Научная статья на тему 'Снижение затрат на эксплуатационные материалы в судоходной компании «Навигаторъ»'

Снижение затрат на эксплуатационные материалы в судоходной компании «Навигаторъ» Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
433
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОВЫЕ ДИЗЕЛИ / ЗАТРАТЫ НА ТОПЛИВО И МАСЛО / ТЯЖЕЛЫЕ СОРТА ТОПЛИВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MARINE DIESEL ENGINES / THE COST OF FUEL AND OIL / HEAVY FUELS / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Жуков В., Гаврилов В., Буцанец А.

Данные представленные в статье на примере компании «Навигаторъ» доказывают экономическую целесообразность перевода флота на тяжелые сорта топлива. Показано, что дальнейшее снижение эксплуатационных расходов флота может быть обеспечено за счет использования отечественных моторных масел и эффективных присадок к топливу и моторному маслу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Жуков В., Гаврилов В., Буцанец А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCE THE COST OF MAINTENANCE MATERIALS IN THE SHIPPING COMPANY «NAVIGATOR»

The data presented in the article on the example of the company «Navigator» to prove economic feasibility of transfer of the fleet on heavy grade fuel. It is shown that further reduction in operating costs of the fleet can be achieved through the use of domestic motor oils and performance additives to the fuel and motor oil.

Текст научной работы на тему «Снижение затрат на эксплуатационные материалы в судоходной компании «Навигаторъ»»

УДК 656.62

СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СУДОХОДНОЙ КОМПАНИИ «НАВИГАТОРЪ»

Жуков В., д.т.н., доцент, заведующий кафедры «Теория и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: [email protected] Гаврилов В., д.т.н., профессор кафедры «Теория и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания», ФГБОУ ВО «ГУМРФ

имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: [email protected] Буцанец А., начальник отдела, соискатель, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: [email protected]

Данные представленные в статье на примере компании «Навигаторъ» доказывают экономическую целесообразность перевода флота на тяжелые сорта топлива. Показано, что дальнейшее снижение эксплуатационных расходов флота может быть обеспечено за счет использования отечественных моторных масел и эффективных присадок к топливу и моторному маслу.

Ключевые слова: судовые дизели, затраты на топливо и масло, тяжелые сорта топлива, экономическая эффективность

REDUCE THE COST OF MAINTENANCE MATERIALS IN THE SHIPPING COMPANY «NAVIGATOR»

Zhukov V., Doctor of Technical Sciences, assistant professor, head of the Theory and design of ship's internal combustion engines chair, FSEI

HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: [email protected] Gavrilov V., Doctor of Technical Sciences, professor chair of the Theory and design of ship's internal combustion engines chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: [email protected] Butsanets A., the applicant, head of the department, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail:

[email protected]

The data presented in the article on the example of the company «Navigator» to prove economic feasibility of transfer of the fleet on heavy grade fuel. It is shown that further reduction in operating costs of the fleet can be achieved through the use of domestic motor oils and performance additives to the fuel and motor oil.

Keywords: marine diesel engines, the cost of fuel and oil, heavy fuels, economic efficiency.

Транспорт является одной из важнейших отраслей в хозяйственной деятельности нашей страны. Он осуществляет перевозки грузов и пассажиров, обеспечивает производственные связи промышленности и сельского хозяйства, является основой географического разделения труда. Обмен и структура транспортных перевозок отражают уровень развития экономики государства. Состояние и развитие транспорта усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда.

Основные фонды транспорта составляют около 20 % национального богатства промышленно развитых стран, на транспорт приходится более 90% установленной мощности всех первичных двигателей, его доля в валовом национальном продукте по разным странам составляет от 5 до 9 % [1].

Водный транспорт является одним из основных потребителей невозобновляемых топливных энергоресурсов. Расходы на топливо составляют значительную часть себестоимости перевозок (до 13,6% [2]).

