Reduced forms of public participation in natural monopolies Imanbaev E. (Russian Federation) Снижение формы государственного участия в естественных монополиях Иманбаев Э.Э. (Российская Федерация)
Иманбаев Эдиль Эрнисович / Imanbaev Edil - студент, кафедра экономической теории, факультет менеджмента, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: естественные монополии в России появились позднее монополий Запада и Америки, и отличались определенной своеобразностью. Немаловажную роль в их появлении зачастую играли иностранные компании, стремящиеся захватить перспективный рынок сбыта. Большую роль сыграл и советский период, который установил командно-административную экономику, основанную на предприятиях-гигантах, а значит на естественных монополиях. Таким образом, условия в России в современности весьма специфические - из-за позднего по сравнению с миром появления монополий в экономики достаточная правовая и судебно-практическая база отсутствует, а период СССР создал исторически обусловленные ныне естественные монополии.
Abstract: natural monopolies in Russia appeared later monopolies of the West and of America, and distinguished by a certain originality. Important role in their appearance often played a foreign company seeking to seize a promising market. A large role was played by the Soviet period, which set the command-administrative economy, based on industrial giants, and means on natural monopolies. Thus, conditions in Russia in the present very specific - because of late in comparison with the world the emergence of monopolies in the economy sufficient legal and jurisprudential framework is absent, and the period of the USSR has created a historically conditioned now a natural monopoly.
Ключевые слова: монополии, рынок, общество. Keywords: monopoly, market, society.
Одним из первых монополистических объединений, возникших на территории России, которое в дальнейшем переросло в полноценную монополию, а затем подверглось государственному регулированию, стало промышленное объединение в Санкт-Петербурге, созданное в 1886 году при содействии немецких предпринимателей [1]. Объединилось шесть фирм, которые занимались изготовлением различных металлических изделий, прежде всего - гвоздей и проволоки. Но это был не картель по образцу европейских стран и не трест - по образцу Соединённых Штатов. Это был своеобразный феномен русского предпринимательства под влиянием европейского капитализма - синдикат. Синдикаты были переходной формой между картелем и трестом. Синдикат - это объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть Синдикат создаёт некое общее торговое товарищество, которое затем заключает договор о продаже с каждым из членов синдиката. (Также они могут создаваться банками, и тогда члены банковского синдиката приобретают ценные бумаги, выпускаемые любым участником группы.)
Буквально за семь лет данная организация смогла захватить более четырёх пятых всего объёма продажи гвоздей, даже переименовав синдикат в соответствующее профилю название «Гвоздь», став, по сути, монополистом в сфере производства и продажи гвоздей. Подобная ситуация возникает и в других отраслях. Например, в 1887 году, всего через год после первого синдиката, возникает синдикат в отрасли, занимающейся производством сахара, который менее чем за пять лет смог, благодаря использованию эффекта масштаба, ценовой дискриминации и нечестной конкуренции собрать под себя практически все заводы, производящие сахар (независимыми осталось около десяти процентов предприятий). Самый крупный синдикат возникает немного позже, в 1902 году, в отрасли, которая предрасположена к образованию в ней естественной монополии в виду высокая отдачи от эффектов масштаба -металлургической отрасли. Там возникает организация «Продамет», быстро вытеснившая конкурентов с рынка и объединившая торговлю выпуском большей частью производства металлургических заводов. Синдикаты возникали в медной отрасли, отрасли по производству кровли, железнодорожных вагонов, нефтедобыче, текстильной промышленности, и государство достаточно быстро стало осознавать, что такими темпами экономика может и заглохнуть - всё мелкое предпринимательство было бы подвергнуто слияниям с синдикатами, а те, в свою очередь, существовали только ради своей собственной выгоды, разъедая экономику изнутри.
