М. А. Сорокина
Собрание народного искусства В. Н. Батажковой
В статье рассмотрены особенности коллекции народного искусства В. Н. Батажковой, собранной ею непосредственно у мастеров и художников народных промыслов во второй половине ХХ в. и отражающей характер искусства этого времени. Наиболее ценные экспонаты этого собрания поступили в Государственный Русский музей. Ключевые слова: В. Н. Батажкова; народное искусство; кружево; роспись по дереву; Гжель; коллекция.
M. A. Sorokina V. Batazhkovа's Collection of Folk Art
In the article the author deals with the features of a collection of folk art, picked in by V. Batazhkovа directly from foremen and artists of national crafts in the second half of the 20th century and reflecting the advance of art of that time. The most valuable exhibits of this assembly have passed to the State Russian museum.
Key words: V Batazhkova; folk art; bobbin lace; painting on wood; Gzhel; collection.
Валентина Николаевна Батажкова - известный исследователь русского прикладного искусства, вся жизнь которой была связана с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Превосходный специалист по истории интерьера, автор ряда выдающихся изданий в этой области, она читала студентам ФТИИ курсы истории русского декоративно-прикладного и народного искусства. Выпускни-
ки Института вспоминают о ней как об «одной из легенд Академии, певчей птице ДНИ» [1], как об интереснейшем преподавателе и знатоке прикладного искусства. Безусловно, талант лектора, эмоциональность и своеобразная поэтичность изложения материала не ценились бы так высоко, если бы эти качества не опирались на глубокие познания, причем не только «книжные», исторические, но и практические знания о художественном предмете. Знания такого рода - о бытовании предметов в определенной среде, о технологии создания произведений прикладного искусства, подчас трудоемкой и многоэтапной, со специфической терминологией - скорее присущи музейным сотрудникам. В научном багаже В. Н. Батажковой эти сведения сформировались в стройную систему благодаря постоянному, ежедневному общению с подлинными шедеврами декоративно-прикладного искусства - в коллекции, хранившейся в ее квартире и доступной для обозрения всем приходящим. Эта коллекция собиралась ею вместе с И. А. Бартеневым, академиком, признанным специалистом по истории архитектуры, большим ценителем прикладного искусства.
Их весьма значительная коллекция мебели, художественного стекла, других видов декоративного искусства заслуживает особого исследования. Но специалистам не менее интересно и собрание народного искусства. Некоторые предметы из этой коллекции были подарены В. Н. Батажковой отделу народного искусства Государственного Русского музея и уже вошли в издания музея [2; кат. № 426]. Другие сохранены в семейной коллекции и владельцы любезно согласились на их публикацию.
«Народная» часть коллекции была собрана В. Н. Батажковой и И. А. Бартеневым в поездках по России. Колоритную пару - монументального, крупного И. А. Бартенева и миниатюрную В. Н. Батаж-кову можно было встретить летом в Ферапонтове, в удаленных деревнях Архангельской области, в традиционных центрах народного искусства Нижегородской (в те годы - Горьковской) области, в подмосковной Гжели, в Кирове, где они знакомились с вятскими промыслами. Из этих поездок были привезены расписные прялки, хох-ломские изделия, кружево, большая коллекция фарфора и майолики Гжели... Большая часть этих предметов стала иллюстративным
материалом для курсов лекций по народному искусству. Как рассказывала сама Валентина Николаевна, иногда она приносила эти предметы на лекции, чтобы студенты могли взять их в руки, вникнуть в структуру переплетения нитей кружева, понять особенности локальных центров народной росписи по дереву.
В 1976 г. В. Н. Батажкова и И. А. Бартенев объездили Горь-ковскую область, побывав в центрах народных художественных промыслов в Семеновском и Ковернинском районах, в Балахне. По материалам этой поездки В. Н. Батажкова опубликовала статью, посвященную народным промыслам области, с обращением к истории организации предприятий, с живыми рассказами о мастерах народного искусства [3; с. 52-59].
Город Балахна - старинный центр производства кружева. Местное кружево XIX в. отличалось необыкновенным разнообразием: здесь плели сцепное, многопарное кружево, оригинальные гипюры. Старинное многопарное кружево плели из нитей светлого серебристого и золотистого шелка нежных оттенков. В. Н. Батажковой удалось найти в Балахне такое кружево, украшавшее концы полотенца (См. илл. а) на с. XXXIX). В нем фигурные медальоны, обрамленные прихотливо изогнутыми рокайльными завитками, заполнены разнообразными тончайшими решетками. Это позволяет говорить о том, что в местном кружеве, даже выполненном в конце XIX в., сохранялись приемы плетения и мотивы орнамента более раннего времени, проявлялись стилистические особенности народного искусства XVIII в. с его любовью к пышному орнаменту барокко и рококо.
