Научная статья на тему 'Собрание Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин»'

Собрание Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

132
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ледокол-музей «Красин» / музеефикация ледокола / докование музейного судна / музейные собрания / проблемы фондового хранения / Icebreaker Krassin / museum collections / the museumification of the icebreaker / the vessel’s docking / problems of funds preservation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емелина Маргарита Александровна

Статья посвящена характеристике фондовых коллекций ледокола-музея «Красин» – Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге. Даётся краткий обзор музеефикации судна, описывается специфика хранения экспонатов и фондовых предметов на борту музейного судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collections of the Branch of the World Ocean Museum in St. Petersburg “Icebreaker Krassin”

The article is devoted to the collections of the museum-icebreaker Krassin, which is a branch of the World Ocean Museum in St. Petersburg. The author gives a brief overview of the vessel’s preservation and describes the specifics for the storage of the exhibits and the fund items on board of the museum.

Текст научной работы на тему «Собрание Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин»»

ЕМЕЛИНА М. А.

Собрание Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол «Красин»

M. A. EMELINA

Collections of the Branch of the World Ocean Museum in St. Petersburg "Icebreaker Krassin"

Сведения об авторе:

Емелина Маргарита Александровна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа (Санкт-Петербург) mritaemelina@gmail.com Author:

Emelina Margarita Alexandrovna, PhD in History, Leading Researcher of the Military Wstory Centre of the North-West Federal district (St. Petersburg) mritaemelina@gmail.com

Аннотация:

Статья посвящена характеристике фондовых коллекций ледокола-музея «Красин» - Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге. Даётся краткий обзор музеефикации судна, описывается специфика хранения экспонатов и фондовых предметов на борту музейного судна1. Abstract:

The article is devoted to the collections of the museum-icebreaker Krassin, which is a branch of the World Ocean Museum in St. Petersburg. The author gives a brief overview of the vessel's preservation and describes the specifics for the storage of the exhibits and the fund items on board of the museum.

Ключевые слова:

Ледокол-музей «Красин», музеефикация ледокола, докование музейного судна, музейные собрания, проблемы фондового хранения.

1 Выражаю искреннюю признательность за помощь в написании статьи коллегам -сотрудникам ледокола-музея «Красин»: хранителю фондов Наталье Валентиновне Федотовой и специалисту по учёту и хранению Юлии Олеговне Ревягиной.

Keywords:

Icebreaker Krassin, museum collections, the museumification of the icebreaker, the vessel's docking, problems of funds preservation.

В 2017 г. исполнилось 100 лет одному из легендарных арктических судов - ледоколу «Красин», который по праву является символом истории исследования и освоения Арктики. Ледокол ошвартован в центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив главного корпуса Горного университета и является флагманом флотилии исторических кораблей и судов Музея Мирового океана. В его судьбе отразилась история России XX - начала XXI в.: революция 1917 г. и Гражданская война, события Первой и Второй мировых войн, эпоха триумфального освоения Арктики, время научных исследований 2-й половины ХХ в., период «перестройки» и гласности, становления новой российской истории. «Красин» был не только ледоколом, ведущим караваны судов, но и воином, исследователем, и наконец, музеем1.

Ледокол «Красин» (до 19 ноября 1927 г. «Святогор») был построен в 1916 г. по заказу российского правительства в Ньюкасле, Великобритания (заложен 03.02.1916, спущен на воду 16.08.1916, вступил в строй 31.03.1917). Сейчас «Красин» является старейшим в мире арктическим линейным ледоколом на плаву, единственным сохранившимся в России судном - участником полярных конвоев в годы Второй мировой войны. Сохранились уникальная паровая машина и паровые котлы судна (правда, они нуждаются в капитальном ремонте).

