Научная статья на тему 'СОБОР СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ КРАСНОЯРСКОЙ ПРОСИЯВШИХ. К ВОПРОСУ ИКОНОГРАФИИ'

СОБОР СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ КРАСНОЯРСКОЙ ПРОСИЯВШИХ. К ВОПРОСУ ИКОНОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Собор Красноярских новомучеников / иконография Соборов / Соборы святых / новопрославленные святые / красноярские иконописцы / современные иконописцы / иконопись ХХI века / икона / канон / стилистика в иконе / живопись Красноярска / Assembly of Krasnoyarsk New Martyrs / iconography of Assembly / Saints’ Assembly / newly-glorified saints / Krasnoyarsk icon-painters / modern icon painters / icon painting of the 21st century / icon / canon / icon stylistics / Krasnoyarsk painting

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коперсак Елена Васильевна

На рубеже XX–XXI вв. список святых Русской Православной Церкви пополнился внушительным количеством имен новомучеников и исповедников, пострадавших в советское время. В связи с этим широко распространилось такое явление, как «Собор святых епархии». Как известно, каждая установленная в Церкви Соборная память святых предполагает почитание, поэтому появляются новые празднования, посвященные Соборам подвижников Русской Православной Церкви в различных регионах страны. А это значит, что именно сейчас зарождаются новые иконографические образы новомучеников и местночтимых святых. Современные иконописцы активно занимаются созданием икон и храмовых росписей, прославляющих новых святых и рассказывающих о мучениях и казнях, которым они подверглись. В 2015 г. был учрежден Собор святых Красноярской митрополии. На сегодняшний день известны лишь три иконы, посвященные Собору Красноярских святых. В статье впервые рассматривается процесс сложения иконографии Собора Красноярских святых в рамках церковного канонического искусства, определяются ее исторические и отчасти богословские аспекты, проанализированы композиционные и стилистические приемы, показана роль символики в раскрытии образа, определена уникальность образного решения, обозначены некоторые проблемы и тенденции развития современной церковной живописи Красноярска. Автор впервые вводит в научный оборот новые имена красноярских мастеров-иконописцев и их произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коперсак Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSEMBLY OF SAINTS OF THE LAND OF KRASNOYARSK. THE ISSUE OF ICONOGRAPHY

At the turn of the 20th — 21st centuries, the list of saints of the Orthodox Church has been replenished with an impressive number of names of new martyrs and confessors of the Soviet period. In this regard, such a phenomenon as an assembly of saints of a diocese has spread widely. As is known, each church-established collective commemoration of saints implies veneration. Due to this, there appear new celebrations of assemblies of saints of the Russian church in various regions of the country. This means that it is right now that the new iconographic images of new martyrs and local saints are emerging. Present-day icon painters actively make icons and church wallpainting which glorify new saints and describe tortures that they suffered. In 2015, the Assembly of saints of Krasnoyarsk region was founded. The article outlines for the first time the development of the iconography of the Assembly of Krasnoyarsk saints in the context of church canonical art. It also describes its historical and theological aspects, analyses the composition and style, shows the role of symbols in unfolding the images, identifies the unique features of the imagery, outlines some problems and trends in the development of Krasnoyarsk church painting. The article makes public for the first time the names of Krasnoyarsk icon-painters and their works.

Текст научной работы на тему «СОБОР СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ КРАСНОЯРСКОЙ ПРОСИЯВШИХ. К ВОПРОСУ ИКОНОГРАФИИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 117-130 БОТ: 10.15382МшгУ202352Л17-130

Коперсак Елена Васильевна, канд. искусствоведения, зам. председателя по научно-творческой работе, региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств

Россия, г. Красноярск a-lissa70@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4588-6856

Собор святых, в земле Красноярской просиявших.

К вопросу иконографии

Аннотация: На рубеже XX—XXI вв. список святых Русской Православной Церкви пополнился внушительным количеством имен новомучеников и исповедников, пострадавших в советское время. В связи с этим широко распространилось такое явление, как «Собор святых епархии». Как известно, каждая установленная в Церкви Соборная память святых предполагает почитание, поэтому появляются новые празднования, посвященные Соборам подвижников Русской Православной Церкви в различных регионах страны. А это значит, что именно сейчас зарождаются новые иконографические образы новомучеников и местночтимых святых. Современные иконописцы активно занимаются созданием икон и храмовых росписей, прославляющих новых святых и рассказывающих о мучениях и казнях, которым они подверглись. В 2015 г. был учрежден Собор святых Красноярской митрополии. На сегодняшний день известны лишь три иконы, посвященные Собору Красноярских святых. В статье впервые рассматривается процесс сложения иконографии Собора Красноярских святых в рамках церковного канонического искусства, определяются ее исторические и отчасти богословские аспекты, проанализированы композиционные и стилистические приемы, показана роль символики в раскрытии образа, определена уникальность образного решения, обозначены некоторые проблемы и тенденции развития современной церковной живописи Красноярска. Автор впервые вводит в научный оборот новые имена красноярских мастеров-иконописцев и их произведения.

