Научная статья на тему 'Снижение уровня и качества жизни как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации'

Снижение уровня и качества жизни как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников С. А., Третьяков А. В.

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи уровня и качества жизни семей с детьми и состоянием подростковой преступности в условиях становления и развития новой российской государственности, трансформации экономической, политической, правовой и других сфер жизнедеятельности общества. Исследование проведено на общегосударственном уровне, его результаты могут быть использованы в учебном процессе и научной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение уровня и качества жизни как фактор преступности несовершеннолетних в Российской Федерации»

УДК 94(470)

СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

КАК ФАКТОР ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 2 © 2017 С. А. Бражников , А. В. Третьяков

1канд. ист. наук, доцент кафедры административной деятельности

органов внутренних дел e-mail: s.a. hrazhnikov a mail.ru

Воронежский институт МВД России

2докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России. e-mail: drJretiyakov@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи уровня и качества жизни семей с детьми и состоянием подростковой преступности в условиях становления и развития новой российской государственности, трансформации экономической, политической, правовой и других сфер жизнедеятельности общества. Исследование проведено на общегосударственном уровне, его результаты могут быть использованы в учебном процессе и научной работе.

Ключевые слова: Российская Федерация, уровень и качество жизни, семья, дети, преступность несовершеннолетних.

Актуальность темы настоящей статьи определяется тем значением, которое имеют уровень и качество жизни граждан как элементы национальной безопасности Российской Федерации [1], а также повышенной степенью их влияния практически на все сферы жизнедеятельности общества.

Целью статьи является комплексное исследование нормативных и документальных источников, раскрывающих причинно-следственную связь между снижением уровня и качества жизни российских семей с детьми и повышением уровня подростковой преступности в условиях непрерывного проведения радикальных экономических, социальных и политических реформ (в период с конца 1991 г. по 2010 г.).

Следует отметить то, что рассматриваемая проблема ранее не являлась предметом специального исследования с позиций исторической науки. Вопросы взаимосвязи уровня и качества жизни семей, имеющих детей, и криминализации подростковой среды рассматриваются лишь косвенно (см., напр.: [2, 3, 4] и др.).

Изучение имеющегося массива официальных документов и статистических данных показывает, что после распада СССР в условиях перехода к рыночной экономике в Российской Федерации произошло резкое снижение уровня и качества жизни подавляющего большинства населения.

В 1992 г. значительно ухудшилась продовольственная ситуация. Повышение цен на продовольственные товары привело к тому, что среднестатистическая семья стала расходовать на питание половину своего бюджета [5].

Обесценивание рубля повлекло фактически полную утрату сбережений российских граждан. При этом решения органов государственной власти,

направленные на обеспечение компенсации потерь от обесценивания сбережений населения, не выполнялись [6].

Увеличивалось материальное расслоение российского общества. В 1993 г. уровень доходов 10 % наиболее обеспеченной части населения страны в 11 раз превышал уровень дохода 10 % наименее обеспеченной его части. В конце 1992 г. этот показатель составлял 7,5-8 раз [7].

Безработица и длительные задержки выплаты заработной платы, вызывали социальную напряженность. Зачастую в семьях безработных единственным источником дохода являлись детские пособия [8].

В этих условиях происходило значительное ухудшение криминальной ситуации в подростковой среде. Руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации констатировало рост преступности несовершеннолетних практически на всей территории страны. Особо сложная оперативная обстановка имела место в Вологодской, Костромской, Курской, Псковской и Ульяновской областях, а также в республиках Алтай и Тува [9].

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 февраля 1994 г. «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» содержало указание на необходимость разработки принципиально новой системы предупреждения правонарушений в среде несовершеннолетних, создания сети государственных и общественных структур, осуществляющих функции социальной защиты и коррекции поведения этой категории населения. При этом стабилизация уровня жизни населения рассматривалась в данном документе как одно из основных направлений, на котором должны быть сосредоточены усилия государства.

В Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г., утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942, отмечено, что одной из причин угрожающего роста подростковой преступности было объективное ухудшение условий жизни большинства населения. Практическая результативность мер, предпринимаемых государством по приостановлению негативных процессов в среде несовершеннолетних, оценивалась как недостаточная, прежде всего вследствие несовершенства нормативно-правовой базы, несогласованности в работе федеральных и региональных органов власти, нескоординированности действий правоохранительных органов, общественных институтов, средств массовой информации и т.д. [10].

