Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БАШКОРТОСТАНЕ'

СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БАШКОРТОСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОБЫТИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / БИЗНЕС-ФОРУМЫ / VI ВСЕМИРНАЯ ФОЛЬКЛОРИАДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котова Татьяна Павловна, Шайгарданова Вероника Юрьевна

В статье исследуется влияние международных и всероссийских событийных мероприятий на развитие различных видов туризма, туристской инфраструктуры, укрепление и расширение деловых и культурных связей Башкортостана. Республика Башкортостан обладает уникальными туристскими ресурсами, динамично развивающейся инфраструктурой санаториев, домов отдыха и турбаз и, благодаря значимым политическим, экономическим и культурным событиям, превращается в один из ведущих центров делового, событийного, лечебно-оздоровительного и экологического туризма. Столица Башкортостана - Уфа - становится площадкой международных форумов, которые способствуют укреплению бизнес-связей и интеграционных процессов. В рейтинге событийного потенциала российских регионов Башкортостан в 2020 г. вышел на 5 место, несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, не прекратил своей деловой активности по организации международных мероприятий. После отмены публичных мероприятий в условиях пандемии в апреле 2020 г. в Уфе, в новом для подобных мероприятий онлайн формате, был проведен первый международный форум «Мир после коронавируса: взгляд из сердца Евразии», в декабре 2020 г. в Уфе в смешанном формате онлайн и офлайн началась Международная неделя бизнеса. В июле 2021 г. на VI Всемирную Фольклориаду CIOFF® прибыли представители 37 стран. Успешно, несмотря на пандемию, развивается в республике и внутренний туризм. За лето 2020 г. Башкортостан посетило около 2 млн туристов, что в три раза больше, чем обычно. Подобные мероприятия усиливают коммуникационные связи, активизируют бизнес-процессы, расширяют международные связи и культурное пространство, обогащают духовный потенциал личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENTS AS TOURISM DEVELOPMENT FACTOR IN BASHKORTOSTAN

The article examines the impact of international and All-Russian events on the development of various types of tourism, tourist infrastructure, strengthening and expanding business and cultural ties of Bashkortostan. The Republic of Bashkortostan has unique tourist resources, dynamically developing infrastructure of sanatoriums, rest homes and camp sites and, thanks to significant political, economic and cultural events, is turning into one of the leading centers of business, event, health and ecological tourism. The capital of Bashkortostan, Ufa, is becoming a platform for international forums that contribute to strengthening business ties and integration processes. In the rating of the event potential of the Russian regions, Bashkortostan took 5th place in 2020, despite the restrictions associated with the spread of coronavirus infection, it did not stop its business activity in organizing international events. After the cancellation of public events in the context of the pandemic in April 2020 in Ufa, in a new online format for such events, the first international forum "The World after coronavirus: a view from the heart of Eurasia" was held. In December 2020, the International Business Week began in Ufa in a mixed online and offline format. In July 2021, representatives of 37 countries arrived at the VI World Folklore CIOFF®. Despite the pandemic, domestic tourism is also developing successfully in the republic. During the summer of 2020, Bashkortostan was visited by about 2 million tourists, which is three times more than usual. Such events strengthen communication links, activate business processes, expand international relations and cultural space, enrich the spiritual potential of the individual and society.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БАШКОРТОСТАНЕ»

УДК 338.48:332.146 DOI: 10.24412/1995-042X-2021-5-86-95

КОТОВА Татьяна Павловна

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Уфа, Респ. Башкортостан, РФ) кандидат исторических наук, доцент; e-mail: ktp.084@yandex.ru

ШАЙГАРДАНОВА Вероника Юрьевна

Уфимский государственный нефтяной технический университет

(Уфа, Респ. Башкортостан, РФ) кандидат экономических наук, доцент; e-mail: ver579@yandex.ru

СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В БАШКОРТОСТАНЕ

В статье исследуется влияние международных и всероссийских событийных мероприятий на развитие различных видов туризма, туристской инфраструктуры, укрепление и расширение деловых и культурных связей Башкортостана. Республика Башкортостан обладает уникальными туристскими ресурсами, динамично развивающейся инфраструктурой санаториев, домов отдыха и турбаз и, благодаря значимым политическим, экономическим и культурным событиям, превращается в один из ведущих центров делового, событийного, лечебно-оздоровительного и экологического туризма. Столица Башкортостана - Уфа - становится площадкой международных форумов, которые способствуют укреплению бизнес-связей и интеграционных процессов. В рейтинге событийного потенциала российских регионов Башкортостан в 2020 г. вышел на 5 место, несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, не прекратил своей деловой активности по организации международных мероприятий. После отмены публичных мероприятий в условиях пандемии в апреле 2020 г. в Уфе, в новом для подобных мероприятий онлайн формате, был проведен первый международный форум «Мир после коронавируса: взгляд из сердца Евразии», в декабре 2020 г. в Уфе в смешанном формате онлайн и офлайн началась Международная неделя бизнеса. В июле 2021 г. на VI Всемирную Фольклориаду CIOFF® прибыли представители 37 стран. Успешно, несмотря на пандемию, развивается в республике и внутренний туризм. За лето 2020 г. Башкортостан посетило около 2 млн туристов, что в три раза больше, чем обычно. Подобные мероприятия усиливают коммуникационные связи, активизируют бизнес-процессы, расширяют международные связи и культурное пространство, обогащают духовный потенциал личности и общества.

Ключевые слова: международные события, событийный туризм, бизнес-форумы, VI Всемирная Фольклориада

Для цитирования: Котова Т.П., Шайгарданова В.Ю. Событийные мероприятия как фактор развития туризма в Башкортостане // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №5. С. 86-95. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-5-86-95.

Дата поступления в редакцию: 6 октября 2021 г. Дата утверждения в печать: 15 декабря 2021 г.

UDC 338.48:332.146 DOI: 10.24412/1995-042X-2021-5-86-95

Tatiana P. KOTOVA

Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia)

PhD in History, Associate Professor; ktp.084@yandex.ru

Veronika Yu. SHAIGARDANOVA

Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Rep. of Bashkortostan, Russia) PhD in Economics, Associate Professor; ver579@yandex.ru

EVENTS AS TOURISM DEVELOPMENT FACTOR IN BASHKORTOSTAN

Abstract. The article examines the impact of international and All-Russian events on the development of various types of tourism, tourist infrastructure, strengthening and expanding business and cultural ties of Bashkortostan. The Republic of Bashkortostan has unique tourist resources, dynamically developing infrastructure of sanatoriums, rest homes and camp sites and, thanks to significant political, economic and cultural events, is turning into one of the leading centers of business, event, health and ecological tourism. The capital of Bashkortostan, Ufa, is becoming a platform for international forums that contribute to strengthening business ties and integration processes. In the rating of the event potential of the Russian regions, Bashkortostan took 5th place in 2020, despite the restrictions associated with the spread of coronavirus infection, it did not stop its business activity in organizing international events. After the cancellation of public events in the context of the pandemic in April 2020 in Ufa, in a new online format for such events, the first international forum "The World after coronavirus: a view from the heart of Eurasia" was held. In December 2020, the International Business Week began in Ufa in a mixed online and offline format. In July 2021, representatives of 37 countries arrived at the VI World Folklore CIOFF®. Despite the pandemic, domestic tourism is also developing successfully in the republic. During the summer of2020, Bashkortostan was visited by about 2 million tourists, which is three times more than usual. Such events strengthen communication links, activate business processes, expand international relations and cultural space, enrich the spiritual potential of the individual and society.

Keywords: international events, event tourism, business forums, VI World Folklore Contest

Citation: Kotova, T. P., & Shaigardanova, V. Yu. (2021). Events as tourism development factor in Bashkortostan. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(5), 86-95. doi: 10.24412/1995-042X-2021-5-86-95.

©0®

Article History

Received 6 October 2021 Accepted 15 December 2021

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

В настоящее время событийный туризм -это одна из ведущих и наиболее активно развивающихся отраслей. Во многих странах событийная индустрия играет главную роль, в формировании экономики, помогает создавать дополнительные рабочие места и оживляет внутреннюю торговлю.

Развитие событийной индустрии способствует росту производственных и социальных сфер, а также является средством формирования положительного имиджа территории на международной арене. Событийная индустрия помогает формировать инфраструктуру и стратегию как отдельных городов и регионов, так и целых стран. Поэтому привлечение различных мероприятий в регион считается вопросом не только значимости территории, но также и экономической эффективности данного региона. Как правило, результатом проведенных мероприятий являются качественные изменения, которые затрагивают несколько направлений: наличие инфраструктуры, качество сервиса, и вопрос профессиональной подготовки кадров. Все это и будет влиять на уровень развития деловой среды региона и его инвестиционную политику1.

