Научная статья на тему 'Снижение динамической нагруженности мобильных энергетических средств от внешних воздействий и повышение их тягово-динамических показателей'

Снижение динамической нагруженности мобильных энергетических средств от внешних воздействий и повышение их тягово-динамических показателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
360
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лесотехнический журнал
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАКТОРА / ЖЕСТКИЙ И УПРУГОДЕМПФИРУЮЩИЙ ПРИВОД / ПАХОТА / КУЛЬТИВАЦИЯ / ТРАНСПОРТ И ТЯГОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / СOMPARATIVE STUDIES OF TRACTIONDYNAMIC PARAMETERS OF THE TRACTOR / RIGID AND ELASTIC-DAMPING DRIVE / PLOWING / CULTIVATION / TRANSPORT AND TRACTION TESTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поливаев Олег Иванович, Астанин Владимир Константинович, Бабанин Николай Викторович

Повышение энергонасыщенности современных мобильно энергетических средств (МЭС) сопровождается повышением их динамической нагруженности со стороны внешних воздействий, которые носят колебательный характер с переменной частотой и амплитудой, это вызывает возникновение повышенных колебательных процессов в системе почва – движитель – моторно-трансмиссионная установка, что приводит к снижению тяговых качеств, а следовательно производительности, ухудшению технологических показателей обработки почвы и разрушению ее структуры. Для устранения динамической нагруженности со стороны внешних воздействий устанавливают различные упругодемпфирующие устройства в сцеплении, трансмиссии, приводах ведущих колес, на валах отбора мощности, прицепных и навесных устройствах МЭС. Наиболее эффективным способом снижения неравномерности тягового сопротивления агрегатируемых сельскохозяйственных машин, неравномерностей поверхности поля и физико-механических свойств почвы является установка упругодемпфирующих приводов (УДП) ближе к ведущим колесам МЭС. В качестве объекта исследования использовался универсально – пропашной трактор ЛТЗ–155 с различными сельскохозяйственными машинами и транспортным агрегатом, оборудованный жесткими полуосями диаметром 50 мм и с УДП. Трактор ЛТЗ–155 был оборудован датчиками и тезометрическими узлами и приборами: индукционными датчиками на ведущих колесах и путеизмерительном колесе; тензометрическими муфтами для замера крутящих моментов на полуосях; акселирометрами установленных на ведущих мостах, а так же расходометром для определения расхода топлива; время определялось по отметкам осциллографа. Результаты исследования показали, что спектральная плотность распределения крутящих моментов на ведущих полуосях с жестким приводом имеет максимум на частотах 1,6…2,8 Гц, которые находятся в области собственных частот колебаний остова трактора. Введение УДП во всех полуосях трактора ЛТЗ–155 с плугом ПЛН–4–35 приводит к снижению максимумов спектральных плотностей крутящих моментов на заданных полуосях до 2,1 раза, а передних до 2,6 раз и их смещение в область низких частот 1,3…1,6 Гц. При этом амплитуды колебания остова трактора за счет УДП снижается 1,15…1,3 раза. При работе трактора с культиватором КРШ–8,1 сзади максимумы спектральных плотностей крутящих моментов с частотой 0,8…2,0 Гц устраняются практически полностью за счет УДП. Установка УДП на всех полуосях трактора с транспортным агрегатом приводит к снижению максимумов спектральных плотностей крутящих моментов на задних полуосях до 1,6 раза, а на передних до 3-х раз и их смещению в область более низких частот 0,1…0,8 Гц. Тяговые испытания с УДП на всех полуосях трактора показали, что при введении УДП тяговая мощность повышается на 6…11 % а буксование движителей снижается на 1…5 % (по абсолютной величине при Pкр = 10…35 кН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поливаев Олег Иванович, Астанин Владимир Константинович, Бабанин Николай Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reducing dynamic loading of mobile power equipment from external impacts and increase of their traction and dynamic parameters

