Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ'

СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ПОВРЕЖДЕНИЙ / ЛЕГКОПОВРЕЖДАЕМАЯ ПРОДУКЦИЯ / ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / КОНТЕЙНЕР

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Усольцев Александр Александрович, Панова Алла Анатольевна, Юхин Иван Александрович, Голиков Алексей Анатольевич

Проблема и цель. Целью настоящего исследования является изучение вопроса повреждения плодоовощной продукции при внутрихозяйственных перевозках ее контейнерным способом и разработка мероприятий по предотвращению данного негативного явления. Методология. Для достижения поставленной цели были проанализированы особенности транспортировки плодоовощной продукции контейнерным способом и зоны наибольшей опасности для груза. Выполнен патентный поиск технических решений, предназначенных для снижения количества повреждений плодов при внутрихозяйственных перевозках. Проведены испытания опытного образца контейнера (изготовленного согласно пат. №176885) выполненные на вибростенде ВСВ-250-445 с обработкой полученных данных по методике, приведенной в ГОСТ 34314-2017. Результаты. В данной статье приведены обобщенные результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований по изучению вопроса травмирования сельскохозяйственной продукции, перевозимой в кузове транспортных средств (ТС) навалом или в специализированных контейнерах (в рамках внутрихозяйственных перевозок). Речь идет о повреждениях плодов, вызванных колебаниями грузовой платформы ТС в процессе внутрихозяйственной перевозки и доставки к местам хранения. В статье представлены результаты патентно-лицензионного обзора научнотехнического задела авторов научной статьи в указанной сфере исследований, по результатам которых предложены новые научно-обоснованные технические решения устройств для повышения сохранности плодов при их перевозке, в частности контейнеры, способствующие снижению количества повреждений за счет увеличения площади контакта плодов и уменьшения пространства для свободного перемещения груза. Предлагаемые в статье технические решения, направленные на снижение данного негативного фактора, являются одними из наиболее простых в реализации и не требуют специальных навыков в обслуживании и эксплуатации. Заключение. Лабораторные эксперименты, проведенные с макетом запатентованного устройства для транспортировки плодоовощной продукции, показали сохранность плодов при действии вибрационной нагрузки: 89,1 % плодов высшего сорта; 7,3 % плодов первого сорта; 3,6 % плодов второго сорта. Из вышесказанного следует, что продолжение исследований в данном научном направлении весьма актуально и вызывает интерес со стороны рынка и сельхозпроизводителей. Данные меры будут способствовать конкурентоспособности продукции при реализации ее на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Усольцев Александр Александрович, Панова Алла Анатольевна, Юхин Иван Александрович, Голиков Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCTION OF DAMAGE TO AGRICULTURAL PRODUCTS DURING TRANSPORTATION

This article presents the generalized results of theoretical and experimental studies conducted to study the issue of injury to agricultural products transported in the body of vehicles (TS) in bulk or in specialized containers (within the framework of on-farm transportation). We are talking about damage to fruits caused by fluctuations in the cargo platform of the vehicle during their on-farm transportation and delivery to storage sites. The features of transportation of fruit and vegetable products by container method and the zones of the greatest danger to the cargo are analyzed. The article also presents the results of a patent and license review of the scientific and technical background of the authors of a scientific article in this field of research, according to the results of which new scientifically based technical solutions of devices for improving the safety of fruits during their transportation are proposed, in particular containers that reduce the amount of damage by increasing the contact area of fruits and reducing the space for free movement of cargo. The technical solutions proposed in the article aimed at reducing this negative factor are among the easiest to implement and do not require special skills in maintenance and operation. Laboratory experiments conducted with a model of a patented device for transporting fruit and vegetable products showed the safety of fruits when applying a vibration load: 89.1 % of fruits of the highest grade; 7.3 % of fruits of the first grade; 3.6 % of fruits of the second grade. It follows from the above that the continuation of research in this scientific direction is very relevant and arouses interest from the market and agricultural producers. These measures will contribute to the competitiveness of products when they are sold on the market.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ»

potato_cultivars_in_Europe_A_survey

19. Zhbanov N.S. Improvement of the working bodies of the harvesting machines by means of the use of composite materials [text] /N.S. Zhbanov, N.V. Byshov, G.C. Rembalovich, M.Y. Kostenko / BIO Web of Conferences 17. 2020 URL: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/pdf/2020/01/bioconf_ fies2020_00191.pdf

