Научная статья на тему 'Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах дизеля 4ч 11,0/12,5 путем применения этаноло-топливной эмульсии'

Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах дизеля 4ч 11,0/12,5 путем применения этаноло-топливной эмульсии Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ / ЭТАНОЛО-ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ / ОКСИДЫ АЗОТА / DIESEL / ETHANOL FUEL EMULSIONS / NITROGEN OXIDE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин О. П.

Приведены результаты исследования тракторного дизеля Д-240 (4Ч 11,0/12,5) для улучшения экологических показателей путем применения этаноло-топливной эмульсии. Установлена возможность улучшения экологических показателей дизеля путем применения этаноло-топливной эмульсии, в частности, снижения оксидов азота в ОГ, экономии дизельного топлива, повышения эффективных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOWERING OF THE CONTENT OF NITROGEN OXIDE IN THE COMPLETED DIESEL ENGINE GASES 4

Probes of tractor diesel engine D-240 are carried out in the Vjatsky state agricultural academy (4Ч 11,0/12,5) for improvement of ecological indexes by application of ethanol fuel emulsion. On the basis of the made laboratory-bench probes of working process of a tractor diesel engine 4Ч 11,0/12,5 at operation on ethanol fuel emulsion possibility of improvement of ecological indexes of a diesel engine by application of ethanol fuel emulsion, in particular lowerings of nitrogen oxide in EG, saving of solar oil, heightening of effective indexes is erected.

Текст научной работы на тему «Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах дизеля 4ч 11,0/12,5 путем применения этаноло-топливной эмульсии»

т

Транспорт и экология

Снижение содержания оксидов азота в отработавших газах дизеля 4Ч 11,0/12,5 путем применения этаноло-топливной эмульсии

В.А. Лиханов,

профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА», д.т.н., О.П. Лопатин,

доцент кафедры ФГБОУ ВПО «Вятская ГСХА», к.т.н.

Приведены результаты исследования тракторного дизеля Д-240 (4Ч 11,0/12,5) для улучшения экологических показателей путем применения этаноло-топливной эмульсии. Установлена возможность улучшения экологических показателей дизеля путем применения этаноло-топлив-ной эмульсии, в частности, снижения оксидов азота в ОГ, экономии дизельного топлива, повышения эффективных показателей.

Ключевые слова: дизель, этаноло-топливная эмульсия, оксиды азота.

lowering of the content of nitrogen oxide in the completed diesel engine gases 4Ч 11,0/12,5 by applying ethanol fuel emulsions

V.A. Lihanov, O.P. Lopatin

Probes of tractor diesel engine D-240 are carried out in the Vjatsky state agricultural academy (4Ч 11,0/12,5) for improvement of ecological indexes by application of ethanol fuel emulsion . On the basis of the made laboratory-bench probes of working process of a tractor diesel engine 4Ч 11,0/12,5 at operation on ethanol fuel emulsion possibility of improvement of ecological indexes of a diesel engine by application of ethanol fuel emulsion, in particular lowerings of nitrogen oxide in EG, saving of solar oil, heightening of effective indexes is erected.

Keywords: diesel, ethanol fuel emulsions, nitrogen oxide.

Экспериментальные исследования по улучшению экологических показателей дизеля 4Ч 11,0/12,5 при работе на этаноло-топливной эмульсии (ЭТЭ) путем снижения содержания оксидов азота в отработавших газах (ОГ) проведены на базе научно-исследовательской

лаборатории кафедры ДВС Вятской ГСХА с целью определения и оптимизации основных параметров работы дизеля при использовании ДТ и ЭТЭ.

Испытания показали, что дизель устойчиво работает на ЭТЭ при следующем соотношении (%) на

номинальном режиме: этанол - 25, вода - 7, ДТ - 67,5, С-5А - 0,5.

Для исследования особенностей сгорания топлива в дизеле 4Ч 11,0/12,5 при его работе на ЭТЭ индицировался процесс сгорания на номинальном скоростном режиме при частоте вращения п=2200 мин-1 и на максимальном крутящем моменте с частотой вращения п=1700 мин-1. Нагрузки при работе дизеля на ЭТЭ устанавливались такими же, как и при работе на ДТ, чем обеспечивалось поддержание одинаковых значений среднего эффективного давления при работе дизеля на ЭТЭ и ДТ, что было необходимо для сравнения этих двух процессов.

