Научная статья на тему 'Снижение загруженности крупных аэропортов путем сокращения времени пребывания самолета в зоне аэродрома при заходе на посадку'

Снижение загруженности крупных аэропортов путем сокращения времени пребывания самолета в зоне аэродрома при заходе на посадку Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ / FREE FLIGHT / ГЛИССАДА / GLIDE SLOPE / ПОСАДКА ВС / AIRCRAFT LANDING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Акзигитов Р.А., Калинников В.А.

Рассматривается метод управления и построения криволинейных траекторий для захода на посадку без выхода на высоту круга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECREASING OF MAJOR AIRPORTS DOWNLOAD THROUGH THE REDUCTION OF AIRPLANE RESIDENCE TIME IN THE AIRPORT DURING APPROACH

This article considers a method of management and building of curved paths for landing without going to the height of the circle.

Текст научной работы на тему «Снижение загруженности крупных аэропортов путем сокращения времени пребывания самолета в зоне аэродрома при заходе на посадку»

Решетневскуе чтения. 2013

УДК 621.396.932.1

СНИЖЕНИЕ ЗАГРУЖЕННОСТИ КРУПНЫХ АЭРОПОРТОВ ПУТЕМ СОКРАЩЕНИЯ ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯ САМОЛЕТА В ЗОНЕ АЭРОДРОМА ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ

Р. А. Акзигитов, В. А. Калинников

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматривается метод управления и построения криволинейных траекторий для захода на посадку без выхода на высоту круга.

Ключевые слова: свободный полет, глиссада, посадка ВС.

DECREASING OF MAJOR AIRPORTS DOWNLOAD THROUGH THE REDUCTION OF AIRPLANE RESIDENCE TIME IN THE AIRPORT DURING APPROACH

R. A. Akzigitov, V. A. Kalinnikov

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

This article considers a method of management and building of curved paths for landing without going to the height of the circle.

Keywords: free flight, glide slope, aircraft landing.

Расширение области включения захвата глиссады в фазе снижения без маневрирования на высоте круга обеспечивает сокращение времени пребывания самолета в зоне аэродрома.

Авторами рассмотрен вопрос применения этих рекомендаций на примере самолета ТУ-154, т. е. применение концепции «free Ну» при совершении предпосадочного маневра до захвата глиссады [1].

В работе рассматривается маневр входа в глиссаду с разворотом на 90°, при этом захват глиссады возможен «сверху» или с пересечением оси ВПП - захват «снизу». Был выработан закон управления, по которому осуществлялось маневрирование самолета, то есть управление производилось по боковому отклонению от оси ВПП [2].

Для выполнения выхода в створ ВПП при заходе на посадку с высоты эшелона перехода с пересечением высоты круга предлагается маневр полета по ра-диалу (дуге заданного радиуса) с использованием системы спутниковой навигации [3].

Вначале предположим, что положение центра дуги и ее радиус известны. Задача вычислителя перед началом маневра заключается в определении крена, с которым будет выполняться разворот, где V - истинная воздушная скорость; R - радиус разворота; g -ускорение свободного падения.

В процессе выполнения маневра по текущим координатам ВС определяется его удаление от центра. Для этого нужно перевести разность координат ВС и центра разворота в угловые минуты. Одна минута по широте соответствует морской миле - 1 853 м, по долготе разность в минутах необходимо умножить на TOS9, где ф - средняя широта ВС и центра.

Отклонение можно определить по формуле, поскольку при малых по сравнению с радиусом отклонения

(R2 - L2) = (R + L) • (R - L) ~ 2R • (R - L).

Данный маневр выполняется обычно по маякам БМБ, но в данном случае центр разворота можно выбрать произвольно.

В том случае когда радиус и положение центра неизвестны, следует считать исходными данными следующие.

1. Координаты торца ВПП.

2. Посадочный курс.

3. Начальное расстояние от торца ВПП (точка выхода в створ ВПП).

4. Заданная разность текущего и посадочного курса в этой точке (±15°).

Алгоритм расчета координат центра и радиуса разворота построим следующим образом (см. рисунок).

Устанавливаем начало координат в точку выхода в створ и определяем координаты ВС в этой системе.

Переводим угловые координаты ВС в линейные.

Производим поворот координат на угол, равный посадочному курсу (это необходимо во избежание появления бесконечности при вычислениях), и определяем положение ВС в этих координатах.

По координатам ВС составляем уравнение линии в отрезках от начала координат до ВС.

Составляем параметрическое уравнение линии, повернутой от оси ВПП на угол ±(90°+15°), - это линия центров разворота. Поскольку этих линий две -слева и справа от оси, следует учесть знак бокового уклонения ВС от полосы.

Составляем уравнение прямой, проходящей через центр отрезка - начало координат ВС и перпендикулярной к нему.

Определяем координаты точки пересечения этой прямой с линией центров. Это и есть координаты центра разворота.

Определяем радиус разворота как расстояние от центра до ВС.

Обратным преобразованием возвращаем систему координат в исходное положение.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

Определение координат центра и радиуса маневра

Библиографические ссылки

1. Вовк В. И., Липин А. В., Саранский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПБ. : Академия ГА, 2004. 145 с.

2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 298 с.

3. Вычужанин В. Б., Борсоев В. А. Методы повышения достоверности передачи данных по спутниковым каналам связи при УВД с автоматическим зависимым наблюдением // Современные проблемы радиоэлектроники : сб. науч. ст. Краснояр. гос. техн. ун-та. М. : Радио и связь, 2006. С. 446-450.

References

1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saranskij Ju. N. Zonal'naja navigacija: uchebnoe posobie. SPB. : Akademija GA, 2004. 145 s.

2. Bochkarev V. V., Kryzhanovskij G. A., Suhih N. N. Avtomatizirovannoe upravlenie dvizheniem aviacionnogo transporta ; pod red. G. A. Kryzhanovskogo. M. : Transport, 1999. 298 s.

3. Vychuzhanin V. B., Borsoev V. A. Metody povyshenija dostovernosti peredachi dannyh po sputnikovym kanalam svjazi pri UVD s avtomaticheskim zavisimym nabljudeniem // Sovremennye Problemy radiojelektroniki : sb. nauch. st. Krasnojar. gos. tehnich. un-ta. M. : Radio i svjaz', 2006, S. 446-450.

© Акзигитов Р. А., Калинников В. А., 2013

УДК 621.396.932.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПУТЕМ ОПЕРАТИВНОГО УСТРАНЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Р. А. Акзигитов, С. А. Кривенко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Рассматривается проблема простоя воздушных судов во внебазовых аэропортах при неисправностях и предлагается вариант решения проблемы.

Ключевые слова: контрольно-проверочная аппаратура, диагностика, мониторинг.

IMPROVING OF THE EFFICIENCY OF REGULAR AIRCRAFT FLIGHTS BY OPERATIVE SOLUTION AND DIAGNOSTICS OF FAULTS

R. A. Akzigitov, S. A. Krivenko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: pnk-sibsau@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.