Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск, 2016. - С. 63-67.
10. Ноздрёва Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 2012.
Переверзева Е.А. студент 3го курса Институт управления Белгородский государственный национальный исследовательский институт
Россия, г. Белгород СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ИМИДЖ
ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются насущные проблемы этики управления и имиджа современных организаций. Также в целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников предложены определенные мероприятия и методы. Выделены актуальные проблемы связанные с имиджем организации. Помимо этого предлагаются пути решения некоторых отдельных из проблем.
Ключевые слова: имидж организации, этика управления, проблемы имиджа организации.
The article addresses the pressing problems of management ethics and image of modern organizations. Also, in order to improve the ethical conduct of managers and ordinary employees proposed certain measures and methods. Highlighted current problems associated with the image of the organization. In addition, the ways of solving some particular problem.
Keywords: image of the organization, management ethics, the problem of image of the organization.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время вопросы этики и имиджа руководителей достаточно востребованы. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этических норм руководителями является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного руководителя, так и организации в целом.
Создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев в деятельности организации по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе. Благодаря правильно созданному имиджу компании значительно увеличивается ее стоимость.
Создание имиджа организации формируется из нескольких составляющих: образ руководства, имидж персонала, социальный образ, продуктовый имидж, корпоративная культура, фирменный стиль, бизнес-
составляющая имиджа организации. Каждый сотрудник рассматривается как «лицо» всей организации, по которому будут судить о персонале в целом. В общественном сознании сложились довольно стойкие стереотипы относительно социально-демографического профиля сотрудников определенных учреждений. Важно сломать существующие негативные стереотипы и установки и заменить их позитивными, благотворно влияющими на имидж организации.
Этика - это учение о нравственности, морали; отрасль знания; особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам2.
Существует 2 вида этики:
- профессиональная этика;
- деловая этика.
Деловая этика - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Успешному руководителю трудового коллектива необходимо хорошо знать настроение людей; оперативно устранять все то, что мешает им трудиться и работать на благо себя и предприятия; умело контактировать с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находить с ними общий язык, вовлекать их в общественную деятельность, не бояться делегировать им властные (управленческие) полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива. Ну, а коллектив, в свою очередь воздействует нравственно на людей до тех пор, пока сам непрерывно нравственно совершенствуется. Следовательно, этика управления - это система нравственных норм, которые определяют поведение субъекта управления в любой управленческой ситуации. Последние требуют совмещения основных управленческих принципов с гуманистическими, нравственными требованиями, что предполагает не только знание основных нравственных норм взаимоотношений между людьми, но и соблюдение их в практической управленческой деятельности. Таким образом, соблюдение общечеловеческих и деловых этических норм в управлении ведет к повышению нравственной обстановки в коллективе и повышению его культурных ценностей.
В целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников можно использовать следующие мероприятия и методы:
- этические кодексы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны бы придерживаться ее работники.
- «карты этики» — набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс корпорации для каждого сотрудника
2 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений.- М.: Финансы и статистика, 2013. - с. 208.
компании.
- комитеты по этике. Одни организации создают постоянные комитеты по этике для оценки повседневной практики с точки зрения этики, почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня; другие не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике.
- социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.
- обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения, - обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников.
- этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или конкретного проекта), которая вызывает обеспокоенность высшего руководства, персонала или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации.
- этическое консультирование проводится тогда, когда проблемы организации не могут быть решены силами самой организации из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны.
Личность руководителя играет в бизнесе очень важную роль. Часто именно по личности судят о компании в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все более актуальной. Имидж руководителя способствует решению многих проблем организации, помогая осуществлять эффективный менеджмент.
Имидж руководителяЗ - это совокупность определённых качеств, которые люди ассоциируют с определённой индивидуальностью личности. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Основными признаками, характеризующими руководителя крупной компании, должны быть четкая постановка целей, готовность к активному общению, убедительность и эффективные действия. Имидж руководителя напрямую определяет имидж самой компании.
