Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ'

СНИЖЕНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
181
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
покрытие / антикоррозионное покрытие / шум / вибрация / адгезия / многофункциональное покрытие / коррозия. / coating / anti-corrosion coating / noise / vibration / adhesion / multifunctional coating / corrosion.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Хакимов Равшан Муминович, Ибрагимов Ботир Дастамович, Айрапетов Дмитрий Алексеевич

автомобильная техника постоянно подвергается коррозии и от ее интенсивности и зависит долговечность и надежность транспортных средств. Целью данной работы является разработка технологии получения многофункционального антикоррозионного покрытия не только для защиты от коррозии, но и для снижения шума и вибрации на транспортно-технологических машинах. В лабораторных условиях на основе местного сырья нами было синтезировано многофункциональное антикоррозионное покрытие эпоксиполиуретан с добавкой. В лабораторных условиях были определены основные показатели качества антикоррозионного покрытия. Результаты натурных испытаний показали способность разработанного покрытия эффективно снижать шум и вибрацию в кабине водителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Хакимов Равшан Муминович, Ибрагимов Ботир Дастамович, Айрапетов Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING NOISE AND VIBRATION OF TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES BY MULTIFUNCTIONAL ANTI-CORROSION COATING

automotive equipment is constantly exposed to corrosion and the durability and reliability of vehicles depends on its intensity. The purpose of this work is to develop a technology for obtaining a multifunctional anti-corrosion coating not only for corrosion protection, but also for reducing noise and vibration on transport-technological machines. In laboratory conditions, based on local raw materials, we synthesized a multifunctional anti-corrosion coating epoxy polyurethane with an additive. In laboratory conditions, the main indicators of the quality of the anti-corrosion coating were determined. The results of field tests showed the ability of the developed coating to effectively reduce noise and vibration in the driver's cab.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ ПОКРЫТИЕМ»

СНИЖЕНИЕ ШУМА И ВИБРАЦИИ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫМ АНТИКОРРОЗИОННЫМ

ПОКРЫТИЕМ

12 3

Хакимов Р.М. , Ибрагимов Б.Д. , Айрапетов Д.А.

1Хакимов Равшан Муминович - кандидат технических наук, и.о. профессора, кафедра транспортных энергетических установок;

2Ибрагимов Ботир Дастамович - PhD, старший преподаватель, кафедра автомобиля и автомобильного хозяйства;

3Айрапетов Дмитрий Алексеевич - ассистент, кафедра транспортных энергетических установок, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: автомобильная техника постоянно подвергается коррозии и от ее интенсивности и зависит долговечность и надежность транспортных средств. Целью данной работы является разработка технологии получения многофункционального антикоррозионного покрытия не только для защиты от коррозии, но и для снижения шума и вибрации на транспортно-технологических машинах. В лабораторных условиях на основе местного сырья нами было синтезировано многофункциональное антикоррозионное покрытие - эпоксиполиуретан с добавкой. В лабораторных условиях были определены основные показатели качества антикоррозионного покрытия. Результаты натурных испытаний показали способность разработанного покрытия эффективно снижать шум и вибрацию в кабине водителя.

Ключевые слова: покрытие, антикоррозионное покрытие, шум, вибрация, адгезия, многофункциональное покрытие, коррозия.

REDUCING NOISE AND VIBRATION OF TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES BY MULTIFUNCTIONAL ANTI-CORROSION COATING

12 3

^kimov R.M. , Ibragimov B.D. , Ayrapetov D.A.