УДК 634.1-13

DOI 10.36508/RSATU.2021.50.53.015

СНИЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕНИЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ

УСОЛЬЦЕВ Александр Александрович, аспирант кафедры «Автотракторная техника и теплоэнергетика», qwertyuiop.5562@yandex.ru

ПАНОВА Алла Анатольевна, аспирант кафедры «Автотракторная техника и теплоэнергетика», panova.pgs@gmail.com

ЮХИН Иван Александрович, д-р техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Автотракторная техника и теплоэнергетика», yuival@rambler.ru

ГОЛИКОВ Алексей Анатольевич, канд. техн. наук, доцент кафедры «Техническая эксплуатация транспорта», duke001@yandex.ru

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Проблема и цель. Целью настоящего исследования является изучение вопроса повреждения плодоовощной продукции при внутрихозяйственных перевозках ее контейнерным способом и разработка мероприятий по предотвращению данного негативного явления.

Методология. Для достижения поставленной цели были проанализированы особенности транспортировки плодоовощной продукции контейнерным способом и зоны наибольшей опасности для груза. Выполнен патентный поиск технических решений, предназначенных для снижения количества повреждений плодов при внутрихозяйственных перевозках. Проведены испытания опытного образца контейнера (изготовленного согласно пат. №176885) выполненные на вибростенде ВСВ-250-445 с обработкой полученных данных по методике, приведенной в ГОСТ 34314-2017. Результаты. В данной статье приведены обобщенные результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований по изучению вопроса травмирования сельскохозяйственной продукции, перевозимой в кузове транспортных средств (ТС) навалом или в специализированных контейнерах (в рамках внутрихозяйственных перевозок). Речь идет о повреждениях плодов, вызванных колебаниями грузовой платформы ТС в процессе внутрихозяйственной перевозки и доставки к местам хранения. В статье представлены результаты патентно-лицензионного обзора научно-технического задела авторов научной статьи в указанной сфере исследований, по результатам которых предложены новые научно-обоснованные технические решения устройств для повышения сохранности плодов при их перевозке, в частности контейнеры, способствующие снижению количества повреждений за счет увеличения площади контакта плодов и уменьшения пространства для свободного перемещения груза. Предлагаемые в статье технические решения, направленные на снижение данного негативного фактора, являются одними из наиболее простых в реализации и не требуют специальных навыков в обслуживании и эксплуатации.

Заключение. Лабораторные эксперименты, проведенные с макетом запатентованного устройства для транспортировки плодоовощной продукции, показали сохранность плодов при действии вибрационной нагрузки: 89,1 % плодов высшего сорта; 7,3 % плодов первого сорта; 3,6 % плодов второго сорта. Из вышесказанного следует, что продолжение исследований в данном научном направлении весьма актуально и вызывает интерес со стороны рынка и сельхозпроизводителей. Данные меры будут способствовать конкурентоспособности продукции при реализации ее на рынке.

Ключевые слова: процесс повреждений, легкоповреждаемая продукция, внутрихозяйственные перевозки, транспортное средство, контейнер.

Введение являются одними из важнейших звеньев агропро-

Автомобильные и тракторные транспортные мышленного комплекса, обеспечивающими пересредства в агрегате с прицепами/полуприцепами возку плодоовощной продукции [1, 2]. Как показал

© Усоцьцев А. А., Панова А. А., Юхин И. А., Голиков А. А., 2021 г.