Ключевые слова: Собор Красноярских новомучеников, иконография Соборов, Соборы святых, новопрославленные святые, красноярские иконописцы, современные иконописцы, иконопись XXI века, икона, канон, стилистика в иконе, живопись Красноярска.

Почитание мучеников, принявших смерть за веру во Христа, возникло с самого начала гонений на христиан. Их вера и стойкость духа, проявленные во время зачастую добровольно избираемых страданий, потрясали современников настолько, что те принимали христианство и нередко сами становились мучениками1. Неслучайно христианский апологет II в. Тертуллиан писал: «Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь мучеников — семя христи-

© Коперсак Е. В., 2023.

1 Мученик с др.-греч. ^âpruç, ^âpxupoç — свидетель, с лат. martyr — свидетель.

Е. В. Коперсак

анства». Эти слова, выражая, по сути, основу, на которой базировалась древняя Церковь, спустя тысячелетия напоминают нам о свидетельствах веры ценой собственной жизни, относящихся как к древности, так и к совсем недавнему времени. Ведь ХХ век принес Русской Церкви испытания, которые были сродни испытаниям первых христиан. Миллионы православных соотечественников подвергались гонениям и пыткам за исповедание своей веры. И этот сонм новых мучеников словно протягивает незримую нить между древностью и современностью Церкви, одинаково объединяющей в мученическом подвиге всех пострадавших за веру — и от римских императоров, язычников и варваров, и от атеистической политики советской власти. В подтверждение этого Архиерейский юбилейный Собор, состоявшийся в августе 2000 г., единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. В результате соборной канонизации сонм русских святых троекратно превзошел число канонизированных ранее святых Русской Православной Церкви. В связи с этим получило широкое распространение такое явление, как «Собор святых епархии»2, не существовавшее до 2-й пол. XX в.

Так, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в преддверие 155-летия Красноярской (Енисейской) епархии в декабре 2015 г. был учрежден Собор святых Красноярской митрополии — соборное празднование памяти святых и подвижников благочестия, в земле Красноярской просиявших. Днем празднования, внесенного в официальный календарь Русской Православной Церкви, было определено 11 июня (29 мая по церковному календарю) — день памяти святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), особо почитаемого красноярцами3.

На протяжении многих лет Комиссия по канонизации святых и церковно-историческому наследию Красноярской епархии совместно с входящими в митрополию епархиями4 и музейно-просветительским центром духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» (директор — Г. В. Малашин) ведут активную деятельность по поиску информации, изучению материалов, установлению новых имен и фактов, связанных с житием и подвигом подвижников из числа служителей Церкви и мирян. Предложенный ими состав Собора святых

2 Дамаскин (Орловский), архим. Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность. М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. С. 170.

3 Священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий; 15 [27] апреля 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — российский и советский религиозный деятель, хирург, доктор медицины, духовный писатель, доктор богословия, профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946) за монографию «Очерки гнойной хирургии». Был репрессирован и провел в ссылке в общей сложности 11 лет. Дважды отбывал ссылку на территории Красноярского края (1923—1926 гг. и 1940—1943 гг., во время которой проводил сложнейшие операции в эвакогоспиталях Красноярска, спасая жизни раненых); с 27 декабря 1942 г. до февраля 1944 г. был архиепископом Красноярским и Енисейским.

4 В митрополию входят Красноярская, Канская, Минусинская, Енисейская и Норильская епархии.

Красноярской митрополии обсуждался Красноярской епархией и Синодальной комиссией по канонизации святых. В итоге к настоящему времени, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в состав Собора святых Красноярской митрополии включены 16 почитаемых на Енисейской земле и канонизированных в установленном порядке подвижников, основным местом подвига либо погребения которых являются входящие в митрополию епархии.

Помимо особо почитаемых на Сибирской земле первого сибирского святого — мученика Василия Мангазейского (1588—1602), праведного старца Даниила Ачинского (1784—1843) и священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) в состав Собора Красноярских святых вошли и те, кто погиб за веру во Христа во время Гражданской войны: священномученики-иереи Александр Поливанов (1878-1919); Амос Иванов (Т1919); Владимир Фокин (1875-1919); Димитрий Не-ровецкий (1887-1919); Михаил Вологодский (1888-1920); Михаил Каргополов (1885-1919); Порфирий Фелонин (1858-1919); Стефан Семенченко (Т 1919); Трофим Кузнецов (1885-1919), и погибшие в 1937 г. священномученики епископ Амфилохий (1885-1937) и протоиерей Евфимий Горячев (1884-1937), а также миряне — подвижники веры, принявшие страдальческую кончину в годы Великой Отечественной войны в Норильлаге: мученики Петр Игнатов (1904-1941) и Стефан Наливайко (1898-1945).

Как известно, каждая установленная в Церкви Соборная память святых предполагает почитание, а это значит, что сейчас зарождаются не только новые иконографические образы новомучеников, но и новые соборные образы мест-ночтимых святых, в том числе и святых земли Красноярской.