Своеобразие развития заключалось также и в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивающих нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций, что затем нашло применение, как в советский период, так и в современное время в области регулирования естественных монополий[2]. Проблема бурного развития синдикатов решилась в России
коренным образом - в результате Октябрьской революции. Новое правительство, придя к власти, проводило экспроприацию и национализацию, в итоге устранив такое явление, как частное предпринимательство, создавая экономику, планируемую сверху - командно-административную. Официально, монополии и синдикаты перестали существовать, однако рассматривая деятельность советских предприятий, мы сможем сделать вполне адекватный вывод - промышленные отраслевые гиганты, по своей сути, являлись естественной монополией, с единственным отличием - полной подконтрольностью государству. Конечно, централизованное планирование выпуска не давало таких негативных эффектов для экономики, какие могли бы быть от существования лишь косвенно регулируемой монополии, однако такая система не позволяла рационально использовать преимущества от эффекта масштаба, так как предприятия, прежде всего, должны были производить не столько, сколько могли или им нужно было для существования прибыли, а столько, сколько требовалось национальной экономике и Госплану. Напрочь отсутствовала какая-либо мотивация к заработку прибыли или увеличению доходности (да и возможностей сделать это не было - не нарушать же производственный план), поэтому Х-неэффективность набирала ужасающие обороты. Но именно 70-летнее советское прошлое, акцент на небольшом количестве предприятий - промышленных гигантов, создал большую предрасположенность рынка к монополизации в 90-е годы, что побудило к созданию специального законодательства и организации контроля и регулирования деятельности естественных монополий в Российской Федерации.
Естественные монополии в России, на данный момент, неизбежны - основанные на советских, старых предприятиях-гигантах, фирмы просто не могут существовать при низком объёме выпуска. Так мы можем наблюдать за отраслью отечественного машиностроения, где «АвтоВАЗ» просто не в состоянии получать прибыль при столь низком спросе на их продукцию именно потому, что предприятие изначально строилось на принципе «будет обеспечивать всю страну». Но если в данной отрасли спрос низок, то, скажем, в газовой, он куда выше. И обеспечить его при нынешнем уровне изношенности основных фондов предприятий просто невозможно для обособленных предприятий. К «старым» проблемам в последнее время прибавилась ещё одна новая - вступление в ВТО. Конечно, мы не можем говорить о нём как о безусловном вреде для экономики, но мы сейчас говорим об естественных монополиях. В условиях увеличения импорта из стран, входящих в ВТО, может достаточно значительно снизиться цена и эффективность производства, увеличиться спрос на продукцию естественных монополий, а также увеличится приток иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, способно породить слабо контролируемую ситуацию на рынке, способную привести к непредсказуемым изменениям на рынке и государство просто обязано иметь для себя опору, которой уже привычно выступят естественные монополии. Более того, в условиях повышения спроса на железнодорожные перевозки, транспортировку газа и нефти к местам производства (т.к. производство при притоке инвестиций будет набирать обороты), эффективно действовать и полностью обеспечивать потребности экономики с наименьшими издержками для себя, а значит и для всей экономики в целом, смогут лишь субъекты естественных монополий[3]. Следовательно, подведём итог роли естественных монополий в Российской Федерации. Первое - естественные монополии являются крупнейшими налогоплательщиками государства, а значит значительная доходная часть бюджета формируется ими. Второе - естественные монополии обеспечивают национальную экономику необходимыми благами и услугами при минимальных издержках, хоть и не исчезает фактор Х-неэффективности. Третье - несмотря на определённые негативные моменты, государство не может отказаться от естественных монополий, единственный выход лишь сократить их влияния определёнными секторами, выделив возможные рыночные.
Литература
1. Нененко Ю.А., Воробьева Е.А., Логинова А.Д. Естественные монополии: проблемы функционирования и эффективности // В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 97-99.
2. Карсанова Н.И. Естественные монополии в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Дискуссия. 2014. № 7 (48). С. 54-58.
3. Дотдуева З.С., Бабаянц А.А. Естественные монополии: сущность, особенности функционирования в России, зарубежный опыт // В сборнике: Человек. Культура. Общество. Сборник научных трудов по материалам II-ой международной конференции. 2014. С. 74-84.