Научная статья на тему 'Сновные причины развертывания кампании по борьбе с космополитизмом в послевоенное время в СССР в трактовке современной исторической науки'

Сновные причины развертывания кампании по борьбе с космополитизмом в послевоенное время в СССР в трактовке современной исторической науки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3310
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАМПАНИЯ / БОРЬБА С КОСМОПОЛИТИЗМОМ / ПОСЛЕВОЕННАЯ СТАЛИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL AND IDEOLOGICAL CAMPAIGN / THE STRUGGLE AGAINST COSMOPOLITANISM / POST-WAR STALIN'S POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Целищева Татьяна Сергеевна

Причины развертывания послевоенных политико-идеологических кампаний второй половины 1940-х начала 1950-х гг., организованных высшим партийным руководством страны, получили широкое освещение в современной российской исторической науке (вторая половина 1990-х 2000-е гг.), вызвав значительный общественный резонанс и став одной из часто обсуждаемых тем последнего десятилетия. Историки приходят к выводу, что идеологическая кампания по борьбе с космополитизмом стала средством подавления любого свободомыслия и инструментом в восстановлении старого, поколебленного войной социального порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Целищева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EASONS OF THE SOVIET post-war cAMPAIGN AGAINST COSMOPOLITANISMIN CONTAMPORARY HISTORICAL STUDIES

The reasons for deployment of the post-war political and ideological campaigns of the second half of the 1940sand the beginning of the 1950s,which were organized by the top party leadership of the country,have received wide coverage in modern Russian historical science (the second half of the 1990s2000s),have caused a significant public outcry аnd have become one of the frequently discussed topics of the last decade. Historians come to the conclusion that ideological campaign against cosmopolitanism has become a means of suppressing any of freethinking and has become a tool in restoring the oldwar-shattered social order.

Текст научной работы на тему «Сновные причины развертывания кампании по борьбе с космополитизмом в послевоенное время в СССР в трактовке современной исторической науки»

Таким образом, выступая за самодержавие, за неизменность политического режима в Российской империи, правые в то же время считали, что он должен подвергнуться определенной модернизации.

Список литературы

1. Избирательная программа (в связи с выборами в Государственную думу), принятая I Всероссийским съездом уполномоченных отделов СРН и обязательная для всех отделов // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 1. Правые партии 1905-1910 гг. С. 190-197.

2. Избирательная программа для выборов в Государственную думу, объединившихся «Русского собрания», «Союза русского народа» и их единомышленников // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 1. Правые партии 19051910 гг. С. 277-279.

3. Информация Русского собрания в газете «Земщина» // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 2. Правые партии 1911-1917 гг. С. 35

4. Листовка Союза русского народа. К русскому народу! // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 1. Правые партии 1905-1910 гг. С.168-170.

5. Листовка союза русского народа от 11 ноября 1905 г. // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 1. Правые партии 1905-1910 гг. С. 78-79.

6. Обращение Союза русского народа // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 1. Правые партии 1905-1910 гг. С. 80-81.

7. Платформа Союза русского народа по выборам в I Государственную думу // Правые партии: документы и материалы, 1905-1917 гг.: в 2 т. М.: Росспен, 1998. Т. 1 Правые партии 1905-1910 гг. С. 160-163.

8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1905. Отделение I. СПб., 1908. С. 754-755.

9. Устав общества под названием «Союз русского народа» // Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства в 1917 г. / сост. А. Черновский. М.; Л.: Гос. изд-во, 1929. С. 411-418.

УДК 63.3(2)6

Целищева Татьяна Сергеевна

студентка кафедры новой и новейшей истории России

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: tts0798@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗВЕРТЫВАНИЯ КАМПАНИИ ПО БОРЬБЕ С КОСМОПОЛИТИЗМОМ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ В СССР В ТРАКТОВКЕ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

© Целищева Т.С., 2018

Tatyana S. Tselishcheva

Student of the Department of Modern and Contemporary Russian History

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia

e-mail: tts0798@mail.ru

REASONS OF THE SOVIET POST-WAR CAMPAIGN AGAINST COSMOPOLITANISMIN CONTAMPORARY

HISTORICAL STUDIES

Аннотация. Причины развертывания послевоенных политико-идеологических кампаний второй половины 1940-х - начала 1950-х гг., организованных высшим партийным руководством страны, получили широкое освещение в современной российской исторической науке (вторая половина 1990-х - 2000-е гг.), вызвав значительный общественный резонанс и став одной из часто обсуждаемых тем последнего десятилетия. Историки приходят к выводу, что идеологическая кампания по борьбе с космополитизмом стала средством подавления любого свободомыслия и инструментом в восстановлении старого, поколебленного войной социального порядка.