Понятие «собор» изначально было связано с понятием Церкви — Единой, Святой, Апостольской и Кафолической, что в славянском переводе Никео-Цареградского Символа веры означало Вселенской или Соборной. Со временем в восточно-христианской традиции устоялся термин «соборная» в качестве характеристики христианской Церкви. «В древнейших русских рукописях встречаются такие значения этого слова: собирание, сонм. Собрание, Церковь (сообщество верующих), духовенство, празднование памяти одного или нескольких святых, церковное богослужение, храм, молитва, сборник и др. Многие из этих ключевых, богатых смысловыми оттенками понятий не только касались богословия и богослужения, отражали христианскую картину мира и свидетельствовали о жизни Церкви, но и затрагивали сферу православной культуры, облекаясь в зримые образы»5. Многофигурные композиции, относимые к соборным и посвященные прославлению святых, «составляют значительный пласт церковного искусства, богатый и в содержательном, и в художественном отношении»6.

Так, в связи с введением дня празднования Собора святых Красноярской митрополии перед иконописцами встала задача не только впервые продемонстрировать круг небесных покровителей земли Красноярской, являющихся образцами святости, но и создать некий обобщенный образ подвига, совершен-

5 Церковь небесная. Изображение соборов святых в русской иконописи XVI — начала XX века / сост.: Я. Э. Зеленина, Л. П. Тарасенко. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, 2020. С. 10-11.

6 Там же. С. 11.

ного Православной Церковью в Сибири, в лице святых и подвижников благочестия.

На сегодняшний день известны три иконы Собора Красноярских святых: из храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Успенском мужском монастыре г. Красноярска (автор — Анна Постникова, 2017), из храма Рождества Христова г. Красноярска (автор — Наталья Питик, 2017) и из храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Сосновоборск Красноярской епархии (автор — Роман Ильиных, 2018) (ил. 1—3).

Первые две иконы — более ранние по времени создания — писались параллельно, независимо друг от друга в 2016—2017 гг. — практически сразу же после утверждения Собора святых Красноярской митрополии, по заказу настоятелей храмов. Эти иконы объединяет общий композиционный принцип, основой которого послужил хорошо известный извод «Собор всех святых в земле Российской просиявших» (автор — м. Иулиания (Соколова)). В соответствии с существующими иконографическими традициями написания икон соборного типа

на этих двух иконах красноярские святые чинопоследовательно расположены в несколько рядов на фоне Богородице-Рождественского кафедрального собора Красноярска как образа Небесного Иерусалима и как собирательного образа Церкви. Выбор этого храма иконописцами не случаен. Построенный в середине XIX в. по проекту архитектора Константина Тона и являющийся практически ровесником Московского Храма Христа Спасителя, храм постигла та же скорбная участь — взорванный в июле 1936 г. собор разделил общую чашу страданий Русской Православной Церкви, став своего рода храмом-мучеником7.

Общий золотой фон икон также связан с идеей страстотерпческого очищения и мученичества. Апостол Петр призывал христиан быть стойкими во время гонений, дабы их «испытанная вера оказалась драгоценнее... огнем испытываемого золота» (1-е Послание Петра 1. 7). Предполагается, что прошедшие через

7 Богородице Рождественский кафедральный собор (даты строительства: 1845—1861 гг.) был взорван 12 июля 1936 г. На фундаменте храма возведено здание Дома Советов (ныне администрации Красноярского края).

<ж сшщ те I шшнй

Ил. 1. Питик (Сурикова) Н. А. Собор Святых в земле Красноярской просиявших. Кедровая доска, темпера, золочение. 65х55. Храм Рождества Христова г. Красноярска

Ил. 2. Постникова А. Н. Собор Красноярских святых. Сосновая доска, темпера, золочение. 90х70. Храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в Успенском мужском монастыре г. Красноярска

Ил. 3. Ильиных Р. Л. Собор Красноярских святых. Кедровая доска, акриловые краски, золочение. 80х60. Введенский храм г. Сосновоборска, Красноярский край

страдания мученики оказываются в Небесном Иерусалиме — городе — «чистое золото» (Откр. Иоанна Богослова 21. 18). И цвет фона этих икон подчеркивает, что святые, изображенные на них, достигли Горнего Царства и теперь навечно пребывают среди этого божественного золотого света.

Несмотря на сходство композиционных решений, каждая из икон раскрывает свои художественные детали и нюансы. Так, идею крепкой, непоколебимой веры мучеников, их духовного пути, который они прошли для преображения и вхождения в Горний Иерусалим, в образе, созданном Анной Постниковой8, поддерживают горки на заднем плане, объединяющие всю композицию в полусферу, симво-

8 Постникова Анна Николаевна (р. 1978) — окончила Красноярский государственный художественный институт им В. И. Сурикова (кафедра графики, мастерская Г. С. Паштова «Искусство книги») в 2017 г. Стажировалась в иконописи в Красноярской иконописной мастерской под руководством И. Хороброго. Участвовала вместе с мастерской в росписи храма Всецарицы в Успенском мужском монастыре, храма Иоанна Предтечи г. Красноярска, занимается иконописью.

лизируя полноту церковной соборности посредством связи земного и небесного. Их зеленый, весенний цвет словно утверждает победу жизни над смертью.