Материалы практики прокурорского надзора свидетельствовали о грубых нарушениях законности в области социальной защиты семьи и детей, невыполнении требований нормативных правовых актов. Прокурорским работникам все чаще приходилось сталкиваться со случаями голодных обмороков в средних школах, с кражами хлебопродуктов и других продуктов питания. Позорной социальной проблемой были попрошайничество и нищенство. В то же время даже та скромная социальная помощь, предусмотренная государством (размер социальных пособий компенсировал только 8,3% прожиточного минимума школьника), не всегда доходила до адресата. Пособия выплачивались несвоевременно, нерегулярно и не в полном объеме. Имели место многочисленные факты нецелевого использования денежных средств, принятия нормативных правовых актов, ущемляющих права на социальную помощь, устанавливающих заниженные размеры социальных пособий [11].

Уровень реальных денежных доходов населения по сравнению с 1991 г. снизился на 40 %. Число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляло около четверти населения страны [12].

В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 31 октября 1997 г. № 1865-11 ГД был отмечен резкий рост количества граждан, имеющих детей в возрасте до 16 лет, уровень доходов которых был ниже прожиточного минимума. Число семей, находившихся в таком положении, составляло более 54 %. Около 12 млн детей голодали. По состоянию на 15 октября 1997 г. задолженность по выплате социальных пособий на детей составляла 13,2 трлн рублей.

В рассматриваемый период существенно возрос уровень групповой и организованной преступности несовершеннолетних. Группы, как правило, специализировались на совершении краж, грабежей, разбоев и вымогательства. Зачастую подростки, являясь членами банд, совершали умышленные убийства. В 1996 г. на соответствующие учеты органов внутренних дел было поставлено 66,4 тыс. подростков, входящих в состав антиобщественных группировок. Негативные тенденции в структуре преступности несовершеннолетних объяснялись прежде всего ухудшением социально-экономического положения и нравственно-психологического состояния значительной массы российского населения, особенно семей, имеющих детей. Изучение уголовных дел в Калининградской, Саратовской, Томской и других областях показало, что во многих случаях причиной совершения подростками корыстных преступлений являлось элементарное недоедание. Каждый третий несовершеннолетний, принимавший участие в совершении преступлений, нигде не учился и не работал [13].

По состоянию на 1 января 1998 г. на профилактических учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел Российской Федерации состояло 432,5 тыс. человек [14].

В условиях социально-экономического кризиса крайне неудовлетворительно финансировались федеральные целевые программы, входившие в президентскую программу «Дети России» [15]. Наблюдалась опасная тенденция повышения уровня криминальной активности подростков младшего возраста, а также подростков женского пола. На начало 2001 г. на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних состояло 410,1 тыс. подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 88 тыс. - несовершеннолетние младше 14 лет [16].

Не была выработана единая система учета семей, находившихся в социально опасном положении. Банки данных о них не были сформированы и ни одно ведомство системы профилактики не располагало исчерпывающей информацией о семьях и несовершеннолетних, нуждавшихся в поддержке государства. Социальное неблагополучие семей усугублялось неудовлетворительной выплатой социальных пособий на детей. На март 2002 г. задолженность по таким выплатам составляла свыше 17 млрд руб. Без материальной поддержки оставались также семьи, которые приняли детей под опеку (попечительство). В таких семьях воспитывалось более 329 тыс. несовершеннолетних [17].

Социально-экономические проблемы существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей, результатом чего стал рост числа беспризорных и безнадзорных детей, массовое распространение в детской и подростковой среде алкоголизма, наркомании и, как следствие, увеличение количества правонарушений [18].

Начавшийся впоследствии экономический рост выдвинул задачи выбора приоритетов развития, в числе которых органами государственной власти было определено инвестирование ресурсов в благополучие и развитие детей, как наиболее экономически и политически оправданных с позиций обеспечения перспективного развития страны.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

Российской Федерации от 10 мая 2006 г. была обозначена необходимость осуществления эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.