Судоходная компания «Навигаторъ» является элементом транспортной отрасли Российской Федерации. Общество с ограниченной ответственностью «Навигаторъ» создано 14 августа 1998 года. Специализацией компании является перевозка нефтепродуктов морем и на внутренних водных путях РФ судами смешанного «река-море» плавания. В состав флота компании входят нефтяные танкеры проекта 19614, построенные на судостроительном заводе «Красное Сормово»: «Нижний Новгород», «Кострома», «Бородино», «Владимир», «Ярославль», «Углич», «Санкт Петербург», «Суздаль», «Ростов Великий», «Санкт-Петербург». Головное судно серии - т/х «Нижний Новгород» (рис. 1) построено в 2002 г.

Суда компании ООО «Навигаторъ» зарегистрированы в Российском международном реестре судов, находятся под надзором Российского Морского Регистра Судоходства и имеют подтвержденный класс KM * Ice 1 R2-RSN AUT3 Oil tanker.

Энергетическая установка судов указанного проекта состоит из силовой энергетической установки, работающей на гребной винт

Рисунок 1. Т/х «Нижний Новгород» (проект 19640)

фиксированным шагом (ВФШ), в составе 2-х дизель-редукторных агрегатов, состоящих из дизеля 6L20C (производства фирмы Wartsila) мощностью 930 кВт и реверс редуктора WAF 842, с передаточным числом i=3.905 и муфты VULKAN RATO RG192W\2200 и электроэнергетической установки (ЭЭУ) в составе трех дизель-генераторов на базе двигателя ТАМД103 (производства фирмы Volvo-Penta) мощностью 160 кВт.

Для того чтобы снизить расходы на топливо в компании «На-вигаторъ» были проведены мероприятия по переводу главных судовых дизелей на более дешевые сорта топлива. В качестве замены дизельного топлива использовались следующие марки топлива, изготавливаемые из остаточного и среднедистиллятного продуктов переработки нефти, соответствующие российскому [3] и международному стандартам [4]:

ИФ0-30 (IF0-30) - содержание среднедистиллятного продукта составляет 30.. .40%, может сравниваться с мазутом Ф5, аналогичен судовому остаточному топливу ISO F - RMB-30;

ИФ0-180 (IF0-180) - содержание среднедистиллятного продукта 8.15%, сопоставим с мазутом М40 и судовым остаточным топливом ISO F - RME180;

ИФ0-380 (IFO-380) - содержание среднедистиллятного продукта 0.5%, сопоставим с мазутом М100, аналогичен судовому остаточному топливу ISO F - RMG-380.

Данное решение было принято на основании имеющегося положительного опыта использования таких топлив на морском флоте [5].

Для работы главных двигателей на тяжелых сортах топлива требуется специальная подготовка топлива. В компании «Навигаторъ» была разработана «Пояснительная записка по переводу работы главных двигателей на танкерах проекта 19614 с легкого топлива на тяжелое» и согласована с Российским морским регистром судоходства и производителем двигателей.

На судах компании «Навигаторъ» в результате проведения модернизации для перевода главных дизелей марки 6L20C на тяжелое топливо, было дополнительно установлено следующее оборудование: два сепаратора для сепарации тяжелого топлива марки SA811, два насоса для перекачки тяжелого топлива, два блока топливопод-готовки марки UCD1000.

На модернизированных судах были проведены работы по замене топливной аппаратуры установленной на дизелях. Кроме того, про-

Годовой расход топлива МДО и ИФО за 2012 год

11336

2000

1606

ведены работы по переоборудованию цистерн расходного топлива и цистерн основного запаса топлива, что позволило подавать топливо к судовым дизелям с требуемой вязкостью при температуре 120°С.

Доработки потребовала также судовая топливная система, трубопроводы которой постоянно подогреваются с помощью вспомогательных трубопроводов. Подогрев топливных трубопроводов, а также работа модуля подогрева топлива осуществляется за счет пара, вырабатываемого судовым котлом марки Unix 1500.

Стоимость оборудования по переводу одного судна пр.19614 на тяжелое топливо в компании «Навигаторъ» составила около 300 тысяч евро, стоимость работ по модернизации - около 12 млн. руб. Таким образом, суммарная стоимость модернизации теплохода пр. 19614 для использования тяжелого топлива составляет около 30 млн. рублей.