Икона выполнена в стилистике русского Средневековья, преимущественно северного. При создании образов иконописец ориентировалась на иконы-таблетки из Софийского собора Великого Новгорода и фрески Дионисия из Ферапонтова монастыря. Эта стилистика требует от художника мастерского владения рисунком; тонкого чувства цвета и знания его символики; аккуратности и точности в изображении даже, казалось бы, несущественных мелочей. Эти качества присущи А. Постниковой в полной мере.

В основу иконографии положены традиционные принципы: сонм местноч-тимых святых представлен в молении перед поясной иконой «Знамение» — на лазурном фоне Пречистая Дева с поднятыми в жесте заступнической молитвы руками; а на Ее груди — медальон, в котором заключен образ Спаса-Эммануила. Ангелы с трубами по бокам служат напоминанием о некогда сообщенной благой вести о скором появлении Спасителя. «Изображения ангелов на "небесном сегменте" должны также свидетельствовать о невидимом нам Царствии Небесном и придавать образу особую торжественность, показать, что. и ангелы, и люди собраны на молитву. Сама икона — "Знамения" — была выбрана как символ моления Богородицы за весь род человеческий.»9 Помещенный во главу композиции образ Богоматери представлен как главная защита, опора и надежда красноярцев.

Новомученики и исповедники представлены в иконе двумя группами справа и слева от изображенного условно, но при этом весьма узнаваемого Богородице-Рождественского кафедрального собора, в трехчетвертном развороте по отношению к расположенному в центре композиции Престолу Божиему в красном облачении, символизирующем их победу над смертью и Пасхальную радость в Царствии Небесном, где они пребывают и где соборно возносят молитвы, «у престола Божия стоящих... омывших одежды свои кровью Агнца» (Откр 7. 13—15). То, что их предстояние молитвенное, не вызывает сомнений. На это указывают и склоненные позы, и жесты их рук: ладонь правой руки раскрыта для приятия благодати, в левой руке некоторые из предстоящих держат закрытое Евангелие — слово Божие, проповедниками которого они были при жизни.

Иконное изображение должно воспроизводить реальные черты святого и, следуя православным нормам, Постникова индивидуализирует персонажей. В первом ряду центральное положение занимает священноисповедник Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский, который помещен слева, а не справа от Престола потому, что, согласно иконописным канонам, отсчет должен идти не со стороны зрителя, а от центра иконы — от Престола. Справа находится священномученик Амфилохий, епископ Красноярский, указывающий рукой на раскрытое Евангелие с начертанными в нем словами Спасителя: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Евангелие от Луки. Гл. 12. Стих 32). Статус в церковной иерархии подчеркнут не только их расположением на иконе, но и характерными облачениями — голубой полиставрий св. Луки и темно-розовая фелонь сщмч. Амфилохия напоминают облачения

9 Из письма А. Постниковой автору от 15 мая 2023 г. (из личного архива автора).

святых на Софийской иконе-таблетке с изображением митрополита Петра, Леонтия Ростовского и Феодосия Печерского. Белые великие омофоры на плечах символизируют их благодатные дарования как священнослужителей, которые, словно Добрый Пастырь, несли на своих плечах «заблудших овец» в лоно Церкви. Согласно традиции, оба держат Священное Писание в руках.

Непосредственно рядом с Лукой расположен старец-праведник Даниил Ачинский — традиционно босой, в длинном зеленом хитоне. За Амфилохием стоит первый канонизированный сибирский мученик и «достойный молитвенник»10 святой Василий Мангазейский. Примечательно, что в его изображении иконописец придерживается устоявшейся традиции, источниками для которой послужили описания его облика в разных видениях на протяжении нескольких веков и записи освидетельствования его мощей: «Образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне...11 Возрастом невелик. Лицем млад и светел, ни уса, ни брады нет. Власы русы с желтостью. В одной сорочке. Риза на нем с пробелью12». Но его образ на этой иконе все же несколько отличается от иконографии известных старинных изводов. Согласно житию, 19-летний святой Василий был сыном ярославского торговца, который работал приказчиком в купеческой лавке в Мангазее, и Анна изображает его не бедным босым ребенком в одной рубашонке, а вполне взрослым обеспеченным юношей. Исповедавшие Христа священнослужители и миряне предстоят на иконе рядами ниже. Так, за св. Даниилом в два ряда расположены миряне — Петр Игнатов и Стефан Наливайко, за ними иерей Владимир Фокин, а за св. Василием порядово — иереи Димитрий Неровецкий, Михаил Каргаполов и Ефимий Горчев.

У всех представленных персонажей сходные черты: с высокими лбами и мудрыми, проницательными глазами, свидетельствующими о глубокой нравственности и особой внутренней содержательности. Устремленные вверх абрисы их фигур и архитектуры храма позволяют прочувствовать не только архитектурно-пространственный ритм, но и движение духа представленных молитвенников. Сдержанность жестов и отрешенность ликов святых словно поднимает композицию над бренностью бытия.