Шелковая косынка, выполненная одной из старейших кружевниц Балахны Варварой Ивановной Быковой, была одним из ценнейших приобретений В. Н. Батажковой (См. илл. б) на с. XXXIX). В 2004 г. она подарила ее отделу народного искусства Государственного Русского музея. Во второй половине XX в. в деревнях и малых городах России было уже не так много кружевниц, сохранивших высокое мастерство плетения и старинные узоры. В. И. Быкова была известной мастерицей, ее работы экспонировались на выставках [4; с. 11], ее творчеству уделялось место в научных исследованиях [5; с. 152; 6; с. 130].
Тот вид местного кружева, который выполняла В. И. Быкова, в историю кружевоплетения вошел под названием «балахон-ский манер». Образец такого кружева 1880-х гг., опубликованный в книге С. А. Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы», позволяет говорить о действительно оригинальном орнаменте и технологии плетения [7; табл. LXI, рис. 2]. По прозрачному тюлевому фону разбросаны цветы на гибких ветвях с крупными листьями - так называемая «балахонская роза» [8; с. 21-23]. Аналогии таким изображениям цветов в местном искусстве можно найти в городецкой росписи на прялочных донцах, в пышном узорочье золотного шитья. Этот цветок - один из распространенных в Поволжье мотивов декоративного искусства. Роза была пожеланием счастья, любви, удачного замужества. В свадебных песнях Поволжья невесту сравнивают с розой, а жених выбирает невесту, «сорывая с розы розовый цветок» [9; с. 72].
Свои розы - в балахнинском кружеве. Плотные лепестки в кружевных мотивах упруго топорщатся вокруг ажурной сердцевины цветка. Особо выделяются нарядным силуэтом листья, заполненные разнообразными ажурными решетками. Гибкие веточки как будто усеяны каплями росы. Не менее своеобразна технология плетения больших предметов по частям, с незаметным соединением частей по диагонали.
В ХХ в. балахнинские кружевницы сохранили и технологию плетения, и стиль изящного растительного орнамента, хотя и несколько упростили его элементы. В косынке В. И. Быковой, как и в образцах XIX в., разные по конфигурации и ширине фрагменты продуманно соединяются в цельную композицию с крупным центральным мотивом и нарядной каймой. Только швы, соединяющие эти части, видны более отчетливо, что, вместе с тем, лучше помогает понять точно рассчитанную композиционную схему этой косынки. Так же, как и в старинных изделиях, край косынки подчеркнут цепью овалов, как бусины, окаймляющих округлые фестоны. Изящные веточки с перистыми листьями каймой расположены вдоль сторон косынки.
В центре косынки крупный мотив из тех же цветов дополняется условно изображенными гроздьями винограда. В старину
такие «виноградные» косынки высоко ценились. Виноград в народном искусстве нижегородцев всегда играл особую роль: этот мотив украшал не только золотошвейные платки, душегреи, головные уборы, четко выделяясь на фоне атласа и бархата, но и карнизные доски и наличники домов, входил в резной убор деревянных судов, плававших по Волге.
Варвара Ивановна Быкова часто и охотно плела именно косынки с такими узорами. В них сохранены старинные технологии местного кружева, излюбленные нижегородцами орнаменты, очевидна глубокая связь с традициями народной культуры края.
Встречаясь с хохломскими мастерами из Ковернинского района, Батажкова также пополнила свое собрание работами ведущих мастеров. На донышке круглой чашки, украшенной традиционным мотивом «пряника», выполнена авторская надпись: «Валентине Николаевне на добрую память от О. П. Лушиной. 1976 г. Сёмино». Ольга Павловна Лушина - одна из выдающихся художниц хохломской росписи, лауреат Государственной премии России, в те годы работала главным художником объединения «Хох-ломской художник».
