Научная статья на тему 'События истории ХХ века в хантыйской поэзии'

События истории ХХ века в хантыйской поэзии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
331
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИНА / ИСТОРИЯ РОССИИ / ВОЙНА / ХАНТЫЙСКАЯ ПОЭЗИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Косинцева Елена Викторовна

История России ХХ века отразилась в творчестве хантыйских поэтов. Повествуя о событиях начала ХХ столетия, поэты вводят в текст имена известных деятелей эпохи. Через мотивы плача и памяти представлена Великая Отечественная война. Авторы обращаются к жанру воспоминаний, посвящений. Лирическим героем становится труженик тыла, часто ребенок, чье детство выпало на годы войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «События истории ХХ века в хантыйской поэзии»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 22 (203).

Филология. Искусствоведение. Вып. 46. С. 54-59.

СОБЫТИЯ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА В ХАНТЫЙСКОЙ ПОЭЗИИ

История России ХХ века отразилась в творчестве хантыйских поэтов. Повествуя о событиях начала ХХ столетия, поэты вводят в текст имена известных деятелей эпохи. Через мотивы плача и памяти представлена Великая Отечественная война. Авторы обращаются к жанру воспоминаний, посвящений. Лирическим героем становится труженик тыла, часто ребенок, чье детство выпало на годы войны.

Ключевые слова: Родина, история России, война, хантыйская поэзия.

История страны и история хантыйского народа в ХХ веке прочно соединились в хантыйской литературе. Осмысление исторических событий присутствует не только в прозе, но и в поэтических произведениях. К исторической теме обратились М. К. Вагато-ва, Г. Д. Лазарев, Р. П. Ругин, М. И. Шульгин. История стала одной из составляющих темы родины в национальной литературе.

В произведениях Г. Д. Лазарева видим два восприятия родины. Одно из них связано с осмыслением масштабного понятия родина-страна. Ярким примером такого изображения родины является стихотворение «Дети одной семьи». В нем Лазарев в основную тему вплетает мотив дружбы между народами. Не случайно поэт использует сравнение «как одна семья», уподобляя отношения между народами отношениям в семье. В этом же произведении видим, как Лазарев трансформирует фольклорную формулу «Мать-земля» в «Мать-страна»1.

Интересно, что в этом стихотворении, включенном во многие сборники и антологии, пропущено семь строк, весьма знаковых для определения позиции и героя, и молодого поэта. Приведем это стихотворение полностью:

Солнцем счастья и свободы Наша родина полна Русский, ханты - все народы Дружны, как одна семья.

Все мы вместе счастье строим И рабов меж нами нет.

Вписан в Сталинском законе Ряд прекраснейших побед!

Города, леса, заводы - мы владеем ими все,

В нашей радостной, свободной,

В нашей солнечной стране.

Русский, ханты, ненец - братья,

Мы в правах своих равны.

Все мы счастливы в объятьях Нашей матери-страны2 [выделено мной. -К Е.].

Это произведение относится к раннему этапу творчества поэта, поэтому вполне оправдан оптимистический настрой лирического героя - человека нового времени. Это объясняет и постановку Лазаревым рядом двух понятий: ‘счастье’ и ‘свобода’, дополненных утверждением: «Мы в правах своих равны».

Исторические изменения в судьбе ханты связаны в поэзии Г. Д. Лазарева с именами двух исторических деятелей ХХ века - В. И. Ленина и И. В. Сталина. В стихотворении «С нами Ленин и Сталин», несмотря на печальные известия: «Как горная хищная птица / Печальная весть долетела: / - Умер великий Ленин. / Горячие слезы струятся <.. .> / Мы не верим, что умер Ленин»2, герой убежден в правильности предначертанного для него пути. Неслучайно в адрес Ленина Лазарев использует формулу: «Наше солнце, наш вождь, наш разум»2. В следующих строках поэт объясняет причину такой всенародной любви:

Словно солнце коротким летом,

Ты согрел нас чудесным светом -Угнетенные стали свободны.

Ты прогнал метели, туманы,

Реки рыбные и урманы Ты отдал беднякам голодным2.