Крупные мероприятия всегда оказывают существенный эффект на экономику региона. Как правило, деловые туристы тратят в несколько раз больше, чем обычные (как правило в 3-4 раза). К тому же, эти средства поступают в бюджет, создаются новые рабочие места и происходит расширение компаний, участвующих в этом процессе. Так, например, многие мероприятия проходят в низкий сезон, что положительно сказывается на развитии гостиничной индустрии, так как позволяют повысить загрузку отелей. Чтобы поднять экономику региона, надо не только поднимать производство, но и проводить крупные мероприятия, например, различные бизнес-форумы и конференции на постоянной основе. И тогда

будут загружены гостиничный фонд, бизнес-, и конгресс-центры, транспортные компании и все предприятия, задействованные в организации мероприятий.

Примечательной особенностью событийной индустрии является то, что она неразрывно связана с другими отраслями экономики, т.к. для организации любых, особенно крупных мероприятий, необходимо привлекать ресурсы многих других отраслей экономики. По оценке международных экспертов, каждый рубль, вложенный в событийную индустрию, может принести 5-7 руб. дохода в смежные отрасли экономики, такие как туризм, транспорт, гостиничный бизнес, сфера общественного питания, спорт, торговля и другие сферы. В данной работе мы изучили влияние проводимых в Башкортостане международных и российских событийных мероприятий на развитие туризма в республике.

Степень изученности проблемы

Отечественные [1, 7, 9, 11] и зарубежные [13-16] исследователи, признавая значимость событийных мероприятий, пытаются оценить экономический эффект от их проведения, систематизируют подходы к оценке и влиянию мероприятий, рассматривая как их недостатки, так и преимущества. Проблемы развития событийного туризма поднимают ряд исследователей. Леонидова Е.Г. рассматривает методологические аспекты, современное состояние и возможности развития событийного туризма [2-4], Ляменкова Е.А. [5], Морева С.Н. [6] и другие авторы [7-8] как перспективное направление регионального туризма. Особенности организации различных мероприятий рассматриваются в работах профессионалов индустрии событий, которые осмысливают личный опыт и дают практические рекомендации [10, 12].

Влияние событийных мероприятий на развитие туризма

Событийная индустрия является одной

1 Мероприятия международных ассоциаций качественно изменятся. URL: https://event-live.ru/articles/tsifry-i-fakty/ tsifry-i-fakty_619.html (Дата обращения: 26.09.2021).

из наиболее важных в экономике страны и регионов, ее развитие всегда способствует росту как производственной, так и социальной сферы. Кроме того, крупные международные мероприятия формируют положительный имидж страны и региона на международном уровне.

Любое крупное и значительное мероприятие является не только средством формирования имиджа страны и региона, но также обеспечивает узнаваемость территории, помогает привлекать как местных жителей, так и гостей региона, формирует их лояльность, и позволяет добиться более высоких продаж местной продукции и услуг. Пользу от проведения таких мероприятий для экономики региона можно оценить с помощью различных количественных методов. Ключевыми показателями такой оценки будет определение количества туристов и общая сумма потраченных ими денег на той территории, где проходило мероприятие. О том, какое влияние оказывают проведенные мероприятия на экономику региона, можно определить с помощью расчета показателей времени пребывания туристов на данной территории, определение дохода с одного туриста, а также расчета среднего чека на товары и услуги. Если в рамках событийных мероприятий будет увеличиваться количество дней, то это обязательно приведет к увеличению денежного потока, так как туристы будут вынуждены дополнительно пользоваться услугами отелей и предприятий питания, а также другими услугами.

Выставочный научно-исследовательский центр К&С составил рейтинг событийного потенциала регионов России за 2020 г. При подготовке данного рейтинга было учтено влияние новых негативных факторов, вызванных пандемией коронавируса, вследствие чего методика расчета рейтинга была изменена. В число оцениваемых показателей была включена оценка мер поддержки событийной

индустрии в регионах в период пандемии, а также оценка мероприятий по модернизации специализированных региональных конгрес-сно-выставочных комплексов.

