Л.В. Тарасов
События
со
<
культурной революции 1968 г. во Франции как модель анимационного преобразования общества
В статье рассматриваются события культурной революции 1968 г. во Франции в культурно-историческом и философском аспектах. Восстановлена хронология событий, раскрывающая политическую направленность, выявлены философские течения, определившие культурную составляющую революции, проанализированы идеологемы, получившие отражение в многочисленных лозунгах во время этих событий. На основе проведенного анализа сформирована модель анимационного преобразования общества, которая отражает фазы изменения культурнофилософского сознания общества.
Ключевые слова: анимация, социокультурная анимация, идеологема, культурная революция, модель анимационного преобразования общества.
Так называемая «культурная революция» во Франции 1968 г. стала одним из тех событий, которые помогают раскрыть суть социокультурной анимации, показать ее социальные и идеологические корни. Данное явление вызывает особый интерес, т.к. представляет собой концентрированный и очень яркий факт духовно-социальной активности целой нации. Следует сказать, что культурная революция 1968 г. получает самое разное толкование: можно отметить столкновение «политической» и «культурно-философской» позиций в трактовке событий.
Ряд современных публикаций говорит о леворадикальной направленности «Красного мая» 1968 г. [3]. Действительно, роль молодежных леворадикальных групп была очень велика, но полноценную поддержку от коммунистической партии Франции они так и не получили. Другие публикации говорят о заказном характере этих событий как предвестников современных «оранжевых» революций [4]. Третьи отмечают культурную составляющую - влияние современных философских течений на умы интеллигенции французского общества 1960-х гг., которые и послужили главной причиной рассматриваемых событий. Ведь именно в среде интеллигенции (особенно студенчества) начались возмущения, к которым потом присоединились все остальные слои населения. Так, Б.Ю. Кагарлицкий отмечает влияние Г. Маркузе на умы
Contents
западноевропейской молодежи 1960-х [4], И. С. Вдовина пишет о влиянии идей лидера персоналистов Э. Мунье [1], А.Н. Тарасов - о роли философии экзистенциализма Ж.П. Сартра [12].
Культурная революция готовилась долго: накапливалась неудовлетворенность повседневной жизнью, рождались новые философские позиции. Обострение произошло в форме политической активности, после чего общество перешло на новый качественный уровень, изменилось его сознание. Без сомнения, культурная составляющая этих событий имеет корни в ряде философских течений того времени, повлиявших на общественное сознание.
Спусковым механизмом революции во Франции 1968 г. стали «новые левые». Именно они организовывали наиболее яркие внешние события -манифестации, бои на баррикадах, столкновения с полицией. Движение «новых левых» представляло собой леволиберальное политическое течение с элементами энвайронментализма (защиты окружающей среды), противопоставлявшее себя традиционным компартиям и анархистам. Оно выражало протест против «общества бездуховности», обезличен-ности массовой культуры, унификации человеческой личности. В дальнейшем оно повлияло на возникновение «зеленых» партий и леворадикального терроризма в Европе, движений хиппи, феминизма, движений нетрадиционных сексуальных меньшинств.
В основе идеологии «новых левых» лежали идеологии марксизма, особенно та ее часть, которая критикует устройство капиталистического общества, троцкизма, утверждающего необходимость и обязательность революции во всем мире, маоизма, допускающее чистку государственного аппарата самими народными массами, сталинизма, допускавшего жесткое командно-административное управление страной и репрессии, анархизма, выступающего за разрушение государственной власти. Участники этих движений вдохновлялись в том числе русской революцией и трудами ее идеологов - П. Кропоткина, В. Ленина, Л. Троцкого. Отсюда и вытекает бурная политическая составляющая событий, острота и бескомпромиссность борьбы с правительством и полицией. Но определять события 1968 г. только с этой позиции было бы неправильно, тем более что большая часть граждан Франции относилась к леворадикальным молодежным группировкам с иронией.
Особое место среди леворадикальных группировок занимало движение «ситуационистов». Оно зародилось на стыке небольших художественно-политических течений - таких, как «Леттристский интернационал», «Международное движение за имажинистский Баухаус», «Лондонская психогеографическая ассоциация» - с элементами дадаизма, сюрреализма,
антигосударственного марксизма и флюксуса1. Большое влияние на идеологию группы оказало восстание 1957 г. в Венгрии.