1Hakimov Rovshan Muminovich - Candidate of Technical Sciences, Acting Professor, DEPARTMENT OF TRANSPORT POWER PLANTS; 2Ibragimov Botir Dastamovic - PhD, Senior Lecturer,

DEPARTMENT OF A UTOMOBILE AND A UTOMOBILE ECONOMY; 3Ayrapetov Dmitriy Alekseyevich - Assistant, DEPARTMENT OF TRANSPORT POWER PLANTS, TASHKENT STATE TRANSPORT UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: automotive equipment is constantly exposed to corrosion and the durability and reliability of vehicles depends on its intensity. The purpose of this work is to develop a technology for obtaining a multifunctional anticorrosion coating not only for corrosion protection, but also for reducing noise and vibration on transport-technological machines. In laboratory conditions, based on local raw materials, we synthesized a multifunctional anti-corrosion coating - epoxy polyurethane with an additive. In laboratory conditions, the main indicators of the quality of the anti-corrosion coating were determined. The results of field tests showed the ability of the developed coating to effectively reduce noise and vibration in the driver's cab. Keywords: coating, anti-corrosion coating, noise, vibration, adhesion, multifunctional coating, corrosion.

УДК 621.793

На сегодняшний день во всем мире транспортно-технологические машины, техника, инструменты и оборудование, металлоконструкции под воздействием коррозии сокращают срок службы и вызывают большие потери. Убытки в мире могут достигать в среднем 3-5% ВВП. Поэтому очень важно и актуально увеличить срок службы деталей и узлов кузова за счет использования новых многофункциональных покрытий, обладающих высокой надежностью и долговечностью в условиях эксплуатации транспортных и технологических машин.

В Республике Узбекистан в широком масштабе производятся легковые и грузовые автомобили, дорожно-строительные машины и внедрение результатов инновационных проектов может дать ощутимый экономический эффект. При этом важным является повышение долговечности металлических деталей за счет антикоррозионных свойств покрытия.

Автомобильная техника постоянно подвергается электрохимической, химической и другим видам коррозии. Долговечность металлических деталей автомобиля зависит, прежде всего, от коррозионных процессов [1].

По статистическим данным безвозвратно потери металлов от коррозии составляют 8-10% от первоначальной массы металла. Суммарно в большинстве стран потери от коррозии составляют 4-6% национального дохода. Все это указывает на необходимость борьбы с коррозией металлов и значимость научно-технических работ в данной области.

Из анализа литературных источников следует, что антикоррозионной защите металлов посвящены работы многих известных ученых [2-9].

Полимерные покрытия наиболее доступны, обеспечивают не сложный метод нанесения и небольшие энергозатраты. На основе местного и вторичного сырья нами синтезировано антикоррозионное покрытие [2, 6]. Результаты проведенных наблюдений и анализов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Физико-химические и эксплуатационные показатели полимерного покрытия

Показатели Значение Примечание

Прочность на удар, см 75 Высокая

Морозостойкость, °С -28 -30 Достаточная

Теплостойкость, °С 195-197 Достаточная

Адгезия методом решетчатых надрезов, балл, не более 1 Высокая

Степень коррозионной защиты, % 98,9 Высокая

Из таблицы следует, что у разработанного образца высокая степень антикоррозионной защиты и составляет 98,9%. Проведены эксперименты также по термической и морозостойкости покрытия, температура плавления покрытия наблюдалась при температуре 195-197 °С, морозостойкость (появление штрихов и небольших трещин) составила -28-30 °С.

Из таблицы видно, что полимерное покрытие по основным свойствам имеет высокие значения показателей и может быть использовано в качестве защиты металлов от коррозии.

После определения основных антикоррозионных способностей, нами была исследована возможность снижения шума и вибрации нашим многофункциональным антикоррозионным покрытием. Натурные испытания проводились на самосвале MAN CLA 26.280 и на дорожной машине MAN CLA 18.280.

От уровня и частотного состава шума двигателя, от степени заглушения шума впуска и выпуска двигателя зависит главным образом шум автомобиля [10]. К основным источникам шумообразования в автомобиле следует отнести ДВС, элементы трансмиссии, шины, аэродинамический шум. Вторичным источником шума являются панели кузова. К второстепенным источникам относятся шумы навесных агрегатов двигателя, некоторых элементов трансмиссии, электродвигателей, отопителей, обдува стекол, хлопанья дверей и т.п. Все они генерируют механические и акустические колебания разные по частоте и интенсивности.

Комплексное снижение шуму ДВС (в том числе и внутреннего) может быть достигнуто при условии использования эффективных средств снижения шума в области низких частот, одним из которых является активное шумоглушение [11, 12], которое может быть достигнуто благодаря нашему вибропоглощающему покрытию.

