ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
УДК 373.1.02(045)
Г.Е. Соловьёв
СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается событийный подход в организации и осуществлении воспитательной работы со школьниками. Особое внимание уделено технологии осуществления событийного подхода в воспитательном процессе, представлена структура тренинга.
Ключевые слова: биографическое развитие личности, средовой, ситуативный и событийный подходы в педагогике, событийный анализ и событийная коррекция личности, технология организации и осуществления событий.
Педагогический процесс можно рассматривать как структурированное, основанное на определенных принципах управление динамикой формирования и развития личности через организацию и свершения определенных событий в жизни коллектива и отдельной личности. Исследования показывают, что способы восприятия, переживания и осмысления событий, интеграции их в целостную картину своей жизни выступают как механизм детерминации реального жизненного пути личности. Деформации, которые связаны с обеднением, сужением временной перспективы, снижением событийной насыщенности жизни и неудовлетворенностью ею, могут стать причиной отклоняющегося поведения молодежи (ранней алкоголизации, наркотизации, де-ликвентного поведения) [1]. Профилактика и коррекция девиаций школьников возможна через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу личности через развитие навыков жизненной ориентации, самостоятельности и инициативы, принятие решений.
Поэтому педагогу в работе со школьниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий. Планирование и организация событий в педагогическом процессе может стать основой для переоценки своей жизни, и соответственно изменения мировоззрения и формирования социально-значимого поведения личности.
В научной литературе получил развитие событийный подход к характеристике временной динамики жизненного пути. В рамках этого подхода события являются единицей измерения структуры жизненного пути. Событийный подход нашел широкое применение в последнее время в различных сферах практической деятельности: управления, тренинговых технологий, обучения и т.д. [2; 3]. Событийный подход можно рассматривать в двух аспектах, которые взаимосвязаны и обусловливают друг друга. С одной стороны, он заключается в анализе событийной структуры жизненного пути, особенностях событийности конкретной жизни, а также межсобытийных связей по типу «причина - следствие» или «цель - средство», которые являются сущностной характеристикой субъективной картины жизненного пути. С другой стороны, событийный подход находит свое воплощение в сфере практиче-
ских действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы.
Событийный анализ позволяет определить изменения направления и темпа развития личности, ее жизненного пути в целом. В изучении биографического развития человека актуальным представляется исследование классификации событий и выделение из всей совокупности наиболее значимых, установление между ними причинно-следственных связей, осмысление логики жизненного пути, его направленности и смысла. Важным представляется качественный анализ событий, а также их место в общей картине жизненного пути человека. Поэтому оценке и осмыслению подвергаются лишь те события, которые приобрели биографический статус.
В последнее время все большее распространение получает теория различения событий жизни как заданных, предопределенных и как маркеров, прерывающих ход жизни, преобразующих весь предыдущий и последующий опыт жизни человека. Жизнь человека представляет собой последовательность различных событий, которые имеют различную валентность и характер воздействия на человека в процессе жизни.
Все многообразие событий, происходящих в жизни человека, можно классифицировать по различным основаниям. События различаются по характеру эмоционального отклика на них человека. Можно выделить события: положительные, которые вызывают эмоции радости и счастья, и отрицательные, которые связаны с неприятностями и неудачами. В большинстве случаев человек стремится к событиям, создающим положительный резонанс в жизни, и к избеганию отрицательных событий, которые могут принести вред. Однако существуют как отдельные индивиды, так и целые возрастные группы (например, подростки), для которых определяющим является событие, которое способно вызвать сильные эмоциональные переживания. Они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, если им не хватает событийности. Поэтому принимается событийность с любым знаком. Подростки хотят не только быть свидетелями происходящих событий, но и активными участниками. Для них представляется важным рассказать о событии, создать в сознании сверстников свой образ «событийной личности».
Также можно дифференцировать события по степени воздействия на сознание человека. Эти события мы обозначаем как биографические, которые становятся поворотным пунктом в биографии индивида, определяя ее траекторию. События, вызывающие существенные изменения в жизни человека, называются критическими. Выделяются нормативные и ненормативные критические, жизненные события. К нормативным относятся события, происходящие обычно в определенном возрасте и имеющие определенное содержание.
К ненормативным относятся события, которые являются нетипичными для большинства людей. Они ведут к основательной потере контроля, к дезорганизации, подавленности, заниженной оценке своих возможностей. Они непредсказуемы, и к ним невозможно подготовиться [4. С. 229].
