Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ / ЗАТРАТЫ / ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ / ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламова А.И., Исламов Д.И., Гайфуллина М.М.

В статье рассмотрены основные технические риски, сопутствующие разработке беспилотного летательного аппарата для мониторинга линий электропередач. Приведены мероприятия по снижению негативных последствий рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исламова А.И., Исламов Д.И., Гайфуллина М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Вестник магистратуры. 2019. № 6-2(93)

ISSN 2223-4047

УДК 338.45

А.И. Исламова, Д.И. Исламов, М.М. Гайфуллина

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассмотрены основные технические риски, сопутствующие разработке беспилотного летательного аппарата для мониторинга линий электропередач. Приведены мероприятия по снижению негативных последствий рисков.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, технические риски, затраты, линия электропередач, потери.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в последнее время находят активное применение в различных сферах деятельности и отраслях промышленности. Существенные перспективы применения беспилотных летательных аппаратов в электроэнергетике, в первую очередь для мониторинга линий электропередач (ЛЭП), что позволяет снизить риски аварийных ситуаций, связанных с плохим качеством мониторинга, тем самым снизив материальные и технические потери [1].

Однако применение летательных аппаратов в промышленности сопряжено с определенными рисками. Анализ экономической литературы, посвящённой проблеме риска, показывает, что среди исследователей нет единого мнения относительно определения сущности риска, так как понимание риска людьми развивается вместе с развитием экономики и общества [2]. Большинство исследователей определяют риск как возможность того, что случится нечто нежелательное: кража, крах партнёра, появление нового конкурента, обесценение, банкротство и многое другое [3].

Не существует единой классификации рисков. Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияния на деятельность предпринимателя. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных [4]. Не существует также в научной литературе единого подхода к оценке рисков, что затрудняет количественную оценку силы воздействия рисков и возможных последствий от проявления различных рисков [5].

Так, разработке БПЛА, в основном сопутствуют технические риски, связанные, например, с неправильной сборкой конструкции, выходом из строя систем навигации. Технические риски несут за собой множество негативных последствий, в том числе ухудшение качества БПЛА, а следовательно, неточность диагностики ЛЭП.

Основными причинами возникновения технических рисков при разработке беспилотного летательного аппарата с подзарядкой от линий электропередач являются: некачественные детали, выход из строя систем навигации/дистанционного управления БПЛА, выход из строя системы подзарядки БПЛА от ЛЭП, сбой программного обеспечения, неправильная сборка/монтаж, выход из строя систем полета (лопастей, двигателя), выход из строя систем мониторинга (камеры, тепловизора), сбой систем электроники, скачки напряжения из-за коммутационных перенапряжений, недозаряд аккумулятора.

Основные мероприятия по снижению негативных последствий данных рисков приведены в таблице 1.

Таблица 1

Мероприятия по снижению негативных последствий технических рисков при разработке беспилотного летательного аппарата с подзарядкой от линий электропередач

№ п/п Наименование риска Направления снижения риска

1 Некачественные детали - тщательный выбор поставщиков, - проведение испытаний БПЛА, собранных на разных деталях и выбор лучшей/лучших моделей

2 Выход из строя систем навигации/дистанционного управления БПЛА - внедрение ручного управления БПЛА, - внедрение аварийной парашютной системы.

© Исламова А.И., Исламов Д.И., Гайфуллина М.М., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 6-2(93)

Окончание таблицы 1

№ п/п Наименование риска Направления снижения риска

3 Выход из строя системы подзарядки БПЛА от ЛЭП - внедрение резервной системы подзарядки (от сети)

4 Сбой программного обеспечения - изучение причин данного вида неисправности, во избежание будущих поломок, - привлечение программистов для поддержки программного обеспечения

5 Неправильная сборка/монтаж - резервирование средств, - обучение персонала, - страхование от возможных убытков

6 Выход из строя систем полета (лопастей, двигателя) - закупка резервного оборудования, - страхование от возможных убытков

7 Выход из строя систем мониторинга (камеры, тепловизора) - тщательный выбор поставщиков, - закупка резервного оборудования

8 Сбой систем электроники - изучение причин данного вида неисправности, во избежание будущих поломок, - подбор более стойких к помехам деталей.

9 Скачки напряжения из-за коммутационных перенапряжений - резервирование средств на покрытие расходов, - выявление виновника (например, виновником плохого качества сети может быть энергоснабжающая организация)

10 Недозаряд аккумулятора - изменение маршрута БПЛА т.о, чтобы он не летал только в зоне дальних линий электропередач, - увеличение емкости аккумулятора

Данные мероприятия предполагают снижение степени риска, либо уменьшение объема возможных потерь. По всем вышеперечисленным мероприятиям определяется также объем затрат, который обеспечит снижение соответствующего риска [6]. Данные затраты необходимо сопоставить с возможными потерями от риска, затем производят сравнение затрат и возможных потерь и планируется окончательный вариант проведения мероприятий по снижению рисков, т.е. выбираются наименее затратные и/или более эффективные. Окончательный вариант включается в советующие планы деятельности предприятия, в другие мероприятия по снижению рисков могут быть оставлены, как «запасные».

Библиографический список

1 Исламова, А.И., Чигвинцев С.В. Применение беспилотных летательных аппаратов для мониторинга воздушных линий электропередачи / Проблемы получения, обработки и передачи измерительной информации - Уфа: Изд-во: УГАТУ, 2017.- С. 59-62.

2. Гайфуллина М.М., Маков В.М. Оценка рисков при найме персонала (на примере предприятий нефтегазового профиля) // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.1. С. 121-127.

3. Гайфуллина М.М. Управление рисками устойчивого развития предприятия (на примере нефтяных компаний): монография / М.М. Гайфуллина. - Уфа: Издательство УГНТУ, 2015. - 139 с.

4. Маков В.М. Риск-менеджмент на нефтеперерабатывающем предприятии / Нефтегазопереработка-2016: Международная научно-практическая конференция (Уфа, 24 мая 2016 г.): материалы конференции. - Уфа: Изд-во ГУП ИНХП РБ, 2016. С. 14-15.

5. Маков В.М. Оценка рисков инвестиционных проектов нефтяной компании // Вестник экономики и менеджмента. 2016. № 3 (4). С. 44-49.

6. Низамова Г.З., Гайфуллина М.М. Оценка влияния факторов риска на эффективность инвестиционного проекта // «Экономика и управление: научно-практический журнал». - 2018. - №5 С. 9-16.

ИСЛАМОВА АЛИСА ИЛЬДАРОВНА - магистрант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия.

ИСЛАМОВ ДАНИЯР ИЛЬДАРОВИЧ - магистрант, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия.

ГАЙФУЛЛИНА МАРИНА МИХАЙЛОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.