. The dynamics of its attendance over the past five years, which showed the rapid growth of its participants, is presented. Based on the conducted SWOT-analysis, recommendations are given for the further development of the project. In order to increase the recognition of the Tula region and attract tourists by popularizing the world musical jazz culture, the concept of a new jazz festival JAZZ ON AIR is proposed.

Ключевые слова: событийный туризм, событийные мероприятия, фестивальный туризм, фестиваль «Дикая мята», концепция джазового фестиваля

Keywords:event tourism, event activities, festival tourism, the Wild Mint festival, the concept of a jazz festival

Событийныйтуризмимеетдостаточноразвитойхарактернамеждународномр ынке туристических услуг. Ежегодно миллионы туристов посещают различного вида карнавалы, фестивали, спортивные мероприятия, форумы, ярмарки и т.д.[1]. Большинство популярных мероприятий проводятся уже на протяжении нескольких сотен лет, но есть и достаточно «молодые» события, которые полюбились людям, желающим поучаствовать в необычном для стандартного путешествия действе. Лидерами среди стран, специализирующихся на событийном туризме, являются: США, Бразилия, Япония, Италия и Германия [2].

В современных условиях спада экономического роста, событийный туризм должен стать одним из факторов повышения уровня и качестважизни населения, создания рабочих мест, увеличения внутренних региональных продуктов и диверсификации источников дохода региональных бюджетов.

Фестивальный туризм является важной составляющей событийного туризма, но его организация имеет свои особенности. Направление фестивального туризма позволяет решать многие социально-экономические проблемы, в частности, проблему сезонности, привлекая туристов в период межсезонья. Тем самым предприниматели в «низкий сезон» получают прибыль, туристические объекты не простаивают, а нагрузка на инфраструктуру становится более равномерной.

Ежегодно в России проводится огромное количество разнообразных фестивалей. В таблице 1 представлен список самых популярныхфестивальных событий Российской Федерации, отобранных по следующим критериям:

- массовость события: количество зрителей более 10 тыс. чел.;

- зрелищность: креативность концепции проведения и использование современных технологий;

- известность через каналы коммуникации.

Таблица 1

Популярные фестивальные события России

№ Наименование события Количество участников Регион проведения

1. Фестиваль «Алые паруса» 2 млн. чел. Санкт-Петербург

2. Фестиваль фонтанов в Петергофе От 30 тыс. до 200 тыс. чел. Ленинградская обл.

3. Джазовый фестиваль «Koktebel Jazz Party» Около 20 тыс. чел. Крым, п. Коктебель

4. Фестиваль электронной музыки «Alfa Future People», Около 30-40 тыс. чел. Нижегородская область, п. Большое Козино

5. Музыкальный рок-фестиваль «Нашествие» Более 200 тыс. чел. Тверская область, п. Большое Завидово

6. Международная выставка вооружений «Russia Arms Expo» Более 400 тыс. чел. Парк «Патриот» Московская область

7. Международный спотивный фестиваль игры «Дети Азии», Около 10 тыс. чел. Республика Саха (Якутия)

8. «День Бородина» в Подмосковье Более 100 тыс. чел. Московская обл., Можайский район

9. Военно-исторический фестиваль «Защитники отечества» Более 25 тыс. чел. Калининградская область, Гусевский г.о., близ п. Лермонтово

10. Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня» Более 80 тыс. чел Москва, Красная площадь

11. Фестиваль автогонок «Формула-1» Более 150 тыс, чел. г. Сочи, стадион Фишт

Несмотря на все положительное влияние фестивалей, можно выделить ряд факторов, которые оказывают отрицательное воздействие как на фестивальный, так и на событийный туризм в целом, а именно:

1. Недостаточное внимание властных структур и сфер бизнеса к фестивальному туризму.

2. Отсутствие нормативно-правовой базы, посвященной развитию фестивального туризма.

3. Дефицит квалифицированных кадров в области фестивального туризма.

4. Некачественная организация PR-продвижения продукта [2].

Однако, несмотря на все отрицательные факторы развития фестивального искусства в России, оно по-прежнему демонстрирует стремительный прогресс и свою состоятельность. На современной стадии развития событийного туризма фестивали настолько востребованы и популярны, что давно уже вышли за рамки фестиваля искусств. Сферы бизнеса, спорта, науки и рекламы с удовольствием используют фестивали для привлечения новых партнеров, талантов и новаторских идей.

Тульская область в силу своего уникальногогеополитического положения, богатогоисторического, культурного и природно-климатическогопотенциала, который является основой для развития туристской сферы, может рассматриваться как одна из самых привлекательных российских дестинаций в сфере событийного туризма. Чем больше область будет наполнять себя яркими событиями и фестивалями, тем чаще о ней будут говорить как о привлекательной и популярной территории для туризма и отдыха.

Самыми популярными и массовыми событийными мероприятиями на территории Тульской области являются: военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» (30 тыс. посещений в 2019 г.), музыкальный этно-фестиваль «Дикая мята» (75 тыс. посещений в 2019 г.) и международный фестиваль уличных театров «Театральный дворик» (150 тыс. посещений в 2019 г.)[3].

В 2019 г. в Тульской области было проведено большое количество фестивалей международного уровня. Один из таких - международный музыкальный фестиваль «Дикая мята». Это российский мультиформатный музыкальный фестиваль, организатором которого выступает компания J-group. Фестиваль проводится с 2008 г., и в 2019 г. он уже прошел в 12-й раз.За пять лет проведения фестиваля на территории Тульской области, заметен стремительный рост его участников (рис. 1).

