Научная статья на тему 'СНИЖЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЯЧМЕНЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОТЕЧНЫХ УСТРОЙСТВ'

СНИЖЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЯЧМЕНЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОТЕЧНЫХ УСТРОЙСТВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТИРОВКА ЗЕРНА / САМОТЕЧНОЕ УСТРОЙСТВО / ЗЕРНОПРОВОД / ПОРЦИОННАЯ ПОДАЧА / ПОВРЕЖДЕНИЕ ЗЕРНА / ПРУЖИННЫЕ ЗАСЛОНКИ / ГРАВИТАЦИОННЫЕ ЗАСЛОНКИ / GRAIN TRANSPORTATION / GRAVITY FLOW DEVICE / GRAIN PIPELINE / PORTIONED SUPPLY / GRAIN DAMAGE / SPRING DAMPERS / GRAVITY DAMPERS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Забудский А.И.

Рассмотрена актуальная проблема повышения эффективности послеуборочной обработки ячменя за счет снижения его механических повреждений при эксплуатации транспортирующих устройств. Установлено, что при эксплуатации самотечных устройств, входящих в состав зерноочистительных комплексов, в результате высокоскоростного движения зернового материала по зернопроводу имеет место увеличение показателя механических повреждений, достигающего в зависимости от числа пропусков 15%. Связано это с тем, что при перемещении зерна при малой плотности зернового потока увеличивается число ударов зерен друг о друга и о стенки самотечного устройства, а также о имеющиеся в зерновом потоке абразивные частицы, при этом растет вероятность повреждения зерна. Для снижения скорости зернового потока при условии, что производительность самотечного устройства не снизится, предлагается увеличить плотность зернового потока за счет порционного перемещения сыпучего материала. На основании данных литературы в качестве прототипа был выбран вариант порционного зернопровода с пружинными заслонками, позволяющий снизить повреждающую способность более чем в два раза. Однако противодействие зерновому потоку в таком устройстве осуществляется пружинным механизмом, который подвержен усталостному износу, приводящему к недозакрытию заслонок и нестабильности образования порций, что, в свою очередь, влечет увеличение повреждения зерна за счет защемления его между кромкой заслонки и нижней стенкой зернопровода. Поэтому предлагается замена в прототипе пружинных заслонок гравитационными. Проведенные расчеты и экспериментальные исследования показывают: скорость зернового потока можно снизить до 2,5 м/с, что в значительной степени уменьшает повреждающую способность самотечного устройства при неизменной его производительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECREASE IN MECHANIC DAMAGE TO BARLEY WHEN OPERATING GRAVITY FLOW DEVICES

The article is devoted to the actual problem of increasing the efficiency of post-harvest processing of barley by reducing its mechanical damage when operating of transporting devices. It has been established that during the operation of gravity flow devices that are part of grain cleaning complexes, as a result of the high-speed movement of grain material through the grain pipe, an increase in the rate of mechanical damage occurs, reaching 15% depending on the number of passes. This is due to the fact that when moving grain at a low density of the grain flow, the number of impacts of grains against each other and against the walls of the gravity device increases, as well as against abrasive particles present in the grain flow, which increases the likelihood of damage to the grain. To reduce the speed of the grain flow, without reducing the performance of the gravity flow device, it is proposed to increase the density of the grain flow due to the portioned movement of bulk material. Based on the literature review, the option with a portioned grain pipeline with spring dampers, which allows reducing the damaging ability by more than twice as much, was chosen as a prototype. However, the counteraction to the grain flow in such a device is carried out by a spring mechanism, which is subject to fatigue wear, resulting in under-closing of the flaps and the emergence of instability in the formation of portions, which in turn entails an increase in grain damage due to pinching it between the edge of the flap and the bottom wall of the grain pipeline. Therefore, it is proposed to replace the spring dampers in the prototype with gravity ones. The calculations and experimental studies executed during the research show that the speed of the grain flow can be reduced to 2.5 m/s, which significantly reduces the damaging ability of a gravity flow device while maintaining its productivity constant.