Increasing energy saturation of modern mobile power equipment (MPE) is accom-panied by an increase in their dynamic loading of the external influences that have an oscillatory character with variable frequency and amplitude, it causes higher vibration processes in the system soil – propelling device – engine and transmission installation, which leads to lower traction qualities, and hence performance deterioration of technological parameters of tillage and destruction of its structure. To eliminate the dynamic loading of external influences different elastic-damping device are installed in the clutch, transmission, drive of the drive wheels, on the shafts of PTO, trailer and hitch MEAs. The most effective way to reduce the non-uniformity of the draft resistance of mounted agricultural machinery, surface irregularities of the field and the physical and mechanical properties of the soil is installation of elastic-damping drives (EDD) closer to the drive wheels of MEA. As the object of the investigation universal – cultivating tractor ЛТЗ–155 was used with a variety of agricultural machinery and transport unit, equipped with rigid axle shafts with a diameter of 50 mm and with EDD. Tractor ЛТЗ–155 was equipped with sensors and strain-measuring units and devices: inductive sensors on the drive wheels and track-measuring device, straingauge couplings for measuring the torque on the semiaxes; acceleration indicator installed on the driving axles, as well as a flow meter to determine the fuel consumption, time was determined on marks of oscilloscope. The results showed that the spectral density of distribution of the torque on leading semiaxes with hard drive has a maximum speed of 1.6...2.8 Hz, which are in the field of natural vibration frequencies of skeleton of the tractor. Introduction of EDD in all semiaxes of ЛТЗ–155 tractor with a plow ПЛН–4–35 reduces the maximum spectral density of the torque on given semiaxes in 2.1 times and in 2.6 times on the front ones and their shift to lower frequencies 1.3…1.6 H. The amplitudes of the oscillations of the tractor skeleton through EDD decrease in 1.15...1.3 times. When operating a tractor with cultivator КРШ –8,1 behind the maximum spectral density of torque with a frequency of 0.8...2.0 Hz is eliminated almost entirely by the EDD. Installation of EDD on all tractor semiaxes with a transport unit reduces the maximum spectral density of torque to the rear spindles till 1.6 times, and on the front ones up to 3 times and their shift to lower frequencies of 0.1...0.8 Hz. Traction tests with EDD on all tractor semiaxes showed that when EDD is got tractive power increases by 6...11 %, and slipping of propelling unit decreases for 1...5 % (absolute value with Pkr = 10...35 kN).

Текст научной работы на тему «Снижение динамической нагруженности мобильных энергетических средств от внешних воздействий и повышение их тягово-динамических показателей»

тельных и дорожных машин на ЭВМ / под ред. Е.Ю. Малиновского. М.: Машиностроение, 1980. 216 с.

9. Любавский Д.С. Теоретическое исследование устойчивости на поворотах автопоезда, оснащенного управляемой пневматической подвеской // Научный журнал КубГАУ. 2012. №08 (82). [Электронный ресурс]. Ц^: http://ej.kubagro.ru/2012/08/ pdf711.pdf.

10. Свидетельство о государственной

регистрации программы для ЭВМ № 2012619463 РФ. Программа для исследования устойчивости лесовоза / Д.С. Любавский, Д.Н. Афоничев, В.В. Посметьев; заявитель и патентообладатель ВГЛТА. № 2012617343; заявл. 27.08.2012, опубл. 18.10.2012.

11. Курьянов В.К., Афоничев Д.Н., Скрыпников А.В. Автомобильные дороги. Воронеж: ВГЛТА, 2007. 284 с.

DOI: 10.12737/1779 УДК 631.372: 629.1.013

СНИЖЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ НАГРУЖЕННОСТИ МОБИЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОТ ВНЕШНИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ заведующий кафедрой тракторов и автомобилей, доктор технических наук, профессор

О. И. Поливаев

заведующий кафедрой технологического сервиса и технологии машиностроения, доктор

технических наук, профессор В. К. Астанин инженер кафедры тракторов и автомобилей Н. В. Бабанин ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I» car205@agroeng.vsau.ru, nikolai-babanin@mail.ru