Объем событийного рынка России оценивается экспертами в размере 161,1 млрд руб. Самая большая доля рынка, особенно по объемам выручки компаний, традиционно приходится на Москву. Для Москвы характерна высокая бизнес-активность и сложившийся имидж города, как деловой столицы страны, поэтому она вне конкуренции и в данном рейтинге не оценивается. На долю регионов, вошедших в Рейтинг, приходится второй по объему рынок событийного туризма в России. Регионы, разместившиеся в 10-ке лучших, характеризуются довольно высокими показателями развития событийного туризма в целом по стране. К таким показателям можно отнести инфраструктуру регионов, большой опыт проведения событийных мероприятий, имидж региона, политику властей, а также туристическую привлекательность территорий и доступность транспортного обслуживания.

По результатам исследования, можно отметить, что 2020 г. и ограничения вследствие пандемии коронавируса заставляют нас полностью переосмыслить уже сложившиеся способы организации взаимодействия событийной индустрии, а также законодательную и нормативно-техническую базу.

Состояние и инновации событийного рынка Башкортостана

Объем событийного рынка Республики Башкортостан за 2019 г. составил порядка 200 млн. руб. или 0,1% от общероссийского рынка, и регион занимал 6-е место в топ-10 регионов по развитию событийного туризма2.

В 2020 г. произошли некоторые изменения в рейтинге событийного потенциала 5-и лидеров (табл. 1): Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Сочи сохранили свои позиции, а на 5-е место с 6-го поднялась Уфа3. За период

2 Маркетинговое исследование «COVID-19: угрозы и вызовы для событийной индустрии в России. Результаты опроса участников рынка. Март-апрель 2020». URL: https://roscongress.org/upload/medialibrary/25d/issledovanie-covid_19.pdf (Дата обращения: 25.09.2021).

с 2014 г., когда Уфа находилась в рейтинге на 13-м месте, по 2020 г. Республика Башкортостан продемонстрировала явный рост событийного туризма и заслуженно оказалась в

г "

топ-5 лидеров рейтинга.

Точкой отсчета для республики стал 2015 год, когда было принято решение о проведении в Уфе саммитов лидеров стран ШОС и БРИКС. Проведение такого значимого мероприятия требовало тщательной подготовки инфраструктуры, создание комфортной рабочей зоны, обеспечения безопасности мероприятия, реконструкции гостиничной сферы. К

саммиту в Уфе были построены ряд отелей всемирно известных брендов: Sheraton, Hilton Garden Inn Ufa Riverside, Park City, Holiday Inn Ufa и др. Полная реконструкция была произведена в гостиничном комплексе «Башкирия», частично были реконструированы и другие гостиницы Уфы. Тщательная подготовка к саммиту и проведение его на должном уровне превратила Уфу в центр деловых форумов. Рейтинг событийного потенциала республики резко увеличился с 13 места в 2014 г. до 7 места в 2015 г. Республика получила право проведения новых форумов мирового значения.

Таблица 1 - Рейтинг российских регионов-лидеров по событийному туризму за 2020 г. (сост. по мат. Выставочного науч.-исслед. центра R&C)3

Регион Город Место

2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014

С.-Петербург и Ленинградская обл. Санкт-Петербург 1 1 1 1 1 - -

Свердловская обл. Екатеринбург 2 2 2 2 2 2 2

Респ. Татарстан Казань 3 3 4 5 5 4 3

Краснодарский край Сочи 4 4 3 3 3 1 1

Респ. Башкортостан Уфа 5 6 6 8 11 7 13

Калининградская обл. Калининград 6 11 8 16 20 - -

Краснодарский край Краснодар 7 5 7 4 4 3 6

Красноярский край Красноярск 8 10 21 17 15 - 4

Самарская обл. Самара 9 8 16 18 18 12 11

Приморский край Владивосток 10 18 10 6 6 - -

В 2019 г. Уфа стала площадкой для проведения международного и российского инвестиционного форумов, а также V Форума малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС, на котором присутствовало 2800 участников. География участников форума расширяется, они представляют более 30 стран мира, происходит взаимодействие не только бизнеса, но и различных культур. Большое внимание участники форума уделили вопросу безопасности бизнеса в России.