проведенный анализ материалов [3, 4], ежегодный ущерб от потерь плодоовощной продукции в России составляет около 8 млрд руб, причем транспортные издержки достигают 30-40 % и более от себестоимости ее производства [5, 6, 7].

Одним из наиболее неблагоприятных факторов перевозок продукции растениеводства в Российской Федерации являются неблагоприятные дорожные условия (неровности дорожного полотна, искусственные неровности, повреждения дорожного покрытия и прочее). Кузов транспортного средства в процессе движения совершает колебания с ускорением, достигающим 3,5 д, что приводит к травмированию груза, снижению долговечности и надежности ТС [8, 9].

Отсутствие в большинстве случаев дорог с удовлетворительным покрытием (преобладающая часть маршрута ТС при внутрихозяйственных перевозках плодоовощной продукции приходится на грунтовые дороги), а также стремление сельхозпроизводителей к повышению эффективности использования транспортных средств за счет увеличения скорости их передвижения приводит к ряду сопутствующих проблем, например, недостаточная плавность хода, раскачивание грузовой платформы и так далее, что вызывает рост количества повреждений перевозимой продукции [8].

Таким образом, одним из процессов, определяющих товарное качество плодоовощной про-

дукции, является внутрихозяйственная транспортировка. Она связана с определенными трудностями, обусловленными некоторыми физи-ко-механическимисвойствамиданноговидагруза[10].

Известно, что в процессе уборки и внутрихозяйственных перевозок 15-20 % продукции получает повреждения и становится недостаточно пригодной для последующей реализации [11]. Снижение повреждений и потерь сельскохозяйственной продукции являются одной из сложнейших задач.

Материалы и методы В ходе проведенных авторами статьи исследований и экспериментов, результаты которых приведены ниже, использовались следующие научные методы: анализ и обобщение данных; наблюдение, описание, измерение и эксперимент. Кроме того, испытания опытного образца контейнера (изготовленного согласно пат. №176885) производились на вибростенде ВСВ-250-445 с обработкой полученных данных по методике, приведенной в ГОСТ 21122-75.

Результаты исследований По результатам проведенных ранее теоретических исследований установлено [8, 12, 13], что доля горизонтальной и продольной составляющих амплитуды скорости наиболее удаленных от центра масс точек грузовой платформы при угле уклона поверхности более 6° достигает 70-85 % от скорости вертикальных колебаний (табл. 1).

Таблица 1 - Распределение вертикальной и горизонтальной составляющих общей скорости колебания грузовой платформы

Скорость движения транспортного средства с устройством стабилизации положения кузова, км/ч Вертикальная составляющая Горизонтальная составляющая

^ % ф, % 9, % ^ % ф, % 9, %

5 51,6 4,2 3 30 5,2 6

10 51,8 3,7 3,3 30,1 5,5 5,5

15 51,2 4,8 2,8 30,3 5,6 5,3

20 52 3,9 2,9 30,6 5,6 5

25 51,8 4 3 30,6 6 4,6

Примечание: линейное перемещение ТС в направлении, перпендикулярном поверхности поля (подпрыгивание) - Zk; линейное перемещение ТС вниз по склону (увод) - Yk; вращение ТС вокруг оси, перпендикулярной поверхности уклона (виляние) - ф; поворот ТС вокруг поперечной оси (галопирование) - ф; поворот ТС вокруг продольной оси (покачивание) - 9.

Классическая цепочка перемещения продукции от момента ее сбора до момента закладки на хранение показана на рис.1. Анализ этапов перемещения груза позволяет выделить несколько факторов, существенно влияющих на его сохранность [14]. Первый - «дискретно» или «непрерывно» распределена перевозимая продукция в кузове транспортного средства. Под дискретностью в данном случае следует понимать упаковку/тару, в которой он размещен, а непрерывностью, соответственно, отсутствие таковых. Второй, не менее важный, фактор - плохие дорожные условия; они могут частично компенсироваться конструкцией

тары груза, например, предотвращающей резкое знакопеременное перемещение груза целиком или его отдельных единиц, и кузова транспортного средства, например, его зонированием, вследствие чего создаются отдельные (полностью или частично изолированные друг от друга) полости, характерные больше для тары, чем для кузова. Третий - способ разгрузки кузова транспортного средства (особенно важно при перевозке груза навалом/насыпью). В данном случае под контролируемой выгрузкой подразумевается «порционное» опустошение кузова ТС. Примером является автомобиль КамАЗ БАЛТ «ГРАНД-ПОЛЕВИК».