Искренне герой верит, что продолжателем идей Ленина будет его «лучший друг» Сталин, который «Народные весла берет, / Лодкой по-ленински правит, / К свету и счастью гребет»2. Здесь же поэт использует параллель, «таежная тропинка - дорога к счастью»: «Кто нам путь укажет - / В тайге тропинок так много, / Кто нам по-ленински скажет - / Вот эта к счастью дорога»2. В посвящении «Звон-

коголосой птице Сулейману» поэт продолжает сохранять свою убежденность и общий идеолого-патриотический настрой:

Ленин с Сталиным открыли Светлый путь к социализму,

Угнетенные ожили <.>

Ты, старик, учил народы Как за Сталиным идти.

К солнцу, к счастью и к свободе Как прокладывать пути2.

Спустя два десятилетия в произведениях Лазарева восторженность, дополненная общей эйфорией счастья, исчезнет. Так, в стихотворении «Девушка из тайги» (1958) ощущается горечь и разочарование от иллюзорности счастья. Достоверность и осознанность подчеркиваются и повторяющимся глаголом ‘знаю’. Иллюстрируя ложность обещаний, неоправданность надежд, Лазарев прибегает к символизму: свет солнца, отражающийся от окон; богатство народа, стекающее серебристой струйкой за край ведра, и проч.

В стихотворении появляется образ Александры Ивановны, которая ослеплена не только светом раннего утреннего солнца, но и обещаниями новой жизни, которая обретает новую форму - «колхоз»:

Новой жизни высокий закон поняла И пошла по счастливой дороге колхозной, Свою силу с народною силой слила!3 Показательна и характеристика народной силы - «не знает преграды». Ценность народных богатств весьма четко выражена поэтом в предпоследней строфе:

Белой шапкой молочная пена клубится,

И ведра не хватает - еще подставляй!

Так по капле богатство народа творится, Серебристою струйкой стекая за край3. Видим в стихотворении Лазарева и уподобление деревни городу: «А деревня - что город, большой и прекрасный, / Свет зари отражается в каждом стекле.»3.

На первый взгляд, произведение заканчивается пожеланием счастья. Вместе с тем сочетание трех глаголов повелительного наклонения ‘здравствуй’, ‘властвуй’, ‘будь’ с повторяющимся определением ‘счастливой’ в последней строфе стихотворения подчеркивают обманчивость и общего состояния героини, и окружающего ее мира:

Александра Ивановна! Здравствуй и властвуй,

Будь счастливой всегда На счастливой земле! 3

События истории страны ХХ века отразились и в поэзии М. И. Шульгина. О войне поэт рассказывает через судьбу своего отца. Е. Д. Айпин в материале «Микуль Шульгин в памяти народной» (2009) вспоминает: «Отец его был участником Великой Отечественной войны, Микуль Иванович посвятил ему поэму “Макар Осьмаров”»4. У Шульгина есть два стихотворения с общим названием «Отец». В первом стихотворении ощущаем гордость сына отцом-снайпером, выстоявшем в тяжелом 1942 году под Ленинградом:

Я так горжусь своим отцом -Охотником и рыболовом.

Он у Невы в сорок втором Стоял в равнении суровом. <.>

Отец мой лютого врага Держал на снайперском прицеле!

Он бил врагов не в бровь, а в глаз <.> Недаром помнят и сейчас Его товарищи по роте.5 Второе стихотворение - это отражение сыновней благодарности отцу-фронтовику: «Как хочется мне сегодня / Спасибо сказать отцу / За эту простую науку - / Всегда оставаться в строю»6.

Военные походы, сражения на Неве, горячие пехотные будни стали «наукой бойца», которую постигал «таежный охотник», сделали его опытным снайпером. Здесь же дана и характеристика личных качеств отца-воина: «Он был бесстрашен и ловок, / Врага бил, как зверя, - в глаз»6. Подчеркивает поэт и нерушимость дружбы между однополчанами: «И те, кто сражался бок о бок, / Дружат с ним и сейчас»6.

Война изменила отца, лицо стало серьезным от дум, а мужество подтвердили награды, блестевшие на груди. Воин, вернувшийся домой, учит сына жить в мире в финальных строфах стихотворений. Само возвращение воина домой - «наивысшая награда», «праздник в семейном кругу»:

Он снял полевые погоны Сказал мне: «Ну, хватит дремать!