Текст научной работы на тему «СНИЖЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЯЧМЕНЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОТЕЧНЫХ УСТРОЙСТВ»

УДК 631.362.3 А.И. ЗАБУДСКИЙ

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск

СНИЖЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ЯЧМЕНЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОТЕЧНЫХ УСТРОЙСТВ

Рассмотрена актуальная проблема повышения эффективности послеуборочной обработки ячменя за счет снижения его механических повреждений при эксплуатации транспортирующих устройств. Установлено, что при эксплуатации самотечных устройств, входящих в состав зерноочистительных комплексов, в результате высокоскоростного движения зернового материала по зернопроводу имеет место увеличение показателя механических повреждений, достигающего в зависимости от числа пропусков 15%. Связано это с тем, что при перемещении зерна при малой плотности зернового потока увеличивается число ударов зерен друг о друга и о стенки самотечного устройства, а также о имеющиеся в зерновом потоке абразивные частицы, при этом растет вероятность повреждения зерна. Для снижения скорости зернового потока при условии, что производительность самотечного устройства не снизится, предлагается увеличить плотность зернового потока за счет порционного перемещения сыпучего материала.

На основании данных литературы в качестве прототипа был выбран вариант порционного зернопровода с пружинными заслонками, позволяющий снизить повреждающую способность более чем в два раза. Однако противодействие зерновому потоку в таком устройстве осуществляется пружинным механизмом, который подвержен усталостному износу, приводящему к недозакрытию заслонок и нестабильности образования порций, что, в свою очередь, влечет увеличение повреждения зерна за счет защемления его между кромкой заслонки и нижней стенкой зернопровода. Поэтому предлагается замена в прототипе пружинных заслонок гравитационными. Проведенные расчеты и экспериментальные исследования показывают: скорость зернового потока можно снизить до 2,5 м/с, что в значительной степени уменьшает повреждающую способность самотечного устройства при неизменной его производительности.

Ключевые слова: транспортировка зерна, самотечное устройство, зернопровод, порционная подача, повреждение зерна, пружинные заслонки, гравитационные заслонки.

Введение

При механизированной обработке партий зерна в результате взаимодействия с рабочими органами машин отдельные зерновки сельскохозяйственных культур получают травмы, т.е. механически повреждаются. Количество поврежденных зерен в партии (далее - механических повреждений) по данным литературы [1-6] достигает величины, значительно превышающей пределы, определенные стандартами на качество зернового материала. Такая ситуация имеет место при эксплуатации самотечных устройств, входящих в состав зерноочистительных комплексов. Связано это с тем, что при малой плотности зернового потока и высокой скорости движения увеличивается число ударов зерен друг о друга и о стенки самотечного устройства, при этом растет вероятность повреждения зерна при его транспортировании. Усугубляет влияние такого ударного взаимодействия наличие в составе зернового вороха тяжелых абразивных частиц, имеющих большую твердость, чем зерно. Кроме того, абразивные частицы в результате самосепарации осаждаются и при своем движении по днищу зернопровода ускоряют его износ.

Так как исключить полностью повреждение зерна при механизированной обработке невозможно, то поиск путей снижения количества механических повреждений за счет совершенствования технических средств и технологической схемы его обработки актуален и имеет важное народнохозяйственное значение.

© Забудский А.И., 2020

Постановка задачи

На повреждаемость зерна самотечными устройствами влияет его влажность, количество пропусков через машину [7; 8], а также скорость утса движения зерна по зернопроводу. Исключая влияние двух первых параметров и определяя согласно методике [9] повреждающую способность машин /, отмечаем, что значение этого показателя в значительной степени зависит от перепада высот Н и угла наклона зернопровода атр (табл. 1).

Таблица 1

Повреждающая способность зернопроводов / в зависимости от их конструктивных и режимных параметров

Н, м а, град. в, кг/с vmax, м/с 3

Зерноочистительная линия КЗС-25

2,60 46 3,25 4,3 0,33

3,60 59 3,25 5,2 0,76

Зерноочистительная линия ЗАВ-20

2,70 46 1,08 4,3 0,50

Зерноочистительная линия «ВоЛ ронежсельмаш»

3,00 42 0,78 4,4 0,32

3,10 46 0,44 4,3 0,46

3,84 59 1,13 5,6 0,77

Повреждающая способность самотечных устройств также зависит от величины коэффициента заполнения поперечного сечения зернопровода ц, определяемой по выражению

ц =

40

(1)

где Я - площадь поперечного сечения зернопровода, м ; у - объемная масса зерна, кг/м3; V - скорость движения зерна в зернопроводе, м/с.

