Научная статья на тему 'Снижение рисков и технологии ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на больших акваториях'

Снижение рисков и технологии ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на больших акваториях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1051
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Вербицкая М.В., Звягинцева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Снижение рисков и технологии ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов на больших акваториях»

2. Методические рекомендации по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности, Москва, 2009.

3. Пожарная тактика в вопросах и ответах В.Ф. Бессмертнов, И.Г. Малыгин, С.Н. Сальников, А.А. Скопцов, А.П. Чуприян, СПб., 2009.

4. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре. Учеб. пособие: /В.В. Теребнев, А.В. Теребнев, А.В. Подгрушный, В.А. Грачев: Москва, 2008.

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ТЕХНОЛОГИИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА БОЛЬШИХ АКВАТОРИЯХ

М.В. Вербицкая, студентка, А.В. Звягинцева, доцент, к.т.н., Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аварийные разливы нефти - огромная трагедия для окружающей среды. Основными источниками разливов нефти являются аварии перевозящих нефть танкеров, грузовые операции на терминалах, аварийные ситуации на буровых платформах. Разливы нефти сопровождаются массовой гибелью морских млекопитающих, птиц, рептилий, рыб. При погрузке и выгрузке нефти, при бункеровке танкеров разливы носят локальный характер. Количество разлитой нефти при этом редко превышает 1500-2000 тонн (табл.) [1].

Таблица

Последствия в результате аварийного разлива нефти

Экологические 1) Состав воды: вкус, цвет, запах 3) Рыба,морские млекопитающие 2) Планктон 4) Птицы

Экономические 1) 4 млрд.долларов на ликвидацию последствий при крушении 24 марта 1989 г. танкера «Эксон Валдиз» 2) 5 млрд. евро на ликвидацию последствий при крушении танкера «Престиж» 13 ноября 2002 г. у северо-восточного побережья Испании 3) 30 млрд.рублей на ликвидацию последствий при крушении танкера 11 ноября 2007 г. «Волгонефть-139» в Керченском проливе Азовского моря 4) 225 млн.норв.крон на ликвидацию последствий при крушении 31 июля 2009 г. балкера «Фулл Сити» г.Лангесунн 5)11 милрд.долларов на ликвидацию последствий затопления 22 апреля 2010 г. платформы Deepwater Horizon комании ВР в Мексиканском заливе

Политические и социальные 1) Осложняются межгосударственные отношения 2) Нарушается национальная безопасность из-за неустойчивого развития субъектов, территории которых прилегают к морским акваториям 3) Возникает социальная напряженность вследствие потери рабочих мест.Ухудшается здоровье населения 4) Губительно для рыболовства, а так же снижается привлекательность моря в качестве места отдыха,вымирают пляжи, нарушается индустрия туризма

За последние 35 лет, и это известно только из открытых литературных источников, в мире произошло более двух десятков морских катастроф глобального характера, которые связаны с непогодой, навигационными ошибками и иными причинами, определяющимися понятием «человеческий фактор». Мировая статистика морских аварий свидетельствует, что ежегодно в море сбрасывается от 200 тысяч до 1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.

Одна из самых крупных аварий по разливу нефти произошла в апреле 2010 года. Взрыв, произошедший на нефтяной платформе Deepwater Horizon. По некоторым оценкам за время прошедшее с начала аварии в Мексиканский залив вытекло около 5 миллионов баррелей нефти (более 670 тысяч тонн). Нефтяное пятно, образовавшееся в результате разлива, достигло площади 75 тысяч квадратных километров (рис. 1).

а) б)

Рис. 1. а) взрыв на платформе Deepwater Horizon; б) снимок из космоса платформы

Deepwater Horizo

С целью прогнозирования возможных негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов заранее производится моделирование аварийной ситуации, основанное на анализе рисков. При этом в качестве объектов исследования опасности, как вероятностной характеристики риска, выступают различные элементы транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса.

Риск - это количественная мера опасности с учетом ее возможных последствий. Под оценкой риска разливов нефти понимается [2]:

1. Выявление потенциальных источников и причин аварийных разливов нефти;

2. Анализ вероятностей разливов, их объемов и частоты;

3. Определение объектов экономики и природных ресурсов, которые могут пострадать в результате аварийного разлива;

4. Определение наиболее вероятных сценариев поведения разлива нефти с учетом гидрометеорологических условий района и физико-химических свойств углеводородов и ряда других причин;

5. Определение объемов бедствия;

6. Определение достаточности для локализации и ликвидации разливов (рис. 2).