При перевозке плодовоовощной продукции навалом или загруженной в контейнер, на нее воздействуют вертикальные колебания вследствие движения транспортного средства по неровностям дорожного полотна (выбоины, «лежачие полицейские», колея на поверхности дороги и прочее). Благодаря данному негативному фактору плоды, находящиеся в верхнем слое (насыпи или контейнера) испытывают на себе максимальный импульс, а, следовательно, подскакивают и затем падают обратно, ударяясь о рядом лежащие плоды. Согласно задаче Герца (упругая деформация) перевозимая продукция взаимодействует между собой (плоды ударяются друг о друга, а при достаточном импульсе деформируются). Вследствие этого возникают такие повреждения у плодов как ушибы и потемнения мякоти.

Более тяжелая ситуация с нижним слоем плодов - в данном случае после подскока они взаимодействуют с неупругой поверхностью (дном кузова транспортного средства или контейнера). Это при-

Виз контейнера сбоку

водит к значительному росту повреждений груза (в сравнении с плодами, лежащими в центральной части кузова ТС или контейнера, и даже в верхнем слое). Более подробно схема травмирования плодоовощной продукции при транспортировке (на примере контейнера) представлена на рисунке 2.

Спосоо сбора продукции (навалом насыпью; в таие}

Погрузка продукции (навалом насыпью, в таре)

Перевозка продукции (дорожные условия; навалом'насыпь» илн е таре)

Храиение продукции (нава.Юм насыпью. Б таре) * Выгрузка продукции (неконтролируемая1 контролируемая, в таре)

Рис 1 - Цепочка перемещения сельхозпродукции от момента сбора до момента закладки на хранение

Вт конте|^1е1м сэер^1

ет иппр] шжйкщ к?!ол<ш

Вероятность поврсвдсння плодоовощной продукции

Выедая аероя шесть

IПикая вероятность

Рис 2 - Схема травмирования плодоовощной продукции, перевозимой в контейнере

Анализ современных конструкций средств для внутрихозяйственных перевозок как отечественного, так и зарубежного производства [8, 15] показывает, что при всем их многообразии имеются существенные возможности повышения сохранности плодоовощной продукции, в частности, за счет разработки тары (ящиков, контейнеров и пр.), снижающей травмируемость (особенно легкопо-вреждаемой продукции).

В частности, для решения описанной выше проблемы может быть рассмотрено следующее конструктивное решение. Оно включает в себя: контейнер 1; крышку контейнера (ячеистая форма) 3, размер и форма ячеек которой соответствуют размеру и форме перевозимого груза и выполненную из материала, обладающего демпфирующими свойствами; механизм крепления с регулируемым натягом (рис. 3).

1 - контейнер; 2 - плоды; 3 - крышка; 4 - отверстие; 5 - резиновые жгуты; 6 - кольца; 7 - штифты Рис. 3 - Контейнер (пат. №2332829)

Рассмотренное выше конструктивное решение позволяет снизить травмируемость перевозимого груза, препятствуя его подскоку вследствие действия вертикальных колебаний при движении транспортного средства.

Для решения проблемы, связанной с травмиру-емостью нижнего слоя плодов или клубней перевозимых контейнерным способом, возможно применение следующего конструктивного решения (рис.4)

> ,

1 - дно; V - стенки; 6 - выступы; 4 - плоды ил1? клуйни. Рис. 4 - Контейнер для перевозки плодоовощной продукции) (пат. №166384)

Представленный контейнер состоит из стенок и дна, на котором имеются расположенные в шахматном порядке выступы, образующие ячейки. Они имеют форму полусферы и выполнены из материала, обладающего демпфирующими свойствами (причем выступы полые и заполнены газом).