События могут также различаться в зависимости от той предметной области, в которой они происходят или локализированы. Так, выделяются со-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
бытия-впечатления, фиксируемые в сознании человека и приобретающие форму образов, картин. К этому типу событий также относят пророческие сны, предсказывающие будущее. События-мысли происходят в сфере мышления как результат мыслительной деятельности. Жизненные события на основе механизмов осознания могут быть выстроены в определенные причинно-следственные связи и начинают восприниматься как линия жизни. Поэтому возможны биографические открытия, когда человек на основе размышлений о своей жизни начинает видеть какой-то период своей жизни в «новом свете», устанавливать связи между событиями, приобретает новое понимание себя и мира.
Также следует выделить события-поступки, которые изменяют ситуацию, в которой находится человек, и могут выводить его на новые уровни развития. Через поступок человек выражает свою позицию, свое отношение к другим людям, к миру.
Таким образом, освоение событийного анализа позволяет определить уровень событийности как характеристики человеческой жизни, выявить определенные факторы, влияющие на жизненный путь человека.
Событийный подход в контексте педагогического воздействия получил развитие в теории и практике в связи с изучением ситуативных детерминант поведения. Ситуационный подход основывается на положениях философии экзистенциализма о существовании человека в ситуации выбора, которая постоянно меняется, и поэтому человек вынужден постоянно принимать решения [5]. Но помимо философского аспекта следует выделить и педагогический, согласно которому ситуация рассматривается как педагогическая проблема, как исходный момент, средство и цель воспитания.
Ситуативный подход предполагает обучение и воспитание на основе реальных жизненных ситуаций. Тем самым обеспечивается тесная связь жизни и учения, планируется содержание учебного процесса на основе ситуационного анализа. Кроме того, акцентируется внимание на познание и преобразование ситуаций. Ситуации рассматриваются как объективная совокупность элементов среды (событий, условий, обстоятельств), которые оказывают воздействие на человека и усиливают (или снижают) его активность.
Ситуативный подход разрабатывается в рамках интеракционистской парадигмы воспитания, в которой рассматривается взаимодействие личности и ситуации в конкретных воспитательных условиях. В основе этого подхода ведущая роль отводится ситуации в формировании и развитии личности, то есть анализу влияния ситуации на субъективное состояние личности, изменению ее в определенном направлении.
В контексте ситуативного подхода педагогическое взаимодействие строится с учетом потребностей детей разного возраста и конкретных жизненных обстоятельств, возникающих в общении и взаимодействии со взрослыми, сверстниками. Так, воспитатель на основе ситуации укуса ребенка пчелой разворачивает педагогический процесс, используя для этого различные педагогические средства: чувства ребенка, связанные с данной ситуацией, как себя правильно вести, чтобы избежать укуса, какая помощь необхо-
дима в данной ситуации. Кроме того, изучаются различные аспекты жизни пчел, полезные продукты деятельности пчел, особенности ухода за ними и т.д. Таким образом, ситуация укуса пчелой превращается в целый комплекс знаний, который прорабатывается и осваивается детьми [6. С. 64, 65].
Важнейшей особенностью деятельности педагогов является отсутствие жесткой методической и содержательной регламентации. Работа педагога носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации. Она требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых - умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты [6. С. 67].
Событийный подход рассматривается нами в контексте средового подхода в воспитании [7]. Средовой подход в педагогике понимается как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Он связан с учетом влияния различных факторов, которые приобретают комплексный характер воздействия на личность [8].
Идеи педагогики среды активно разрабатывались и внедрялись в нашей стране в 20-е годы двадцатого столетия, когда шел поиск форм воздействия на личность через организацию среды. В теоретических работах и в практической деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной и т.д. представлены различные подходы к среде как фактору изучения, формирования и развития социального типа и индивидуальности ребенка. Формирование и развитие личности осуществлялись на основе организации определенной среды, организатором которой являлся педагог. Среда изменялась в соответствии с поставленными целями. Для этого использовался богатый воспитательный потенциал среды: экскурсии, наблюдения, исследование на основе метода проектов, бригадно-лабораторный метод. Воздействия на личность, опосредованные внешними условиями, нашли свое теоретическое обоснование и практическое воплощение в изучении и организации фабричнозаводской среды, колхозов, коммун, совхозов, профсоюзов и т.д. Средовой подход предполагает нейтрализацию антисоциальных элементов и актуализацию позитивного потенциала социального окружения.