Для приведенных в табл. 1 значений величина этого коэффициента находится в пределах от 0,1 до 0,15.

Целью исследования является определение путей снижения повреждения зерна самотечными устройствами.

Теоретические исследования

В состав зерноочистительных и сушильных комплексов для транспортировки зернового материала входят самотечные устройства. Площадь поперечного сечения самотечных труб зернопроводов выбирается в зависимости от производительности: от 50 до 75 т/ч - 0 220 или сечение 200 х 200 мм; от 100 до 175 т/ч - 0 300 или 300 х 300; от 200-350 т/ч - 0 380 или 350 х 350; от 500 до 700 т/ч - 0 450.

Для элеваторных зернопроводов при транспортировании зерна применяют углы а 36, 45 и 54°. Углы наклона самотечных труб до зерносушилок не менее 45°, во всех остальных случаях не менее 36°. При транспортировке риса, подсолнечника, овса и ячменя угол наклона самотечных труб не менее 45°.

Одним из путей снижения скорости движения зерна и увеличения коэффициента заполнения зернопроводов при условии, что не снижается их производительность, является транспортирование по ним зернового материала отдельными порциями.

Известные устройства [10] для транспортирования сыпучих и кусковых материалов, предусматривающие движение транспортируемого материала непрерывным потоком с торможением, не позволяют снизить скорость движения материала ниже 3 м/с.

Конструкция [11], предназначенная для порционного перемещения груза по трубам, отличается сложностью кинематической связи в приводе отдельных клапанов, расположенных внутри трубы. Кроме того, в этой конструкции предусматривается специальное устройство для образования определенных по величине порций материала.

Порционное перемещение зернового материала в устройстве на рис. 1 осуществляется за счет того, что в зернопроводе 1 на расстоянии I друг от друга установлены подпружиненные заслонки 2, жестко закрепленные на осях 4, которые соединены с рычагами 3. Пружины 5 прикреплены к рычагам осей ниже центра тяжести заслонок с предварительным натягом.

Рис. 1. Зернопровод с подпружиненными заслонками

В этом устройстве для обеспечения порционного перемещения сыпучего материала заслонки, расположенные внутри зернопровода, не связаны между собой кинематически, не требуют дополнительных устройств для формирования отдельных порций материала.

Порционное перемещение зерна по зернопроводу осуществляется следующим образом. В исходном положении, когда транспортируемый материал в зернопровод не подается, все заслонки закрыты. При подаче к первой заслонке зерно начинает накапливаться до тех пор, пока своим давлением и давлением непрерывно подающегося потока не преодолеет сопротивление предварительно натянутых пружин заслонки. Так как пружины закреплены к рычагам осей ниже центра тяжести заслонки, последняя поворачивается (опрокидывается) и пропускает накопившуюся перед ней порцию зерна к следующей заслонке. Давление на первую заслонку снижается на величину пропущенной порции зерна, и за счет силы растянутых пружин 5, преодолевая сопротивление непрерывно движущегося зернового потока, она закроется. Упор в виде козырька 6 направляет поток зерна ниже верхней кромки заслонки, препятствуя защемлению зерна между верхней частью поперечного сечения трубы и верхней кромкой заслонки при ее закрытии. Последующие заслонки принимают прошедшую через первую заслонку порцию зерна и под ее давлением поочередно открываются. Расстояние между заслонками, равное или большее I, позволяет открываться только одной заслонке при закрытых других.

Дооборудование стандартных самотеков подобными устройствами позволило снизить повреждающую способность более чем в два раза.

Однако данная конструкция имеет недостаток, проявляющийся в том, что противодействие потоку осуществляется за счет пружинного механизма, который, как известно, подвержен усталостному износу, приводящему к недозакрытию заслонок и нестабильности образования порций, что, в свою очередь, повлияет на увеличение повреждения зерна за счет защемления его между кромкой и кожухом.

Конструкция на рис. 2 [12] позволяет повысить надежность срабатывания заслонок за счет применения механизма сравнения не с силой упругости пружин, а с силой тяжести грузов.