Следует сказать несколько слов об истории музеефикации судна. Последний рейс «Красина» в качестве НИС состоялся в декабре 1989 г. (из Ленинграда по Финскому заливу), а как судна,

1 Об истории судна см. подробнее: Дремлюг В. В., Филин П. А., Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики // Север России в военно-морском и экономическом отношениях // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 6. Кн. 2. СПб., 2013. С. 203-260; Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин». История в фотографиях. М., 2016; Емелина М. А., Савинов М. А. Ледокол «Красин» - лидер Третьего арктического конвоя // Полярные чтения на ледоколе «Красин» - 2015. Арктика в годы Великой Отечественной войны. Материалы международной научной конференции, 29-30 апреля 2015 г. М., 2016. С. 59-70; Емелина М. А., Филин П. А. К 100-летию ледокола «Святогор» / «Красин»: первые годы // Российские полярные исследования. Информационно-аналитический сборник. 2017. № 1. С. 44-46; Кузнецов Н. А. (при участии О. А. Золотарёва, М. А. Емелиной, П. А. Филина) Ледокол «Красин». Славная судьба «Святогора» / Приложение к журналу «Моделист-конструктор» // Морская коллекция. 2013. № 7.

принадлежавшего Международному фонду истории науки, в ноябре - декабре 1990 г. (из Ленинграда с заходом в европейские порты с предоставлением жителям иностранных государств возможности подниматься на борт судна и осматривать его). Затем фонд столкнулся с финансовыми трудностями и в мае 1991 г. заключил договор о продаже ледокола-ветерана совместному предприятию «Техимекс». Эта фирма собиралась отдать судно в бербоут-чартер Внешнеэкономической ассоциации «Меркурий», транспортировав в США. Передача в аренду сроком на 10 лет была оформлена 16 июля 1991 г. Эта сделка могла означать, что Россия потеряет судно безвозвратно. Экипаж обратился к Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину и мэру Санкт-Петербурга А. А. Собчаку. Был организован Комитет защиты «Красина» от попыток его продажи за границу и сохранения как исторической реликвии (осень 1991 г.). Комитет по культуре мэрии Санкт-Петербурга направил иск в городской суд о правомочности сделки по передаче ледокола-ветерана в аренду.

После общественной борьбы Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1992 г. № 116 «Красин» был признан памятником истории государственного значения. 17 апреля того же года Санкт-Петербургский городской суд вынес решение о расторжении сделки об аренде-продаже ледокола. Верховный суд РФ согласился с этим решением. «Красин» остался в России, превратился в государственное предприятие (30 июля 1992 г.) и стал собственностью Санкт-Петербурга. На основе Постановления Совета министров СССР от 15 августа 1992 г. № 850 судно начало свою работу в качестве музея. Но его директора, несмотря на многочисленные попытки, так и не добились достойного финансирования, необходимого для его сохранения. Ледокол тихо умирал. В мае 1994 г. он был переведён на Канонерский завод для оценки технического состояния и проведения ремонтных работ. А 16 мая 1996 г. «Красин» был зарегистрирован во Всероссийском реестре музеев.

По завершении ремонта в мае 1999 г. «Красин» был ошвартован на набережной Лейтенанта Шмидта, напротив Горного института. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 527 он являлся памятником федерального значения. Благодаря общественности снова стал подниматься вопрос о поисках организации, способной развивать и сохранять должным образом судно-музей. 10 февраля 2004 г., после многочисленных переговоров, было принято решение о передаче ледокола «Красин» на баланс Музея

Мирового океана Министерства культуры России, который обладает опытом сохранения исторических судов, формируя в Калининграде единственную в России набережную исторического флота. Таким образом, судно «Красин» является филиалом калининградского Музея Мирового океана1.

Ледокол-музей «Красин» относится к классу комплексных морских музеев - представляющее историческую ценность судно, на котором размещена экспозиция. Судно, в свою очередь, является объектом показа и своеобразной экспозицией (рис. 1). Суда-музеи (корабли-музеи) объединяют в себе два профиля: исторический и технический (музейная экспозиция раскрывает историю корабля, но само судно - памятник техники). Воздействие на посетителя подлинных судовых артефактов усиливается за счёт музейных предметов, органично вписанных в корабельное пространство, являющееся в то же время выставочным.

На борту ледокола-музея ведётся научно-фондовая работа по нескольким направлениям. Начало формирования коллекций совпало с первым периодом музеефикации судна. На момент передачи судна в ведение Музея Мирового океана основной фонд составлял 511 ед. хр., научно-вспомогательный - 527 ед. хр.2 На момент середины 2017 г. структура коллекций ледокола-музея выглядит следующим образом:

• Сам ледокол и его действующие механизмы, устройства, приборы.

