Научная статья на тему 'Соборное сознание в работах кн. С.Н. Трубецкого'

Соборное сознание в работах кн. С.Н. Трубецкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / единение / единство личности / истина / опыт предков / соборность / сознание / социум / чувства / interaction / unity / unity of personality / truth / ancestral experience / conciliarity / consciousness / society / feelings

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Доронина В.С.

В статье исследуется подход отечественного философа С.Н. Трубецкого к сознанию личности и к роли в этом процессе социума. Размышляя о сознании человека, Трубецкой пришел к интересным выводам о роли предков, семейных ценностей и языка в личности каждого человека. Опираясь на понятие Истины, чувственности, социума и, учитывая роль церкви и Бога, он вывел понятие соборности сознания, под которым понимал общность, духовное единение. В данной работе автором предпринята попытка проанализировать основные гносеологические корни, которые позволили Трубецкому сформулировать идею соборности сознания. Показаны истоки идеи С.Н. Трубецкого и их актуальность для современных исследователей в области личности и социума. Поскольку в настоящее время много внимания уделяется русской идентичности и необходимости обращения к традиционным ценностям, духовному опыту, идея соборности сознания, которую разрабатывал С.Н. Трубецкой приобретает особый смысл. Автором данной статьи сделан вывод о том, что именно соборность позволяет любому человеку жить в обществе, взаимодействовать с людьми и самосовершенствоваться как личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conciliar consciousness in the works of S.N. Trubetskoy

The article examines the approach of the Russian philosopher S.N. Trubetskoy to self-awareness of the individual and the role of society in this process. Reflecting on human consciousness, Trubetskoy came to interesting conclusions about the role of ancestors, family values and language in the personality of each person. Based on the concepts of Truth, sensuality, society and, taking into account the role of the church and God, he derived the concept of conciliarity of consciousness, which he understood as community, spiritual unity. In this work, the author attempts to analyze the main epistemological roots that allowed Trubetskoy to formulate the idea of conciliarity of consciousness. The origins of S.N. Trubetskoy’s idea and their relevance for modern researchers in the field of personality and society are shown. Since much attention is currently being paid to Russian identity and the need to turn to traditional values and spiritual experience, the idea of conciliarity of consciousness, which was developed by S.N. Trubetskoy, acquires a special meaning. The author of this article concludes that it is conciliarity that allows anyone to live in society, interact with people and improve themselves as individuals.

Текст научной работы на тему «Соборное сознание в работах кн. С.Н. Трубецкого»

Доронина В.С.

Аспирант. Казанский Федеральный (Поволжский) университет, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций.

Соборное сознание в работах кн. С.Н. Трубецкого*

Аннотация. В статье исследуется подход отечественного философа С.Н. Трубецкого к сознанию личности и к роли в этом процессе социума. Размышляя о сознании человека, Трубецкой пришел к интересным выводам о роли предков, семейных ценностей и языка в личности каждого человека. Опираясь на понятие Истины, чувственности, социума и, учитывая роль церкви и Бога, он вывел понятие соборности сознания, под которым понимал общность, духовное единение. В данной работе автором предпринята попытка проанализировать основные гносеологические корни, которые позволили Трубецкому сформулировать идею соборности сознания. Показаны истоки идеи С.Н. Трубецкого и их актуальность для современных исследователей в области личности и социума. Поскольку в настоящее время много внимания уделяется русской идентичности и необходимости обращения к традиционным ценностям, духовному опыту, идея соборности сознания, которую разрабатывал С.Н. Трубецкой приобретает особый смысл. Автором данной статьи сделан вывод о том, что именно соборность позволяет любому человеку жить в обществе, взаимодействовать с людьми и самосовершенствоваться как личности.

Ключевые слова: взаимодействие, единение, единство личности, истина, опыт предков, соборность, сознание, социум, чувства.

Doronina V.S.

Graduate student. Kazan (Volga region) Federal University, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications.