Рис. 2. Зернопровод с грузовыми заслонками: 1 - зернопровод; 2 - заслонка;

3 - рычаг; 4 - ось заслонки; 5 - грузовая ось; 6 - груз; 7 - шарнир; 8 - козырек

Материал накапливается у первой от подающего устройства заслонки 2 до тех пор, пока своим давлением и давлением непрерывно подающегося потока не преодолеет сопротивление противодействующего момента, создаваемого грузом 6, и не опрокинет заслонку 2. Материал пройдет к следующей заслонке, при этом давление на первую заслонку снизится на величину пропущенной порции зерна, и за счет противодействующего момента, создаваемого грузом 5, преодолевая сопротивление непрерывно движущегося потока, первая заслонка закроется. Упор в виде козырька 8 направляет поток материала ниже верхней кромки заслонки. Последующие заслонки принимают прошедшую через первую заслонку порцию материала и под ее давлением поочередно открываются.

Определение расстояния между заслонками производится из условия, что при движении порции зерна от заслонки к заслонке ее скорость не превышает критическую vKp в соответствии с видом зернового материала.

Воспользуемся теоремой об изменении кинетической энергии и расчетной схемой, представленной на рис. 3.

T-T0=ZA(FeH), (2)

где Т0 и Т - начальное и конечное значение кинетической энергии тела (системы тел), для случая с нулевой начальной скоростью Т0 = 0; Y,A(FeH) - сумма работ внешних сил, действующих на тело (систему тел).

Кинетическая энергия тела (элемента зерновой массы) определится из выражения

T = (3)

Работа силы тяжести определится как

A(mg) = mgl sin а. (4)

Рис. 3. Силы, действующие на элемент зерновой массы

Работа силы трения

= Fmpl = fNl = fmgl cos a. (5)

где l - длина участка зернопровода между заслонками, м; m - масса элемента зерновой массы, кг; N - нормальная реакция днища зернопровода, Н; а - угол наклона трубы (зернопровода) к горизонту, град.; f - коэффициент трения скольжения частицы о плоскость; v - скорость элемента зерновой массы, м/с; д - ускорение свободного падения, м/с2. Подставляя выражения (3), (4), (5) в (2) получим

mv

= mgl sin а — fmgl cos a.

Откуда скорость в конце пути

V = y¡2gl (sin a — f cos а). Расстояние между заслонками

I =

"кр

(6)

(7)

2д( sin a-f cosa)'

Расстояние от нории до первой заслонки должно быть уменьшено, потому как нория сообщает начальную скорость v0 зерновому потоку, равную примерно скорости ковшовой ленты. Согласно данным литературы [10]г?0 равна скорости ковшовой ленты. Выражение (7) примет вид

I =

Укр-v о

2д( sin a-f cosa)'

Рассчитаем расстояние между заслонками при следующих данных: а = 45°; v^, = 4,5 м/с (для ячменя); vQ = 2 м/с; f = 0,3-Расстояние от нории до первой заслонки равно

4,52 - 22 16,25

(8)

1 2 -9,8( sin 45 -0,3 cos 45) 9,7

Расстояние между заслонками

4,52 20,25

I =

= 1,7 м.

= 2,1 м.

2 • 9,8( вт 45 — 0,3 со5 45) 9,7

При движении зерна через открытую заслонку порция зерна не должна препятствовать ее закрытию, т.е.

1„<1-К

где h - высота заслонки, м.

Масса порции зерна, находящаяся перед первой заслонкой

тп = ylnS, (10)

3 2

где у - объемная масса зерна, кг/м ; S - площадь поперечного сечения зернопровода, м .

Таким образом, для приведенных данных при у = 75Окг/м3; 5 = 0,0176 м2 (диаметр зернопровода 150 мм); h « 0,15 м масса порции зерна у первой заслонки

тп = 750 • (1,7 - 0,15) • 0,0176 « 20 кг.

Время нахождения зерна перед первой заслонкой при производительности зерноочистительного комплекса Q = 20 т/ч (5,55 кг/с) составит

t = ^ = 4с

Q 5,55

Объемная масса зерна в значительной степени зависит не только от вида, но и от влажности. Так, если влажность ячменя составляет 15%, то его объемная масса -

3 3

750 кг/м . При 20% - 700 кг/м , следовательно, масса зерна перед первой заслонкой будет примерно на 7% меньше. Поэтому для надежной работы устройства предусмотрена регулировка величины противодействующего момента изменением положения груза 6 на грузовой оси 5 (рис. 2).