• Основной фонд - более 3000 ед. хр.

• Вспомогательный фонд - около 900 ед. хр.

• Технический архив - свыше 9000 ед. хр.

• Научный архив - около 1200 ед. хр.

• Библиотека - около 3000 ед. хр.3

Ледокол - памятник истории судостроения 1-й половины ХХ в., в котором воплощены особенности всех значительных этапов

1 См. Свидетельство о праве собственности на судно, выданное 19 мая 2004 г. МФ-11 № 005206.

2 Филин П. А., Емелина М. А., Савинов М. А., Федотова Н. В. Музей «Ледокол "Красин"»: опыт, проблемы и перспективы фондовой и экспозиционно-выставочной работы // Сохранение морского наследия в музеях России. Материалы VI Международной научно-практической конференции (Калининград, 8-12 октября 2012 г.). Калининград, 2012. С. 171.

3 Рядом с каждым количественным показателем указано «около» - в соответствии с планом работы музея на год коллекции ежеквартально увеличиваются. Поэтому было принято решение указать усреднённые цифры на середину 2017 г.

Рис. 1. Ледокол-музей «Красин». 30 апреля 2017 г.

истории ледоколостроения. Отметим, что «Красин» имеет клёпаный корпус бочкообразной формы. На обшивке корпуса судна выбиты знаки грузовой марки. «Красин» обладает действующей поршневой паровой машиной трёхкратного расширения (ЦВД - 730 мм, ЦСД - 1180 мм, ЦНД - 1900 мм, мощность - 3800 л. с.) типа «Стефен-сон» производства завода «Оттензенер Эйзенверк Вилли Х. Шликер» (г. Гамбург-Альтона, ФРГ) 1957 г. Машина картерная: все её движущиеся детали укрыты сплошным корпусом (рис. 2). В 2016 г. несколько панелей картера были временно заменены на панели из прочного оргстекла для удобства осмотра. В двух котельных отделениях сохранились автоматические водотрубные котлы типа «Вагнер» конструкции ФЕБ «Дампфкессельбау Хоэнтурм» (1958) с поверхностью нагрева 387 м2 (весом 118 т каждый, требуют капитального ремонта)1. В рабочем состоянии находятся большинство вспомогательных механизмов (насосы, гидрофоры, дизель-генератор и т. д.), навигационные и радиосистемы (считаются устаревшими в соответствии с современными правилами мореплавания). Всё вышеперечисленное позволяет считать ледокол-музей «Красин» судном, обладающим весьма значительным и разносторонним культурно-историческим потенциалом, единственным в своём роде, т. к. судно остаётся на плаву.

Самой сложной и в то же время самой необходимой мерой в деле сохранения ледокола как объекта культурного наследия и памятника науки и техники является его докование. Судно даже на стоянке у причальной стенки подвержено действию различных сил, вызывающих ускоренный износ его конструктивных элементов (прежде всего корпуса). Докование «Красина» было успешно осуществлено осенью 2014 г. Основными задачами доково-корпусного ремонта ледокола-музея стали очистка и обследование корпуса, его многоступенчатая покраска, очистка и покраска надстроек судна. Важными составляющими докования также стали обследование и очистка балластных и дифферентных танков от ржавчины, контроль и ремонт клапанов, донно-забортной арматуры, осмотр и ремонт винто-рулевой группы, контроль гребных и дейдвудных устройств, проведение испытаний механизмов жизнеобеспечения ледокола2.

1 Кожевников И. В. Паровые машины ледокола-музея «Красин» и крейсера «Аврора»: опыт сравнительной характеристики // Эра пароходов. История парового судоходства и судостроения. К 200-летию первого русского парохода и 100-летию ледокола «Красин». СПб., 2017. С. 374-383.

2 Петров А. В., Крамчанинов Н. А., Емелина М. А. Ледокол-музей «Красин»: опыт докования // Проблемы изучения и сохранения морского наследия: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 7-11 апреля 2015 г. Калининград, 2016. С. 72-75.

