Научная статья на тему 'Событие и со-бытие пересекающиеся миры пушкинского образа и современного социокультурного ландшафта (III ежегодная конференция молодых учёных, посвящённая 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 18-20 мая 2009 года)'

Событие и со-бытие пересекающиеся миры пушкинского образа и современного социокультурного ландшафта (III ежегодная конференция молодых учёных, посвящённая 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 18-20 мая 2009 года) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
86
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событие и со-бытие пересекающиеся миры пушкинского образа и современного социокультурного ландшафта (III ежегодная конференция молодых учёных, посвящённая 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина, 18-20 мая 2009 года)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Ф. Фуртай

Событие и со-бытие - пересекающиеся миры пушкинского образа и современного социокультурного ландшафта

(III ежегодная конференция молодых учёных, посвящённая 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина,

18-20 мая 2009 года)

Все истинно великие духовные реалии человеческого духа и культуры растут и развиваются, продолжая жить, казалось бы, отдельно от своего источника - великой личности. В преддверии 210-летия со дня рождения А.С. Пушкина на факультете философии и культурологии ЛГУ имени А. С. Пушкина состоялось событие - конференция, тема которой актуализировалась не только «круглой датой», но и постоянным присутствием образа поэта в современной массовой культуре.

Какие «тонкие, властительные связи» (В. Брюсов) обеспечивают превращение уникальной личности в умозрительные брэнды, тренды и дизайнерский копирайт? Эта мысль являлась лейтмотивом названной конференции.

Переплетению ментально-культурных конъюнкций и дизъюнкций образа А.С. Пушкина был посвящён пленарный доклад первого дня конференции (Ф. Фуртай, доцент кафедры философии и социологии).

После смерти поэта довольно скоро сложился образ, представлявший Пушкина классиком русской литературы, отцом современного поэтического языка, великим поэтом, который любил и понимал русский народ - в общем, «солнцем русской поэзии», а весь период творчества Пушкина стал позиционироваться как «золотой век русской литературы». За более чем 170-летнюю историю своего существования образ Пушкина в русской культуре всё более отдалялся и «отщеплялся» от своей исторической основы, т. е. от личности А. С. Пушкина.

С одной стороны, - это образ «конфетный», юбилейный. В нём Пушкин предстаёт официальным, казённым, приглаженным, обязательной персоналией в школьных программах. Второй - это элитный вариант с блеском представленный великой Мариной Цветаевой. Здесь образ Пушкина рисуется с помощью чувства метафизической любви, поклонения и понимания, но так субъективно, что выступают черты не Пушкина, а того, кто этот образ воспроизводит. Так или иначе, но весь регистр образа Пушкина располагается между двумя этими крайними точками - от примитивной «сахарности» до искажённой элитарной субъективности.

Однако в современной массовой культуре этот и без того противоречивый образ А. С. Пушкина переживает целый ряд метаморфоз. Визуальный образ, который почти каждому знаком с детства, растиражированный в учебниках, статуэтках для домашнего интерьера, конфетных обёртках и коробках, давно уже превратился в «сплошное

популярное пятно с бакенбардами» (Андрей Синявский). В массовом сознании визуальный образ Пушкина складывается из ряда ассоциативных маркеров: цилиндр, трость, бакенбарды, развевающиеся фалды сюртука, кудрявые волосы. В российской массмедийной среде сложился Пушкин-брэнд. Уместно задаться вопросом, почему процессы брэндинга коснулись в гораздо меньшей степени и не столь беззастенчиво Достоевского, Лермонтова, или Толстого? Имелись ли в творчестве и личности А. С. Пушкина такие характеристики, которые способствовали превращению образа поэта в социокультурный брэнд?

До Пушкина в русской поэзии не было «лёгких» стихов. Поэзия Державина, Тредиаковского, Сумарокова и даже Жуковского (хотя и в меньшей мере) достаточно тяжеловесна, величава, в ней много языковых анахронизмов и церковных славянизмов. И вдруг Пушкин: простота и ясность мысли, летящие, танцующие рифмы, смелые метафоры. Вспомним описание танцующей Истоминой, первое в русской литературе, или летящего колдуна Черномора, несущего богатыря. Лёгкость! О, как это состояние повсюду сопровождает массовую культуру - от сатирического «лёгким движением руки - брюки превращаются» из комедии «Бриллиантовая рука» до экзистенциального вопля невыносимой лёгкости бытия (М. Кундера).

Для раннего творчества Пушкина была характерна установка на необработанный, вольный стих, что являлось следствием «резвой и небрежной» (это его любимые в тот период эпитеты) манеры речи. Он демонстративно предпочитал наслаждения жизни, а не искусства. В одном из ранних стихотворений он демонстрирует такую жизненную установку:

...Пускай Нинетта лишь улыбкой Любовь беспечную мою Воспламенит и успокоит!

А труд и холоден и пуст:

Поэма никогда не стоит Улыбки сладострастных уст!