Ситуационизм как философское течение провоцирует возникновение определенных событий, которые направлены на преодоление порабощен-ности человека социокультурными эрзацами. Причину этого его сторонники видят в особенностях капиталистического строя, который аккумулирует не только материальные ценности, но также культурные (образы, информацию) и делает их товаром. Данное явление не только оказывает влияние на предпочтение в выборе товаров, но фактически «заставляет» человека тратить свой досуг на дополнительное потребление. Капиталисты искусно манипулируют образами культуры для извлечения дополнительной прибыли, и это касается практически всех ее явлений (даже лозунги самого ситуационизма позднее были использованы в коммерческих целях). Именно это явление Ги Дебор назвал «спектаклем» [2] .
Поглощение обществом потребления живого духовно-творческого производства человека ситуационисты назвали «рекуперацией» - усвоением, «перевариванием» революционных, анти-отчужденческих явлений ради извлечения прибыли. Однако им удалось придумать контрмеры: они брали различные бренды и путем многократного их повторения или искажения доводили до абсурда, тем самым разрушая создаваемый коммерческий ореол. Этот метод был назван ими «высвобождением» или анти-рекуперацией.
В идеологии ситуационизма, помимо революционного духа, присутствует стремление к чистоте и подлинности бытия, что отразилось в его лозунгах. «Запрещается запрещать!» - о свободе человека в современном обществе, где государство применяет массу манипулятивных механизмов для запрета подлинных свобод человека. «Будь реалистом - требуй невозможного!» (Че Гевара), «Под асфальтом - пляж!» - отражают стремление выйти за пределы существующих стереотипов, прорваться к подлинной, наполненной чувствами жизни. «Никогда не работай!» - презрение к существующей системе эксплуататорского труда, выжимающего из трудящегося все жизненные силы.
Огромное влияние на события культурной революции 1968 г. оказал экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Размышления философа об отсутствии смысла жизни, божественного провидения, его тезис о принятии человеком абсолютной ответственности за свою жизнь характеризуют
1 Европейское арт-движение второй половины XX в., которое отличается «размыканием» граней искусства, смешением различных его сфер - музыки, видео, театра, - перевод творчества в сферу коллективного, праздничного, спонтанного действа.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
особенности его философского мировоззрения [10]. Эти идеи отразились и в революционных лозунгах, один из которых гласил: «Будущее станет таким, каким мы его сделаем сегодня!» Идеи экзистенциализма Ж.-П. Сартра проникли и в литературу, и кино, а именно эти средства культуры в XX в. наиболее сильно воздействовали на общественное сознание. Так, А.Н. Тарасов отмечает влияние художественных фильмов Ж.-Л. Годара, в которых представлена философия Сартра, на события 1968 г. [12]. Такие фильмы, как «На последнем дыхании» (1960), «Жить своей жизнью» (1962), «Альфавиль» (1965), закладывали у французской молодежи сомнения в осмысленности буржуазной жизни и правильности общественного устройства, предлагали ей революционные образцы поведения. Сам Ж.-Л. Годар активно погрузился в события 1968 г. и снимал пропагандистские документальные фильмы, например, «Фильм как фильм» (1968).
Другое значимое философское течение, питавшее эти события, - постмодернизм. Постмодернизм - не просто художественно-философское движение, это целое мировоззренческое пространство, которое более всего проявило себя в искусстве. И здесь особенно хорошо видно, как идея находит свое выражение в художественном образе, имеющем способность влиять на общественное сознание. Возникновение постмодернизма было связано с разочарованием в ценностных фетишах прошлого, в том числе науке и культуре. Сомнение в ценности современной культуры характеризует один из лозунгов событий 1968 г.: «Культура - это жизнь наоборот!». Постмодернизм характеризует высокая степень рефлексии, что ярко проявилось у Ж. Деррида в его «деконструкциях». Сомнение в рациональных основах науки и философии приводит постмодернистов к релятивизму, отрицанию устойчивых и надежных оснований для рационального мышления.