Какая стоит погода,

Какая, сынок, благодать!

Я снова рыбак и охотник,

А это нам, хантам, к лицу.»6.

Солдатской дружбе посвящено стихотворение Шульгина «Неразлучные друзья». Выручка, взаимопомощь, товарищеское плечо объединили земляков-северян - русского Ивана и ханты Микуля. Знак равенства

героев-тезок автор повторил и игрой имен -хантыйское имя Микуль в русском переводе звучит как Иван:

Два солдата, два дружка -Не разлить водой.

Дождь, жара или мороз -Все им нипочем.

Если трудно -Друга друг

Подопрет плечом. <.>

Улыбается комбат,

Глядя на парней.

Ханты русскому - как брат,

Дружбы нет верней7.

В поэме «Макар Осьмаров» Шульгин обращается к началу ХХ века. Картины жизни аборигенов на севере во время правления последнего русского императора Николая II контрастны изображениям князей и приказчиков, подчеркивают социальное неравенство людей. В поэме появляются и знаковые личности региональной истории: «ссыльный большевик» Тихон Данилович Сенькин, «легендарный» Ваули, который «поднял северян против царька». В комментариях к поэме Шульгин поясняет: «Т. Д. Сенькин - большевик, организатор революционного комитета и Красной гвардии в Березове 1905-1917 гг. Ваули Пиеттомин - предводитель восстания в 1830-1840 гг. Национальный герой ненцев и хантов»8.

Рассказывает поэт и об изменениях, которые принесла в жизнь северян смена власти: В родимый дом вернулся с опозданьем Солдат знакомый с Первой мировой. <...>

Что перед Сенькиным купцы-невежды Собольи шапки начали ломать? <.>

Гром над Югрою грянул - то «Аврора» Взметнула над планетой свой раскат! Охотникам - меха, а рыбакам - улов! Оленевод, гони оленей!.. <.>

Все в мире понимал товарищ Ленин. <.> И дед Макара на седьмом десятке Так пожалел, что в счастье и достатке Ваули не увидит свой народ.9 Есть в поэме строки, которые подтверждают стремление героя к свободе. В борьбе «за родную власть» встали рядом в строй «отец Макара и сутулый Сенькин» в противостоянии врагам, которых ведет Колчак.

Картины мирной жизни, недолгое счастье героя, которому минуло 38 лет, нарушил «нарочный на райкомовской машине»:

Охрипнув, он кричал: «Война, война. Товарищи, готовы будем к бою.

На каждого надеется страна -Мы отстоим отчизну всей судьбою!»10 Вести с фронта отзываются болью в сердце героя, объединяют людей разных профессий и национальностей: «Сейчас мужчинам место на войне - / Учителям, охотникам, рабочим!»10 Герой поэмы встал в солдатский строй. Его решение продиктовано совестью, он «охотник и стрелок», поэтому «Ему в тылу остаться недостойно»:

Он насмерть встал за малого сынка,

За Родину. Что слава и награды?

Он - лучший снайпер энского полка И доблестный защитник Ленинграда11. Акцентируя внимание на боевых действиях, Шульгин рассказывает и о трудностях, с которыми сталкивались защитники отечества в годы войны:

Макар, прицелясь, нажимал курок,

Уже привыкнув к адовой бомбежке,

А не хватало хлеба - что ж, он мог Три дня жевать кусок сухой рыбешки12. Воинский путь героя войны отмечен могилами погибших друзей.

Он выполнял приказы и уставы.

Дошел таежный снайпер до Полтавы, Осталось до Варшавы два шага.

Огонь, огонь путь освещал во мгле,

Глаза мрачнели под защитной каской:

Он хоронил друзей в чужой земле,

Их поминая песнею солдатской.12 Символом солдатской славы звенят медали на гимнастерке. Возвращение героя домой -свидетельство окончания войны. Родные зори над тайгой подобны залпам салюта, который ознаменовал завершение военных действий:

«В те дни по всей стране встречали люди / Ге-

12

роев, возвратившихся с войны»12.