Рис.1 Динамика количества участников фестиваля «Дикая мята»

На сценах «Дикой Мяты» выступают как известные российские исполнители, звезды мировой и инди сцен, так и молодые, только набирающие популярность музыканты. За несколько лет «Дикая мята» выросла в международный проект с едва ли не лучшей фестивальной инфраструктурой в России.

Для формирования объективной информации о фестивале был проведен SWOT-анализ, который позволил разработать следующие мероприятия по его развитию:

1. Улучшение инновационного и инвестиционного климата.

2. Создание положительного туристического имиджа фестиваля как на федеральном, так и на международном уровне.

3. Развитие сотрудничества с другими фестивалями и участие в различных проектах по созданию туристских программ.

4. Более активная маркетинговая и PR-политика.

5. Повышение качества оказываемых услуг и повышение квалификации персонала.

6. Рекламирование фестиваля через туристические фирмы.

7. Расширение потенциальной аудитории фестиваля путем привлечения зрителей из других регионов и иностранных туристов.

Для эффективного и благоприятного продвижения бренда территории и развития отрасли событийного туризма в Тульской области в работе предлагается проведение джазового фестиваля JAZZ ON AIR, цель которого -

повышение узнаваемости Тульской области и привлечение туристов путем популяризации мировой музыкальной джазовой культуры.

Международный фестиваль JAZZ ON AIR будет привлекать ведущих музыкантов и коллективы из Бразилии, Великобритании, Канады, Польши, РФ, США, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. В рамках фестиваля планируется проводить детско-юношеский конкурс JAZZKIDS, а также бесплатные мастер-классы и творческие встречи с известными джазовыми исполнителями и педагогами для гостей фестиваля, учащихся и преподавателей музыкальных школ и училищ.

Этот проект преимущественно будет рассчитан на туристов, сочетая преимущества активного отдыха с культурной программой. Следует отметить, что крупных «открытых» джазовых фестивалей намного больше по сравнению с академическими музыкальными фестивалями. Очевидно, что джазовая музыка, которая, естественно, менее «формальна», лучше всего воспринимается в свободном, «неформальном» пространстве, включая проведение концерта на открытом воздухе [4]. Фестиваль «под открытым небом» позволяет зрителю чувствовать себя вполне комфортно, выбирать артистов по своему вкусу, быть активным соучастником мероприятия. Предполагается, что фестиваль сможет привлечь от 10 до 30 тыс. участников.

На территории фестиваля будут расположены: музыкальные сцены, зоны мастер-классов, пункты питания, зоны фотографии и другая соответствующая инфраструктура.

Авторами был разработан логотип фестиваля JAZZ ON АЖ(рис.2) и карта фестиваля (рис.3).

Уникальность данного проекта заключается в его творческо-культурной направленности, содействии в формировании музыкального вкуса, привлечении потоков туристов, продвижении области на внешнем и внутреннем туристическом рынке.

JAZZ ON AIR

ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

Рис.2Логотип джазового фестиваля JAZZ ON AIR

Рис.3 Карта джазового фестиваля JAZZONAIR

Музыкальный фестиваль будет являться площадкой для общения профессионалов. Его участники будут имеют возможность расширить свои контакты, а также совершенствовать свои профессиональные навыки.

В ходе подготовки к проведению фестиваля будет осуществлено развитие инфраструктурных объектов, необходимых для приема большего числа туристов. Благодаря проведению фестиваля в регионе создадутся

дополнительные информационные поводы, которые позволят создавать положительный имидж территории.

Фестиваль джаза на территории Тульской области будет способствовать:

1) увеличению турпотока;

2) сохранению и популяризации культурно-исторического наследия территории;

3) построению целостной, комфортной, благоприятной для труда и отдыха среды, включающей эстетическую, экологическую и функциональную оптимизацию пространства;

4) повышению занятости населения;

5) снижению социальной напряженности;

6) созданию благоприятного визуального облика поселений области;

7) увеличению доли событийных мероприятий международного и всероссийского масштаба;

8) развитию межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества при разработке и организации туристских программ.

Количество мероприятий событийного туризма в Тульской области и их участников с каждым годом стремительно растут, благодаря многофункциональности, разнообразию и универсальности сектора событийных мероприятий.Главная идея всех фестивалей - это праздник, который они дарят всем участникам. Именно эта атмосфера и привлекает туристов со всего мира, что обуславливает исключительность фестивалей в числе прочих направлений событийного туризма.

Литература

1. Белоусова Ю. С. Анализ проблем, влияющих на развитие рынка событийного туризма в РФ // Скиф. 2020. №5-2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problem-vliyayuschih-na-razvitie-rynka-sobytiynogo-turizma-v-rf (дата обращения: 28.05.2021).

2. Климова Т.Б., Вишневская Е.В. Опыт развития событийного туризма в РФ и за рубежом // Научный результат. Технологии бизнеса и

сервиса. 2014. №1. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/opyt-razvitiya-sobytiynogo-turizma-v-rf-i-za-rubezhom (дата обращения: 29.05.2021).

3. Мишунина Г.Е., Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А. Российский событийный туризм. Опыт Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. Т.6. №3. С. 54-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-sobytiynyy-turizm-opyt-tulskoy-oblasti (дата обращения: 28.05.2021).

4. Сурминова О.В., Мельникова Ж.В. Джазовые фестивали за рубежом и в России: опыт классификации // Вестник КазГУКИ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dzhazovye-festivali-za-rubezhom-i-v-rossii-opyt-klassifikatsii (дата обращения: 29.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.