Работы по переводу судов на тяжелые сорта топлива начались в компании в 2012 году. К началу навигации 2013 года модернизацию прошли суда «Санкт Петербург», «Суздаль», «Ростов Великий». К началу навигации 2014 года модернизацию прошли суда «Владимир», «Ярославль», «Углич», «Санкт Петербург», «Суздаль», «Ростов Великий». Таким образом к 2015 году была проведена модернизация следующих судов компании: «Владимир», «Ярославль», «Углич», «Санкт Петербург», «Суздаль», «Ростов Великий», «Санкт-Петербург». На теплоходах «Нижний Новгород», «Кострома», «Бородино» модернизация не проводилась.

На рис. 2 показано изменение потребления двух видов топлива в следствие постепенного перевода судов на тяжелые сорта топлива.

Закупочная стоимость одной тонны топлива в период 2012-2015г. (по данным бухгалтерии компании «Навигаторъ») представлена в табл. 1.

Таблица 1. Закупочная стоимость одной тонны топлива

Год 2012 2013 2014 2015

ДТ, руб. 23000 24600 24000 27000

ИФО 180, руб. 13100 12000 13000 13000

Для оценки эффективности модернизации и расчета окупаемости затрат, связанных с ее проведением суда были разделены на две группы: 1 - прошедшие модернизацию, 2 - без модернизации. Для каждого судна были определены затраты на топливо (табл. 2, табл. 3).

Годовой расход топлива МДО и ИФО за 2013 год

9000 8000 7000

5 6000

0

« 5 ООО

1 4000 I 3000

2000

1000

О

■ Ряд1

8031,46

4720,52

l 2

8031,46 1-МДО 2 -ИФ0180 4720,52

Годовой расход МДО и ИФО за 2015 год

9000

8000

3 X 7000

- о 6000

н

g 5000

X

? а 4000

IS

8 3000

о

I 2000

1000

0

1 Годовой расход топлива МДО и ИФО за 2014г. 7730,22

4S4S.1

г

1 1-МДО 2-ИФО1В0 2

9000 8000 7000

ихю

5000 4000 3000 2000 1000 о

Рис. 2. Изменение соотношения потребления видов топлива в 2012-2015 годах. 1 - расход дизельного топлива, т.; 2 - расход тяжелого топлива ИФО, т.

Таблица 2. Затраты на топливо за 2-й квартал 2015 года на модернизированных судах (группа 1)

«Санкт-Петербург» дт/тт всего, тыс. руб. «Суздаль» дт/тт всего, тыс. руб. «Ростов Великий» дт/тт всего, тыс. руб. «Владимир» дт/тт всего, тыс. руб. «Ярославль» дт/тт всего, тыс. руб. «Углич» дт/тт всего, тыс. руб.

2440/4849/7289 2305/4154/6459 2470/4394/6864 2452/5291/7743 2716/5380/8096 2535/4439/6974

Таблица 3. Затраты на топливо за 2-й квартал 2015 года на судах без модернизации (группа 2)

«Нижний Новгород» «Кострома» «Бородино»

дт/тт дт/тт дт/тт

всего, тыс. руб. всего, тыс. руб. всего, тыс. руб.

8518/516/9034 5902/768/6670 8764/586/9350

Средняя величина затрат на топливо за 2-й квартал 2015 года по группе 1 составила на одно судно 7237 тыс. рублей, по группе 2 - 9192 тыс. рублей. Таким образом снижение затрат на топливо за счет перевода на тяжелые сорта для единичного судна составило 25.. .30 %. Снижение затрат на топливо на одно судно группы 1 по сравнению с затратами на одно судно группы 2 во втором квартале 2015 года составила 1954 тыс. рублей. Соответственно, в течение годичной эксплуатации, без учета периодов, отводимых на плановые обслуживания и ремонты, экономия в результате использования тяжелого топлива на теплоходах проекта 1964 в компании «Навигаторъ» составила 7500 тыс. рублей.