Conciliar consciousness in the works of S.N. Trubetskoy

Abstract. The article examines the approach of the Russian philosopher S.N. Trubetskoy to self-awareness of the individual and the role of society in this process. Reflecting on human consciousness, Trubetskoy came to interesting conclusions about the role of ancestors, family values and language in the personality of each person. Based on the concepts of Truth, sensuality, society and, taking into account the role of the church and God, he derived the concept of conciliarity of consciousness, which he understood as community, spiritual unity. In this work, the author attempts to analyze the main epistemological roots that allowed Trubetskoy to formulate the idea of conciliarity of consciousness. The origins of S.N. Trubetskoy's idea and their relevance for modern researchers in the field of personality and society are shown. Since much attention is currently being paid to Russian identity and the need to turn to traditional values and spiritual experience, the idea of conciliarity of consciousness, which was developed by S.N. Trubetskoy, acquires a special meaning. The author of this article concludes that it is conciliarity that allows anyone to live in society, interact with people and improve themselves as individuals.

* © Доронина B.C., 2023.

Соборное сознание в работах кн. С.Н. Трубецкого

Key words: interaction, unity, unity of personality, truth, ancestral experience, conciliarity, consciousness, society, feelings.

Вопрос о человеческом сознании, единстве личности и соотношении с социумом, актуален для философов всех времен, начиная с античности. Большой вклад в рассмотрение данного вопроса, причем с новой точки зрения, внес отечественный мыслитель Сергей Николаевич Трубецкой, написав в конце XIX - начале XX века свое размышление «О природе человеческого сознания». Эта работа до сих пор представляет актуальность для исследователей, поскольку в ней философ представил свой ответ на вопрос о природе человеческого сознания и его познавательных способностях. с.н. Трубецкой увлекался работами таких мыслителей, как А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, с которым он дружил. Но самое большое влияние на С.н. Трубецкого и его мировоззрение в числе прочих оказал брат Е.Н. Трубецкой, прекрасно разбиравшийся в вопросах Соборности, Богочеловечества и софийности мира. Именно отсюда Сергей Николаевич подчерпнул идею соборности сознания и развил ее. Это понятие позволило С.Н. Трубецкому связать воедино человека и общество, опыт предыдущих поколений и чувства, испытываемые индивидуум в процессе познания действительности.

В 1889 году в свет вышла первая книга С.Н. Трубецкого «Вопросы философии...», в которой можно было ознакомиться с началом статьи «о природе человеческого сознания». Вторая и третья части были опубликованы в 1890 году и в 1891 году соответственно, т.е. несколько лет ушло у философа

на попытку разрешить кризис европейской философии. В основе кризиса, по мнению Н.А. Червякова, лежат «полярные, несмежные позиции, которые по-разному отвечают на вопрос о единстве личности»1. именно в статье «о природе человеческого сознания» С.Н. Трубецкой вводит понятие «соборное сознание».

Понятие соборности С.Н. Трубецкой заимствовал у своего брата -Е.Н. Трубецкого. Хотя первым понятие соборности сформулировал один из теоретиков славянофильства А.С. Хомяков, и он воспринимал соборность не как человеческую, а как Божественную характеристику2. Сергей Николаевич под соборностью понимает духовное единение, которое выступает синонимом безусловному сознанию3. В свою очередь, безусловное сознание предполагает наличие истины. Таким образом, безусловное сознание представляет собой три составляющих: наличие Истины (она приобщаема и является частью каждого индивидуума), опытный путь, который позволяет познать и передать Истину, и единство людей, для которого важен авторитет соборного сознания.

С.Н. Трубецкой, размышляя о

1 Червяков Н.А. Тождество личности: версии Трубецкого и Лопатина // Финиковый компот 2018. № 13. С. 46-50.

2 Зайцева Т.И. Соборность как альтернатива коллективизму // Идеи и Идеалы. 2017. № 1 (31). Т . 2. С. 73.

3 Доронина В.С. Единство сознания в работе «О природе человеческого сознания» С.Н. Тубецкого / В.С. Доронина. - Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). - Казань: Молодой ученый, 2022. С. 52.

