готовности банков кредитовать бизнес. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка как одного из понятных и защищенных продуктов.
Литература
1. Пачкова О. В., Гаптельхаков М. Р. Лизинг как возможность финансирования бизнеса в условиях импортозамещения в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ш/artide/Mizing-kak-vozmozhmst-finansiшvaniya-biznesa-v-usloviyah-importozamescheniya-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2016).
2. Белозеров И. И., Романов И. В. Лизинг: понятие, значение и перспективы развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://суЬег1етпка.т/айс1е/п/^^-ponyatie-znachenie-i-perspektivy-razvitiya/ (дата обращения: 30.12.2016).
3. Ерошок Д. Б. Перспектива развития лизинга в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/perspektiva-razvitiya-lizinga-v-rossii/ (дата обращения: 30.12.2016).
4. ДенисовМ. М. Лизинг и его особенности. М.: Наука, 2014. 359 с.
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Ляменкова Е. А.
Ляменкова Елена Андреевна /Lyamenkova Elena Andreevna - магистрант, кафедра международного туризма, гостиничного бизнеса и социального менеджмента, факультет международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье проанализировано содержание понятия «событийный туризм». Представлены варианты определения данного вида туризма. Рассмотрены отличительные особенности событийного туризма как одного из направлений деятельности на рынке туристских услуг. Обоснована актуальность развития событийного туризма в современных экономических условиях. Представлена подробная классификация событий, инициирующих вовлечение населения в событийный туризм, исследованы возможности выездного и внутреннего событийного туризма. Обусловлена привлекательность событийного туризма в условиях малой обеспеченности территорий туристскими ресурсами и в условиях экономических кризисов.
Ключевые слова: туризм, событийный туризм, мероприятие, экономика, территория, отдых, фестивали, туристские выставки.
В современных условиях рынок туристских услуг стал одним из наиболее значимых сегментов рынка услуг, как в отдельных странах, так и в мировой экономике в целом. В то же время под воздействием актуальных экономических и общественных процессов происходят изменения в самой структуре рынка туристских услуг, появляются его новые сегменты и уменьшается роль и значимость других. В частности, появился и усиливает свои позиции такой сегмент данного рынка, как событийный туризм.
В российской практике существует несколько трактовок понятия «событийный туризм». Так, по мнению Г. П. Долженко и А. В. Шмыткова, событийный туризм -
это «вид туризма, ориентированный на посещение местности в определенное время, связанное с каким-либо событием» [1, с. 117], кандидат экономических наук О. В. Алексеева в своей диссертации «Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона» трактует его как «вид туристской деятельности, привлекающий туристов разноформатными общественными мероприятиями культурной или спортивной жизни, которые способствуют развитию инфраструктуры туризма, интеграции разных слоев населения в общество и формированию положительного имиджа дестинации» [2, с. 3]. Анализируя данные трактовки, необходимо отметить, что они представляют понятие «событийный туризм» как вид туристской деятельности.
Отметим, что событийный туризм многогранен, является привлекательным инструментом продвижения территорий, регионов и относительно новым направлением туристской деятельности в России. Рассмотрение понятия не может обойтись и без рассмотрения классификации событий, инициирующих стремление туристов посетить ту или иную местность и/или участвовать в том или ином мероприятии [3]:
1. Спортивные события и конкурсы. В первую очередь к таким событиям относится проведение олимпиады, также проведение различных чемпионатов (например, зимняя олимпиада в Сочи в 2014 году, в настоящее время ведется подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 году в России, который пройдет в 11 городах);
2. Политические и государственные события. Здесь следует отметить международные форумы, встречи на высшем уровне (например, 16-й Петербургский международный экономический форум, прошедший в Санкт-Петербурге с 4 по 7 октября 2016 года);
3. Культурные мероприятия. Затрагивая данный аспект, выделяют такие виды мероприятий, как фестивали, карнавалы, религиозные события (например, летом был проведен карнавал в Зеленогорске в честь юбилейного дня города, в котором приняли участие местные жители, в 2016 году с 23 по 27 сентября в Москве был проведен масштабный фестиваль «Круг света» [4], собравший на своих площадках тысячи зрителей);
4. Социальные события. К таким мероприятиям относятся различные праздники в стране, например, в России можно отметить празднование 9 мая Дня Победы;
5. События в области искусства и развлекательные события. Затрагивают концерты, выставки, ярмарки (например, 24-ая международная туристская выставка INWETEX-CIS Travel Market 2016, которая была проведена с 13 по 15 октября в Санкт-Петербурге [5], Всероссийская ярмарка продукции предприятий регионов России в Альметьевске с 12 по 16 октября 2016 года);
6. События в области образования и науки - семинары, конференции, вручение научных премий (например, VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2016», прошедший с 15 февраля по 31 марта 2016 года, Международная энергетическая премия (премия за научные разработки в области энергетики) «Глобальная энергия» [6]).
Роль событийного туризма ежегодно отмечается на вручении ежегодной национальной премии «Russian Event Awards», проводимой при поддержке Федерального агентства по туризму [7]. Впервые она была учреждена в 2012 году, в рамках 4-х этапов регионального конкурса, в финале, где представляются лучшие проекты разных регионов. Премия выдается в разных номинациях: «лучшее туристическое событие в области спорта», «за вклад в развитие событийного туризма», «лучшее туристическое событие исторической направленности» и т. д. Таким образом, происходит не только популяризация самого туристского события, но и значительно повышается узнаваемость и имидж региона, отмеченного премией.
В заключении стоит отметить, что развитие территории невозможно представить без развития туризма в целом, а событийный туризм является новым, но перспективным направлением. Не стоит игнорировать возможности событийного
41
туризма при развитии внутреннего туризма в стране, ведь он основывается на определенном событии, а человеческая фантазия безгранична, что позволяет создавать все новые и новые интересные мероприятия. Для событийного туризма не требуется наличие уникальных туристских ресурсов, в этой связи отметим его значимость для регионов и территорий, не обладающих высокой аттрактивностью, стремящихся повысить свой рейтинг даже во время экономических кризисов.
В условиях обострившегося в настоящее время геополитического противостояния с западными странами для российских граждан объективно снижаются возможности выездного (зарубежного) событийного туризма. В то же время остаются и даже возрастают возможности внутреннего событийного туризма. При наличии спроса на туристские услуги на отечественном рынке местные и региональные органы власти и управления должны быть заинтересованы в формировании и стимулировании соответствующего предложения туристских услуг.
Литература
1. Долженко Г. П., Шмыткова А. В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки, 2007. № 6. С. 116-119.
2. Алексеева О. В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012. 24 с.
3. Булганина С. В., Лопаткина Н. С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал Науковедение, 2015. № 3 (28).
4. Официальный сайт Московского международного фестиваля «Круг света». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lightfest.ru/ (дата обращения: 20.12.2016).
5. 24-ая международная туристская выставка INWETEX-CIS Travel Market 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.travelexhibition.ru/calendar/inwet ex2016.html/ (дата обращения: 20.12.2016).
6. Официальный сайт международной энергетической премии «Глобальная энергия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globalenergyprize.org/ru/ (дата обращения: 20.12.2016).
7. Официальный сайт Национальной премии «Russian Event Awards». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rea-awards.ru/ (дата обращения: 20.12.2016).