Результаты экспериментов

Исследовали ячмень сорта Омский 95 с влажностью зерна W = 17,6% при загрузке нории Q = 1,2 кг/с. В опытах использована нория ТКН-10 со сменным зернопроводом, установленным под углом атр = 45°. Серийный зернопровод диаметром сечения 0,15 м и общей длиной L = 4 м менялся на экспериментальный с гравитационными заслонками сечением 0,16 х 0,16 м. В экспериментальном зернопроводе заслонки внутри трубы располагали на расстоянии l = 2,1 м. Расстояние от первой заслонки до верхней головки нории 1,7 м.

Эксперимент проводили в трехкратной повторности. В каждой серии опытов пробы для анализа повреждений в зерне брали в исходном материале и после 1 ; 5 и 20 пропусков его через норию и зернопровод. Экспериментальный материал представлен в табл. 2.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повреждение зерна норией ТКН-10 с серийным и экспериментальным зернопроводами

Скорость движения Число пропусков, Суммарный показатель

ковшовой ленты v0, м/с n механических повреждений ¿п, %

Нория с серийным зернопроводом

0 34,0

1,27 1 38,3

5 51,8

20 77,9

0 34,3

0,94 1 37,9

5 49,8

20 74,3

Нория с экспериментальным зернопроводом

0 34,4

1,27 1 38,7

5 48,9

20 63,5

0 33,5

0,94 1 34,3

5 44,5

20 59,9

Отмечается снижение показателя механических повреждений зерна для нории с экспериментальным зернопроводом. При двадцатикратном пропуске в зависимости от скорости ковшовой ленты эта разница составляет более 15%.

Были подсчитаны значения повреждающей способности ( нории ТКН-10 с серийным и экспериментальным зернопроводами (табл. 3).

Таблица 3

Повреждающая способность нории ТКН-10 с серийным и экспериментальным зернопроводами

Скорость движения ковшовой ленты v0, м/с Р

Нория + зернопровод Зернопровод

Серийный зернопровод

1,27 1,57 0,48

0,94 1,32 0,46

Экспериментальный зернопровод

1,27 1,21 0,24

0,94 0,98 0,23

Из результатов исследований следует, что повреждающая способность зернопровода с гравитационными заслонками по сравнению с серийным снижается в два раза и составляет 0,23-0,24 единицы.

Выводы

Для транспортировки зернового материала на поточных линиях используются нории с самотечными устройствами. Данные устройства, как и основная масса транспортирующих устройств, обладают высоким значением повреждающей способности. Но если исследованию повреждающей способности посвящено большое количество работ, то процесс работы самотечных устройств с точки зрения воздействия их на зерно освещен недостаточно.

Скорость зерновой массы в порционном зернопроводе не превышает 2,5 м/с, что в значительной степени снижает его повреждающую способность.

Использование порционных зернопроводов при той же производительности позволяет двукратно снизить их повреждающую способность.

Применение комбинированного транспортирующего устройства (нория и зернопровод) позволяет снизить суммарный показатель механических повреждений более, чем на 15%.

A.I. Zabudsky

Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk

Decrease in mechanic damage to barley when operating gravity flow devices

The article is devoted to the actual problem of increasing the efficiency of post-harvest processing of barley by reducing its mechanical damage when operating of transporting devices. It has been established that during the operation of gravity flow devices that are part of grain cleaning complexes, as a result of the high-speed movement of grain material through the grain pipe, an increase in the rate of mechanical damage occurs, reaching 15% depending on the number of passes. This is due to the fact that when moving grain at a low density of the grain flow, the number of impacts of grains against each other and against the walls of the gravity device increases, as well as against abrasive particles present in the grain flow, which increases the likelihood of damage to the grain. To reduce the speed of the grain flow, without reducing the performance of the gravity flow device, it is proposed to increase the density of the grain flow due to the portioned movement of bulk material.

Based on the literature review, the option with a portioned grain pipeline with spring dampers, which allows reducing the damaging ability by more than twice as much, was chosen as a prototype. However, the counteraction to the grain flow in such a device is carried out by a spring mechanism, which is subject to fatigue wear, resulting in under-closing of the flaps and the emergence of instability in the formation of portions, which in turn entails an increase in grain damage due to pinching it between the edge of the flap and the bottom wall of the grain pipeline. Therefore, it is proposed to replace the spring dampers in the prototype with gravity ones. The calculations and experimental studies executed during the research show that the speed of the grain flow can be reduced to 2.5 m/s, which significantly reduces the damaging ability of a gravity flow device while maintaining its productivity constant.