Таким образом, объектом средового подхода в процессе воспитания школьников являются не только факторы позитивного средового влияния, но и возможности воздействия на среду в целях ее улучшения.
Ситуативный и событийный подходы рассматриваются нами как разновидности средового подхода и определяются через категориальные отношения общего, особенного и частного.
Событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, так
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
как увиденное и лично пережитое оказывает иногда более сильное воздействие, нежели услышанная информация. Событие является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, который может быть использован в дальнейшем для обсуждения и интерпретации, стать основой для совместной деятельности педагога и учащегося.
Воздействие на личность или группу обеспечивается на основе организации в педагогической деятельности событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания. Эмоциогенный характер воздействия усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива, членом которого он является, и связано с групповым переживанием.
Событийный подход нашел отражение в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Поэтому жизнь коллектива должна быть наполнена работой, трудовым напряжением и успехом завтрашнего дня [9].
Биографические изменения в структуре личности воспитанников возникают вследствие не эволюционного, а революционного развития. В эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения. А.С. Макаренко интересует динамика отношений воспитанника с коллективом (обществом). Не все отношения являются предметом педагогической работы, а только самые яркие. Доведение этих отношений до предела, их абсолютизация - суть метода «взрыва» и его биографического воздействия.
Метод «взрыва» (потрясения) представляет собой создание таких ситуаций, которые являются поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятия и нового взгляда на жизнь. Биографические сдвиги, резкие изменения в системе ценностных ориентаций и смыслов, направленности жизни достигаются посредством контраста, неожиданности и мощности этого воздействия. А.С. Макаренко использует различные формы «взрыва», оказывающие влияние на биографическое развитие воспитанников: бойкот, изгнание из колонии, коллективный гнев, встреча на вокзале ...
Прием «встреча на вокзале» знаменателен тем, что беспризорники удивлены теми изменениями, которые происходят с ними в течение нескольких часов. Макаренко отмечает, что метод взрыва (он также называет его удивления, счастливого перелома личности) эффективен, если произошло «потрясающее, материальное, если не символическое впечатление» [10. С. 171].
Также важным событием в жизни коллектива коммуны являлись организация и проведение праздников. Движение к празднику сопряжено с напряжением трудового усилия. Чтобы их организовать, необходимо включить детей в подготовку и организацию праздника. Праздник является вехой в жизни коллектива, отделяющей один период от другого. Биографический эффект праздника достигается при помощи различных средств: приподнятая, торжественная атмосфера, яркие переживания, закрытость (корпоративность), контраст (изобилие сладостей в этот день).
Для реализации событийного подхода в воспитательном процессе педагогу следует учитывать следующие этапы технологической цепочки: диагноз социальной ситуации и личности, прогнозирование и планирование, осуществление и оценка и коррекция (по необходимости) события [11].
На диагностическом этапе исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развитие личности и группы. На этом этапе целесообразно определить события, которые находятся в «зоне ближайшего развития» личности и группы.
На этапе прогнозирования осуществляется разработка сценария организации и проведения события, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных среды, функционирование которых приводится в действие событием.
На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию. Определяющим в воспитании на основе жизненных событий является организационный аспект, включающий разработку сценария организации и осуществления жизненного события, когда необходимо не только учитывать объективные характеристики события, его важнейшие параметры, но и индивидуальные особенности их субъективного восприятия, оценки и интерпретации.
В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками воспитательного воздействия, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия.
На этапе свершения осуществляется непосредственная реализация события в конкретных жизненных условиях. Реализация события осуществляется согласно разработанному плану.
Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает воспитателя, воспитанника и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача воспитателя заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в просоциальном направлении. Деятельность педагога на данном этапе носит ситуативный характер и предполагает его готовность к решению различных ситуативных задач.
На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Событийный подход может быть успешно использован как одно из направлений работы с подростками и старшеклассниками. Нами разработана программа занятий, направленных на активизацию процесса жизненного са-
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
моопределения, развитие биографического мышления подростков [12]. Биографическое мышление школьников включает в себя ряд качественных характеристик: причинную интерпретацию событий собственной жизни; умение целостно представлять свою жизнь (прошлое, настоящее и будущее) и объяснять происходящее в ней в целях осознания себя реальным субъектом жизнедеятельности.