Кроме международных мероприятий в республике активно проводились мероприятия всероссийского и республиканского масштаба. Стали традиционными такие

мероприятия, как музыкальные фестивали «Сердце Евразии» и Симфоническая ночь, ежегодные праздники «Молочная страна» в Уфе, медовый фестиваль в Бурзянском районе собирают тысячи участников. «День 1000 велосипедистов», начало которому положил 2011 год, в 2016 г. стал самым массовым из аналогичных фестивалей, проводимых в других регионах, в данном мероприятии участвовало уже 11,5 тыс чел., и оно имело не только спортивный, но и развлекательный характер.

Современное общество немыслимо без большого спорта. Крупные спортивные мероприятия: Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы становятся значительным

3 Рейтинг событийного потенциала регионов России - 2020. URL: http://rnc-consult.ru/netcat_files/userfiles/docs/ reyting-sobytiynogo-potenciala-rossiyskih-regionov-2020.pdf (Дата обращения: 25.09.2021)

общественным, культурным и политическим явлением, привлекают в страну, регион или город, где они проводятся, не только спортсменов и болельщиков, но и многотысячные потоки туристов, а также инвестиции. Для проведения крупных спортивных мероприятий необходимы современные спортивные комплексы, соответствующие мировым стандартам. В Уфе такие комплексы имеются: спортивный комплекс «Биатлон» в Уфе - центр проведения соревнований как российского, так и международного уровня. Здесь создана не только спортивная инфраструктура, но и условия для тренировки и отдыха, а также необходимая инфраструктура для деловых туристов. Уфимский ипподром «Акбузат», спортивно-концертный комплекс «Уфа-Арена» проводят всероссийские и международные соревнования, праздники и концерты, собирающие многотысячные аудитории. Уфа превратилась в ведущий спортивный центр уральского региона и претендует на право принимать у себя Международные игры по национальным и неолимпийским видам спорта.

Объявленная в марте 2020 г. пандемия коронавируса нанесла серьезный урон экономике и социальной сфере стран и регионов, а среди наиболее пострадавших от пандемии оказались туристическая отрасль и, в частности, событийная индустрия. Закрытие границ многими странами, ограничение транспортного сообщения, отмена массовых мероприятий, объявление локдауна. Индустрия гостеприимства в этих условиях терпит колоссальные убытки. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, Республика Башкортостан не снижала деловой активности. Были успешно апробированы новые форматы проведения крупных международных мероприятий.

В апреле 2020 г. в Уфе прошел крупный международный форум «Мир после корона-вируса: взгляд из сердца Евразии». Он прошел в новом для бизнесменов и политиков

интерактивном формате на базе платформы bashkiria-live.com. Регистрацию на форум прошли более 10 тыс. участников из 35 стран. Его посмотрели свыше 5,7 млн чел.4 Распространение коронавирусной инфекции заставило организаторов деловых мероприятий по всему миру пересмотреть устоявшуюся модель взаимодействия со своей аудиторией и задуматься о разработке новых форм коммуникации. Одним из ключевых трендов стала цифровиза-ция. Участники форума обсудили актуальные проблемы и перспективы развития глобальной экономики и социальной сферы, вопросы модернизации системы образования, 1Т-тех-нологии, потенциал онлайн-профессий, трансформация событийной индустрии и сферы услуг.

В ходе форума Башкортостан презентовал универсальный инвестиционный маркет-плейс, который в СМИ окрестили «бизнесом под ключ»4. Обсуждались меры поддержки предприятий государством. Руководители республики подписали также соглашение о развитии инвестиционных проектов в сфере здравоохранения и санаторно-курортной отрасли, о разработке новых бизнес-моделей и стратегий развития бизнеса. Была создана цифровая платформа сотрудничества.

С 8 по 11 декабря 2020 г. в Уфе в смешанном формате онлайн и офлайн началась Международная неделя бизнеса. Одним из основных вопросов форума, был вопрос о развитии туризма. В рамках реализации обсуждаемого на форуме проекта «Евразийский научно-образовательный центр» власти Республики Башкортостан запланировали построить в регионе новый межвузовский кампус. Проект предполагает привлекать в регион зарубежных и российских студентов и высококвалифицированных иностранных специалистов, для которых будут построены кампусы и полноценное жилье, современные высокотехнологичные лаборатории, конференц-залы,

4 Итоги первого виртуального форума «Мир после коронавируса». URL: https://www.kp.ru/daily/27126/4208285/ (Дата обращения: 25.09.2021).