В настоящее время нефть - самое распространенное вещество,

291

загрязняющее природные воды. Транспортировка половины добываемой на мировом шельфе нефти обеспечивается танкерным флотом. Транспортировка на танкерах оценивается до 2 млрд. тонн в год. При этом 0,03 % транспортируемой танкерами нефти и нефтепродуктов, теряется по различным причинам. Вероятность риска разлива нефти принимается равной 0,05 на 1000 рейсов в открытом море и 0,25 в опасных местах. С учетом вероятной частоты аварии с посадкой на мель и столкновением средний размер нефтяного разлива может быть оценен как 1/48 от количества перевозимой за рейс нефти.

Рис. 2. Схема анализа риска

Уровень экологического риска возникновения ущерба в результате аварийного загрязнения нефтью окружающей среды оценивается как вероятность возникновения аварии, объединенная с возможными негативными экологическими последствиями. Для оценки уровня экологического риска предлагается использовать матричный подход (рис. 3) [4]. При анализе вероятности проявления аварийных ситуаций, сопровождающихся разливами нефти и нефтепродуктов, необходимо учитывать пять основных аспектов: математико-статистический, физико-химический, токсикологический, эколого-токсикологический подходы. Для оценки риска использовано следующее выражение:

R = РУ,

где Я - риск, Р - вероятность появления нефтяных пятен (вероятность опасности), У - финансовый ущерб [5].

На результатах оценки разрабатываются мероприятия управления риском. К ним относятся:

- прогнозирование последствий разлива с разработкой сценариев возникновения данного вида ЧС;

- стратегическое планирование превентивных мероприятий;

- тактическое планирование действий по снижению возможности возникновения аварийных разливов, их количества и последствий.

План ЛРН базируется на нормативно установленных максимально

возможных количествах нефти и нефтепродуктов, которые могут быть разлиты при авариях на объектах. Выделено три уровня значения разливов нефти (локальное значение - до 500 т, региональное - до 5000 т и федеральное - свыше 5000 т) и введены соответствующие уровни планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти [3].

Рис. 3. Направление движения нефтяного пятна Рис. 4. Преимущества новых технологий в море ЛРН

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов несет в себе выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения (рис. 4) [4]. Несмотря на то, что методики по предупреждению риска и ликвидации нефтяных аварий далеки от совершенства, ученые всего мира постоянно ведут работу над улучшением качества защиты окружающей среды. Эффективность ликвидации последствий техногенных катастроф зависит от полноты и оперативности получаемой информации и адекватности принятых управленческих решений. Особенно этот вопрос актуален для России, которая ежегодно добывает около 500 млн. т нефти [5].

Общий принцип функционирования комплексной системы по оценке обстановки (рис. 3) заключается в непрерывном получении достоверной информации о текущем состоянии водной поверхности в контролируемой зоне от установленных датчиков. После получения информации система

293

классифицирует ее и прогнозирует наиболее вероятное развитие ситуации. В случае выявления предаварийной или аварийной ситуации система производит автоматическое оповещение, рассчитывает наиболее вероятное развитие сценария и возможные последствия с учетом экологического и финансового ущерба. Далее выдаются последовательные рекомендации по дальнейшему действию с целью минимизации или предотвращению ущерба.

Мочгсри«

Монн~сри*г

Рис. 5. Общий принцип работы комплексной системы по оценке

обстановки

Список использованной литературы

1. Гольдберг В.М., Зверев В.П., Арбузов А.И., Казеннов С.М. и др. Техногенное загрязнение природных вод углеводородами и его экологические последствия. М: Недра, 2001. - 150 с.

2. Мохсен А.М.А. Анализ риска для водных экосистем при аварийных разливах нефти и нефтепродуктов / А.М.А. Мохсен, Г.Т. Фрумин // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 4 - С. 76-81.

3. Семанов Г.Н. Разливы нефти в море и обеспечение готовности к реагированию на них / Г.Н. Семанов // Транспортная безопасность и технологии. - № 2 - С. 208.

4. Воробьев Ю.Л. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов / Ю.Л. Воробьев, В.А. Акимов, Ю.А. Соколов. - М.: Ин-октаво, 2005. - 368 с.

5. Мосхен А.М.А. Методика прогнозирования экологических рисков аварийных нефтеразливов на водной поверхности: Автореф. дис. канд. геогр. наук / А.М.А. Мосхен. - СПб, 2010. -21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.