Ключевые слова: политико-идеологическая кампания, борьба с космополитизмом, послевоенная сталинская политическая система.

Abstract. The reasons for deployment of the post-war political and ideological campaigns of the second half of the 1940sand the beginning of the 1950s, which were organized by the top party leadership of the country, have received wide coverage in modern Russian historical science (the second half of the 1990s- 2000s), have caused a significant public outcry аnd have become one of the frequently discussed topics of the last decade. Historians come to the conclusion that ideological campaign against cosmopolitanism has become a means of suppressing any of freethinking and has become a tool in restoring the oldwar-shattered social order.

Key words: political and ideological campaign, the struggle against cosmopolitanism, postwar Stalin's political system.

Политическая система, социально-экономическое положение и идеологическое состояние СССР в послевоенное время очень точно охарактеризованы историками М. Геллером и А. Некричем в работе «Утопия у власти. История России. 1917-1995». Подчеркивая распад идеологии, произвол власти и господство органов государственной безопасности над всеми областями жизни страны, грубое вторжение партии-государства в сферу семейных отношений граждан, существование массовой системы доносительства, усиление экспансионистских тенденций вовне, обострение межнациональных отношений, наличие ксенофобии, разжигание шовинизма и антисемитизма внутри страны, упомянутые историки пришли к заключению о том, что «позднесталинистское общество носило все основные черты раннего одряхления» [2, с. 567]. Все это непосредственно стало первоосновой

организации и реализации высшим партийным руководством и лично И.В. Сталиным политико-идеологических кампаний второй половины 1940-х -начала 1950-х гг., важнейшим звеном которых является кампания по борьбе с космополитизмом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что современная историческая наука (вторая половина 1990-х - 2000-е гг.), являясь основой для глубокого изучения и анализа кампании по борьбе с космополитизмом, дает возможность углубить представление о данном феномене и выделить основные причины развертывания этой кампании.

В статье «"Низкопоклонники" и "космополиты"» российский историк А. Вдовин указывает следующую причину начала борьбы с космополитизмом и развернувшихся в связи с этим политических кампаний: «Кампания по борьбе с космополитизмом была направлена не только против претензий США на мировое господство под новыми лозунгами. Она противостояла также возникавшим на Западе новым проектам, нацеленным на разрушение советского патриотизма и замену его "общечеловеческими ценностями". Ценности эти оказывались вполне совместимыми с традиционным патриотизмом американцев и отношением к Америке "космополитов" в других странах, призывавших, по примеру французского литератора Ж. Бернаноса, признать Америку "своей дорогой родиной". По мнению Вдовина, к началу 1949 г. в проповеди космополитизма объединялись представители самых разных сил западного мира — «от папы римского до правых социалистов». В СССР в этом усматривали создание единого фронта против СССР и стран новой демократии» [1, с. 28].

Также Вдовин, анализируя мнения историков середины XX в., таких как К.М. Симонов, М.П. Лобанов, В. Чалидзе, И. Данишевский, интерпретирует кампанию по борьбе с космополитизмом следующим образом: «Объяснять кампанию по борьбе с космополитами в СССР отходом Сталина от интернационализма и его "антисемитизмом" было бы некорректно. Как и кампании 30-х гг., она была связана и с политической борьбой на

95

международной арене, с глубинными социальными, национально-политическими процессами, со сменой элит в советском обществе» [1, с. 28].

На наш взгляд, основными факторами, обусловившими начало развертывания в послевоенное время в СССР масштабной политико-идеологической кампании по борьбе космополитизмом, являются следующие аспекты. Во-первых, И.В. Сталин стремился укрепить свое первенство и превосходство в послевоенном партийном аппарате власти и государстве в целом, заявить о себе во всем мире. «Война показала, — заявил Сталин на пленуме ЦК ВКП(б) 19 марта 1946 г., — что наш общественный строй очень крепко сидит» [6, с. 2]. Избавившись от довоенных угроз и угроз войны, Советский Союз стал мощной сверхдержавой с огромным военным и промышленным потенциалом. Однако мир, обретенный во время Великой Отечественной войны советским народом, чаяния которого были связанны с либерализацией и демократизацией политического режима, постоянно балансировал на грани массового государственного насилия внутри страны и острых международных конфликтов. «Постоянные политические кампании, призванные укреплять бдительность, единомыслие и лояльность, в конечном счете преследовали цель укрепления страны в качестве сверхдержавы и сохранения во главе этой сверхдержавы диктатора, несмотря на его физическое дряхление. Для Сталина приверженность этим двум принципам была краеугольным камнем его политики» [6, с. 4], — пишут в работе «Холодный мир: Сталин и завершение сталинской диктатуры» историки О.В. Хлевнюк и Й. Горлицкий.