В 2008 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли и Министерством образования и науки Российской Федерации было изучено состояние работы по профилактике семейного неблагополучия, беспризорности, безнадзорности. Проведенный анализ показал, что на фоне стабилизации социально-экономического развития, в результате реализации органами государственной власти на всех уровнях мер по улучшению материального положения семей с детьми, осуществлению профилактических мероприятий, социального патронажа семей, наметилась тенденция сокращения числа семей, находившихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей, а также количества беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Так, в 2007 г. на соответствующих учетах в органах социальной защиты населения состояли 274,8 тыс. семей, находившихся в социально опасном положении (в 2006 г. - 309,1 тыс., в 2005 г. - 364,3 тыс., в 2004 г. -435,4 тыс.), в которых насчитывалось 489,5 тыс. детей (в 2006 г. - 554,3 тыс., в 2005 г. - 676,6 тыс., в 2004 г. - 795,5 тыс.) [19].

Количество населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, постепенно снижалось. В 2008 г. оно составляло 13,4% от общей численности населения Российской Федерации, в 2009 г. - 13,2%, в 2010 г. -12,8% [20].

Криминальная обстановка в подростковой среде также заметно улучшилась (в 2007 г. подростками было совершено 139,1 тыс. преступлений; в 2008 г. - 116,1 тыс., в 2009 г. - 94,7 тыс., в 2010 г. - 78,5 тыс.) [20: 21].

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. было отмечено: «Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы и предложения.

• Снижение уровня и качества жизни семей с детьми выступало одним из основных социально-экономических факторов криминализации подростковой среды в общегосударственном масштабе.

• Тенденции снижения уровня и качества жизни семей, имеющих детей, во многом были обусловлены недостатками в формировании и злоупотреблениями в ходе реализации государственной социальной политики в отношении этой категории населения Российской Федерации.

• Криминогенный потенциал фактора снижения уровня и качества жизни семей, имеющих детей, в обязательном порядке необходимо учитывать при выработке государственной политики противодействия преступности несовершеннолетних в целях обеспечения надлежащего уровня ее эффективности.

Библиографический список

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

2. Марков Ю. А. Массовая бедность в Западной Сибири в 1992-2000 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2014. 327 с.

3. Смычковский Д. Э. Экономическая политика СССР и Российской Федерации и уровень жизни населения в 1985-2003 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 186 с.

4. Шаяхметова В. Р. Проблемы уровня жизни населения России в условиях реформ (конец XX - начало XXI века). Пермь, 2007. 273 с.

5. О продовольственном обеспечении населения Российской Федерации: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 июля 1992 года № 3270-1 // «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1815.

6. О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации: Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года № 4677-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 14. Ст. 494.

7. Об утверждении Основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 474 // Российская газета. 1994. 3 июня.

8. О президентской программе «Дети России»: Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 17. Ст. 1955.

9. О первоочередных мерах по активизации деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью несовершеннолетних: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 апреля 1993 года № 186 (документ не был официально опубликован).

10. Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей): Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 38. Ст. 3669.

11. Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите материнства и детства: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 февраля 1996 года № 12/21 (документ не был официально публикован).

12. О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 222 // Российская газета. 1997. 12 марта.

13. О дополнительных мерах по предупреждению групповой и организованной преступности несовершеннолетних: указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 августа 1997 года № 53/21, Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 августа 1997 года № 1/12597 (документ не был официально публикован).

14. Об аналитических материалах «Состояние преступности несовершеннолетних в Российской Федерации в 1997 году», «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту»: письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 15 сентября 1998 года № 15/329-6 // Образование в документах. 1998. № 21-22.

15. О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации от 9 декабря 1998 года № 3344-11 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. Ст. 6356.

16. О расширении сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, повышении их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними: приказ Министерства образования Российской Федерации от 2 ноября 2001 года № 1303/285 // Вестник образования. 2001. № 23.

17. Об исполнении законодательства о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних: информационное письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 марта 2002 года № 21-17-02 (документ не был официально опубликован).

18. О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2003-2006 годы» Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года № 732 // Собрание законодательства Российской Федерации». 2002. № 41. Ст. 3984.

19. О направлении аналитического обзора «Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности»: письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 2372-РХ (документ не был официально опубликован).

20. О положении детей в Российской Федерации. 2010 год: Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (документ не был официально опубликован).

21. О положении детей в Российской Федерации. 2008-2009 годы: Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (документ не был официально опубликован).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.