В статье «О народных промыслах Горьковской области» В. Н. Батажкова пишет о самобытном мастере С. П. Веселове, о его оригинальной живописной манере и необычных изобразительных мотивах, среди которых был и портрет старого мастера С. С. Юзи-кова - учителя Веселова. С. П. Веселов подарил В. Н. Батажковой несколько работ, среди которых и удивительный пример того, как свободно художник владеет арсеналом художественных средств: небольшая стеклянная бутылка, тулово которой покрыто глухой черной краской, и по этому фону выполнена великолепная роспись с изображением петуха и нарядной изгибающейся ветки (См. илл. а на с. XLИ). Точно нанесенные мазки красной и серовато-зеленой краски, составляющие изображения, дополняются миниатюрными ярко-желтыми точками, то как бы нанизанными на усики травки, то разбросанными по фону. Роспись дополнена надписью: «Пей да разумей (1975 г.) Веселов С. П.», которая, как было характерно для творчества Веселова, органично входит в композицию ор-
намента и то же время является своеобразным намеком на саму форму предмета - бутылки.
Сейчас не представляется возможным узнать, где и у кого были приобретены три северодвинские прялки. Они выполнены, по-видимому, в конце XIX - начале XX в. мастерами из с. Борок Шенкурского уезда Архангельской губернии. Прялки хорошей сохранности, хотя, как это нередко бывает с прялками в частных собраниях, у них отпилены донца. По манере письма, характерным сценам, изображению деталей можно предположить, что одна из этих прялок расписана мастером из семьи Амосовых, возможно, П. М. Амосовой (См. илл. на с. XL). Другая (См. илл. на с. XLI). может принадлежать мастеру Н. М. Амосову. (Атрибуция прялок проведена научным сотрудником Отдела народного искусства Д. С. На-цевской.) Почти все члены семьи Амосовых были связаны с художественной традицией мастеров-старообрядцев, книжных писцов, обучавшихся в скитах. Эти прялки могут раскрыть новые страницы истории искусства северодвинских мастеров и заслуживают специального исследования.
В обширном собрании современного фарфора Гжели представлены ведущие художники конца XX в.: Т. С. Дунашова, А. Н. Федотов, В. И. Авдонин и многие другие. Состав этого раздела собрания почти не отличается от коллекции Гжели в Русском музее и вполне отражает высокий уровень искусства этого времени. В. Н. Батажко-ва бывала в Гжели, знакома со многими художниками, среди которых Ю. И. Петлина - одна из ярких фигур современной майолики Гжели, лауреат Государственной премии РФ. Кружка «Памяти Гу-сятникова» - своеобразная дань памяти старых гжельских мастеров, в конце ХУШ в. создававших небольшие частные заводы в Гжели. Одним из таких мастеров, имя которого сохранилось в истории народного искусства, был Н. С. Гусятников, сделавший пространную надпись на майоликовой кружке: «1786 году месяца января 13 дня писал сию кружку Никифоръ Семеновъ сынъ Гусятниковъ Аминь». Ю. Петлина повторила форму массивной, толстостенной кружки, схему орнаментального декора, включила в него посвящение старому мастеру: «1786. Никифору Семеновичу Гусятникову эту круж-
ку посвящаю (1986) сделала Петлина Ю.» (См. илл. б) на с. XLII). Эта кружка, помимо своей собственно художественной ценности, давала прекрасную возможность наглядно показать студентам, что такое преемственность художественной традиции.
Как преподаватель со сложившейся методикой, В. Н. Батаж-кова строила свое собрание произведений народного искусства отчасти с практической целью создания собственной иллюстративной базы, но в то же время в коллекции отчетливо виден ее взыскательный вкус, проявившийся в выборе вещей, обладающих высокими художественными достоинствами, и интерес к самым разным видам искусства.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Певчая птица ДНИ, наша Батажкова. Aug. 31st. 2008. URL: http:// Krauska.livejournal.com / 20483.html.
2. Отчет о работе Государственного Русского музея. 2005. СПб.: Palace Editions, 2006.
3. Батажкова В. Н. О народных промыслах Горьковской области // Проблемы развития советского искусства и искусства народов СССР. Вып. VII. Л., 1977. С. 52-59.
4. Металл и кружево. Каталог выставки произведений мастеров народного искусства РСФСР. М, 1978. 24 с.
5. Крестьянинова Л. Ф. Балахнинские кружевницы // Народные мастера. Вып. 1. М., 1995. С. 152-157.
6. Ведерникова Л. В. Балахнинское кружево. Н.-Новгород, 2008. 144 с.
7. Давыдова С. А. Русское кружево и русские кружевницы. СПб., 1892. 162 с.
8. Сорокина М. А. «Балахонская роза» //Коклюшечное кружево. 2009. № 2(7). С. 21-23.
9. Емельянова Т. И. Городецкая роспись на прялках // Народное искусство. Материалы и исследования. Вып. I . СПб., Рalace Editions, 1995. С. 67-79.