Учитывая приведенные выше затраты на модернизацию одного судна проекта 1964 (около 30 млн. рублей) срок окупаемости модернизации одного судна в компании «Навигаторъ» составляет 4-5 навигаций, что подтверждает экономическую целесообразность перевода главных двигателей судов компании на тяжелые сорта топлива. Переборки главных двигателей в процессе эксплуатации не выявили существенного ухудшения их технического состояния при работе на тяжелых сортах топлива или усложнения технического обслуживания двигателей.

Дополнительное снижение эксплуатационных расходов может обеспечить снижение расхода топлива главными и вспомогательными двигателями за счет использования современных присадок к топливу [6], однако их внедрение на флоте требует проведения дополнительных исследований и эксплуатационных испытаний.

Значительную составляющую расходов на эксплуатационные материал составляют затраты на моторное масло. В соответствии с требованиями завода-изготовителя для двигателей 6L20C использовались дорогостоящие зарубежные моторные масла с классом вязкости 8ЛБ 40, с индексом вязкости (VI) не менее 95. При работе на тяжелом топливе рекомендуется использовать моторные масла, имеющие щелочное число (ВК) 50.55 мг КОН/г масла. Масла с щелочным числом 40 также могут использоваться при работе на тяжелом топливе, если в ходе эксплуатации щелочной баланс масла остается на приемлемом уровне, т.е. его изменение не превышает 15 - 20% от первоначального значения. Согласно инструкций завода-изготовителя применение одобренных сортов масла в течение гарантийного периода обязательно.

На одном из судов пр. 19614 компании «Навигаторъ» проводились испытания по переводу одного главного двигателя на работу на отечественный сорт масла марки М16Г2Ц производства Санкт-Петербургской компании «Завод Шаумяна». Сравнительный анализ состояния дизелей, работающих на разных сортах масла, показал, что отечественные масла в отдельных случаях могут конкурировать с иностранными аналогами и имеют хорошие результаты работы двигателей.

Сравнение работы двигателей на масле, произведенном в Канаде и масле компании «Завод Шаумяна» показывает, что моющие свойства импортного масла несколько лучше, чем у отечественного. При этом ухудшении эксплуатационных свойств двигателей не было выявлено. Это значит, что свойства базового масла не уступают свойствам масла иностранных поставщиков. Отличие заключается только в качестве и количестве применяемых присадок. По информации представителей компании «Завод Шаумяна», многие зарубежные поставщики масла покупают базовое масло в России и, добавляя свои присадки, поставляют его в Россию. При условии создания и использования высокоэффективных комплексных присадок в России имеются все возможности для изготовления масел, не уступающих по своим свойствам зарубежным аналогам. Требуемое качество масла может также обеспечиваться введением присадок в процессе эксплуатации судовых двигателей [7].

Результаты, полученные в компании «Навигаторъ», свидетельствуют, что эффективным способом снижения затрат на эксплуатационные материалы является перевод флота на тяжелые сорта топлива, а перспективным направлением сокращения расходов на топливо и масло представляется расширение применения российских моторных масел и эффективных присадок к топливу и маслу, предлагаемых отечественными разработчиками.

Литература:

1. Плужников К.И. Международный транспортный рынок // Бюллетень транспортной информации. - 1998. - № 2.

2. Электронный ресурс - http://www.au92.ru/msg/20061130_ kdwup84.html - Дата обращения 20.11.2017.

3. ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010) ТОПЛИВА СУДОВЫЕ. Технические условия.

4. ISO 8217:2010 Petroleum products - Fuels (class F) - Specifications of marine fuels (MOD) Fuel Standard for marine residual fuels.

5. Николаев Н., Гинда О., Жук А. Эксплуатационные параметры среднеоборотного двигателя при различных видах топлива // Морской флот. - 2007, № 5. - С. 54-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Безюков О.К., Жуков В.А., Маад М.М. Моторные испытания модифицированного дизельного топлива // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2016. № 4 (38). С. 122-131.

7. Жуков В.А., Мельник О.В., Буцанец А.А. Обеспечение и контроль качества моторных масел судовых дизелей в процессе эксплуатации // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова: сборник научных статей. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2017. - 468 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.