События Великой Отечественной войны нашли отражение и в лирике М. К. Вага-товой. В сборник «Моя песня, моя песня» (2002) вошли два стихотворения: «Я ушел на военную дорогу», «Солдат из камня» в подстрочном переводе с хантыйского языка, выполненном самой поэтессой. Стихотворение «Я ушел на военную дорогу», как указывает Вагатова, посвящается не вернувшимся с войны. Это поэтический наказ воина жене: вырастить достойным человеком сына Егора, сохранить верность мужу-воину. Не случайно герой в своем обращении использует глаголы ‘помни’, ‘знай’, ‘не забывай’, ‘прошу’:

Сердце мое тебе оставляю,

Кровь свою горячую тебе вливаю,

Всего себя тебе отдаю.

Не ищи другого друга,

Не находи другого мужа,

Маленького Егора,

Сына моего, вырасти13.

Герой не исключает возможной гибели на полях сражений: «Может, мое здоровье, красота и молодость / На поле боя останутся»13.

Стихотворение построено на параллелизмах, что характерно для хантыйского народного стихосложения.

Другое стихотворение поэтессы «Солдат из камня» реализует идею мира на земле. Символом мира становится памятник солдату, не вернувшемуся с войны. Вагатова уподобляет свет горячего сердца солдата теплу солнца. Используя сравнение, она утверждает, что в солдатском сердце «тепла больше. чем у Солнца».

Горячую кровь воина впитала Мать-Земля. Вагатова подчеркивает, что солдат непобедим, пока люди помнят о воине, пока «в каждом сердце он живет». Жизнь солдат продолжил в камне, домом ему стал весь мир. Неслучайно поэтесса начинает и заканчивает стихотворение одинаковым четверостишием:

С зелеными листьями живой лес Солдату из камня стал домом,

Солнце для него стало костром,

Голубое небо - крышей14.

Интересно сравнение новой жизни, что отстоял солдат, с течением весенней воды. Вода доносит до лирического героя слова солдатской песни-наказа потомкам: «Вы ведь тоже солдаты, / Живите красиво, мужественно, / Не жалейте сердца и силы, / Дыхания и крови, / Если это надо народу и Земле»14.

В этих строках обозначено то главное, за что стоит сражаться, что стоит отстаивать, не считаясь с ценой, - это Земля (Родина) и народ.

Великая Отечественная война - важная составляющая гражданско-патриотической лирики Р. П. Ругина. Стихотворения поэта, в которых отражаются события истории, Е. С. Роговер объединил по жанровому признаку, назвав их лироэпическими воспоминаниями. Исследователь отметил: «Многие из них [лироэпических воспоминаний. - Е. К.] посвящены событиям Великой Отечественной войны и составляют особый цикл «Память о войне», великолепно переведенный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на русский язык И. Фоняковым»15. Роговер объединил темой войны стихотворения Ру-гина: «Память о войне», «Дети войны», «Превозмогший беду», «Старик Кириллыч», «Месяц Дробления Костей», «Проводы сына в армию», «Ветераны войны», «Мчащиеся упряжки», «Снегири», «День Победы», «Горсть родной земли». В указанном цикле Роговер рассмотрел не все стихотворения, включенные в него поэтом. Кроме того, тема войны звучит и в стихотворениях Ругина, вошедших в другие циклы.

В стихотворных строках поэт зафиксировал факт первого призыва ханты на воинскую службу во время Великой Отечественной войны:

Веками, в сторонке от общей дороги,

Для нас по-иному текли времена,

И позже других мы узнали в итоге,

Что значит короткое слово «война»16.

Все стихотворения Ругина о войне объединяет мотив памяти. Лирический герой -участник трудового фронта в военные годы, поэтому часто в стихотворениях поэта появляются воспоминания о трудностях, которые преодолевали «взрослые» дети. Стихотворение «Да, мои неокрепшие руки.» - яркий пример изображения юных тружеников тыла, которые не по своей воле «слишком рано» стали работать наравне со взрослыми, потому что «Всех мужчин отняла война»:

И когда я садился в лодку, чуть виднелась над черным бортом голова моя, -как игрушку,

нашу лодку несла волна17.

Победа в войне 1941-1945 годов не изменила уклад и условия жизни лирического героя: «И после Победы / продолжали мы жить “войною”: / хлеб да чай на столе - / такая ежедневно была еда»17.