Данное конструктивное решение способствует снижению динамических воздействий на нижний слой перевозимой плодоовощной продукции и уменьшает количество повреждений находящихся в нем плодов.

Снижение количества повреждений перевозимого груза может быть достигнуто также за счет демпфирования перемещения продукции в горизонтальной плоскости путем закрепления на днище контейнера вертикальных гибких стоек, расположенных в шахматном порядке на расстоянии друг от друга и от стенок контейнера, не превышающим 20 % ширины контейнера, высота которых равна высоте контейнера, а диаметр не превышает 5 % высоты (рис. 5).

1 - контейнер; 2 - вертикальные гибкие стойки; 3 - плодоовощная продукция (плоды) Рис. 5 - Устройство снижения травмируемости груза

Данное техническое решение обеспечивает снижение травмируемости перевозимого груза за счет минимизации перемещения продукции в горизонтальной плоскости контейнера.

Для оценки сохранности перевозимой в кузове автотранспортного средства легкоповреждаемой продукции были проведены лабораторные эксперименты. В испытаниях использовались два полимерных ящика (рисунки 6, 7) с размерами 600х400х200 мм и крышками из мДф. В макетном образце был установлен демпфирующий материал (пенополиуретан волнообразного профиля, высота волны 35 мм) на дно, внутренние стенки и крышку (рис. 5).

Для испытаний использовались яблоки сорта Антоновка обыкновенная, так как данный сорт является наиболее чувствительным к механическим повреждениям в таре, находящейся в эксплуатации в настоящее время в агропромышленном комплексе Рязанской области.

В 1-й ящик (макетный образец) заложили 74 плода, во 2-й (обыкновенный) - 55.

Рис. 6 - Ящик с демпфирующей внутренней

поверхностью (макетный образец) с контрольными плодами (Пат. №176885, опубл. 31.01.2018, бюл. №4)

Рис. 7 - Ящик без демпфирующей поверхности с контрольными плодами

Общий вид лабораторной установки (Вибростенд ВСВ-250-445) представлен на рисунке 8.

1 - ящик (макетный образец); 2 -ящик (обыкновенный); 3 - вибростенд Рис. 8 - Вибростенд ВСВ-250-445 с установленными на нем ящиками

Согласно результатам проведенных лабораторных испытаний использование усовершенствованной тары для транспортировки плодоовощной продукции существенно повышает ее сохранность: 89,1 % плодов высшего сорта; 7,3 % плодов первого сорта; 3,6 % плодов второго сорта.

Заключение

Предлагаемые варианты снижения количества повреждений плодовоовощной продукции являются одними из наиболее простых в реализации и не требуют специальных навыков в обслуживании и эксплуатации. Использование усовершенствованной тары для транспортировки плодоовощной продукции существенно повышает ее сохранность: 89,1% плодов высшего сорта; 7,3% плодов первого сорта; 3,6% плодов второго сорта.

Список литературы

1. Zahraee S.M., Shiwakoti N., Stasinopoulos P., Golroudbary S.R., Kraslawski A. Transportation system analysis of empty fruit bunches biomass supply chain based on delivery cost and greenhouse gas emissions // Procedia Manufacturing "30th International Conference on Flexible Automation and Intelligent Manufacturing, FAIM 2021". -2020. - P. 1717-1722. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44989934

2. Перевозка грузов в сельском хозяйстве / Пискачев И.А., Терентьев В.В., Шемякин А.В. // В сборнике: Инновационное развитие современного агропромышленного комплекса России. Материалы национальной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Рязанский государственный агро-технологический университет имени П.А. Костыче-ва". 2016. С. 175-178. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29229926