Как следует из графиков (рис. 1а), максимальное объемное содержание оксидов азота гМОх тах в цилиндре при работе дизеля на ДТ составляет 1250 ррт, максимальная массовая концентрация оксидов азота СМОх тах=1,80 г/м3 при ф.=18,2° п.к.в. после в.м.т. Объемное содержание оксидов азота в цилиндре в момент открытия выпускного клапана ф.=124° п.к.в. после в.м.т. гМОх=965 ррт, при массовой концентрации СМОх=1,39 г/м3.

При работе дизеля на ЭТЭ г... =950 ррт, С... =1,29 г/м3

ЫОх тах ' ЫОх тах '

при ф.=16,80 п.к.в. после в.м.т. В момент открытия выпускного клапана ф.=124,0° п.к.в. после в.м.т. гМОх=730 ррт при СМОх=0,99 г/м3.

Таким образом, при работе дизеля на ЭТЭ происходит снижение максимальных значений объемного содержания гМОх тах на 300 ррт, или на 24,0 %, а также массовой

концентрации С

на 0,51 г/м3,

или на 28,3 %. Разница между значениями объемного содержания гМОх и массовой концентрации СМОх оксидов азота в цилиндре в момент открытия выпускного клапана

»ЮПФйявби

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.

анспорт и экология

а б Рис. 1. Влияние применения ЭТЭ на показатели процесса сгорания, объемное содержание г11Ох и массовую концентрацию СМОх оксидов азота в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения угла п.к.в двигателя при установочном угле опережения впрыска топлива (УОВТ) ©впр = 23° до в.м.т.: а - п = 2200 мин1, ре = 0,64 МПа; б - п = 1700 мин1, ре = 0,76 МПа;--дизельный процесс;------ЭТЭ

составляетсоответственно 235 ррт и 0,40 г/м3, что ниже дизельного процесса на 32,2 и 28,8 %.

Для сравнения показателей содержания оксидов азота в цилиндре дизеля при переходе с ДТ на ЭТЭ рассмотрим объемное содержание гМОх и массовую концентрацию СМОх оксидов азота в цилиндре при постоянном объеме цилиндра, то есть при одинаковом положении коленчатого вала. При ф.=18,2° п.к.в. после в.м.т. и при работе на ДТ г... =1250 ррт, С... =1,80 г/м3.

ЫОх тах "" ' ЫОх тах '

При переходе на ЭТЭ гМОх=948 ррт, что ниже на 24,2 %, а С... =1,29 г/м3,

' ' ЫОх ' '

что ниже на 28,3 %.

Как следует из графиков (рис. 16), максимальное объемное содержание оксидов азота в цилиндре при работе дизеля на ДТ г... =1280 ррт, максималь-

" ЫОх тах "" '

ная массовая концентрация оксидов азота СМОх тах=1,82 г/м3 при ф.=8,0° п.к.в. после в.м.т. В момент

открытия выпускного клапана ф .=124,0° п.к.в. после в.м.т. объемное содержание оксидов азота в цилиндре гМОх составляет 980 ррт при массовой концентрации оксидов азота СМОх=1,40 г/м3.

При работе дизеля на ЭТЭ максимальное объемное содержание оксидов азота в цилиндре г... =770 ррт, максимальная мас-

Шх тах "" '

совая концентрация оксидов азота С... =1,13 г/м3 при ф=12,5° п.к.в.

ЫОх тах ' ^ ~ I '

после в.м.т. В момент открытия выпускного клапана ф.=124,0° п.к.в. после в.м.т. объемное содержание в цилиндре оксидов азота гМОх=592 ррт при массовой концентрации оксидов азота СМОх=0,87 г/м3. Таким образом, при работе дизеля на ЭТЭ происходит снижение максимального объемного содержания г... на 39,8 % и мас-

м " ЫОх тах '

совой концентрации на 37,9 %. Разница между значениями объемного содержания гМОх и массовой

концентрации СМОх оксидов азота в цилиндре в момент открытия выпускного клапана составляет 388 ррт и 0,53 г/м3, что ниже дизельного процесса на 39,6 и 37,9 % соответственно.