В связи с этим нами проведены испытания по поглощению вибрации и шума в условиях работы автомобилей с антикоррозионным покрытием. При проведении испытаний по определению шума внутри кабины (внутренний шум) были учтены категория транспортных средств (N1), режим работы двигателя. Испытания выполнены по международному стандарту ГОСТ 33555-2015, 17187 (IEC 61672-1:2002) шумомеры [13]. Стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине АТС и методы испытаний.

Нами впервые проведены эксперименты по замеру шума и вибрации до и после нанесения антикоррозионного покрытия. Шум и вибрацию измеряли на приборе АССИСТЕНТ (БВЕК.438150-005РЭ). Анализатор шума и вибрации «АССИСТЕНТ» предназначен для измерения средних (эквивалентных), экспоненциально усредненных и пиковых уровней звука, инфразвука и ультразвука; уровней звукового давления (УЗД) в октавных и третьоктавных полосах частот в диапазонах звука, инфразвука и ультразвука; корректированных уровней виброускорения общей и локальной вибрации и уровней виброускорения в октавных и третьоктавных полосах частот в диапазонах общей и локальной вибрации.

Рис. 1. Анализатор шума и вибрации «Ассистент»

Рис. 2. Процесс измерения шума, вибрации и обработка результатов с помощью компьютера

Были впервые проведены эксперименты по замеру шума и вибрации до и после нанесения многофункционального антикоррозионного покрытия при различных скоростях транспортных средств (Рис. 3, 4, 5).

Рис. 3. Изменение шума при скорости 0 км/час транспортного средства

Рис. 4. Изменение шума до и после обработки покрытием при скорости транспортного средства 20 км/час

Рис. 5. Изменение шума до и после обработки покрытием при скорости транспортного средства 30 км/час

Из результатов, приведенных на гистограмме и рисунках, можно полагать, что покрытие, которое мы использовали в целях защиты днища кузова, рамы и других деталей автомобиля, может выполнять и другие функции. Снижается вибрация, а при малых вибрациях повышается надежность, долговечность автомобиля, снижение шума улучшает условия работы водителя, снижаются усталость, раздражение, нарушение сна, утомление, агрессивность, психические заболевания и обеспечивается акустический комфорт [14, 15].

Резюмируя и обобщая результаты выполненных нами работ, можно сделать выводы, что полученное антикоррозионное покрытие обладает высокими антикоррозионными свойствами, надежно защищает металлические поверхности от коррозии и вместе с тем снижает шум, вибрацию, увеличивая долговечность и надежность автомобиля.

Список литературы /References

1. Sobirjonov Abutolib, Alimova Zebo X., Niyazova Gulkhayo P., Ayrapetov Dmitriy A., Siddikov Ruslan B.. Prevention of corrosion and accelerated wear of agricultural machinery // Ilkogretim Online - Elementary Education Online, 2021. Vol. 20 (Issue 5): Рp. 7482-7486. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ilkogretim-online.org/index.php?mno=83048/ (дата обращения: 23.06.2022).

2. Dzhalilov A.T., Nurkulov.N.F. & Vafaev O.Sh. Primeneniya dvuhslojnogo antikorrozionnogo pokrytiya na osnove epoksipoliuretana i hlorsul'firovannogo polietilena [Application of a two-layer anticorrosive coating based on epoxy polyurethane and chlorosulfonated polyethylene. International Scientific and Technical

Conference "INNOVATION 2013"] Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya "INNOVACIYA 2013", 2013. Pp. 116-117.

3. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Собирова Д.К., Абдукаримова Г.У. & Айрапетов Д.А. (2020). Проблема использования отходов лакокрасочных материалов и их утилизация. Известия Томского политехнического университета Инжиниринг георесурсов, 331(9), 179-185. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestiya.tpu.ru/archive/article/view/2821/ (дата обращения: 23.06.2022).