Keywords: grain transportation, gravity flow device, grain pipeline, portioned supply, grain damage, spring dampers, gravity dampers.

Список литературы

1. Innovative ways of improving mechanization of high-quality seeds / A.P. Tarasenko, V.I. Orobins-kii, M.E. Merchalova, N.E. Buravlev // Revista Ciencias Técnicas Agropecuarias. - 2015. - Т. 24. - № 2. -Pp. 49-52.

2. Trotsenko V.V. Ways to reduce mechanical damage of barley for mechanical processing / V.V. Trotsenko, I.V. Trotsenko // Journal of Physics : Conference Series. - 2019. - Vol. 1260. - Pp. 112030.

3. К вопросу отбора проб зерна в потоке пассивным методом / Т.В. Бедыч, В.А. Александров, В.С. Кухарь, Г.М. Тромпет // Аграрный вестник Урала. - 2017. - № 1(155). - С. 55-60.

4. Тарасенко А.П. Снижение травмирования семян при уборке и послеуборочной обработке /

A.П. Тарасенко. - Воронеж : Воронежский ГАУ, 2003. - 320 с.

5. Пугачев А.Н. Повреждение зерна машинами / А.Н. Пугачев. - М. : Колос, 1976. - 319 с.

6. Троценко В.В. Снижение механических повреждений семян гречихи при послеуборочной обработке : автореф. ... канд. техн. наук /

B.В. Троценко. - Новосибирск, 2003. - 17 с.

7. Троценко В.В. Повреждение зерна ячменя машинами при механизированной обработке / В.В. Троценко, А.И. Забудский, В.В. Комендантов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. - № 1(8) январь - март. - URL: http://e-journal.omgau.ru/index.php/2017/1/35-statya 2017-1/783-00310. - ISSN 2413-4066.

8. Троценко В.В. Лабораторная всхожесть микроповрежденных семян ячменя / В.В. Тро-ценко, А.И. Забудский // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. -2018. - № 5(140). - С. 70-76.

9. Троценко В.В. Оценка машин по степени повреждения зерна гречихи / В.В. Троценко, И.В. Троценко // Механизация сельскохозяйственного производства в начале XXI века : сб. науч. тр. / Новосибирский ГАУ. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2001. - С. 94-97.

10. Троценко В.В. Устройство для транспортировки сыпучего материала / В.В. Троценко,

References

1. Innovative ways of improving mechanization of high-quality seeds / A.P. Tarasenko, V.I. Orobins-kii, M.E. Merchalova, N.E. Buravlev // Revista Ciencias Técnicas Agropecuarias. - 2015. - T. 24. - № 2. -Pp. 49-52.

2. Trotsenko V.V. Ways to reduce mechanical damage of barley for mechanical processing / V.V. Trotsenko, I.V. Trotsenko // Journal of Physics : Conference Series. - 2019. - Vol. 1260. - Pp. 112030.

3. K voprosu otbora prob zerna v potoke pas-sivnym metodom / T.V. Bedych, V.A. Aleksandrov, V.S. Kuhar', G.M. Trompet // Agrarnyj vestnik Urala. -2017. - № 1(155). - S. 55-60.

4. Tarasenko A.P. Snizhenie travmirovaniya semyan pri uborke i posleuborochnoj obrabotke / A.P. Tarasenko. - Voronezh : Voronezhskij GAU, 2003. - 320 s.

5. Pugachev A.N. Povrezhdenie zerna mashinami / A.N. Pugachev. - M. : Kolos, 1976. - 319 s.

6. Trocenko V.V. Snizhenie mekhanicheskih povrezhdenij semyan grechihi pri posleuborochnoj obrabotke : avtoref. ... kand. tekhn. nauk / V.V. Trocenko. - Novosibirsk, 2003. - 17 s.

7. Trocenko V.V. Povrezhdenie zerna yach-menya mashinami pri mekhanizirovannoj obrabotke / V.V. Trocenko, A.I. Zabudskij, V.V. Komendantov // Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. - 2017. - № 1(8) yanvar' - mart. - URL: http://e-j ournal. omgau.ru/index.php/2017/1/35 -statya 2017-1/783-00310. - ISSN 2413-4066.

8. Trocenko V.V. Laboratornaya vskhozhest' mikropovrezhdennyh semyan yachmenya / V.V. Trocenko, A.I. Zabudskij // Vestnik Krasnoyarskogo go-sudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2018. -№ 5(140). - S. 70-76.