спортивные сооружения, оборудованы зоны отдыха. Реализация данного проекта будет способствовать развитию образовательного туризма в республике.

Евразийский НОЦ был создан в Уфе еще в июле 2019 г., но центром мирового уровня стал в 2020 г. В состав участников Центра вошли не только все вузы республики, но и Сколковский институт науки и технологий, Академия наук республики и академические институты РАН, а также 20 крупных предприятий нефтегазового комплекса, машиностроения, медицины и АПК. Усилия участников НОЦ будут направлены на реализацию десяти комплексных технологических проектов, в рамках которых к 2025 г. появятся 95 передовых производственных технологий в сфере энергетики, цифровой и «зеленой» химии, биомедицины и генетики, передовых производственных технологий и инжиниринга. Проекты по направлению «Новая среда жизни» обеспечат комплексное развитие территорий республики и притяжение населения через экспорт образования, увеличив число иностранных студентов до 10 тыс. к 2024 г. С появлением НОЦ республика заявила о себе как о серьезном научном регионе.

2021 год в Российской Федерации объявлен Годом науки и технологий. С 25 по 29 августа Уфа принимала финал IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - 2021. В соревнованиях приняли участие 1786 конкурсантов из 76 регионов страны5. В рамках деловой программы финала чемпионата спикеры обсудили состояние и перспективы развития системы российского профессионального образования. Движение (WorldSkills Russia) является инструментом в реализации стратегии повышения

уровня профессиональной подготовки с ориентиром на мировые стандарты.

Руководитель Башкортостана Радий Ха-биров предложил закрепить за Уфой право проведения Нацфиналов WorldSkills Russia. Он отметил, что если финал проводить в одном субъекте, то можно будет создавать капитальные, а не временные сооружения, которые будут работать на повышение престижа рабочих профессий круглый год6. Нехватка трудовых ресурсов - один из главных вызовов времени для всего мира. Чемпионат WorldSkills позволил понять важность обновления системы профессионального образования. Экономика переводится на цифровые рельсы, но без квалифицированных рабочих рук она не заработает эффективно. Прошедший национальный финал WorldSkills-2021 - это настоящий праздник труда, профессий, рабочих специальностей.

На Всемирную фольклориаду в Башкирию приехали представители 37 стран. За восемь дней с 3 по 10 июля 2021 г. мероприятия форума посетили сотни тысяч человек. За время проведения Фольклориады на главной сцене в Уфе и в 22 районах и городах состоялся 61 концерт на 28 площадках7. Фольклориада дала толчок для глубокого изучения и развития родного фольклора. Нашей республике выпала честь провести впервые в России такой масштабный форум традиционной культуры.

Выводы

В общенациональном туристическом рейтинге 2019 г. Башкортостан вошёл в десятку регионов-лидеров. Турпоток в республике превысил показатель 2018 г. на 7% и достиг 2,7 млн чел. Республика является лидером среди регионов Поволжского федерального округа (пятое место по России) по объёму са-наторно-оздоровительных услуг.

5 В Уфе подвели итоги IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) - 2021. URL: https://edu.gov.ru/press/4071/v-ufe-podveli-itogi-ix-nacionalnogo-chempionata-molodye-professionaly-worldskills-rus-sia-2021/ (Дата обращения: 25.09.2021).

6 В Уфе подвели итоги чемпионата WorldSkills Russia. URL: https://bash.news/news/159006-v-ufe-podveli-itogi-chempi-onata-worldskills-russia (Дата обращения: 25.09.2021).

7 В Уфе открылась Всемирная Фольклориада - 2021. URL: https://kam.business-gazeta.ru/news/514687 (Дата обращения: 25.09.2021).

В 2020 г., несмотря на пандемию, за лето Башкортостан посетили в три раза больше туристов, чем обычно, около 2 млн чел. Это стимул для развития внутреннего туризма. Республика Башкортостан получила Гран-при Russian Event Awards 2020 в номинации «Лучшее туристическое MICE-событие», фестиваль народной кухни «Гусь и мед получил специальный приз «Лучшее событие в области гастрономического туризма».