Рис. 2. Машинное отделение «Красина»

В настоящее время ледокол «Красин» имеет статус судна в «отстое», ежегодно проходит освидетельствование в Российском морском регистре судоходства и представляет собой пароход со всеми формально работающими механизмами (большая часть из которых требует капитального ремонта). Часть их функционирует для целей жизнеобеспечения музея (электричество, паровое отопление с берега, системы обеспечения безопасности, ряд других систем), часть может использоваться для демонстрации, ряд механизмов в зависимости от целей могут быть законсервированы или при определённых условиях введены в действие.

На данный момент судно и его механизмы не включены в состав музейного фонда, но, т. к. «Красин» является памятником культурного наследия федерального значения, все работы на судне проходят согласование с Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга и не могут искажать облик корабля.

На судне для посетителя интересны прежде всего интерьеры ледокола-музея (каюты, рулевая рубка, штурманская и т. д.). В данных пространствах ещё в 1990-х гг. была проведена музеефикация помещений, здесь сохраняются интерьеры 1960-х гг. Следует упомянуть о сложности научно-экспозиционной работы на борту ледокола-музея из-за небольших объёмов экспозиционных помещений, проведения регламентных судовых работ, ограниченного применения современных методов экспонирования при оформлении экспозиций из-за первоочередной задачи сохранения интерьеров судна (само выставочное пространство представляет собой музейный подлинник).

Фондовое собрание ледокола-музея структурно входит в состав фондов Музея Мирового океана и представляет целостное собрание, отражающее историко-культурную специфику филиала. В середине 2000-х гг. была разработана концепция фондового комплектования филиала, определены направления собирательской работы и основные источники пополнения коллекций. Началась и продолжается в наши дни работа с ветеранскими организациями, антикварными магазинами, кра-синцами и их наследниками. Источниками формирования коллекций являются дары (дарителями прежде всего выступают лица, чья судьба была связана с ледоколом или с работой в Арктике) и закупки (средства на них выделяются из федерального бюджета). Ядром основного фонда музея «Ледокол «Красин» являются предметы, собранные по следующим направлениям: история ледокола «Красин»; история ледокольного флота России; страницы истории освоения Российской Арктики.

и

У.

Лл . /¿¿ам (¿¿чп^л'-з

Мо ЛЫ1 г см* (¿ФИ) с

-(фли^УЬ О'И',

^ИД СлЛ^- О Сллл^уУи СУЪ Сй ТмПЛ'-Л ¿А*.

ИЛ-М^л- С■/^ЛьЯлуЬгЪьъ Оь 'Злъь^ОЛъ Са) ¿и/Ац

А^г-ир^л&и-щ. С-ААХ-ЛС*^. ЪуО -ЬигИ'ЬАлЛ^«-» .-й» $ ц Ац/льЬи*. гЬМЦгьГ'

З^.-кЙ Л^УЪ (УЬ

'-Иммл-йХ-^Ч«пГ Ш-ОилЯь^ъ Г71 <->"-_'•'.

Рис. 3. Текст телеграммы Л. Л. Брейтфуса в Комиссариат иностранных дел. 20 июня 1920 г.1

Рис. 4. Плакат «С "Красиным" в Страну холодного солнца». Франция, Париж. 1928 г.2

1 Основной фонд Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - «Ледокол «Красин» (далее - ЛК ММО). № 182. Размер: 17,4х21,6 см.

2 Там же. № 265. Размер плаката: 78х56 см.

Основные коллекции музея: фалеристика и нумизматика, фотографии, слайды и негативы, филателия и филокартия, печатные источники (книги, периодика, печатная продукция), вещевой фонд (предметы, имеющие непосредственное отношение к судну или членам экипажа), произведения живописи, графики и скульптуры, документы, приборы и оборудование. На борту также есть небольшая коллекция геологических экспонатов и предметов декоративно-прикладного искусства, модели судов.

В фондовом собрании не выделяются личные фонды красин-цев, но такие коллекции есть и продолжают собираться. Особенно ценными являются коллекции фотографий и документов участников походов ледокола «Красин», среди которых наибольший интерес представляют предметы, связанные с походом «Святогора» в Карское море на спасение ледокольного парохода «Соловей Бу-димирович» (рис. 3), автографы, фотоснимки, личные вещи и т. д. членов экспедиции по спасению У. Нобиле (Р. Л. Самойловича, П. Ю. Ораса, Э. Л. Миндлина и др.), капитанов ледокола (Ю. С. Ку-чиева, Б. Н. Макарова, Р. Р. Гайдовского). Домашние архивы были переданы на борт ледокола-музея потомками механиков Б. П. Ди-митриченко, П. П. Чукура и Л. И. Шайдаюка, электрика М. М. Ке-вамеса, кочерага М. М. Горского, радистов В. Э. Любке, Е. Красса и Ю. Р. Лихоманова, художника А. А. Вахрамеева (зарисовщика берегов в экспедиции 1935 г.) и др.