Священномученики, прославленные Господом, чей образ еще не был явлен ко времени написания иконы, представлены нимбами с выписанными в них именами выше верхнего ряда святых. Интересно то, что в этой иконе художник обращается к традиционному написанию, указывая имена святых по месту их служения или гибели, а не по фамилиям, как они звучат, например, в церковном календаре. Разновременность жизни и служения святых, представленных на иконе, символизирует связь поколений мучеников Приенисейского края, а также подчеркивает вневременной характер образа.

10 Священник села Сабинского Минусинского уезда Симеон Богоявленский в 1908 г. писал: «Дивен Бог во святых Своих, а поэтому я чту и уважаю Василия Мангазейского как мученика и достойного молитвенника» (цит. по: Енисейские епархиальные ведомости. 1908. № 7).

11 Иркутские епархиальные ведомости. 1864. № 8. С. 357-358.

12 Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском // Научные труды. М., 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 337-338.

Колористическое решение этой иконы построено на гармоничном сочетании трех цветов: нежно-зеленого, которым переданы горки и цвета одеяний некоторых святых, белого — в стенах храма, омофорах и сорочках Василия Ман-газейского и Стефана Наливайко, и разных оттенков красного — от багряного пурпура до алого. «Певучие» линии рисунка, звонкость, прозрачность и чистота красок, а также светозарность живописи, достигнутая лессировками, заставляют икону буквально переливаться под светом лампады, придавая особое свечение образам и создавая ощущение праздничности, света и благолепия.

Нельзя не отметить внимательный подход к прочтению и духовному осмыслению исторического материала, присущий еще одному красноярскому иконописцу — Наталье Питик13. Композиция ее иконы «Собор святых, в земле Красноярской просиявших», написанной по заказу настоятеля храма Рождества Христова отца Максима (Смолякова), также задумывалась как традиционный Собор святых. Но икона Н. Питик интересна тем, что учитывает особенности, обусловленные спецификой региона.

Сонм новомучеников и исповедников предстоит во славе на фоне Бого-родице-Рождественского кафедрального собора Красноярска, который в этом случае показан документально, словно срисован с известной фотографии 1928 г. И это впечатление не обманчиво — художник уходит от обратной перспективы и использует аксонометрическую проекцию при изображении собора. В средоточии иконы перед храмом возвышается огромный крест, с одной стороны, символически указывающий на мученический, поистине Голгофский путь предстоящих праведников, а с другой — благословляя их. Этот крест многократно повторяется в иконе — и на башнях собора, осеняя пространство иконы, и в руках многих святых, напоминая об их крестных страданиях и призывая молящихся словами Господа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф 16. 24).

Ощущение предстояния неслучайно—оно достигается рядово-фронтальным композиционным построением фигур мучеников. Эта фронтальность создает своеобразный контакт между молящимися и образами на иконе, которые, будто застыв в случайном мгновении, несут в себе идею духовного единства, исторической избранности высоконравственных и сильных духом людей, которые оказались способными сохранить и отстоять свою веру перед лицом нечеловеческих страданий.

Красноярские святые предстоят на мостках, словно выстроенных для крещения, над водами Енисея — реки, объединяющей территорию огромного, вто-

13 Питик Наталья Анатольевна (р. 1971, г. Ангарск). 1982—1986 гг. — Ангарская детская художественная школа; 1986—1990 гг. — Иркутское художественное училище (живописное отделение); 1991—1997 гг. — Красноярский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (кафедра художественной керамики); 2014 г. — стажировка в иконописной мастерской Виктора Привалихина (г. Красноярск). Занимается иконописью более 10 лет. Основные проекты выполнены для храма Рождества Христова в Красноярске: иконы — свт. Иоанна Шанхайского (2015), свт. Тихона Заводского (2015), Собора Киево-Печерских святых (2016), свт. Иоанна Кронштадтского (2016), свт. Луки Крымского (2018); разработан и утвержден эскиз «Страшный Суд» для западной стены храма (2020), в настоящее время ведется роспись по данному эскизу.

рого по площади региона в России по вертикали — с севера на юг, являющейся, по сути, его водной артерией.

Расположение святых на иконе отражает предпочтения иконописца. Однако, как и А. Постникова, в центре она размещает архиепископа Луку и епископа Амфилохия в полном литургическом облачении. Примечательно, что выбор небесно-голубого, богородичного цвета для облачения Амфилохия был интуитивным, но позже Н. Питик выяснила, что смертный приговор ему был вынесен 21 сентября 1937 г., в день рождения Богородицы14, и это укрепило ее в правильности принятого цветового решения. Подчеркивая неразрывную преемственную связь святых новейшего времени с их предшественниками, рядом с ними Н. Питик располагает первых святых края — Василия Мангазейского, в создании образа которого она исходила из той же логики, что и А. Постникова, представив его обеспеченным юношей со связкой ключей в руках, указывающей на орудие убиения святого15; и Даниила Ачинского, представленного традиционно в виде босого старца в зеленом хитоне. Их размещение в первом ряду символизирует тот фундамент, на котором утверждена Церковь Приенисейского края. Замыкают фронтальный ряд мученики, житие и смерть которых наиболее поразили иконописца: Димитрий Неровецкий — иерей Никольского храма с. Апан, Канского уезда, подвергнутый зверским, лишивших его разума пыткам и убитый в 1919 г., и иерей Ефимий Горячев, неоднократно арестовывавшийся, отбывавший наказание в различных лагерях, но, несмотря на все испытания, неизменно утверждавший на допросах: «Своих религиозных убеждений я не изменю, и если представится возможность работать священником, то буду»16, за что был расстрелян в 1937 г. За ними два ряда группами по двое по обеим сторонам креста — иереи, погибшие, защищая Православную Церковь. И завершающий ряд — мученики-миряне Петр Игнатов и Стефан Наливайко, сгинувшие в Норильском лагере.