3. Актуальные проблемы создания новых машин для промышленного садоводства / Измайлов

А.Ю. и др. // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2013. № 3. С. 20-23. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=19398810

4. Импортозамещение специализированной сельскохозяйственной техники для садоводства / Завражнов А.И. и др. // Техника и оборудование для села. 2019. № 1. С. 2-6. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37077510

5. Актуальность разработки перспективной системы машин и технологий для производства основных видов сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации и Республике Беларусь / Измайлов А.Ю., Лобачевский Я.П. // В сборнике: Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства. 2015. С. 10-14. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=24016063

6. К вопросу обоснования технико-экономического уровня сельскохозяйственных машин и оборудования / Измайлов А.Ю., Макаров В.А. // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2016. № 6. С. 3-9. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=27639425

7. Разработка интенсивных машинных технологий и новой энергонасыщенной техники для производства основных видов сельскохозяйственной продукции / Измайлов А.Ю., Шогенов Ю.Х. // Техника и оборудование для села. 2016. № 5. С. 2-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19398810

8. Юхин, И. А. Снижение повреждений картофеля и яблок на внутрихозяйственных перевозках стабилизацией транспортных средств: дис. ... доктора техн. наук / И. А. Юхин - Рязань, 2017. - 388 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30448678

9. Nazarova F.X., Xuramova X.M. Meva-sabzavot mahsulotlarini yetishtirish va qayta ishlashni rivojlantirish istiqbollari // Iqtisodiyot: Tahlillar va Prognozlar. - 2020. - № 3-4 (6-7). Р. 98-104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45841477.

10. Rahimov R.V., Khadjimukhametova M.A., Rakhmatov Z.X. Development of improved technical means for transportation fruits and vegetables // EUROPEAN SCIENCE REVIEW. - 2016. - № 1. P. 175177 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25957068/

11. Инновационные решения в технологиях и технике для внутрихозяйственных перевозок плодоовощной продукции растениеводства / С.Н. Борычев и др. // В сборнике: Инновационные технологии и техника нового поколения - основа модернизации сельского хозяйства Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. Ответственный редактор: Лачуга Ю.Ф.. 2011. С. 395-403. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21193365

12. Byshov N.V., Borychev S.N., Kashirin D.E., Kokorev G.D., Kostenko M.Y., Rembalovich G.K., Simdyankin A.A., Uspensky I.A., Shemyakin A.V., Yukhin I.A., Danilov I.K., Ryadnov A.I., KOSUL'NIKOV R.A. Theoretical studies of the damage process of

easily damaged products in transport vehicle body during the on-farm transportation.// ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences.- 2018. - №13 (10). - P. 3502-3508.N.V. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=35524843

13. К вопросу модернизации транспортных средств для АПК / И.А. Успенский [и др.] //Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии и системы: сборник научных трудов международной конференции. - Саранск: Изд-во ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва», 2014. - С. 181-187. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23429911

14. Carl J. Rosen and Roger Eliason. Nutrient Management for Commercial Fruit and Vegetable Crops in Minnesota - Department of Soil, Water, and Climate University of Minnesota, 2005 - 40 p. D0l:10.5281/zenodo.2401443.

15. Byshov N.V., Borychev S.N., Simdyankin A.A., Yukhin I.A., Golikov A.A. Increasing the safety of agricultural products during its transportation and unloading (2018) // ACM International Conference Proceeding Series. - 2018. - P. 176-179. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=43976207

REDUCTION OF DAMAGE TO AGRICULTURAL PRODUCTS DURING TRANSPORTATION

Usoltsev Alexander A., postgraduate student of the department" Automotive Technology and Heat Power Engineering, qwertyuiop.5562@yandex.ru

Panova Alla A., postgraduate student of the department " Automotive Technology and Heat Power Engineering", panova.pgs@gmail.com

Yukhin Ivan A., doctor of technical Sciences, Associate Professor, head of the Department" Automotive Technology and Heat Power Engineering, yuival@rambler.ru