Осенью 2022 г. в Уфе намечено проводить впервые за постсоветский период 47-й Международный конгресс по применению продуктов пчеловодства в медицине - «Апи-мондию». Это еще больше повысит медовый имидж Башкортостана и будет способствовать расширению ассортимента туристских и экскурсионных услуг в регионе.

Таким образом, проводимые в респуб-

лике международные бизнес-мероприятия, спортивные соревнования и культурные фестивали поднимают внутренний и въездной туризм республики на новый уровень, способствуют развитию гостиничного и ресторанного бизнеса, экскурсионной деятельности, что стимулирует развитие событийного, делового, культурно-познавательного и других видов туризма. Туристический потенциал Республики Башкортостан позволяет привлекать в регион миллионы туристов ежегодно за счет развития инфраструктуры и проведения новых значимых мероприятий. Руководство республики выдвигает задачу повысить качество туристических услуг, их конкурентоспособность на российском и международном рынках, довести турпоток до 3-3,5 млн чел. в год, существенно увеличить при этом процент иностранных туристов.

Список источников

1. Аглиуллина И.И., Шайгарданова В.Ю. Влияние пандемии на туризм: проблемы и перспективы для России // Наука сегодня: теория и практика: Сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 6-9.

2. Леонидова Е.Г. Событийный туризм как новое направление российского туристического рынка // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. №7(18). С. 3.

3. Леонидова Е.Г. Современное состояние и возможности развития событийного туризма в Российской Федерации // Социальное пространство. 2016. №2(4). С. 3-14.

4. Леонидова Е.Г. Событийный туризм: методологический аспект // Социальное пространство. 2015. №2(2). С.3-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ляменкова Е.А. Событийный туризм как перспективное направление развития рынка туристских услуг // Научный журнал. 2017. №1(14). С. 40-42.

6. Морева С.Н., Пескова Е.А. Событийный туризм как перспективное направление регионального туризма // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. Т.12. №12. С. 82-84.

7. Рудская Е.Н. Скабарова А.А. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Молодой ученый. 2015. №8. С. 639-646.

8. Суслова И.А., Морозова Л.С. Событийный туризм: тенденции регионального развития // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т.10. №1(62). С. 94-104. DOI: 10.12737/19172.

9. Усманов И.Ю., Лебедев А.И., Матвеева Л.Д., Борнеман Е.П. Альтернативные подходы к стратегии развития туризма в Башкирии до 2030 г. // Стратегия Республики Башкортостан - 2030: приоритеты экономического роста: Сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2017. С.156-163.

10. Франкель Н., Румянцев Д. Event-маркетинг: все об организации и продвижении событий. СПб.: Питер, 2017. 316 с.

11. Шакурова Г.А., Шайгарданова В.Ю. Bleisure-туризм как новый тренд для деловых туристов // Наука сегодня: теория и практика: Сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С.125-127.

СЕРВИС

Т. 15, No. 5 (97)

2021

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

12.Шумович А.В. Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. 327 с.

13.Diedering M., Kwiatkowski G. Economic impact of events and festivals on host regions - methods in practice & potential sources of bias // Polish journal of sport and tourism. 2021. Pp. 247-252.

14.Nadotti L., Vannoni V. Cultural and event tourism: an interpretative key for impact assessment // Eastern journal of European studies. 2019. Vol.10. Iss.1. Pp. 115-131.

15.Kotova T., Khamadeeva Z. Tourism as a factor in the development of integration processes between countries. In the collection: Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Part 1. Melbourne. 2021. Pp. 40-45. DOI: 10.34660/INF.2021.34.32.003.

16.Ormerod N., Wood E.H. Regional Event Tourism Funding Policies: A Strategic-Relational Critique of Current Practice // Journal of Travel Research. 2021. Vol.60. Iss.4. Pp. 860-877.

17.Wyk van L., Saayman M., Rossouw R., Saayman A. Regional economic impacts of events: A comparison of methods // South African Journal of Economic and Management Sciences. 2015. Vol.18. Iss.2. Pp. 155-176.

1. Agliullina, I. I., & Shaigardanova, V. Yu. (2020). Vliyanie pandemii na turizm: problemy i perspek-tivy dlya Rossii [The impact of the pandemic on tourism: problems and prospects for Russia]. Nauka segodnya: teoriya i praktika [Science Today: Theory and Practice]: Collection of scientific articles of the VII International Scientific and Practical Conference. Ufa, 6-9. (In Russ.).