Для Н. Питик было важно передать черты праведников, освященных Божественным светом, поэтому каждый образ на ее иконе тщательно проработан, абсолютно каждый святой индивидуализирован, со своим ликом и соответствующим его статусу облачением, что также отличает эту икону. Необходимо отметить, что задача выполнить образ новомученика так, чтобы, с одной стороны, он был иконописным, а с другой стороны, узнаваемым — крайне сложная для

14 Интервью с Натальей Питик от 21 ноября 2022 г. (из личного архива автора).

15 Василий Федоров родился в 1583 г. в Ярославле, в семье небогатого благочестивого торговца. В 1601 г. он прибыл в Мангазею в составе второго похода служивых людей и устроился в один из магазинов работать приказчиком. Во время празднования Пасхи в 1602 г., когда Василий молился на заутрене, воры разграбили лавку его хозяина. За юношей несколько раз приходили, звали в лавку, но он оставался в храме до конца богослужения. Купец заподозрил Василия в соучастии с ворами, обокравшими его. После церковной службы Василия представили для разбирательства воеводе Савлуку Пушкину. Юноше устроили допрос. Не получив подтверждения его участия в краже, подвергли мучениям: вздернули на дыбу. Мучимый молчал. В ожесточении купец ударил Василия в висок тяжелой связкой амбарных ключей и убил. Как орудие убиения эта связка ключей традиционно изображается на иконах святого Василия Мангазейского.

16 Этапами веры: к 100-летию новомученичества в Красноярском крае / авт.-сост.: Р. Бобров, Г. Малашин, М. Рычков. Красноярск, 2019. С. 17.

современной иконописи. «Если святой XX века, известный по фотографиям, на себя на иконе не похож, то он не будет и узнаваться. Это может смутить и стать препятствием для молитвы перед такой иконой»17. А самая большая трудность, с которой столкнулись в данном случае все три иконописца, заключалась в отсутствии на момент написания икон фотографий и развернутых исследований по большинству из представленных святых. И каждый из художников решал эту задачу по-своему. Н. Питик опиралась на уже имеющиеся знания о жизни подвижника, молитвы и конечно же требования канона. Так, по ее мнению, только благодаря молитве созданный ею иконный образ Димитрия Неровецкого получился адекватным реальной внешности мученика, что подтвердила вышедшая в свет лишь в 2018 г. книга Г. В. Малашина «"Третий путь" о. Димитрия Неровецкого»18 с фотографиями святого19.

Общее колористическое решение иконы усиливает идею торжественного молельного предстояния. Преобладающие в облачениях святых насыщенные благородные оттенки пурпурного, бордового, небесно-голубого и глубокого синего цвета, оттененные золотом фона, словно заключают в себе весь отблеск величественной красоты Царства Небесного.

В 2018 г. по заказу настоятеля о. Николая (Чихичина) Роман Ильиных20 создал свой вариант иконографии Собора Красноярских святых для Введенского храма г. Сосновоборска. На иконе канонизированные святые и праведники молитвенно взывают к иконе Покрова Пресвятой Богородицы о постоянном Ее заступничестве перед Господом за краевой центр и его жителей. Ее образ на богородичном небесно-голубом фоне словно покрывает всех молящихся Своим сияющим омофором, являющимся символом любви и заботы, которыми окружает Богоматерь любого, взывающего к ней, и который призван защитить верующих от всех бед и напастей. Выбор художником этого образа для иконы Собора красноярских святых не случаен. Как писал кн. Е. Н. Трубецкой в очерке «Умозрение в красках», в этом образе «мы имеем нечто большее, чем человечество, собран-

17 Лука (Головков), архим. Иконография новомучеников. URL: http://moseparh.ru/ ikonografiya-novomuchenikov.html (дата обращения: 29.05.2023).

18 Малашин Г. В. «Третий путь» о. Димитрия Неровецкого: материалы к житию священномученика Димитрия Неровецкого (Апанского) и к истории Красноярской митрополии: историко-публицистические очерки. Красноярск, 2017.

19 Интервью с Натальей Питик от 21 ноября 2022 г. (из личного архива автора).

