Научная статья на тему 'Снижение травматизма трактористов и повышение сохранности техники путем разработки устройства для ее хранения'

Снижение травматизма трактористов и повышение сохранности техники путем разработки устройства для ее хранения Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
159
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ / ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ / РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ / ХРАНЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ / КОРРОЗИЯ / УСТРОЙСТВО ДЛЯ ХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Гаврикова Елена Ивановна, Лактионов Константин Станиславович

Проведен анализ травматизма трактористов-машинистов и ремонтников сельскохозяйственной техники, и установлено, что высокий травматизм обусловлен недостатками в хранении техники, определяющим коррозию ее деталей. Предложена новая конструкция чехла для хранения техники, повышающего сохранность и снижающего трудовые затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Гаврикова Елена Ивановна, Лактионов Константин Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение травматизма трактористов и повышение сохранности техники путем разработки устройства для ее хранения»

СНИЖЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ТРАКТОРИСТОВ И ПОВЫШЕНИЕ СОХРАННОСТИ ТЕХНИКИ ПУТЕМ РАЗРАБОТКИ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕЕ ХРАНЕНИЯ

Е.И. Гаврикова, К.С. Лактионов

Аннотация. Проведен анализ травматизма трактористов-машинистов и ремонтников сельскохозяйственной техники, и установлено, что высокий травматизм обусловлен недостатками в хранении техники, определяющим коррозию ее деталей. Предложена новая конструкция чехла для хранения техники, повышающего сохранность и снижающего трудовые затраты.

Ключевые слова: несчастные случаи на производстве, тракторист-машинист, ремонтные работы, хранение сельскохозяйственной техники, коррозия, устройство для хранения.

Как показывают материалы расследования несчастных случаев на производстве, в агропромышленном комплексе более 50% случаев происходит при эксплуатации и обслуживании сельскохозяйственных тракторов. Так, при эксплуатации и ремонте тракторов в 2008 г. пострадало с тяжелым и летальным исходом 312 трактористов, что составило 56,3% от общего числа пострадавших за исследуемый период [1, 2]. В 2001 г. при ремонте сельхозтехники пострадало 150 человек, а в 2003 г. - уже 400, и данный показатель находится на этом же уровне и в настоящее время [3]. Одной из причин высокого травмирования трактористов и ремонтников является необходимость ремонта техники в полевых условиях при остром дефиците времени (посевная, уборочная), а также существенный ее износ.

Износ техники обусловлен, прежде всего, коррозией деталей при ненадлежащих условиях ее хранения -изменяющиеся метеорологические параметры, повышенная влажность, а также биокоррозионные процессы, которые имеют место в условиях повышенной микробной обсемененности окружающей среды [4]. Жизнедеятельность микроорганизмов, как правило, сопровождается выделением кислых продуктов брожения, значительно ускоряющих коррозию.

В настоящее время при массовом использовании транспортных средств создать необходимые условия для их хранения зачастую не предоставляется возможным. Поэтому большее количество транспортных средств практически круглосуточно находятся под открытым небом, что приводит к появлению в слое защитного покрытия микротрещин, через которые влага имеет доступ к металлу, вызывая его коррозию, снижая долговечность транспортных средств. Из-за коррозии металлов ежегодно теряется до 1,5-2% металлического запаса, что вместе с затратами на защиту от коррозии приводит к огромным прямым потерям. Степень увлажненности поверхности металла - основной фактор, определяющий скорость атмосферной коррозии.

Незаконсервированные поверхности рабочих органов плугов, сеялок, культиваторов, дисковых борон и других сельскохозяйственных машин в период хранения окисляются и покрываются ржавчиной. В первую очередь коррозия поражает незащищенные поверхности.

Существующие методы хранения и консервации техники достаточно сложны, трудоемки, предполагают наличие многочисленных операций, связанных с применением восковых составов, различных смазок, солидола, битума, консервационных топлив и масел, которые сами по себе не безопасны для персонала, подготавливающего технику для хранения [5]. Кроме того, вследствие уменьшения объемов производства сельскохозяйственной продукции и снижения численного состава машинно-тракторного парка резко упал потре-

бительский спрос на оборудование для технического обслуживания и консервации. При ограниченных финансовых ресурсах большинство хозяйств вынуждено приобретать только необходимые сельхозмашины, а технические средства для их консервации исключить из числа приоритетных. В то же время при умелом использовании этих средств удается продлить срок службы дорогостоящих сельхозмашин и сократить затраты на ремонт, а также снизить вероятность травмирования работников, занятых ремонтными операциями.

В связи с этим, целью настоящего исследования являлась разработка устройства для хранения сельскохозяйственной техники и предотвращения коррозии ее деталей, использование которой отличалось бы меньшей трудоемкостью и безопасностью.

В качестве прототипа для разработки устройства был проанализирован защитный чехол для автомобиля. Чехол содержит оболочку, состоящую из центрального и боковых полотнищ и устройства для образования свода и сквозных полостей над поверхностью транс -портного средства для вентиляции и предотвращения образования конденсата на внутренней стороне защитного чехла. Устройство выполнено в виде параллельно настроченных на внутреннюю сторону оболочки валиков из упругого материала, например изолона или пружин, или канатов, помещенных в чехлы. Выступающие края центрального полотнища наложены поверх соответствующих краев боковых полотнищ внахлест и соединены по линиям, перпендикулярным краям соединяемых полотнищ. По нижнему краю оболочки по всему периметру расположен шнур с зажимами [6].