4. Akbarinezhad E., Ebrahimi M., Sharif F., Attar M.M, Faridi H.R. Synthesis and evaluating corrosion protection effects of emeraldine base PAni/clay nanocomposite as a barrier pigment in zinc-rich ethyl silicate primer. Progress in Organic Coatings. An International Journal, 2011. Vol. 70. № 1. Pp. 39-41.

5. KingA.D., Scully J.R. Sacrificial Anode-Based Galvanic and Barrier Corrosion Protection of 2024-T351 by a Mg-Rich Primer and Development of Test Methods for Remaining Life Assessment. Corrosion The Journal of Science and Engineering, 2011. Vol. 67. № 5. Pp. 147.

6. Барханаджян А.Л., Хакимов Р.М., Ибрагимов Б.Д., Вафаев О., Айрапетов Д.А. Антикоррозионная защита металлических деталей транспортной техники полимерным покрытием на основе эпоксиуретана // Chemistry and chemical engineering (Химия и химическая технология). Vol. 2021: № 3, Article 8. 46-49 pp. DOI: 10.51348/AMIW3430.

7. Ckadyn' A.I. Tekhnologiya antikorrozionnoj zashchity avtomobilej antikorrozijnym pokrytiem Krown (kraun) T40 [Technology of anti-corrosion protection of cars with anti-corrosion coating Krown (crown) T40. Materials of the International Scientific and Technical Conference "Сurrent problems of the development of shipping and transport in the asian-pacific region"] Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya "Aktual'nye problemy razvitiya sudohodstva i transporta v Aziatsko-Tihookeanskom regione", 2019. Pp. 187-192.

8. Barbalat M., Lanarde L., Caron D., Meyer M., Vittonato J., Castillon F., Fontaine S., Refait P. Electrochemical study of the corrosion rate of carbon steel in soil: Evolution with time and determination of residual corrosion rates under cathodic protection. Corros. Sci., 2012. Vol. 55. Pp. 246-253.

9. Собиржонов А., Ниязова Г.П., Айрапетов Д.А. Современное состояние межсезонного хранения сельскохозяйственной техники // Проблемы современной науки и образования, 2022. № 3 (172). С. 1115. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48382157/ (дата обращения: 23.06.2022).

10. Кошкин В.Е. О некоторых мероприятиях по снижению шума автомобильного транспорта // Гигиена и санитария, 1960. № 9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-meropriyatiyah-po-snizheniyu-shuma-avtomobilnogo-transporta/ (дата обращения: 23.06.2022).

11. Васильев А.В. Расчет и снижение внутреннего шума и вибрации автомобилей // Известия Самарского научного центра РАН, 2004. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/raschet-i-snizhenie-vnutrennego-shuma-i-vibratsii-avtomobiley/ (дата обращения: 23.06.2022).

12.Жовлиев С.С., Негматов С.С., Абед Н.С., Улмасов Т.У., Бозорбоев Ш.А., Эминов Ш.О. Виброплощающие композиционные полимерные материалы и методики исследования их демпфирующих и физико-механических свойств // Композиционные материалы. Ташкент, 2016. № 1. С. 26-29.

13. Санников В.А., Дроздова Л.Ф., Кудаев А.В. Определение структурного шума, образованного колебаниями отдельной панели салона автомобиля // Noise Theory and Practice, 2020. № 4 (22). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-strukturnogo-shuma-obrazovannogo-kolebaniyami-otdelnoy-paneli-salona-avtomobilya/ (дата обращения: 23.06.2022).

14. Shadimetov Yu., Ayrapetov D. Воtir E. Transport, ecology and health / International Journal of Advanced Research in Science, Engineering and Technology 2021 VOLUME 8, ISSUE 4, 33 17226-17230 pp. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ijarset.com/upload/2021/april/33-botir-28.PDF/ (дата обращения: 23.06.2022).

15. Шадиметов Ю.Ш., Айрапетов Д.А. Актуальные вопросы стратегии экологически устойчивого транспорта // Universum: технические науки: электрон. научн. журн. 2022. 4(97). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/13343/ (дата обращения: 23.06.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.