единстве личности, замечает, что память и сознание не идентичны, память способна быть над сознанием. В памяти присутствует не только то, что пережил человек и то, что осталось в его сознании, но и то, что знакомо ему из семейного, родового предания, из языка, а не из личного опыта. «Язык в определенном смысле является таким археологическим аккумулятором коллективного опыта поколений, а память - это феномен не индивидуальный, но соборный в данном понимании»4. один из главных вопросов, сформулированных С.Н. Трубецким, звучит следующим образом: «Как возможно познание объективной, реально существующей природы, если наше сознание субъективно?»5.

Трубецкой сосредоточил свое внимание на разработке в первую очередь важных, на его взгляд, гносеологических корнях. он, пытаясь показать, что человек является не индивидуальным, а соборным существом, выделял несколько гносеологических моментов:

Первое и, наиболее важное утверждение, заключается в том, что в сознании человека содержатся знания, переданные от предков, а не только полученные конкретным человеком в процессе его активной деятельности. На сознание человека оказывают влияние и общество, его стремления и интересы. Но, говоря о соборности, философ подразумевал высокое духовное начало, а не коллективизм, как принцип единения всех людей и подавления личности. При этом, только в обществе, т.е. по мнению Трубецкого «в соборе со всеми», возможно развитие

4 Козырев А. «Соборное сознание» Сергея Трубецкого // URL: https://postnauka.org/vid-eo/25093 (Дата обращения: 11.12.2023).

5 Трубецкой С.Н. О природе человече-

ского сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. — М.: 1994. 816 с.

индивидуального начала. Под фразой «собор со всеми» Трубецкой понимал не буквальное единение и взаимодействие со всеми живущими, т.к. в реальности это невозможно, а именно процесс накопления опыта нынешних и предыдущих поколений, разделение ценностей, обретение знаний, которые были доступны еще предкам.

Второй гносеологический момент связан с тем, что в обществе человек может требовать от других признания своего достоинства. Человек только в обществе может стать объективно признанной самостоятельной личностью. Живя вне социума, он этого достичь не в состоянии. Исходя их этого, можно сделать вывод, что сознание человека социально обусловлено, а не является только родовым продуктом или бессознательным началом.

Третий аспект. С.Н. Трубецкой придерживался принципов философии всеединства. Только вкупе абсолютное бытие и вселенское сознание делают возможным возникновение сознания человеческого, которое, в свою очередь, является потенцией все-единого. В обществе эта потенция реализуется через взаимодействие с разумными существами. «сознание не может быть безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным»6.

из третьего вытекает четвертый гносеологический корень: познание мира человеком возможно потому, что он связан с абсолютным началом. Познание человеком мира, как и его сознание, имеет соборный характер.

6 Колесова И.С. Принцип соборности и проблема религиозного искусства в творчестве С.Н. и Е.Н. Трубецких // Актуальные проблемы культурологии : материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В.И. Колос-ницына, Екатеринбург, 14-15 апреля 2000 г. С. 98-101.

Соборность в данном случае понимается как процесс реализации возможностей, изначально заложенных в человеке. Человек не в состоянии самостоятельно превратить возможность в действительность. Для этого необходим социум, взаимодействие с другими индивидуумами либо взаимодействие с Богом. С.Н. Трубецкой был убежден, что только в церкви возможно «познание универсальной цели человечества»7. С.Н. Трубецкой считал, что вне мысли ничто не может быть мыслимо, и мысль человека может быть истиной и верной только в том случае, если она сознает сущее, в котором уверена, т.е. подкреплена опытом других людей.

Большое внимание, размышляя о соборном сознании, С.Н. Трубецкой уделял чувствам. Он верил, что индивидуальные чувства человека соотносятся с объективными принципами вселенной. Используя органы чувств (зрение, осязание, слух и т.д.) как ключи к замкам, индивидуум познает основные свойства вещей. В результате этого процесса люди получают общее знание о свойствах различных предметов. Никакие личные фантазии не могут становиться знанием, поскольку в них отсутствует соборный опыт других людей. Именно существование общей для всех чувственности Трубецкой считал одним из важнейших доказательств соборного сознания.