Недостатком указанного устройства является малоэффективное предотвращение образования конденсата на внутренней стороне защитного чехла и жестко фиксированное расположение валиков, что ограничивает применение чехла, т.к. не позволяет обеспечить зазор между внутренней поверхностью оболочки чехла и поверхностью транспортного средства другой конфигурации, например, трактора, комбайна.

Задачей настоящей разработки является повышение эффективности за счет предотвращения образования конденсата под устройством хранения и расширение области применения устройства, в частности использование его не только для автомобилей, но и для других транспортных средств.

Указанная задача достигается благодаря тому, что чехлы выполнены из высокопрочной ткани и закреплены двусторонним скотчем, а в качестве упругого материала используется силикагель, который эффективно адсорбирует влагу.

Сущность предлагаемого решения представлена на рисунках 1 и 2.

Устройство для хранения транспортных средств состоит из центрального полотнища 1, присоединенного к боковым полотнищам 2, чехлов 3, заполненных силика-гелем, прочной ткани. Чехлы закреплены параллельно друг другу двусторонним скотчем с повышенной клейкостью и выдерживающим большие нагрузки на верхнюю часть внутренней стороны центрального полотнища. Такое расположение чехлов обусловлено тем, что в этом районе, вследствие значительного перепада температур образуется наибольшее количество конденсата. Чехлы позволяют сформировать свод между центральным полотнищем и поверхностью объекта хранения.

r11"^ M I

Рисунок 1 - Схема расположения валиков на внутренней поверхности устройства

Рисунок 2 - Устройство с размещенным в нем объектом хранения

Расстояния между чехлами относятся к высоте чехла, как 30:1. Выбор указанного выше соотношения между высотой чехла и расстоянием между ними позволяет создать свод над поверхностью транспортного средства, избежать провисания ткани, касания устройства поверхности объекта хранения и, как следствие, перегрева его от солнечных лучей.

По всему периметру нижнего края оболочки расположен шнур 4 с зажимами 5 для стягивания устройства для хранения. Наличие шнура с зажимами служит для надежной фиксации устройства на объекте хранения, а также частично обеспечивает герметичность.

Осушка воздуха, контактирующего с объектом хранения, силикагелем позволяет свести к минимуму коррозию и предотвратить преждевременный выход объекта хранения из строя. Силикагель - минеральный синтетический сорбент, химически и биологически безвредный, пожаро- и взрывобезопасен.

Чехлы, заполненные силикагелем, после выработки своего ресурса подлежит регенерации (путем нагревания в сушильном шкафу до 140°С в течение 2-х часов), после которой силикагель вновь обретает свои осушающие свойства в полном объеме. Число регенераций силикагеля, находящегося в одном чехле, очень велико и может быть ограничено лишь износом ткани, из которой выполнен чехол.

При необходимости объект хранения размещают на щитах, поддонах, лежнях, площадках, на которых они укрепляются винтами или болтами.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Перед установкой устройства острые выступающие части объекта хранения обертывают упаковочным материалом на основе бумаги или ткани с ограниченной водомаслопроницаемостью. Затем в нужных местах верхней части внутренней стороны центрального полотнища закрепляют двусторонним скотчем параллельно друг другу чехлы, заполненные силикагелем. После чего надевают само устройство на объект хранения и фиксируют шнуром с зажимами. После того как силикагель, находящийся в чехлах, насытится влагой, он подлежит регенерации. В качестве индикатора влажности применяют силикагель-индикатор по ГОСТ 8984, синий и фиолетовый цвет которого указывает на допустимую величину относительной влажности, розовый - на необходимость регенерации силикагеля.

Таким образом, предлагаемая конструкция устройства для хранения транспортных средств позволяет повысить эффективность за счет предотвращения образования конденсата под устройством хранения и расширить область применения устройства, в частности использовать его не только для автомобилей, но и для других транспортных средств.

Список использованных источников

1 Баранов Ю.Н. Обеспечение безопасности операторов колесных сельскохозяйственных тракторов на примере ОРТЗ-150К: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Концепция безопасности жизнедеятельности в агропромышленном комплексе»: (сборник).- Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2009. - С.77-84.

2 Состояние производственного травматизма в АПК России в 2001 году - Орел: ФГНУ ВНИИОТ Минсельхоза России, 2002. - 79 с.

3 Буренко Л.А., Зотов Н.В. Рекомендации по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в сельскохозяйственной отрасли агропромышленного комплекса РФ. Труды ГОСНИТИ, том 102. - М., 2008. - 244 с.

4 Герасименко А.А. Защита от коррозии старения и биоповреждений машин оборудования и сооружений. Т1. - М.: Машиностроение, 1987. - 688 с.

5 ГОСТ 9.014-78 Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования.

6 Богатов В.А. Защитный чехол для автомобиля. Патент RU 2 243 907 МПК 7 B60J11/00, опубликован 04.08.2003.

Информация об авторах

Гаврикова Елена Ивановна, аспирант ФГБОУ ВПО «Орловский ГАУ», тел.: (4862) 59-00-33, 8-920-816-34-18, E-mail: GavrE08@yandex.ru

Лактионов Константин Станиславович, доктор биологических наук, доцент кафедры БЖД на производстве ФГБОУ ВПО «Орловский ГАУ», тел. (4862) 43-03-17, моб. тел. 89616240927, E-mail: Lakks65@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.