Большой интерес представляют документы, связанные с походами и деятельностью ледокола, - вахтенные журналы, рейсовые донесения, судовые роли и т. д. Постоянно пополняется коллекция редких фотографий и изображений «Красина» (рис. 4) и других советских ледоколов, фотопортретов участников арктических экспедиций. Помимо материалов, так или иначе связанных с работой «Красина», в основном фонде музея собираются фарфор полярной тематики, живопись по двум направлениям (портреты выдающихся полярников и капитанов, работы художников-маринистов Петербурга), личные вещи и документы участников полярных конвоев. В основном фонде ледокола-музея также собираются редкие книги и материалы периодики 1920-50-х гг., посвящённые истории освоения Арктики.

Регулярно пополняются коллекции штурманских и навигационных приборов, собрания полярной филателии, филокартии и фалеристики. В филателистической коллекции представлены марки, почтовые карточки и художественные конверты на полярные сюжеты (в т. ч. с оттисками почтовых штемпелей ледоколов). Среди почтовых

Рис. 5. Конверт «Отстоим и защитим ветерана ледокольного флота России - ледокол "Красин"». По рис. художника В. Н. Обыдёнова. 1991 г.1

Рис. 6. Рукописная карта «Экспедиция "Святогора" в Карское море». 1920 г.2

1 ЛК ММО. № 1245/10.

2 Там же. № 151. Размер: 71х30 см.

конвертов, связанных с историей «Красина», особое место занимают конверты с рисунками петербургского филателиста В. Н. Обы-дёнова, выпущенные в 1991 (рис. 5) и 1993 гг.1 Последние приобретения 2017 г. - филателия, связанная со 100-летием «Красина». В 2011 г. в музей поступила часть обширной фалеристической коллекции Э. Л. Петрова (главного конструктора ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова в 1960-70-е гг.). Собрание Э. Л. Петрова состоит из 286 значков, связанных с историей отечественного ледокольного флота. Формируется собрание полярной нумизматики, включающее памятные монеты, сюжеты которых связаны с освоением Севера, ледокольным флотом, животным миром Арктики.

Среди уникальных экспонатов следует назвать пианино с ледокола «Ермак», карту спасательной экспедиции ледокола «Святогор» 1920 г. (рис. 6), небольшой фрагмент обшивки дирижабля «Италия» (рис. 7), книги, материалы периодики, открытки и документы 1928 г., связанные с ледовым походом «Красина» (рис. 8), рейсовые донесения капитана М. Г. Маркова 1941-1942 гг., акварель с изображением ледокола «Красин» работы известного советского художника В. П. Курдова (1905-1989) (рис. 9) и картины известного современного петербургского художника-мариниста С. В. Пена (род. в 1952 г.). В 2011 г. в музей была передана часть лопасти винта самолёта ЮГ-1, хранившаяся в семье итальянского аэронавта Ф. Цаппи - участника экспедиции У Нобиле, спасённого красинцами в 1928 г.

22 марта 2013 г. у борта ледокола-музея был торжественно открыт небольшой павильон, в котором выставлен отреставрирова-ный дорожный роллер, поднятый с потопленного в марте 1945 г. американского транспорта «Томас Дональдсон». Этот экспонат стал символом участия ледокола «Красин» в полярных конвоях и свидетельством того, что в годы войны перед судами ледового класса стояла непростая задача охраны арктических коммуникаций от врага (рис. 10).

Среди предметов основного фонда также выделяются два собрания. Большая часть предметов этих коллекций в то же время является экспонатами в особом выставочном пространстве - каюте на жилой палубе ледокола-музея. Речь идёт о мемориальной каюте Виктора Конецкого (открыта для посетителей 27 октября 2010 г.; представлены

1 Приобретение конверта в 1991 г. символизировало поддержку экипажа судна и общественности города, выступивших против продажи судна за рубеж; незначительные средства шли на поддержание систем жизнеобеспечения легендарного ледокола. В 1993 г. конверты выпускались с целью сбора средств на содержание судна-музея.