Таким образом, С.Н. Трубецкой, полагал, что сознание является общим для всех людей. Человек, используя опыт предков, семейные ценности, свои собственные чувства, с помощью которых он познает действительность, способен познать Истину. Трубецкой

7 Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. — М.: 1994. 816 с.

высказал мысль, что человек особым образом держит внутри себя связь или «собор» со всеми, который помогает ему быть частью социума и помогает жить в социуме. В целом, можно сделать вывод, что благодаря критерию «соборность» выявляется единство людей и понимание Истины. Идея соборности сознания сегодня не теряет своей актуальности, т.к. именно соборность может дать любому человеку правильное понимание социума и принципы взаимодействия между людьми, при этом, позволив человеку не тратить своей духовности.

Впрочем, мысли С.Н. Трубецкого подвергаются и критике. с одной стороны, исследователи отмечают плюсы идеи о том, что в сознании человека присутствует опыт предыдущих поколений, что человек с помощью чувств и опираясь на предыдущий опыт человечества, познает действительность, но с другой стороны, соборное сознание отчасти обозначает только идеал и зачастую речь может идти о коллективизме, когда общее преобладает над личностью, тем самым подавляя ее. согласно первоначальным убеждениям сергея николаевича, соборность должна способствовать расширению личности и должна способствовать ее раскрытию. Только в соборности возможна истинная самореализация человека и актуализация личности.

References

[1] Doronina V.S. The unity of consciousness in the work "On the Nature of Human Consciousness" by S.N. Tubetsky / V.S. Doronina. — Text: direct // Research of young scientists: materials of the XLII International. scientific conf. (Kazan, July 2022). Kazan: Young scientist, 2022. P. 50-53.

[2] Zaitseva T.I. Conciliarity as an alternative to collectivism // Ideas and Ideals. 2017. № 1 (31). Vol. 2. P. 72-79.

[3] Kozyrev A. "Conciliar Consciousness" by Sergei Trubetskoy // URL: https://postnauka.org/vid-eo/25093 (12.11.2023).

[4] Kolesova I.S. The principle of conciliarity and the problem of religious art in the works of S.N. and E.N. Trubetskoy // Current problems of cultural studies: materials of a scientific-practical conference dedicated to the memory of V.I. Kolosnitsyna, Ekaterinburg, April 14-15, 2000. P. 98-101.

[5] Trubetskoy S.N. On the nature of human consciousness // S.N. Trubetskoy. Essays. — M.: 1994. 816 p.

[6] Chervyakov N.A. Personal identity: versions of Trubetskoy and Lopatin // Date compote 2018. № 13. P. 46-50.

Список литературы

[1] Доронина В.С. Единство сознания в работе «О природе человеческого сознания» С.Н. Ту-бецкого / В.С. Доронина. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). Казань: Молодой ученый, 2022. с. 50-53.

[2] Зайцева Т.И. Соборность как альтернатива кол-

лективизму // Идеи и Идеалы.2017. № 1 (31). Т. 2. С. 72-79.

[3] Козырев А. «Соборное сознание» Сергея Трубецкого // URL: https://postnauka.org/ video/25093 (Дата обращения: 11.12.2023).

[4] Колесова И.С. Принцип соборности и проблема религиозного искусства в творчестве С.Н. и E.H. Трубецких // Актуальные проблемы культурологии : материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В.И. Колосницына, Екатеринбург, 14-15 апреля 2000 г. С. 98-101.

[5] Трубецкой С.н. о природе человеческого сознания // С.н. Трубецкой. Сочинения. — М.: 1994. 816 с.

[6] Червяков Н.А. Тождество личности: версии Трубецкого и Лопатина // Финиковый компот 2018. № 13. С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.