9. Trocenko V.V. Ocenka mashin po stepeni povrezhdeniya zerna grechihi / V.V. Trocenko, I.V. Trocenko // Mekhanizaciya sel'skohozyajstvenno-go proizvodstva v nachale XXI veka : sb. nauch. tr. / Novosibirskij GAU. Inzhenernyj in-t. - Novosibirsk, 2001. - S. 94-97.

10. Trocenko V.V. Ustrojstvo dlya transporti-rovki sypuchego materiala / V.V. Trocenko, A.I. Za-

А.И. Забудский, В.В. Комендантов // Новая наука: Стратегии и векторы развития : междунар. науч.-периодич. изд. Междунар. науч.-практич. конф., 19 мая 2016 г., г. Ижевск : в 3 ч. - Ч. 2. - Стерлита-мак : АМИ, 2016. - С. 265-267.

11. А.с. 1785972 /СССР/, В 65 G 11/04. Устройство для транспортирования сыпучих материала / И.А. Чудин, И.Ф. Антропов, А.В. Довженко / СССР/. 1989. - 3 с.

12. Троценко В.В. Устройство для транспортировки сыпучего материала. Патент на полезную модель № 138323 от 12.02.2014 г. / В.В. Троценко, А.И. Забудский. - Москва. - 4 с.

Забудский Андрей Иванович, Омский ГАУ, ai.zabudsky@omgau.org.

budskij, V.V. Komendantov // Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya : mezhdunar. nauch.-periodich. izd. Mezhdunar. nauch.-praktich.konf., 19 maya 2016 g., g. Izhevsk : v 3 ch. - Ch. 2. - Sterlitamak : AMI, 2016. -S. 265-267.

11. A.s. 1785972 /SSSR/, V 65 G 11/04. Us-trojstvo dlya transportirovaniya sypuchih materiala / I.A. Chudin, I.F. Antropov, A.V. Dovzhenko / SSSR/. 1989. - 3 s.

12. Trocenko V.V. Ustrojstvo dlya transporti-rovki sypuchego materiala. Patent na poleznuyu model' № 138323 ot 12.02.2014 g. / V.V. Trocenko, A.I. Zabudskij. - Moskva. - 4 s.

Zabudsky Andrey Ivanovich, Omsk SAU, ai.zabudsky@omgau.org.

УДК 621.899:665.76

Л.С. КЕРУЧЕНКО, Е.И. МАЛЬЦЕВА, СВ. ЗАХАРОВ

Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, Омск

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ УДАЛЯЕМЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ ИЗ ОТРАБОТАННОГО МОТОРНОГО МАСЛА В ПРОЦЕССЕ СЕПАРИРОВАНИЯ

Сепарирование является промежуточной операцией очистки отработанного моторного масла (ОММ) в технологическом процессе его регенерации. Предельный размер частиц загрязнений, остающихся в масле после сепарирования - важнейший показатель, характеризующий качество очистки. Зависит от многих параметров, таких как разделяющий фактор сепаратора, диаметра и плотности частицы загрязнения, плотности отработанного масла, времени работы. Предложенные теоретические зависимости для определения качества очистки удовлетворительно совпадают с экспериментальными исследованиями применительно к очистке молока. Однако, в силу существенных отличий физико-химических свойств отработанных моторных масел (ОММ) и молока, теоретические зависимости в [1] неудовлетворительно согласуются с экспериментальными данными.

В работе поставлена цель - получить математическую модель (ММ) очистки ОММ в сепараторе и проверить ее адекватность экспериментальным данным.

Получена ММ очистки отработанного моторного масла в сепараторе, с точностью до 5% описывающая экспериментальные данные.

Ключевые слова: плотность частицы, диаметр частицы, частота вращения ротора сепаратора, разделяющий фактор сепаратора, разделяемость ОММ.

Введение

При эксплуатации моторного масла его ресурс не полностью исчерпывается. Но оно должно быть заменено новым. Хозяйства испытывают нехватку моторного масла, связанную с экономическими издержками [1]. Также это приводит к экологическим проблемам. Использование физических методов очистки отработанного моторного масла поможет в решении проблемы. Одним из распространенных способов является процесс сепарирования [2].

© Керученко Л. С., Мальцева Е.И., Захаров С.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.