Тот же герой-ребенок появляется и в стихотворении «Память о войне». Повзрослевшему герою спустя годы многое напоминает

о военных детских годах: хлебные крошки, «мимолетный голод», мозоли на ладонях, женский плач. В финальной строфе произведения вера героя в народ, в его стойкость

- это еще одно свидетельство его силы, еще одна страница народной памяти о войне:

Но и та, сильнее год от года,

С той поры звучащая во мне Вера в несгибаемость народа -Это тоже память о войне!18

Еще одно стихотворение-воспоминание Ругина «Дети войны» возвращает героя в детство. Надежда и вера помогали преодолевать трудности:

О, как отцов и братьев ждали мы,

Какие им придумывали встречи!

Глуша в себе короткий детский всхлип, Еще ночами долго мы не спали:

А вдруг погибший - все же не погиб, Пропавшие без вести - не пропали?

Нам эта вера помогала жить И, не сломившись в испытаньях многих, За тех, кто не вернулся, послужить И за слепых, безруких и безногих19.

Спустя годы повзрослевший герой Ругина дорожит трудным детством, «недетской работой», «болью потерь». В последней строфе стихотворения поэт подчеркивает важность вклада каждого в Победу, в мирную жизнь. Свой вклад осознает и герой Ругина. Его вклад в победу над врагом метафорически выражен в капле пота:

Оно - мое сокровище и честь,

И если мир светлее для кого-то -Я знаю: и моя тут капля есть,

Пускай не крови, так хотя бы пота!19 Другое настроение лирического героя в стихотворении «Старик Кириллыч». Старший сын старика погиб под Москвой во время войны, защищая «свободу и счастье». Герой, затаив в себе «скорбь и страданье», уверен, что «Есть у народа еще сыновья, / Наша защита и наш опора»20. Устами героя выражено в стихотворении мнение народа: «Эту красу покорить-побудить - / В мире отыщется сила едва ли!»20

Тема войны связана в поэзии Ругина с мотивом плача. Плачут матери по сыновьям, отправляя их на армейскую службу (стихотворение «Проводы сына в армию»), плачут вдовы по погибшим мужьям, плачут дети и старики (стихотворение «Ветераны войны»):

И плакали матери, плакали дети,

Крепясь, утирали глаза старики, -Но слезы текли, словно влага из сети, Когда выжимали ее рыбаки21.

Сохраняя суеверный страх, матери запрещают детям играть в войну, боясь накликать беду в дом:

А здесь мы играли в войну, как умели,

И матери нам говорили не раз:

- Накличите нам, наколдуете худа! Заявится в дом, постучится беда!..22

В стихотворениях Ругина видим и устоявшиеся в литературе символы беды: кровавый закат, черную птицу, дом с распахнутыми дверями и проч. В стихотворении «Ветераны войны» читаем:

В жилищах незапертых двери стонали,

Как черные птицы - предвестники бед.<...>

На кровь человечью - не птичью, не зверью -

Впервые похожим казался закат22. Стихотворение «День Победы», как подчеркнул Е. С. Роговер, «<...> метрически резко отличается от других произведений цикла. Стих здесь живой, энергичный. Веселый, основанный на трехстопном, “пританцовывающем”, хорее. Обращение к нему неслучайно. Лирический герой не помнит радостнее дня, чем День Победы, сохранившийся в памяти. <...> другое слово становится особенным

- Победа. Его Роман Ругин выделяет ритмически и графически, слово выпадает даже из рифмовки, но соотносится с названием стихотворения и его пафосом»23.

С особой теплотой пишет Ругин о тех, кто вернулся живым с войны. Говоря о ветеранах, поэт подчеркивает:

И славу, и смерть вы в глаза повидали, Душой не сломились, пройдя сквозь бои, И каждая осень чеканит медали Для вас, старики дорогие мои!24 Стихотворение Ругина «Горсть родной земли» перекликается со стихотворением Вагатовой «Солдат из камня». Поэт создал образ матери, которая, не дождавшись сына с войны, рассыпала горсть земли на граните близ Вечного огня. Ее сын увековечен в мраморе, свидетельством человеческой памяти выступают в стихотворении цветы и земля. Как подчеркнул Роговер, «поэт создает скульптурный образ, своеобразный монумент Матери-Родины в стихах»25.