Как следует из графиков (рис. 2а), максимальное объемное содержание оксидов азота в цилиндре при работе дизеля на ДТ гМОх тах=1360 ррт, максимальная массовая концентрация оксидов азота СМОх тах=1,96 г/м3 при ф.=10,0° п.к.в. после в.м.т. В момент открытия выпускного клапана ф.=124° п.к.в. после в.м.т. объемное содержание в цилиндре оксидов азота гМОх=1045 ррт при массовой концентрации СМОх=1,49 г/м3.

При работе дизеля на ЭТЭ максимальное объемное содержание оксидов азота в цилиндре г =1050 ррт, максимальная

ЫОх тах "" '

массовая концентрация оксидов азота С... =1,41 г/м3 при

" ЫОх тах ' ^

ф.=14,4° п.к.в. после в.м.т. В момент

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.

¡Й) 1Л1 «йв ВШ МИШ

*с0в к*»**

Транспорт и экология

открытия выпускного клапана ф=124,0° п.к.в. после в.м.т. объемное содержание оксидов азота в цилиндре гМОх=800 ррт при массовой концентрации оксидов азота СМОх=1,09 г/м3. Таким образом, при работе дизеля на ЭТЭ происходит снижение максимального объемного содержания гМОх тах на 310 ррт, или на 22,8 %, массовой концентрации С... на 0,55 г/м3, или на

^ ^ ЫОх тах ' '

28,1 %. Разница между значениями объемного содержания гМОх и массовой концентрации СМОх оксидов азота в цилиндре в момент открытия выпускного клапана составляет 245 ррт и 0,40 г/м3, что ниже дизельного процесса на 23,5 и 26,9 % соответственно.

Как следует из графиков (рис. 2б), при работе дизеля на ДТ максимальное объемное содержание оксидов азота в цилиндре г... =1380 ррт, максимальная

ЫОх тах "" '

массовая концентрация оксидов азота С... составляет 1,96 г/м3

ЫОх тах

при ф1.=7,20 п.к.в. после в.м.т. В момент открытия выпускного клапана ф=124,0° п.к.в. после в.м.т. объемное содержание оксидов азота в цилиндре гМОх составляет 1060 ррт при массовой концентрации оксидов азота СМОх=1,51 г/м3.

При работе дизеля на ЭТЭ гМОх тах составляет 910 ррт, максимальное значение массовой концентрации оксидов азота СМОх тах - 1,33 г/м3 при ф=10,8° п.к.в. после в.м.т. В момент открытия выпускного клапана ф=124,0° п.к.в. после в.м.т. объемное содержание оксидов азота в цилиндре гМОх составляет 795 ррт при массовой концентрации оксидов азота СМОх=1,02 г/м3. Таким образом, при работе дизеля на ЭТЭ происходит снижение максимальных значений объемного содержания г... на 34,1 % и массовой концен-

ЫОх тах ' ^

трации на 32,1 %. Разница между значениями объемного содержания гМОх и массовой концентрации СМОх оксидов азота в цилиндре

в момент открытия выпускного клапана составляет 265 ррт и 0,49 г/м3, что ниже дизельного процесса на 25,0 и 32,5 % соответственно.

Скоростные характеристики изменения содержания токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 на оптимальном установочном УОВТ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала представлены на рис. 3.

Анализируя изменение содержания токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 при переходе с ДТ на ЭТЭ при его работе на оптимальном установочном УОВТ в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала, можно отметить следующее. Происходит значительное снижение содержания оксидов азота при работе дизеля на ЭТЭ во всем диапазоне изменения частоты вращения. Так, при п=1200 мин-1 содержание ЫОх снижается с 1175 ррт при работе

Рис. 2. Влияния применения ЭТЭ на объемное содержание г1Юх и массовую концентрацию СМОх оксидов азота в отработавших газах и показатели процесса сгорания в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения угла п.к.в. двигателя при УОВТ ©впр = 26° до в.м.т.: а - п = 2200 мин1, р = 0,64 МПа; б - п = 1700 мин1, р = 0,69 МПа;--дизельный процесс;------ЭТЭ

»ЮПФйявбИ

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.