В 1948 г., когда Советский Союз получил дополнительную защиту от Запада, благодаря появлению буферной зоны, состоящей из восьми государств-сателлитов в Восточной Европе, это ощущение «прочности положения» должно было только усилиться. Проведение первого успешного испытания атомной бомбы в августе 1949 г. имело еще большее значение, тем более что оно почти совпало с окончательной победой коммунистов в Китае. И несмотря на то, что Сталин бравировал трениями с Западом с целью «завинчивать гайки» внутри

страны, жестокость и масштабы репрессий против «врагов народа», в большей мере воображаемой «пятой колонны» по сравнению с 1930-ми гг. значительно уменьшились. Как пишут Хлевнюк и Горлицкий: «Массовые репрессии довоенного образца применялись преимущественно в странах, присоединенных накануне войны, по-прежнему охваченных масштабной антиправительственной партизанской борьбой. В СССР в целом наблюдалось резкое уменьшение осужденных за так называемые «контрреволюционные преступления». На смену политическим репрессиям пришел огромный рост осуждений по «бытовым» статьям. По этой причине размеры ГУЛАГа не только не сокращались, но росли» [6, с. 2].

Во-вторых, сталинская система вырабатывала идеологические обоснования для каждого своего действия и шага. «Политические решения и события, вызванные разнообразными обстоятельствами, неизменно объявлялись логически неизбежными следствиями высоких принципов. В результате генетика была названа идеализмом, мичуринская биология и индоевропейская теория в лингвистике — марксистскими, марризм — аракчеевщиной, Г.Ф. Александров — буржуазным объективистом и катедер-социалистом, Б.М. Кедров — космополитом, а Л.А. Орбели — отступившим от павловского учения» [4, с. 54], — делает вывод в работе «Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг.» Алексей Борисович Кожевников. Самосознанием сталинской культуры 19451953 гг. была, в частности, модель сталинизма.

В-третьих, обоснованием развертывания кампании против «безродных космополитов» стала концепция соревнования «двух систем», трансформировавшаяся в годы холодной войны в концепцию борьбы «двух лагерей», возглавляемых соответственно СССР и США. В директивном докладе «О международном положении», с которым выступил секретарь ЦК ВКП и член Оргбюро ЦК ВКПАндрей Александрович Жданов на совещании по созданию Коминформа, данная концепция была представлена в развернутом виде. Георгий Максимилианович Маленков, выступая на том же совещании,

97

оправдывая политику конфронтации с капиталистическим Западом, подчеркивал необходимость борьбы против проявлений «раболепия и низкопоклонства перед иностранщиной» в среде «некоторых неустойчивых слоев» советской интеллигенции, представители которых, по его словам, «становятся пищей для иностранных разведок» [5, с. 9-10].

В-четвертых, за лозунгами о борьбе с космополитизмом стояли конкретные политические задачи. Дифференциация советских людей на «русских» и «нерусских», на «патриотов» и «антипатриотов» создала напряжение в обществе, усилила подозрительность, сформировала образ врага. Вся ненависть направилась теперь против абстрактных внешних врагов «мирового империализма», а также на отдельные группы населения и отдельные народы внутри страны.