Golikov Alexey, Candidate of Technical Sciences, candidate of technical sciences, associate professor of the department "Technical operation of transport", duke001@yandex.ru

Ryazan state agrotechnological University named after P. A. Kostychev

This article presents the generalized results of theoretical and experimental studies conducted to study the issue of injury to agricultural products transported in the body of vehicles (TS) in bulk or in specialized containers (within the framework of on-farm transportation). We are talking about damage to fruits caused by fluctuations in the cargo platform of the vehicle during their on-farm transportation and delivery to storage sites. The features of transportation of fruit and vegetable products by container method and the zones of the greatest danger to the cargo are analyzed. The article also presents the results of a patent and license review of the scientific and technical background of the authors of a scientific article in this field of research, according to the results of which new scientifically based technical solutions of devices for improving the safety of fruits during their transportation are proposed, in particular containers that reduce the amount of damage by increasing the contact area of fruits and reducing the space for free movement of cargo. The technical solutions proposed in the article aimed at reducing this negative factor are among the easiest to implement and do not require special skills in maintenance and operation. Laboratory experiments conducted with a model of a patented device for transporting fruit and vegetable products showed the safety of fruits when applying a vibration load: 89.1 % of fruits of the highest grade; 7.3 % of fruits of the first grade; 3.6 % of fruits of the second grade. It follows from the above that the continuation of research in this scientific direction is very relevant and arouses interest from the market and agricultural producers. These measures will contribute to the competitiveness of products when they are sold on the market.

Key words: Damage process, easily damaged products, on-farm transportation, vehicle, container

Literatum

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Zahraee S.M., Shiwakoti N., Stasinopoulos P., Golroudbary S.R., Kraslawski A. Transportation system analysis of empty fruit bunches biomass supply chain based on delivery cost and greenhouse gas emissions // Procedia Manufacturing "30th International Conference on Flexible Automation and Intelligent Manufacturing, FAIM 2021". - 2020. - P. 1717-1722. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44989934

2. Perevozka gruzov v sel'skom hozyajstve / Piskachev I.A., Terent'ev V.V., SHemyakin A.V. // V sborni-ke: Innovacionnoe razvitie sovremennogo agropromyshlennogo kompleksa Rossii. Materialy na-cional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Fede-racii; Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazova-niya "Ryazanskij gosudarstvennyj agrotekhnologicheskij universitet imeni P.A. Kostycheva". 2016. S. 175-178. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29229926

3. Aktual'nye problemy sozdaniya novyh mashin dlya promyshlennogo sadovodstva / Izmajlov A.YU. i dr. // Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii. 2013. № 3. S. 20-23. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=19398810

4. Importozameshchenie specializirovannoj sel'skohozyajstvennoj tekhniki dlya sadovodstva /Zav-razhnov A.I. idr. //Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2019. № 1. S. 2-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37077510

5. Aktual'nost' razrabotki perspektivnoj sistemy mashin i tekhnologij dlya proizvodstva osnovnyh vidov sel'skohozyajstvennoj produkcii v Rossijskoj Federacii i Respublike Belarus'/Izmajlov A.YU., Lobachevskij

YA.P. // V sbornike: Intellektual'nye mashinnye tekhnologii i tekhnika dlya reali-zacii Gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva. Sbornik nauchnyh dokladov Mezhdu-narodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii. Vserossijskij nauchno-issledovatel'skij institut me-hanizacii sel'skogo hozyajstva. 2015. S. 10-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24016063

6. K voprosu obosnovaniya tekhniko-ekonomicheskogo urovnya sel'skohozyajstvennyh mashin i oborudovaniya /Izmajlov A.YU., Makarov V.A. //Sel'skohozyajstvennye mashiny i tekhnologii. 2016. № 6. S. 3-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27639425