Существует несколько вариантов имиджа:
- зеркальный - это имидж, свойственный представлению человека о самом себе;
- текущий - этот имидж характерен для взгляда со стороны;
- желаемый - этот вариант имиджа отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный - вариант имиджа организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов её работы;
3Макарушкина М. Значение и способ формирования эффективного имиджа руководителя // Управление человеческим потенциалом. М.:- 2012. - № 4. - с. -75.
- множественный - этот вариант имиджа образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпоративной структуры;
- харизматический - это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера;
- закрытый - данный вариант имиджа интересен тем, что каждый из потребителей может вписывать в него те черты, которые сам считает наиболее убедительными.
- мифологический - имидж, под которым будем понимать поведение лидера, те или иные сложившие в данном обществе мифы.
В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа делового человека4:
1. Внешний облик (манера одеваться);
2.Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
3. Деловой этикет и протокол.
4. Этика делового общения.
Понятно, что имидж любой фирмы, организации не остается неизменным. В связи с этим необходимо постоянно следить за уже имеющимся, сформированным имиджем: позиционировать его, рекламировать, отстранять от конкурентов и т.д. Однако основная проблема работы с имиджем фирмы, компании - это создание, конструирование максимально благоприятного образа организации в глазах общественности (клиентов, партнеров, конкурентов, средств массовой информации).
Второй не менее важной проблемой является то, что на сегодняшний день в России нет достаточного уровня необходимых знаний, теорий и исследований в области имиджа организации. Это можно объяснить тем, что понятие «имидж организации» появилось и изучается не так давно.
Следующей проблемой является то, что зачастую имидж организации не соответствует имиджу руководителя, сотрудников или предлагаемой продукции. Такая проблема отсутствия целостности имиджа прослеживается во многих компаниях.
Самой актуальной, на мой взгляд, проблемой имиджа организации на сегодняшний день является отсутствие четко сформулированной миссии и стратегической цели в компании. Ведь именно они представляют на рынке полноценную картину деятельности и предназначения предприятия и, в конечном счете, определяют его имидж. Отсутствие этих двух составляющих ведет к тому, что у государства, партнеров, потребителей и даже персонала организации нет представления о деятельности компании, с которой они сотрудничают и на которую работают, следовательно, у предприятия нет имиджа, способствующего успеху предприятия.
Подводя итог, следует отметить, что на современном этапе наблюдаются следующие проблемы, связанные с имиджем организации:
4 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012 - С.223.
нехватка научных знаний и исследований в области имиджа организации, отсталость развития российских предприятий от западных в сфере формирования имиджа и понимания его важности для успешного развития организации, отсутствие миссии и стратегической цели у большинства компаний. Эти проблемы необходимо устранять и разрабатывать пути их решения.
Итак, На сегодняшний день успешное развитие организации определяется не только тем, «что», «как» и «для» кого производить, но и тем, какой имидж складывается у потребителей, партнеров и сотрудников о предпринимательской деятельности организации. Таким образом, успешная деятельность фирмы невозможна без наличия позитивного имиджа, а также без этики в организации. Имидж и этика являются самыми важными факторами развития организации.
Использованные источники:
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. - М.: Финансы и статистика, 2013. С.208.
2. Вогель, Д.Д. Этика деловых отношений: прошлое и настоящее. СПб., 2012. С.131.
3. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. - СПб.: «Питер», 2012. С.210.
4. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2012 - С.223.
5. Этика бизнеса: учеб. пособ. / Под ред. Ю.Ю. Петрунина, В.К. Борисова -М.: Дело, 2012. С.280.
6. Почепцов Г.Г. Имиджеология. - М.: Рефл-Бук, К.: Ваклер, 2001. С. 704.
Перевозкина Ю.А. студент 4 курса, гр.4423б специальность «Экономика» Костина О.В. научный руководитель, доцент Югорский Государственный Университет Россия, г. Ханты-Мансийск ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОХРАННОСТЬЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «НЕФТЯНАЯ АКЦИОНЕРНАЯ
КОМПАНИЯ «АКИ-ОТЫР» Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ учета и аудита основных средств в соответствии с российскими и международными стандартами. Исследуются проблемы внутреннего и внешнего контроля за сохранностью основных средств в ОАО «Нефтяная акционерная компания «АКИ-ОТЫР».
Ключевые слова: основные средства, учет, анализ и аудит Актуальность данного исследования обуславливается важностью