А. С. Пушкину никогда не было чуждо гедонистическое восприятие жизни. Он не сидит за письменным столом, а словно античный патриций, сочиняет в тёплой и уютной постели. «Среди приятного забвенья, склонясь в подушку с головой.» Впервые в русской поэзии (а возможно и в европейской) появляется образ-метафора постели, кровати, который столь мощно и многопланово задействован в мировом кинематографе - от Феллини и Антониони до третьесортных киноподелок. Можно привести внушительное количество примеров - от ранней фривольной «Гаврилиады» - до позднего откровенного «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем», чтобы увидеть - эротика одна из основных характеристик пушкинского творчества.

В творчестве ни одного русского писателя и поэта не найдётся такой разноплемённой и разноисторической толпы. В его творчестве струится Бахчисарайский фонтан, и средневековые паладины восклицают «Lumen coelum, sancta rosa!», бунтует Пугачев, и Сальери травит Моцарта, современный жуирующий денди Онегин и Алеко, кочующий с табором цыган, лихолетье времён Бориса Годунова перекликается с Лондонской

чумой XIV века. И сам Пушкин любил примерять на себя различные культурные лики. Поликультурность, сочетание разных культурных традиций и исторических эпох - это так характерно для пушкинского творчества.

Подобно своей любимой героине Татьяне, Пушкин верил снам, приметам, гаданьям, т. е. в неотвратимость Рока. Закономерно поэтому, что тема Смерти и её вещественного присутствия - покойника столь часто присутствует в пушкинском творчестве. Зарезанный царевич Дмитрий, разбухший утопленник, попавший в сети детей, мёртвая царевна, спящая в хрустальном гробу, трупы, наваленные на чумную телегу, мертвецы, пришедшие на день рожденья к гробовщику, каменный гость - все они у Пушкина выступают в качестве неких указателей входа или выхода, куда и откуда устремляется бытие. Здесь можно увидеть перекличку с мортальными преференциями массовой культуры, в которой так много апокалиптических произведений и настроений, образов зомби, убийств на экране и в литературе.

Такие качества пушкинского творчества, как лёгкость, гедонизм, эротика, поликультурность, сильное мортальное чувство оказались созвучны определяющим характеристикам массовой культуры, и именно эти ментальные черты предопределили эволюцию образа А. С. Пушкина в культурный брэнд.

В настоящее время можно говорить о процессе мифологизации уже самого брэнда, когда он выступает в роли знаковой (узнаваемой) оболочки, которая наполняется содержанием, почти не имеющим отношения ни к личности поэта, ни к его творчеству. Пушкинский брэнд, тиражируясь симулякрами, претендует на разнообразные роли в социальном брэндинге обыденности массовой культуры.

Разность этих ролей была в полной мере продемонстрирована докладами участников конференции. Образ А. С. Пушкина в философском контексте современности рассматривался в выступлениях Л. Ергиной, Г. Колосова, А. Петрова (студенты факультета философии и культурологии). Были затронуты такие актуальные темы как образ поэта в масс-медийной среде (Е. Савельева). Неожиданным и свежим прозвучало выступление М. Муравьёвой (выпускница факультета философии и культурологии), рассматривавшая знаково-культурное значение вещи (в данном случае -перчатки) в контексте пушкинской эпохи.

Подобно полифункциональным объектам эпохи техногенного общества, когда один и тот же предмет может быть и телефоном, и плейером, и компьютером, и фотоаппаратом, и видеокамерой -конференция, посвящённая пушкинскому наследию в современной массовой культуре, стремилась вобрать в себя все формы «пушкинского присутствия» в этой культуре. В рамках научной конференции молодых ученых состоялись конкурсы фоторабот - «Ассоциации в кадре: А. С. Пушкин и современная фотография»; видео экскурсий «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо как Россия!»; инсталляций - «Ассоциации в пространстве: А.С. Пушкин и авангардное искусство».

Во второй день конференции все присутствующие стали участниками МАССКультурной революции, прошедшей под девизом-вопросом: «А. С. Пушкин и современная массовая культура: “две вещи несовместные”?»

Блистательно проведённая в провокативно-дисскуссионной манере Е. Н. Шатовой (ст. преподаватель кафедры философии и социологии), Л. Кушнарёвой (выпускница факультета философии и культурологии) и студенткой IV курса Л. Ергиной - МАССкультурная революция показала желание и способность молодых исследователей искать истину не только в тиши библиотек, но и в резких, шумных дискуссиях.

Прекрасным завершением конференции стали экскурсии в музей «Домик станционного смотрителя» в посёлке Выра Гатчинского р-на Ленинградской области, музей А.О. Ганнибала в посёлке Суйда, домик няни Пушкина Арины Родионовны (посёлок Кобрино). Проведённые людьми, бескорыстно преданными и искренне увлечёнными своим благородным делом, они оставили свои задушевные нотки и настроения, наводящие на глубокие и не всегда радостные размышления о судьбах русской культуры.

Бороться с культурным беспамятством, открывать новые интеллектуальные горизонты и учить видеть их связь с историческим наследием - именно эти задачи, в конечном итоге, призваны решать конференции молодых учёных. В этом смысле III ежегодная конференция молодых ученых «А. С. Пушкин и пушкинское наследие в современной массовой культуре», в полной мере являла собой со-бытие с вечным гением российского поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.