2. Leonidova, E. G. (2015). Sobytijnyj turizm kak novoe napravlenie rossijskogo turisticheskogo rynka [Event tourism as a new direction of the Russian tourist market]. Universum: ekonomika i yurisprudenciya [Universum: Economics and Jurisprudence], 7(18), 3. (In Russ.).

3. Leonidova, E. G. (2016). Sovremennoe sostoyanie i vozmozhnosti razvitiya sobytijnogo turizma v Rossijskoj Federacii [The current state and opportunities for the development of event tourism in the Russian Federation]. Social'noe prostranstvo [Social space], 2(4), 3-14. (In Russ.).

4. Leonidova, E. G. (2015). Sobytijnyj turizm: metodologicheskij aspekt [Event tourism: methodological aspect]. Social'noe prostranstvo [Social Space], 2(2), 3-14. (In Russ.).

5. Lyamenkova, E. A. (2017). Sobytijnyj turizm kak perspektivnoe napravlenie razvitiya rynka turistskih uslug [Event tourism as a promising direction for the development of the tourist services market]. Nauchnyjzhurnal [Scientific Journal], 1(14), 40-42. (In Russ.).

6. Moreva, S. N., & Peskova, E. A. (2016). Sobytijnyj turizm kak perspektivnoe napravlenie region-al'nogo turizma [Event tourism as a promising area of regional tourism]. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij [Modern trends in the development of science and technology], 12(12), 82-84. (In Russ.).

7. Rudskaya, E. N., & Skabarova, A. A. (2015). Delovoj turizm: problemy, tendencii, perspektivy [Business tourism: problems, trends, prospects]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 8, 639-646. (In Russ.).

8. Suslova, I. A., & Morozova, L. S. (2016). Sobytijnyj turizm: tendencii regional'nogo razvitiya [Event tourism: regional development trends]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 10(1/62), 94-104. DOI: 10.12737/19172. (In Russ.).

9. Usmanov, I. Yu., Lebedev, A. I., Matveeva, L. D., & Borneman, E. P. (2017). Al'ternativnye pod-hody k strategii razvitiya turizma v Bashkirii do 2030 g. [Alternative approaches to the strategy of tourism development in Bashkiria until 2030]. Strategiya Respubliki Bashkortostan - 2030: prioritety ekonomicheskogo rosta [Strategy of the Republic of Bashkortostan - 2030: priorities of economic growth]: Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Ufa, 156-163. (In Russ.).

10.Frankel', N., & Rumyantsev, D. (2017). Event-marketing: Vse ob organizacii i prodvizhenii sobytij [Event marketing: Everything about the organization and promotion of events]: A monograph. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).

References

11. Shakurova, G. A., & Shaigardanova, V. Yu (2020). Bleisure-turizm kak novyj trend dlya delovyh turistov [Bleisure-tourism as a new trend for business travelers]. Nauka segodnya: teoriya iprak-tika [Science Today: Theory and Practice]: Collection of scientific articles of the VII International Scientific and Practical Conference. Ufa, 125-127. (In Russ.).

12. Shumovich, A. V. (2007). Velikolepnye meropriyatiya. Tekhnologii i praktika event management [Magnificent events. Technologies and practice of event management]. Moskow: Mann, Ivanov & Ferber. (In Russ.).

13. Diedering, M., & Kwiatkowski, G. (2017). Economic impact of events and festivals on host regions - methods in practice & potential sources of bias. Polish journal of sport and tourism, 247-252.

14. Nadotti, L., & Vannoni, V. (2019). Cultural and event tourism: an interpretative key for impact assessment. Eastern Journal of European Studies, 10(1), 115-131.

15. Kotova, T., & Khamadeeva, Z. (2021). Tourism as a factor in the development of integration processes between countries. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. P. 1. Melbourne, 40-45. DOI: 10.34660/INF.2021.34.32.003.

16. Ormerod, N., & Wood, E. H. (2021). Regional Event Tourism Funding Policies: A Strategic-Relational Critique of Current Practice. Journal of Travel Research, 60(4), 860-877.

17. Wyk van, L., Saayman, M., Rossouw, R., & Saayman, A. (2015). Regional economic impacts of events: A comparison of methods. South African Journal of Economic and Management Sciences, 18(2), 155-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.