Среди французских философов-постмодернистов этого времени много блестящих имен, каждый из которых по-своему раскрывает безосновательность современной культуры. Так, Ж.-Ф. Лиотар утверждал самоценность индивидуального опыта человека на микроуровне и отрицал любые универсальные для человечества и народов тексты, определяющие их жизнь и мировоззрение. Ж. Бодрийяр ввел понятие «симулякр» -артефакт высшей степени абстрагирования от реальной жизни человека, т. е. то, что симулирует реальность (деньги, мода и др.). Симулякр -культурный знак, который приобретает огромное значение в сфере общественного сознания, но сам по себе не обладает никакой действительной ценностью, отчуждая человека, гоняющегося за симулякрами, от реальной жизни.
Р. Барт, философ-постмодернист, писал о «мифе», который не просто является пережитком прошлого, но активно присутствует в повседневной жизни. Он не только формирует определенный образ действительности, но и скрывает подлинную сущность общественной жизни (ее позитивные и негативные стороны). Наконец, Ж. Дилез и Ф. Гваттари ввели понятие «ризома» (грибница), которое уходило от стереотипного понимания устройства мира и общественной жизни, предлагало принципиально новый подход, который в XX в. получил название синергетического. Грибница не имеет верха и низа, начала и конца, она развивается в каждом своем узле, обладая максимальной автономией.
Постмодернизм в искусстве проявил себя как художественное течение, использующее уже созданные ранее произведения искусства, артефакты культуры, но преобразованные по-новому и с долей иронии. Постмодернистское искусство маргинально, оно использовало подручные материалы, не гнушаясь откровенным хламом. Без сомнения, постмодернизм через философские труды и произведения искусства оказал влияние на французскую интеллигенцию, которая была одним из основных катализаторов событий мая 1968 г.
Наконец, нельзя не сказать о влиянии философии персонализма. И.С. Вдовина, крупнейший отечественный исследователь философии персонализма, отмечает, что идеи этого философского течения, так как и идеи экзистенциализма, сыграли важную роль в событиях 1968 г. [1]. Персонализм акцентировал внимание на личности человека, где на первом месте - способность человека проявить свое призвание, духовную сущность и воплотить ее в жизни. Персонализм призывает к осмысленному, вовлеченному исполнению каждым человеком своей миссии на Земле. Персоналисты утверждали приоритет духовных ценностей над всеми остальными, а современные проблемы они рассматривали в связи с отчуждением человека в капиталистической системе производства и с духовной деградацией общества. И.С. Вдовина определяет персонализм как социальное христианство левой ориентации [1].
Таким образом, можно говорить о влиянии на события культурной революции 1968 года религиозно-философских идей персонализма.
Э. Мунье писал: «Мы отбросили иллюзию революции, которая касалась бы только социальных структур, и говорим о личностной революции в душе революционеров»[8]. Лозунги о морально-духовной революции, об интеграции революционной борьбы и художественной деятельности, о личностном межчеловеческом общении были вынесены в мае 1968 г. на улицы. Один из таких лозунгов - «Возродить Возрождение!» - также являлся идеологемой культурной революции 1968 г.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
Очень многое позволяют понять и другие лозунги, с которыми демонстранты выходили на улицы во время культурной революции во Франции в 1968 г. Во-первых, в них четко виден протест против сытой и духовно примитивной жизни: «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки»; «С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и “фольксваген”, и все же я прожил жизнь, как козел. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!»; «Скука контрреволюционна» [5].
Другие лозунги ставили под сомнение труд как важнейшую ценность в жизни человека: «Живи, не тратя время (на работу), радуйся без препятствий!»; «Пролетарии всех стран, развлекайтесь!». С начала XX в. трудящиеся потратили так много сил, чтобы добиться нормальных условий труда, что само сомнение в ценности трудовой деятельности было неожиданной и революционной идеей. В капиталистическом обществе трудовая деятельность позволяет наемному работнику обеспечивать материальные средства существования ровно настолько, чтобы поддерживать биологическое существование, при этом отчуждает от духовной составляющей жизни, т. к. забирает все время и силы на производство товаров и услуг. Досуг же открывает человеку возможность обратиться к самому себе, чтобы понять свое предназначение, заняться тем, к чему влечет сердце, в конечном итоге - проживать жизнь более полноценно. К этому выводу пришел и Ж. Дюмазедье: он писал, что досуг имеет большую ценность для человека, чем труд.
Анализ философских течений, питавших культурную революцию 1968 г. во Франции, позволяет сделать ряд выводов.