«Документы Агитпропа ЦК» (Докладная записка Г.Ф. Александрова и заведующего отделом внешней политики ЦК ВКП(б) М.А. Суслова В.М. Молотову и секретарю ЦК ВКП(б) A.A. Кузнецову с предложением прекратить деятельность Антифашистского комитета советских ученых и Еврейского антифашистского комитета в СССР от 7 января 1947 г., Докладная записка Агитпропа ЦК A.A. Жданову о произведениях советских еврейских писателей от 15 сентября 1947 г., сообщение газеты «Правда» «Арест группы врачей-вредителей» от 13 января 1953 г.) освещают также тот факт, что подобно обвинению в космополитизме и связях с Западом, руководство страны прибегало к откровенному государственному антисемитизму с теми же внутри-и внешнеполитическими целями. Давая этому объяснение, историк А.Н. Яковлев пишет: «Во-первых, используя антисемитизм, явно рассчитанный на ожидаемый отклик со стороны определенных слоев населения, партийное руководство старалось таким образом замаскировать новое наступление на интеллигенцию, с которой советская власть находилась в перманентном противостоянии. Во-вторых, связывая печатную и устную деятельность "безродных космополитов" с антисоветскими происками буржуазного Запада, власти не только реанимировали, но и расширили довоенную советскую

практику переноса ответственности за внутренние проблемы страны в область ее внешних сношений, обращая против "империалистов" недовольство народа неизбежными послевоенными трудностями» [5, с. 20].

И наконец, кампания против космополитизма означала дальнейшую самоизоляцию СССР и имела непосредственную цель поставить советскую науку и культуру в положение строгой тотальной идеологической зависимости от интересов партии и политической линии высшего руководства. Постановление политбюро ЦК ВКП(б) о цензуре информации из СССР от 25 февраля 1946 г., Докладная записка агитпропа ЦК A.A. Жданову о распределении литературы, поступающей в дар из США от 22 августа 1946 г., Докладная записка агитпропа ЦК A.A. Кузнецову по вопросу советско-германского научного сотрудничества от 7 февраля 1947 г. и другие документы Агитпропа ЦК ВКП(б) становятся еще одним подтверждением того, что высшее партийное руководство страны во главе с И.В. Сталиным последовательно стремилось резко ограничить обмен взаимной информацией с зарубежными странами, а впоследствии и практически полностью разорвать с ними все культурные и научные связи Советского Союза, поставив под жесткий контроль духовную жизнь советских граждан.

Таким образом, в целом кампания по борьбе с космополитизмом преследовала формальную цель формирования «нового советского человека», обладающего высокими патриотическими чувствами и свободного от влияния на него западных тенденций. Однако процессы, направленные на достижение этой цели, сопровождались открытыми публичными унижениями участников различных дискуссий и их смещением с должностей, лоббированием интересов отдельных представителей науки и культуры в целях овладения руководящими должностями, антисемитизмом, агитацией и пропагандой советского строя, а также обвинениями и арестами большого количества «вредных» для коммунистического режима интеллигентов. Широкая идеологическая кампания являлась средством подавления любого свободомыслия и критики советского политического режима со стороны населения СССР, а «политические

кампании», — как пишет Анна Семеновна Кимерлинг в работе «Выполнять и лукавить», —«были необходимым инструментом в восстановлении старого, поколебленного войной социального порядка» [3, с. 2], став основным механизмом управления страной.

Список литературы

1. Вдовин А. «Низкопоклонники» и «космополиты»/Шаш современник. 2007. № 1. С.27-33.

2. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История России. 1917-1995. М., 1996. Т. 2. С.497-569.

3. Кимерлинг А.С. Выполнять и лукавить. Политические кампании поздней сталинской эпохи. М.: ГУ ВШЭ, 2017. 216 с.

4. Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. //Вопросы истории, естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26-58.

5. Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК/под общ. ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. Д.Г. Наджафов, З.С. Белоусова // Россия XX век. Документы. М.: МФД: Материк, 2005. 768 с.

6. Хлевнюк О.В., Горлицкий Й. Холодный мир: Сталин и завершение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 95 с.

УДК 63.3(2)6

Багаутдинова Маргарита Альфредовна

студентка I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: margarita.bagautdinova2016@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБВИНЕНИЙ В КОСМОПОЛИТИЗМЕ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ РЕПРЕССИВНЫХ КАМПАНИЙ В ПОЗНЕСТАЛИНСКОЕ ВРЕМЯ

Margarita A. Bagautdinova

1 course of history faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail: margarita.bagautdinova2016@yandex.ru

USING ACCUSATIONS OF COSMOPOLITANISM TO JUSTIFY REPRESSIVE CAMPAIGNS IN POZNAN

Аннотация. В статье описывается появление и развитие космополитизма в России, затрагивается проблема отношения к космополитам, и действий направлены на их искоренение. Также рассматривается космополитизм как предлог для репрессивных кампаний.

© Багаутдинова М.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.