Создание энергонасыщенных мобильно энергетических средств (МЭС) сопровождается повышением их динамической нагруженности со стороны внешних воздействий, которые носят колебательный характер с переменной частотой и амплитудой. Это вызывает возникновение повышенных колебательных процессов в системе почва - движитель - моторнотрансмиссионная установка, и снижает производительность, ухудшает управляемость, плавность хода и качество выполнения заданных технологических опера-

ций, а также приводит к разрушению структуры почвы и ее уплотнению [1, 2, 3, 4]. Динамические процессы возникают в результате неравномерного сопротивления почвы и неровностей поверхности, а также физико-механических свойств и других внешних воздействий. Преобразуясь в трансмиссии, все эти воздействия суммируются и поступают на коленчатый вал двигателя в виде некоторой функции момента сопротивления Мс - /(^) [1]. В.П. Болтинский [5] определил два способа

снижения влияния динамических нагрузок на эффективные параметры двигателя. Первый - эксплуатация заключается в том, что в процессе эксплуатации трактор агре-гатируют таким образом, чтобы загрузка двигателя не превышала некоторого установленного значения. Второй - это изменение конструкции отдельных механизмов трактора или двигателя для снижения влияния колебаний внешних нагрузок на эксплуатационные и топливно-экономические показатели машинно-тракторного агрегата (МТА). Наибольшее число исследований по данной проблеме посвящено второму способу снижения динамической нагруженности внешних воздействий. В этих целях устанавливают различные уп-ругодемпфирующие устройства в сцеплении, трансмиссии, приводах ведущих колес, на валах отбора мощности, прицепных и навесных устройствах МЭС [6, 7, 8, 9]. В работе [6, 7] указывается, что введение уп-ругодемпфирующих элементов в сцепление снижает крутильные колебания двигателя, однако динамические нагрузки со стороны внешних воздействий снижаются незначительно. Наиболее эффективным способом снижения неравномерности тягового сопротивления агрегатируемых сельскохозяйственных машин, неровностей поверхности поля и физико-механических свойств почвы является, установка упру-годемпфирующих приводов (УДИ) ближе к ведущим колесам МЭС [1, 2, 3, 4, 10]. В качестве объекта исследования использовался универсально - пропашной трактор ЛТЗ-155 с различными сельскохозяйственными машинами и транспортными агрегатами оборудованными жесткими по-

луосями диаметром 50 мм и с упруго-демпфирующим приводами [10]. Для проведения испытаний за основные исходные параметры, характеризующие условия опытов, были приняты:

- нагрузка на крюке трактора, которою изменяли за счет загрузки динамометрической лаборатории ДЛ-4 на базе автомобили 3ил-131 и включения различных передач.

- жесткость приводов изменяли за счет установки упругодемпфирующих приводов ведущих колес (которые были установлены на полуосях, перед колесным редуктором).

Испытания трактора ЛТЗ-155 проводили на транспорте с прицепом 2ПТС-10, пахоте с плугом ПЛН-4-35 и культивации с культиватором КРШ-8,1. Были также проведены сравнительные тяговые испытания на бетонной дороге. Трактор ЛТЗ-155 был оборудован датчиками и тензо-метрическими узлами и приборами:

- индукционный датчик на ведущих колесах и путеизмерительном колесе;

- тензометрическими муфтами для замера крутящих моментов на полуосях;

- акселерометрами, установленные на ведущих мостах;

- расходомером для определения расхода топлива;

- время определялась по отметкам осциллографа.

Для анализа нагруженности трактора ЛТЗ-155 со стороны ведущих колес и нагрузке на крюке от внешних воздействий, осциллограммы экспериментальных данных, были обработаны методом ординат. По этим данным с использованием ЭВМ

были получены спектральные плотности крутящих моментов, состоящих из N чисел (снятых с осциллограммы случайного процесс х(1) полученные за время наблюдений). Были установлены пределы изменения шага дискретизации Аt - 0,05 с. Длина реализации процесса Т - NАt, где N=600 ординат, обеспечивающие достоверность вычисляемых оценок. После ввода на ЭВМ

программы, а затем исходной информации вычисляем корреляционную функцию Rx (г) и спектральные плотности (^хю}.)