20 Ильиных Роман Леонидович (р. 1967, г. Риддер, Казахстан). 1984—1989 гг. — Новоалтайское государственное художественное училище (живопись); 1990—1996 гг. — Дальневосточный государственный институт искусств, г. Владивосток (живопись); 1994 г. — стажировка в мастерских Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской Академии художеств; 2001—2004 гг. — Творческие мастерские Российской Академии художеств под руководством народного художника, академика А. П. Левитина; 1998 г. — принят в члены Союза художников России. Более 20 лет расписывает храмы. Среди последних проектов: роспись алтаря в храме Всех святых, в России просиявших (г. Братск, 2023 г.), роспись алтаря на тему Апокалипсиса в храме Константина и Елены (г. Абакан, 2022 г.), роспись центрального алтаря и боковых конх алтарей собора Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря (г. Москва, 2021 г.), роспись мощевика св. Николая Чудотворца (г. Бари, Италия, 2020 г.), роспись Святовведенского храма (г. Березовка, Красноярский край, 2020 г.) и др.

ное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранными под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери.»21

Иконографической аналогией этому образу, по словам иконописца22, стал образ на входе в Покровский кафедральный собор Красноярска, который в иконе Р. Ильиных явился фоном для молельного предстояния новомучеников. Здесь он представлен небольшим однокупольным белокаменным храмом, весьма условно воспроизводящим архитектурные барочные формы собора. Выбор храма закономерен23. Построенный в конце XVIII в., сейчас он не только старейший собор города, но и старейшее из сохранившихся каменных зданий. Его строительство осуществлялось, что называется, всем миром — «тщанием прихожан и доброхотных дателей». Выбор наименования церкви в честь Покрова Богородицы также был соборным решением, когда «приголосовали все прихожане». К сожалению, через полтора века, в 1935 г., храм был закрыт. Однако через десять лет, в 1944 г., стараниями иерея о. Николая (Попова) и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) он был возвращен верующим, но в 1960 г. вновь закрыт и приспособлен под скульптурные мастерские и выставочный зал. Лишь в 1989 г. храм вновь был передан общине, а в 1990 г., после воссоздания Красноярской епархии, ему был присвоен статус кафедрального собора. Этот храм, по сути, олицетворяет собой не только страдания Церкви в годы гонений на нее, но и является символом ее возрождения в наши дни.

В центре композиции, на престоле, покрытом красным облачением, — чаша: являя собой вещное воплощение духовного, она символизирует просветление, искупление грехов, бессмертие. Ее появление на иконе неслучайно: потир — священный сосуд для совершения таинства Евхаристии, смысл которого в пресуществлении вина в кровь Христову, в соответствии со словами Иисуса на Тайной Вечери: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за Вас проливается» (Лк 12. 20). Это таинство — напоминание об искупительной жертве Христа за все человечество: в чашу была собрана кровь распятого на кресте Сына Божьего, который Сам является первообразом мученичества, то есть свидетельства собственной кровью. И вторя Его подвигу, собравшиеся, будто для причастия, святые на иконе, каждый в свое время, последовали путем Христа, мужественно перенося издевательства и пытки, прославляя Господа. Но «чаша» часто трактуется и как источник страдания, о чем напоминает молитва Иисуса в Гефсиманском саду: «Авва отче! Все возможно тебе. Пронеси чашу сию мимо» (Мк 14. 36). И чаша на иконе получает дополнительные обертоны — ведь свою чашу страданий испили и новомученики.

Вертикальная ось, проходящая через потир, срединную диагональ храма, и крест на его главке, визуально делят икону на две симметричные части. Композиционное порядовое расположение святых по обеим сторонам церкви по-

21 Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках // Три очерка о русской иконе. М., 2003. С. 52-53.

22 Из интервью автора с Романом Ильиных от 21.12. 2022 г. (из личного архива автора).

23 Подробнее об истории храма: Буконина Г. Ф., Гринберг Ю. И., Шумов К. Ю. Покровская церковь в Красноярске — памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры Красноярского края / ред. Г. Л. Рукша. Красноярск, 1989. С. 314-321.

вторяет очертания чаши и дублируется в пейзаже позади храма, напоминая, что географически Красноярск, словно в чаше, окружен горами, а также формой лазурного фона с изображением Богородицы наверху иконы. Это решение продумано и, поскольку «симметрия, выражает собою не более и не менее как утверждение соборного единства.»24, поддерживает общую идею иконы представить сонм небесных покровителей земли Красноярской, подчеркнув их заступничество перед Господом за край и его жителей.

Современный период является для красноярских иконописцев периодом приобретения и переосмысления знаний из прошлого, накопления собственного опыта. Разнообразие примененных художниками в представленных соборных иконах композиционных приемов и стилистических решений свидетельствует об активизации процессов, которые происходят в иконописании региона. Каждая из представленных в статье икон, по сути, являет пример создания совершенно новой иконографии, но в то же время обзор этих икон поднимает и ряд важнейших вопросов, связанных, прежде всего, с необходимостью осознания красноярскими иконописцами иконы, понимания канона и его значения, оправданного и осмысленного обращения к стилистическим традициям предыдущих эпох.

Список литературы

Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском // Научные труды. М.: Издательство

Академии наук СССР, 1955. Т. 3. Ч. 1. С. 337-338. Буконина Г. Ф., Гринберг Ю. И., Шумов К. Ю. Покровская церковь в Красноярске — памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры Красноярского края / ред. Г. Л. Рукша. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. С. 314-321.