Главной движущей силой культурной революции во Франции была интеллигенция, а наиболее активной ее составляющей, инициатором, -студенческая молодежь. Причиной событий стали не столько социальноэкономические трудности населения, сколько ухудшение его моральнопсихологического самочувствия на волне бурного экономического развития страны и капиталистических отношений. Детонатором революции стала маргинальная молодежь, выходцы из нижних страт общества, учащиеся «кирпичных» университетов (демократического типа), зараженные леворадикальными идеями троцкизма, сталинизма, маоизма, ситуационизма, анархизма.
Наибольшее влияние на общественное сознание в эпоху «культурной революции» во Франции в 1968 г. оказали идеи марксизма, ситу-ационизма, постмодернизма, экзистенциализма и персонализма. Часть лозунгов, которые появились в то время на плакатах, основывались на
философской мысли и могут восприниматься как идеологемы анимации. Специфика «культурной революции» 1968 г. заключается в том, что недовольство населения образом и ценностями современной жизни вылилось не только в столкновения с полицией на баррикадах, но и в борьбу с социокультурными эрзацами «общества потребления».
Современные философские направления помогли французам осмыслить социальные и духовные противоречия, а художественно-философские течения в искусстве - в образной форме их отразить. «Культурная революция» произошла не столько на баррикадах, сколько в сознании миллионов французов благодаря культурным артефактам, в которых были отражены важнейшие для жизни человека философские идеи. Следствиями событий мая 1968 г. стали активное развитие различных видов и форм общественной самодеятельности населения, переосмысление и углубление многими французами ценностей повседневной жизни. Анимационной составляющей этих событий можно считать влияние на сознание людей передовых философских идей в художественно-образной форме и мотивацию населения к деятельностному проявлению своего подлинного «Я»; направленность на преобразование не столько социальных отношений в обществе, сколько собственного сознания и контекста индивидуальной жизни.
Таким образом, события культурной революции 1968 г. представляют собой следующую модель анимационного преобразования общества.
Первая фаза: накопление у населения морально-психологической неудовлетворенности характером развития капиталистических отношений в обществе.
Вторая фаза: развитие философских течений, вскрывающих духовные противоречия человека с «обществом потребления», в среде интеллигенции.
Третья фаза: распространение философских идей в среде интеллигенции, в том числе студенчества, развитие общественных движений - носителей нового мировоззрения.
Четвертая фаза: создание артефактов культуры (в театре, кино, литературе, живописи и т.д.), в которых отражены философские идеи, направленные против бездуховности «общества потребления».
Пятая фаза: популяризация анти-отчужденческих философских идей и артефактов культуры в широкой общественной среде.
Шестая фаза: накопление идеологических и культурных противоречий в обществе.
Седьмая фаза: взрыв социокультурных и социально-экономических противоречий в обществе в виде революционной общественно-политической деятельности.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Политология
Восьмая фаза: перегрев революционной общественно-политической активности - разрушение политической ангажированности общественных движений.
Девятая фаза: переход в сферу эволюционного социокультурного преобразования общественного сознания в рамках деятельности неформальных объединений и общественных организаций.
Библиографический список
1. Вдовина И. С. Французский персонализм: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1992.
2. Ги Дебор Э. Общество спектакля. М., 1999.
3. Дойл К. Подробный анализ событий Красного мая 1968 года во Франции. URL: http://www.socialism.ru/revolution/france/1968 (дата обращения:
1.03.11).
4. Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М., 2005.
5. Майские события во Франции 1968. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 1.03.11).
6. Мерль Р. За стеклом. М., 1972.
7. Миронин С. Кто стоял за бунтом во Франции - 1968? // Интернет против телеэкрана: Информационно-аналитическое издание. URL: http:// www.contr-tv.ru/print/2709/ (дата обращения: 1.03.11).
8. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.
9. Рамбо П. 1968. М., 2007.
10. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М., 2000.
11. Смит Р. Май - июнь 68-го. URL: http://revkom.com (дата обращения:
1.03.11).
12. Тарасов А.Н. In memoriam anno 1968. URL: http://scepsis.ru/library/id_550. html (дата обращения: 1.03.11).
13. Шварц П. 1968: Всеобщая забастовка и восстание студентов во Франции. URL: http://wsws.org (дата обращения: 1.03.11).