крутящих моментов на полуосях ведущих колес [3, 12]. Результаты исследования показали, что спектральная плотность крутящих моментов на ведущих полуосях трактора при работе на пахоте с плугом ПЛН-4-35 приведены на рис. 1.

28

21

Ак

7

О

За С*) 24

І&

12

^ і 2 3 р г,.

Рис. 1. Спектральная плотность распределения крутящих моментов на задних и передних полуосях при работе трактора ЛТЗ-155 на пахоте: 1 - Трактор ЛТЗ-155 с жестким приводом;

2 - Трактор ЛТЗ-155 с УДП на всех ведущих полуосях

Спектральная плотность распределения крутящих моментов на задних и передних полуосях с жесткой трансмиссией имеет максимум на частотах 1,6...2,8 Гц, которые находятся в области собственных частот колебаний остова трактора. Колебания крутящих моментов на полуосях с

частотами от 1,6 до 2,8 Гц вызывают резонансные колебания остова трактора и плуга, а также колебание оборотов двигателя и буксование движителей, что влияет на производительность, расход топлива и условия труда водителя. Введение УДП во всех полуосях МЭС приводит к снижению

максимумов спектральных плотностей крутящих моментов на задних полуосях до 2,1 раза, а передних до 2,6 раз и их смещению в области низких частот 1,3___1,6 Гц.

При этом амплитуды колебаний остова

трактора за счет УДП снижаются в 1,15__1,3 раза.

При работе трактора ЛТЗ-155 с транспортным агрегатом рис. 2 (с нагрузкой на крюке 13000 Н) спектральная

іг

0,9

ць

0,5

о

)~ л .. , • .«и ТР&нспс&г . МГ-

И 4-і Гу-

} 1 п. Ц_Д

Г Г ^ ■■ ! ї ' . \ / ;; ІУ^- ! ■ ^ * ЯГ'*** ^ 2

,,

І 2 3 ч /.г*

Рис. 2. Спектральная плотность распределения крутящих моментов на задних и передних полуосях при работе трактора ЛТЗ-155 на транспорте: 1 - Трактор ЛТЗ-155 с жестким приводом; 2 - Трактор ЛТЗ-155 с УДП на всех ведущих полуосях

плотность крутящих моментов на полуосях с жесткой трансмиссией имеет максимумы на частотах 1,7_2,27 Гц, а также максимумы в области низких частот от 0,1 до 1,0 Гц. Частоты 1,7_2,27 Гц находятся в области собственных частот колебаний остова трактора и вызывают резонансные

режимы при их совпадении с максимумами спектральных плотностей крутящих моментов на полуосях. Установка УДП во всех полуосях трактора с транспортным агрегатом приводит к снижению максимумов спектральных плотностей крутящих моментов на задних полуосях до 1,6 раз, а на

передних до 3-х раз и их смещение в область более низких частот от 0,1 до 0,8 Гц.

При работе трактора ЛТЗ-155 с культиватором КРШ-8,1 расположенным сзади и жесткой трансмиссией, максимумы спек-

тральной плотности крутящих моментов на полуосях находятся в области частот от 0,8 до 2,0 Гц, что также совпадает с собственной частотой колебаний остова трактора рис. 3. При установке УДП во всех

Рис. 3. Спектральная плотность распределения крутящих моментов на задних и передних полуосях при работе трактора ЛТЗ-155 на культивации: 1 - Трактор ЛТЗ-155 с жестким приводом; 2 - Трактор ЛТЗ-155 с УДП на всех ведущих полуосях

полуосях максимумы спектральных плотностей крутящих моментов с частотой

0,8...2,0 Гц устраняются практически полностью. Результаты сравнительных тяговых испытаний на асфальте показали, что трактор ЛТЗ-155 с жестким приводом развивает максимальную мощность 79 кВт на передаче Ш/2 рис. 4.

