Научная статья на тему '<<собирательная личность>> как квалификационное основание социального организма'

<<собирательная личность>> как квалификационное основание социального организма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article numerous examples of the collective constitutions as a basis of a social system are considered.

Текст научной работы на тему «<<собирательная личность>> как квалификационное основание социального организма»

социология

Вестник Омского университета, 2006. № 1. С. 67-69. лтчтк" Ríe;

© Д.Н. Позднякова, 2006 ^ ^

«СОБИРАТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ» КАК КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

Д.Н. Позднякова

Администрация г. Омска 644099, Омск, Гагарина, 34

Получена 12 декабря 2005 г.

In the article numerous examples of the collective constitutions as a basis of a social system are considered.

Заслуга инновации понятия «собирательная личность» в качестве инструмента анализа многообразия общественной жизни в отечественной науке принадлежит В.М. Бехтереву. Вместе с тем значительный интерес к ней проявляли известные социологи О. Конт, Г. Тард, Г. Зиммель, П. Сорокин, Э. Дюркгейм (хотя их анализ предстает частичным и образует отдельные разделы развиваемых теорий). Какие методологические основания заключает проблема изучения собирательной личности?

В предельно широком смысле собирательная личность является фактической совокупностью объединительных связей в пространстве общественного развития, напряжении социально-человеческих сил. Речь идет о полисубъектно-сти сообщества, его организации по различным линиям и переплетениям интересов, сочетаниям личностных ориентаций и отношений. Собирательные организмы образуются по внутренним, индивидным формам бытия людей. В этом смысле человеческая собирательная аудитория не является случайным «скоплением» людей. Речь идет о конкретной привязанности к хроното-пической определенности своей «среды» в конкретном способе восприятия жизни и событий. Собирательная группа как суммарная совокупность лиц имеет внутреннюю конституцию в первоначальной символизации «мы». «Мы»-йность индивидов - особый аспект, когда ее укрепление является основным в развитии «социального эфира» (Г. Зиммель), форм со-участия в мире. В данном отношении разнообразие характеров собирательных групп определяет формирование новых видов социальных и политических отношений. При этом группы являются фактической реальностью в «лице» собирательных личностей,

что соответствует классическому рассмотрению собирательности О. Контом: общество представляет собой «личность всегда существующую» [1, с. 81].

В плане политической социологии выявляется следующая широкая тематизация: управление процессом формирования собирательной личности в гражданском обществе. Частными подтемами являются следующие.

Во-первых, собирательная личность - субъект и объект политического управления: управление обществом и его самоорганизации на уровне собирательно-личностной субъектности. Отсюда - специфика факторов управления собирательной личностью в системе: человек - группа - масса - публика.

Во-вторых, собирательная личность в плюралистическом политическом пространстве есть многообразие типов личности в условиях становления экономического рынка и демократии; собирательная личность - основа политической мобилизации граждан, многостороннего вовлечения в мир политики.

В-третьих, собирательная личность в структуре политико-властных отношений раскрывает социально-психологические механизмы политического воздействия и политической обратной связи в системе собирательных личностей, прикладной и технологический характер управления рекрутированием (выдвижением) собирательных личностей.

Более институциональной является тематизация: общественный собирательный организм как сфера регулирования социально-политической жизни. Ее главные аспекты: новообразования собирательных групп и их взаимосвязь с направлениями и тенденциями государственной поли-

68

Д.Н. Позднякова

тики, стабилизацией политической системы; основы участия граждан в организованных и неорганизованных, традиционных и нетрадиционных формах политического поведения. Воспроизводство политической системы и генерация новых типов участия граждан в политической жизни образуют: формы политического участия (массовые, групповые, индивидуальные) и его основные факторы (институциональные, политико-культурные, психологические, социально-демографические); типологическое разнообразие собирательного контекста актуальной политики. Классификация собирательных групп по субъекту и объекту, результативности политического поведения и методам ее достижения.

Таким образом, можно говорить об управлении процессом образования собирательных групп в системе гражданского общества; политическом феномене собирательной группы в условиях демократической системы. Актуальность данной тематизации обусловлена тем, что современный политический процесс порождает фактическое разнообразие собирательных групп граждан, генерирует их поведение в границах различных форм политической активности. Эта ситуация приводит к усложнению процесса управления политической системой, влияет на стабильность общественно-политического положения в стране и в конечном счете определяет связность социально-политического пространства и общества в целом.

Посредством положений теории собирательных групп можно провести анализ современного политического процесса, описать модели взаимодействия общественно-политических групп и государства. Для достижения этой цели могут быть поставлены задачи: раскрыть политико-психологическую природу взаимоконтактов людей в собирательных группах, а также факторы групповой идентичности и направления ее развития на основе общей пользы, единых задач и интересов, взаимной связи и борьбы; выявить основные тенденции единения и разъединения социума как собирательного организма в границах многообразия гражданских интересов и инициатив; рассмотреть основные механизмы государственно-политического регулирования и управления процессом формирования и развития собирательных групп. Основной проблемой является вопрос формирования социально-политического единства демократического общества в аспекте расширения границ собирательных групп и их многообразия.

Общественный собирательный организм является сферой регулирования социально-политической жизни на основе новообразования собирательных групп, их взаимосвязи с направлени-

ями и тенденциями государственной политики, стабилизацией политической системы. В этом отношении появляются основы участия граждан в организованных и неорганизованных, традиционных и нетрадиционных формах политического поведения. Массовое политическое сознание и политическая культура собирательных групп образуют факторы политического управления: политическую мобилизацию и ее оптимальное значение, регулирование масштабов вовлечения людей в политику; технологию принятия политических решений в условиях взаимодействия с собирательными группами, конкретные формы работы с участниками политических собирательных групп.

Рис. 1. Уровни общей соиоложенности собирательных образований [3, с. 143]

Общая классификация собирательных групп политического общества выглядит следующим образом: сходки, собрания, советы, слеты, съезды, комитеты, президиумы; толпа, психологическая толпа, митинги, пикеты, манифестации, забастовки, сборища, занятие помещений, бунты, выступления; публика, зрелища, чтения, союзы, корпоративные объединения; государственные коллективы и организации; «общества», «политический мир», «политические игры»; народ как макрособирательная группа (субстанциональное начало, масса лиц, скопление). В данном отношении интерес представляет «карта», «топография» данных образований: сходки - собрание в смысле «неодобряемого поведения»; собрание есть регламентирование совместное присутствие; далее слеты - как более массовые присутствия прибывающих из различных мест; съезды - уже грандиозное мероприятие в форме форума во главе с президиумом, центральным комитетом. Расширение включает рядоположение: пикет есть пост, «стояние» в определенном месте, более широкое образование - митинг; еще шире - манифестация как грандиозное шествие; бунт - более «раскатист», способен «разливаться» по широким пространствам; сужением являются сборища как отдельные местоположения «человеческих элементов», очередное сужение - занятие определенных помещений. На этой основе выявляются объединяющие факторы собирательных групп и внешние поводы их появления с целью характерологического моделирования на основе специфики каждого из типов, социально-психологических

«Собират.ельная личность» как квалификационное основание социального организма

69

черт, механизмов регулирования взаимодеиствия с государственными структурами.

[2] Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразований //К. Манхейм. Диагноз нашего времени. М., 1994.

[3] Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Рис. 2. Народ (стадия парцитивативной самозаявительной демократии, «народной демократии», по К. Манхейму) [2, с. 321-322]

Рис. 3. Пример конкретного рассмотрения уровня публики

На этой основе становится возможным более углубленное понимание социально-политического организма в собирательности его классификационных оснований.

[1] См. об этом: Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.