С военной тематикой в хантыйской поэзии получил новое осмысление и образ матери. Мать-женщина и мать-земля хранят павших воинов, подаривших мирную и светлую жизнь новым поколениям. Память о героях воплотилась в мраморе и Вечном огне.

Как видим, знаковые события истории России нашли отражение и в творчестве хантыйских поэтов. Авторы связали историю государства с историей северного этноса. Народная тема прошла сквозной линией через все произведения поэтов.

Внимание поэтов сконцентрировано на событиях 20-х годов ХХ века и на Великой Отечественной войне. 1917 год изменил систему власти в России. Как проходило становление советской власти на Севере, какие изменения произошли в жизни северян с приходом «красного царя», об этом писали Лазарев, Шульгин. Повествуя о событиях начала ХХ столетия, поэты вводят в текст имена известных деятелей эпохи: Ленина, Сталина. Появляются и имена региональных лидеров: Ваули, Сенькина. Приход новой власти ознаменован в поэзии общим восторженным настроением.

Через мотивы плача и памяти представлена в хантыйской поэзии Великая Отечественная война. Поэты тяготеют к жанру воспоминаний, посвящений. Лирическим героем становится труженик тыла, часто ребенок, чье детство выпало на годы войны. Война изображается поэтами как смена горя и веры. День Победы - это главный праздник в стране и семье, вернулись домой герои. Ругин написал о встрече победителей: «А кто-то с войны приходил искалечен, / С лицом обожженным

- и все же для нас / Он был не увечьем, а славой отмечен, / И жадно ловили мы каждый рассказ»26.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве почти всех хантыйских поэтов связана с личными переживаниями: Г. Д. Лазарев сам прошел всю войну, о чем он вспоминал в очерке «Где же вы, друзья-однополчане?»; М. И. Шульгин связал ее с образом отца, вернувшегося в войны героем; детские годы Р. П. Ругина совпали с военным лихолетьем,

0 чем позднее не раз вспоминал поэт.

Такой рассказ о событиях истории России ХХ века запечатлели хантыйские поэты в своем творчестве.

Примечания

1 См.: Литература Югры. 1930-2000. Поэзия : антология : в 2 ч. / сост. Н. И. Коняев. Люберцы : Универс, 2001. Ч. 1. С. 22.

2 См.: Лазарев, Г. Д. Мы дети одной семьи // Остяко-Вогул. Правда. 1938. 28 янв. С. 2.

3 Литература Югры. 1930-2000. Ч. 1. С. 26.

4 Шульгин, М. И. Мави Ас. Медовая Обь, поэтическое наследие, посвященное 70-летию со дня рождения : сб. стихотворений, поэм на хантыйс. и рус. яз. / сост. Н. И. Величко. Ханты-Мансийск : Издат. дом «Новости Югры», 2009. С. 8.

5 Там же. С. 127.

6 Там же. С. 260.

7 Там же. С. 155.

8 Там же. С. 206.

9 Там же. С. 194-195.

10 Там же. С. 202.

11 Там же. С. 203.

12 Там же. С. 204.

13 Вагатова, М. К. Моя песня: стихотворения, легенды, сказки. Екатеринбург : Сред.-Урал. книж. изд-во, 2002. С. 99.

14 Там же. С. 112.

15 Роговер, Е. С. Изучение творчества Р. П. Ру-гина в школе. СПб. : Фил. изд-ва «Просвещение», 2003.С. 66.

16 Ругин, Р. П. Избранные стихи. Екатеринбург : Сред.-Урал. книж. изд-во, 2004. С. 258-259.

17 Там же. С. 93.

18 Там же. С. 254.

19 Там же. С. 256.

20 Там же. С. 254.

21 Там же. С. 258.

22 Там же. С. 259.

23 Роговер, Е. С. Изучение творчества Р. П. Ру-гина в школе. С. 80-81.

24 Ругин, Р. П. Избранные стихи. С. 261.

25 Роговер, Е. С. Изучение творчества Р. П. Ру-гина в школе. С. 82.

26 Ругин, Р. П. Избранные стихи. С. 260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.