б

а

анспорт и экология

lijitil

NOv.ppm 1100 950 800 650 500

СО,% 0,25 0,20 0,15 0,10

СНДТ, %

0,06 0,04 0,02

NO

Д

- —

* ■ ^ Т"С

COj / -V >

со

СН -

— —,-н — -

vT

с

СО .% 9,0 8,0 7,0 6,0 5,0 4,0

СНЭТЭ, % 0,60 0,40 0.20 0

С, ед. bosch 3,0 2,0 1.0

1200 1400 1600 1800 2000 2200 2400 л.МИН

Рис. 3. Влияние применения ЭТЭ на токсические показатели дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения частоты вращения коленчатого вала: --дизельный процесс;------ЭТЭ

дизеля на ДТ до 785 ррт при его работе на ЭТЭ. Снижение составляет 33,2 %. При п = 2400 мин-1 содержание NOx при работе дизеля на ДТ составляет 830 ррт, а при его работе на ЭТЭ - 605 ррт. Снижение составляет 27,1 %.

Содержание СН в ОГ при работе дизеля на ЭТЭ повышается. Так, при работе на дизельном топливе на частоте вращения п=1200 мин-1 содержание СН составляет 0,046 %, а при работе на ЭТЭ - 0,07 %. При работе на дизельном топливе с частотой вращения п=2400 мин-1 содержание СН составляет 0,074 %, а при работе на ЭТЭ - 0,35 %.

Содержание СО2 при работе на дизельном топливе с частотой вращения п=1200 мин-1 составляет 7,0 %, а при работе на ЭТЭ - 7,9 %. На частоте вращения п=2400 мин-1 эти показатели снижаются соответственно до 6,4 и 6,1 %, то есть снижение составляет 4,7 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При переходе дизеля на ЭТЭ происходит снижение содержания СО. Так, на дизельном топливе при частоте вращения n=1200 мин-1 содержание СО составляет 0,23 %, а при работе на ЭТЭ - 0,15 %, что ниже на 34,78 %. На частоте вращения n = 2400 мин-1 при работе на дизельном топливе содержание СО равно 0,12 %, а при работе на ЭТЭ - 0,10 %, то есть снижение составляет 16,7 %.

Существенно уменьшается в ОГ содержание сажи при работе дизеля на ЭТЭ во всем диапазоне изменения частоты вращения. Так, при n=1200 мин-1 при работе дизеля на ДТ дымность составляет 2,5 ед. по шкале Bosch, а при работе дизеля на ЭТЭ -0,9 ед. по шкале Bosch.

При увеличении частоты вращения до n=2400 мин-1 значения дымности соответственно равны 3,1 и 1,4 ед. по шкале Bosch, то

есть этот показатель снижается более чем в 2 раза.

Анализируя изменение содержания токсичных компонентов в ОГ дизеля 4Ч 11,0/12,5 при переходе с ДТ на ЭТЭ, отметим, что при работе дизеля на ЭТЭ во всем скоростном диапазоне содержание в ОГ дизеля оксида углерода СО уменьшается, диоксида углерода СО2 и суммарных углеводородов СН повышается.

При этом значительно снижаются содержание оксидов азота NOx и дымность ОГ.

На основании проведенных лабораторно-стендовых и теоретических исследований влияния применения альтернативного топлива (ЭТЭ) на процессы образования и разложения оксидов азота, токсические, мощностные и экономические показатели работы дизеля 4Ч 11,0/12,5 с камерой сгорания в поршне типа ЦНИДИ с непосредственным впрыскиванием топлива установлена возможность улучшения его экологических показателей, в частности, снижения содержания оксидов азота в ОГ, экономии ДТ, повышения эффективных показателей.

Экспериментальными исследованиями для снижения содержания оксидов азота в ОГ, объемного содержания гМОх и массовой концентрации СМОх в цилиндре дизеля 4Ч 11,0/12,5 при работе на ЭТЭ определены оптимальные установочные углы опережения впрыскивания топлив: для ДТ - 23° п.к.в., для ЭТЭ - 23° п.к.в.

При работе дизеля на ЭТЭ содержание оксидов азота в ОГ, объемное содержание гМОх и массовая концентрация СМОх в цилиндре дизеля ниже на всех режимах работы дизеля.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (28) август 2012 г.

t jBkДШИ .....ттигятп,.,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.