Тяговые испытания с УДП на всех полуосях МЭС показали, что при их введении тяговая мощность повышается до 87

кВт на передаче Ш/2. Результаты сравнительных тяговых испытаний показали, что УДП во всех полуосях снижает буксование

движителей на 1,0____5 % (по абсолютной

величине при Ркр = 10____35 кН). Сравни-

тельные испытания трактора ЛТЗ-155 показали также, что УДП во всех полуосях снижает удельный расход топлива на 5_14 %, повышает тяговые качества трактора на 6_11 % и его КПД в зависимости от номера передачи.

10 20 ЗО 4-0 Ркр. кН

Рис. 4. Тяговая характеристика трактора ЛТЗ-155 на асфальте с различными приводами

Библиографический список

1. Поливаев О.И. Снижение динамических нагрузок в машинно-тракторных агрегатах. Воронеж: ВГАУ, 2000. 196 с.

2. Кутьков Г.М. Тяговая динамика тракторов. М.: Машиностроение, 1980. 212 с.

3. Снижение динамических нагрузок в трансмиссии тракторов / О.И. Поливаев, А.В. Панков, В.П. Иванов [и др.] // Тракторы и сельхозмашины. 2011. №3. С.14-15.

4. Поливаев О.И., Воищев В.С. Снижение уплотнения почвы движителями мобильных энергетических средств // Вестник Воронежского Государственного университета. 2013. Вып.1 (36). 14 с.

5. Болтинский В.П. Работа тракторного двигателя при неустановившейся нагрузке. М.: Сельхозиздат, 1949. 216 с.

6. Павленко С.Т., Поливаев О.И. Как увеличить срок службы муфты сцепления и трансмиссии трактора Т-40 А // Техника в сельском хозяйстве. 1974. №11. С 69-70.

7. Поливаев О.И., Павленко С.Т. Исследование резонансных колебаний в трансмиссии колесного трактора // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 1979. №7. С. 11-12.

8. Гребнев В.П., Поливаев О.И., Во-рохобин А.В. Тракторы и автомобили теория тракторов и эксплуатационные свойства. М.: Кнорус, 2013. 250с.

9. Василенко П.М. Основа теории модераторов и условия их применения на прицепных агрегатах: сб. трудов по земледельческой механике. М.: ВАСХНИЛ. Т.З.

С. 25-32.

10. Пат. 1698009 РФ. МКИ В 60 К 17/32 Привод ведущего колеса транспортного средства / О.И. Поливаев, Н. Е Гусен-ко, А.С. Дурманов. №4768708. заявл. 12.12.89; опубл. 15.12.91, Бюл. №46. 5 с.

11. Свешников А.А. Прикладные методы теорий случайных функций. М.: Наука, 1969. 290с.

12. Лурье А.Б. Статическая динамика сельскохозяйственных агрегатов. Л.: Колос, 1970. 375 с.

DOI: 10.12737/1780 УДК 536.241

ВОПРОСЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СОСТАВНЫХ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ

СИСТЕМАХ С СЕТЧАТЫМИ ЭКРАНАМИ

заведующий кафедрой электротехники, теплотехники и гидравлики, доктор технических наук, профессор В. М Попов ассистент кафедры электротехники, теплотехники и гидравлики О. Л. Ерин кандидат технических наук, доцент кафедры электротехники, теплотехники и гидравлики

И. Ю. Кондратенко ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»

etgvglta@mail.ru

Во многих областях современной техники из-за интенсивного внедрения теплонапряженных технических систем широкое применение получили различные приемы направленного терморегулирования. В частности, потребовалась разработка методов улучшения теплоизоляции в местах крепления резервуаров с низкотемпературными жидкостями, в термоизоляционных покрытиях и креплениях различных узлов авиационных и космических аппаратов, в теплоизоляции высокотемпературных батарей и др., т.е. возникает необ-

ходимость повышения термосопротивления в зонах контактирования металлических поверхностей. Наиболее часто применяется метод повышения термосопротивлений путем введения в зоны раздела малотеплопроводных листовых заполнителей. Для создания жестких соединений с теплоизоляционным слоем иногда используют также сетки из металлической проволоки [1]. Для более широкого применения в качестве теплоизоляционных заполнителей металлических сеток требуется получить информацию на целый ряд вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.