Целью занятий является формирование у подростков умений ориентироваться в изменяющихся жизненных обстоятельствах, оценивать значимость событий прошлого, настоящего и будущего, принимать оптимальные решения в ситуациях жизненного выбора. В основе проводимых занятий лежала работа по осознанию подростками ответственности за выбор своего жизненного пути и его реализацию.
Программа занятий состоит из пяти модулей, последовательная реализация которых позволяет достигнуть поставленной цели работы.
События жизни. Данный модуль посвящен осознанию подростками событийности собственной жизни. На занятиях раскрываются такие понятия, как «событие», «значимое событие», «событийность жизни», формулируется типология жизненных событий. Практическая работа должна осуществляться на основе тех жизненных событий, которые были актуализированы подростками в процессе групповой работы. Подростки учатся воспринимать свою жизнь сквозь призму событий, оценивать свою событийность, давать интерпретации событиям собственной жизни.
Восприятие времени. При освоении этого модуля происходит знакомство с понятием «психологическое время личности», особенностями его восприятия, переживания и осознания личностью. Работа с прошлым, настоящим и будущим осуществляется на основе событийного ряда, который был сформирован на предыдущих занятиях. На занятиях подростки определяют взаимосвязь и значимость каждого времени (прошлого, настоящего, будущего) в своей жизни, свой психологический возраст.
Взаимосвязь событий. В рамках этого модуля уделяется большое внимание установлению причинно-следственных связей между событиями, развернутыми во времени. Первоначально через построенные биографии подростки обосновывают взаимосвязь жизненных событий, рассматривают возможные альтернативы жизненного пути. Работа с событиями собственной жизни проводится на основе методики каузометрии.
Перспектива. Занятия посвящены восприятию ожидаемых будущих событий. В процессе работы с подростками осуществляется дифференциация понятий «цель» и «мечта», которые лежат в основе представлений о будущем, но обладают разной мотивационной силой. Учащиеся знакомятся с конкретными способами планирования своего будущего, построения нескольких стратегий достижения поставленных целей и выбирают наиболее оптимальную из них.
Жизнь как целое. Модуль ориентирован на обобщение полученной информации и ее систематизацию. Анализируя полученную на предыдущих занятиях информацию, педагог содействует объединению ее в единую смы-
словую связь в сознании подростков. Большое значение на данном этапе работы уделяется методикам интеграции своего опыта, построения картины мира, которая должна носить обобщающий характер.
Необходимо отметить, что организация и реализация событий могут рассматриваться как относительно самостоятельная цель воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей и подростков. В основе процесса воспитания лежит организация жизни школьников, ее событийность. Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе преподавания отдельных предметов, проведения внеклассной работы, индивидуальной и групповых форм и т.д.
Кроме того, в целях реализации событийного подхода в воспитательном процессе целесообразна организация альтернативных видов деятельности, в рамках которых могут быть реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, провоцирующих сильные эмоциональные состояния школьников.
Событийный подход как технология организации и управления событиями занимает важное место в системе форм и методов воспитания. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением.
Эффективность воспитательного воздействия педагога на основе событийного подхода обусловлена уровнем владения соответствующими методами и профессионализмом. Помимо подросткового и юношеского возраста работа с биографией также приобретает особую актуальность в образовании взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хомик В.С, Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопр. психологии. 1988.№ 1. С. 98-106.
2. Вачков И. В., Дерябо С. Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода в групповой работе. СПб., 2004.
3. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М., 2004.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Часть первая. Введение. Минск, 1997.
5. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.
6. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М., 1998.
7. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подходов в педагогике // Средовой подход к обучению иностранным языкам по новым технологиям. Ижевск, 2006. Ч. 2. С. 24-26.
8. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000. №7. С. 36-42.
9. Соловьев Г.Е. Биографические аспекты развития личности в трудах А.С. Макаренко // Cogito. Вып.2. Ижевск, 2000. С. 35-44.
10. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1977. Т.1.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
11. Соловьев Г.Е. Биографический метод в деятельности социального педагога и социального работника. Ижевск, 2002.
12. Соловьев Г.Е. Судьба человека как антропологическая проблема. Очерки по педагогической антропологии. Ижевск, 2003.
Поступила в редакцию 05.02.09
G. Ye. Solovyov, candidate of pedagogy, associate professor Event-driven approach in schoolchildren’s education
The paper deals with the event-driven approach to organizing and implementing educational work with schoolchildren. Particular attention is paid to the technology of implementing the event-driven approach in the educational process. The training structure is presented.
Соловьев Г еннадий Егорович, кандидат педагогических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)