7. Razrabotka intensivnyh mashinnyh tekhnologij i novoj energonasyshchennoj tekhniki dlya proizvod-stva osnovnyh vidov sel'skohozyajstvennoj produkcii / Izmajlov A.YU., SHogenov YU.H. // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2016. № 5. S. 2-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19398810

8. YUhin, I. A. Snizhenie povrezhdenij kartofelya i yablok na vnutrihozyajstvennyh perevozkah stabi-lizaciej transportnyh sredstv: dis. ... doktora tekhn. nauk/1. A. YUhin - Ryazan', 2017. - 388 s. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30448678

9. Nazarova F.X., Xuramova X.M. Meva-sabzavot mahsulotlarini yetishtirish va qayta ishlashnirivojlantirish istiqbollari//Iqtisodiyot: Tahlillar va Prognozlar. - 2020. - № 3-4 (6-7). R. 98-104. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=45841477.

10. Rahimov R.V., Khadjimukhametova M.A., Rakhmatov Z.X. Development of improved technical means for transportation fruits and vegetables // EUROPEAN SCIENCE REVIEW. - 2016. - № 1. P. 175-177 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25957068/

11. Innovacionnye resheniya v tekhnologiyah i tekhnike dlya vnutrihozyajstvennyh perevozok plodo-ovoshchnoj produkcii rastenievodstva /S.N. Borychev i dr. // V sbornike: Innovacionnye tekhnologii i tekhnika novogo pokoleniya - osnova modernizacii sel'skogo hozyajstva Sbornik nauchnyh dokladov Mezhdunarodnoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor: Lachuga YU.F.. 2011. S. 395-403. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21193365

12. Byshov N.V., Borychev S.N., Kashirin D.E., Kokorev G.D., Kostenko M.Y., Rembalovich G.K., Simdyankin A.A., Uspensky I.A., Shemyakin A.V., Yukhin I.A., DanilovI.K., RyadnovA.I., KOSUL'NIKOVR.A. Theoretical studies of the damage process of easily damaged products in transport vehicle body dur-ing the on-farm transportation.// ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences.- 2018. - №13 (10). - P. 3502-3508.N.V. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35524843

13. K voprosu modernizacii transportnyh sredstv dlya APK / I.A. Uspenskij [i dr.] //Energoeffektivnye i resursosberegayushchie tekhnologii i sistemy: sbornik nauchnyh trudov mezhdu-narodnoj konferencii. -Saransk: Izd-vo FGBOU VPO «MGU im. N.P. Ogaryova», 2014. - S. 181-187. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23429911

14. Carl J. Rosen and Roger Eliason. Nutrient Management for Commercial Fruit and Vegetable Crops in Minnesota - Department of Soil, Water, and Climate University of Minnesota, 2005 - 40 p. D0I:10.5281/ zenodo.2401443.

15. Byshov N.V., Borychev S.N., Simdyankin A.A., Yukhin I.A., Golikov A.A. Increasing the safety of agricultural products during its transportation and unloading (2018) // ACM International Conference Proceeding Series. - 2018. - P. 176-179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43976207

ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗНОСА ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК

УСПЕНСКИЙ Иван Алексеевич, д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой технической эксплуатации транспорта, ivan.uspensckij@yandex.ru

ЛИМАРЕНКО Николай Владимирович, канд. техн. наук, учебный мастер кафедры технической эксплуатации транспорта Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева, доцент кафедры электротехники и электроники Донского государственного технического университета, limarenkodstu@yandex.ru

РАКУЛ Елена Анатольевна, канд. техн. наук, доцент кафедры автоматики, физики и математики Брянского государственного аграрного университета, wmf@bgsha.com

ЮХИН Иван Александрович, д-р техн. наук, доцент, зав. кафедрой автотракторной техники и теплоэнергетики, ivan.uspensckij@yandex.ru

УДК 631.173

DOI 10.36508/RSATU.2021.91.36.016

© Успенский И. А., Лимаренко Н. В., Ракул Е. А., Юхин И. А., Воробьев Д. А., 2021 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.