1 ЛК ММО. № 867. На фрагменте обшивки - автограф: «Этот кусок оболочки дирижабля "Италия" был мною подобран на месте его аварии на сев. широте 80°38'5" и вост. долготе 29°12' 12/У11 1928 г. на льдине лагеря Нобиле через час после того, как ледокол "Красин" остановился у дрейфующей льдины с 5 остававшимися на ней членами экипажа "Италия". Участник спасательной арктической экспедиции на ледоколе "Красин" Эм. Миндлин. Москва, 8/1У 1969 г.». Размер фрагмента оболочки: 38х55 см.

2 Там же. № 167. Размер газеты: 47х32,2 см.

личные вещи, документы и книги писателя-моряка, переданные в музей Т. В. Акуловой-Конецкой, вдовой писателя) и каюте Морской арктической комплексной экспедиции (открыта 15 июня 2011 г.; представлены находки и предметы, свидетельствующие о деятельности МАКЭ).

Научно-вспомогательный фонд ледокола-музея невелик, его составляют предметы, выполняющие вспомогательную функцию при изучении и использовании музейных предметов основного фонда (это, например, копии фотографий, бланки судовой документации и т. д.). В Техническом архиве ледокола-музея хранится объёмный комплекс технической документации ледокола «Красин», большую часть которого составляют немецкие чертежи судна периода его реконструкции (1954-1960), чертежи отдельных механизмов более позднего времени. Сохранилась также подборка документов, связанная с первым проектом модернизации судна (1953)1. После докования судна в 2014 г. технический архив пополнился также материалами, связанными с выполненными тогда работами.

Научный архив ледокола-музея регулярно пополняется документами, фотографиями, дисками с материалами, свидетельствующими о работе филиала. Библиотека на «Красине» комплектуется в основном за счёт даров, её деятельность направлена на обслуживание сотрудников музея. В ней собраны издания по истории ледокольного флота и освоению Арктики, краеведческая литература, посвящённая Петербургу, книги по музейному делу, издания технической направленности. Предметы библиотечного собрания регулярно используются на временных выставках.

Таким образом, обзор фондов ледокола-музея «Красин» показывает, что здесь комплектуются коллекции, документирующие прежде всего историю деятельности самого ледокола «Красин» и (в некоторой степени) историю ледокольного флота и полярных исследований.

Необходимо сказать о проблемах фондового хранения. Все структурные подразделения музея (администрация, фонды, постоянные и временные экспозиции, технические зоны) находятся на борту судна. Фонды, архивы и библиотека располагаются в переоборудованных каютах (главным образом на жилой палубе). Эти помещения невелики, поэтому музей испытывает недостаток фондовых площадей: по данным на конец 2010 г., при общей площади судна

1 См. подробнее: Емелина М. А. Некоторые аспекты модернизации ледокола «Красин» // Полярные чтения на ледоколе «Красин» 2013-2014. М., 2015. С. 175-183.

Рис. 10. Каток марки Austin-Western Cadet Roller (изготовлен в 1944 г.) в уличном павильоне у борта ледокола-музея «Красин». 22 марта 2013 г.

1 ЛК ММО. № 192. Размер: 29x40,6 см.

5574 м2 экспозиционная площадь составляла 545,47 м2, фондовые каюты занимали 78,9 м2, а библиотека - 10 м2; только в 2017 г. фондовое пространство увеличилось на 5 м2 вследствие передачи ещё одной каюты под хранение. Это накладывает существенные ограничения на размеры собираемых предметов.

Ведётся дальнейшая музеефикация ледокола «Красин» - сохранение ледокола как объекта культурного наследия, как важнейшего «документа», отражающего историю советской эпохи, историю арктических исследований. «Красин» обладает возможностями для дальнейшего расширения экспозиций - речь идёт о показе оригинальных интерьеров на борту музейного ледокола и поиске баланса между судном и выставками, которые в ряде случаев могут и закрывать оригинальное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.