Дамаскин (Орловский), архим. Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной Церкви: история и современность. М.: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», 2018. 526 с. Ивлева С. Н. Формирование иконографии новомучеников и исповедников Российских //

Сретенский сборник: Научные труды преподавателей СДС. 2013. № 4. С. 367-378. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины XX века: [учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений]. Российская Академия художеств, С.-Петерб. Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Изд. 2-е, доп. и перераб. СПб.: Знаки, 2005. 192 с. Малашин Г. В. «Третий путь» о. Димитрия Неровецкого: материалы к житию священно-мученика Димитрия Неровецкого (Апанского) и к истории Красноярской митрополии: историко-публицистические очерки. Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2017. 321 с.

Церковь небесная: Изображение соборов святых в русской иконописи XVI — начала XX века / сост. Я. Э. Зеленина, Л. П. Тарасенко; вступ. слово А. К. Левыкин, М. Б. Миндлин; авторы статьи Я. Э. Зеленина, Л. П. Тарасенко; науч. ред. Н. И. Ко-машко. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 2020. 240 с.

Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М.: Лепта, 2003. 320 с.

24 Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. С. 37.

Этапами веры: к 100-летию новомученичества в Красноярском крае / авт.-сост. Р. Бобров, Г. Малашин, М. Рычков. Красноярск: Издательский дом «Восточная Сибирь», 2019. 32 с.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2023. Vol. 52. P. 117-130

DOI: 10.15382/sturV202352.117-130

Elena Kopersak, Candidate of Sciences in Art Criticism, Deputy Chairman for Scientific and Creative Work, Regional Office of the Urals, Siberian and the Far East Branch of the Russian Academy of Arts Krasnoyarsk, Russia a-lissa70@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4588-6856

The Assembly of Saints of the Land of Krasnoyarsk. The Issue of Iconography

E. Kopersak

Abstract: At the turn of the 20th — 21st centuries, the list of saints of the Orthodox Church has been replenished with an impressive number of names of new martyrs and confessors of the Soviet period. In this regard, such a phenomenon as an assembly of saints of a diocese has spread widely. As is known, each church-established collective commemoration of saints implies veneration. Due to this, there appear new celebrations of assemblies of saints of the Russian church in various regions of the country. This means that it is right now that the new iconographic images of new martyrs and local saints are emerging. Present-day icon painters actively make icons and church wall-painting which glorify new saints and describe tortures that they suffered. In 2015, the Assembly of saints of Krasnoyarsk region was founded. The article outlines for the first time the development of the iconography of the Assembly of Krasnoyarsk saints in the context of church canonical art. It also describes its historical and theological aspects, analyses the composition and style, shows the role of symbols in unfolding the images, identifies the unique features of the imagery, outlines some problems and trends in the development of Krasnoyarsk church painting. The article makes public for the first time the names of Krasnoyarsk icon-painters and their works.

Keywords: Assembly of Krasnoyarsk New Martyrs, iconography of Assembly, Saints' Assembly, newly-glorified saints, Krasnoyarsk icon-painters, modern icon painters, icon painting of the 21st century, icon, canon, icon stylistics, Krasnoyarsk painting.

References

Bakhrushin S. (1955) "Legenda o Vasilii Mangazeiskom", in Bakhrushin S. Nauchnye trudy. Moscow, vol. 3, pt. 1, pp. 337-338 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bobrov R., Malashin G., Rychkov M. (eds) (2019) Etapami very: k 100-letiiu novomuchenichestva v Krasnoiarskom krae. Krasnoyarsk (in Russian).

Bukonina G., Grinberg Iu., Shumov K. (1989) "Pokrovskaia tserkov' v Krasnoiarske — pamiatnik arkhitektury XVIII veka", in Ruksha G. (ed.) Pamiatniki istorii i kul'tury Krasnoiarskogo kraia. Krasnoyarsk, pp. 314-321 (in Russian).

Damaskin (Orlovskii, archimandrite) (2018) Slava i tragediia russkoi agiografii. Prichislenie k liku sviatykh vRusskoi Pravoslavnoi Tserkvi: istoriia i sovremennost'. Moscow (in Russian).

Ivleva S. (2013) "Formirovanie ikonografii novomuchenikov i ispovednikov Rossiiskikh". Sretenskii sbornik, 2013, no. 4, pp. 367-378 (in Russian).

Kuteinikova N. (2005) Ikonopisanie Rossii vtoroipoloviny XXveka. 2nd ed. St. Petersburg (in Russian).

Malashin G. (2017) "Tretii put'" o. Dimitriia Nerovetskogo: materialy k zhitiiu sviashchenno-muchenika Dimitriia Nerovetskogo (Apanskogo) I k istorii Krasnoiarskoi mitropolii. Krasnoyarsk (in Russian).

Trubetskoi E. (2003) Tri ocherka o russkoi ikone. Moscow (in Russian).

Zelenina Ia., Tarasenko L. (eds) (2020) Tserkov'nebesnaia: Izobrazhenie soborovsviatykh v russkoi ikonopisiXVI — nachalaXXveka. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 20.07.2023

The article was submitted 20.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.