Вестник магистратуры. 2019. № 6-2(93)
ISSN 2223-4047
УДК 338.45
А.И. Исламова, Д.И. Исламов, М.М. Гайфуллина
СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье рассмотрены основные технические риски, сопутствующие разработке беспилотного летательного аппарата для мониторинга линий электропередач. Приведены мероприятия по снижению негативных последствий рисков.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, технические риски, затраты, линия электропередач, потери.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в последнее время находят активное применение в различных сферах деятельности и отраслях промышленности. Существенные перспективы применения беспилотных летательных аппаратов в электроэнергетике, в первую очередь для мониторинга линий электропередач (ЛЭП), что позволяет снизить риски аварийных ситуаций, связанных с плохим качеством мониторинга, тем самым снизив материальные и технические потери [1].
Однако применение летательных аппаратов в промышленности сопряжено с определенными рисками. Анализ экономической литературы, посвящённой проблеме риска, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения сущности риска, так как понимание риска людьми развивается вместе с развитием экономики и общества [2]. Большинство исследователей определяют риск как возможность того, что случится нечто нежелательное: кража, крах партнёра, появление нового конкурента, обесценение, банкротство и многое другое [3].
Не существует единой классификации рисков. Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияния на деятельность предпринимателя. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных [4]. Не существует также в научной литературе единого подхода к оценке рисков, что затрудняет количественную оценку силы воздействия рисков и возможных последствий от проявления различных рисков [5].
Так, разработке БПЛА, в основном сопутствуют технические риски, связанные, например, с неправильной сборкой конструкции, выходом из строя систем навигации. Технические риски несут за собой множество негативных последствий, в том числе ухудшение качества БПЛА, а следовательно, неточность диагностики ЛЭП.
Основными причинами возникновения технических рисков при разработке беспилотного летательного аппарата с подзарядкой от линий электропередач являются: некачественные детали, выход из строя систем навигации/дистанционного управления БПЛА, выход из строя системы подзарядки БПЛА от ЛЭП, сбой программного обеспечения, неправильная сборка/монтаж, выход из строя систем полета (лопастей, двигателя), выход из строя систем мониторинга (камеры, тепловизора), сбой систем электроники, скачки напряжения из-за коммутационных перенапряжений, недозаряд аккумулятора.
Основные мероприятия по снижению негативных последствий данных рисков приведены в таблице 1.
Таблица 1
Мероприятия по снижению негативных последствий технических рисков при разработке беспилотного летательного аппарата с подзарядкой от линий электропередач
№ п/п Наименование риска Направления снижения риска
1 Некачественные детали - тщательный выбор поставщиков, - проведение испытаний БПЛА, собранных на разных деталях и выбор лучшей/лучших моделей
2 Выход из строя систем навигации/дистанционного управления БПЛА - внедрение ручного управления БПЛА, - внедрение аварийной парашютной системы.
© Исламова А.И., Исламов Д.И., Гайфуллина М.М., 2019.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 6-2(93)
Окончание таблицы 1
№ п/п Наименование риска Направления снижения риска
3 Выход из строя системы подзарядки БПЛА от ЛЭП - внедрение резервной системы подзарядки (от сети)
4 Сбой программного обеспечения - изучение причин данного вида неисправности, во избежание будущих поломок, - привлечение программистов для поддержки программного обеспечения
5 Неправильная сборка/монтаж - резервирование средств, - обучение персонала, - страхование от возможных убытков
6 Выход из строя систем полета (лопастей, двигателя) - закупка резервного оборудования, - страхование от возможных убытков
7 Выход из строя систем мониторинга (камеры, тепловизора) - тщательный выбор поставщиков, - закупка резервного оборудования
8 Сбой систем электроники - изучение причин данного вида неисправности, во избежание будущих поломок, - подбор более стойких к помехам деталей.
9 Скачки напряжения из-за коммутационных перенапряжений - резервирование средств на покрытие расходов, - выявление виновника (например, виновником плохого качества сети может быть энергоснабжающая организация)
10 Недозаряд аккумулятора - изменение маршрута БПЛА т.о, чтобы он не летал только в зоне дальних линий электропередач, - увеличение емкости аккумулятора
Данные мероприятия предполагают снижение степени риска, либо уменьшение объема возможных потерь. По всем вышеперечисленным мероприятиям определяется также объем затрат, который обеспечит снижение соответствующего риска [6]. Данные затраты необходимо сопоставить с возможными потерями от риска, затем производят сравнение затрат и возможных потерь и планируется окончательный вариант проведения мероприятий по снижению рисков, т.е. выбираются наименее затратные и/или более эффективные. Окончательный вариант включается в советующие планы деятельности предприятия, в другие мероприятия по снижению рисков могут быть оставлены, как «запасные».
Библиографический список
1 Исламова, А.И., Чигвинцев С.В. Применение беспилотных летательных аппаратов для мониторинга воздушных линий электропередачи / Проблемы получения, обработки и передачи измерительной информации - Уфа: Изд-во: УГАТУ, 2017.- С. 59-62.
2. Гайфуллина М.М., Маков В.М. Оценка рисков при найме персонала (на примере предприятий нефтегазового профиля) // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.1. С. 121-127.
3. Гайфуллина М.М. Управление рисками устойчивого развития предприятия (на примере нефтяных компаний): монография / М.М. Гайфуллина. - Уфа: Издательство УГНТУ, 2015. - 139 с.
4. Маков В.М. Риск-менеджмент на нефтеперерабатывающем предприятии / Нефтегазопереработка-2016: Международная научно-практическая конференция (Уфа, 24 мая 2016 г.): материалы конференции. - Уфа: Изд-во ГУП ИНХП РБ, 2016. С. 14-15.
5. Маков В.М. Оценка рисков инвестиционных проектов нефтяной компании // Вестник экономики и менеджмента. 2016. № 3 (4). С. 44-49.
6. Низамова Г.З., Гайфуллина М.М. Оценка влияния факторов риска на эффективность инвестиционного проекта // «Экономика и управление: научно-практический журнал». - 2018. - №5 С. 9-16.
ИСЛАМОВА АЛИСА ИЛЬДАРОВНА - магистрант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия.
ИСЛАМОВ ДАНИЯР ИЛЬДАРОВИЧ - магистрант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия.
ГАЙФУЛЛИНА МАРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия.