ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 4
Скоростной маршрутный коридор характеризуется наличием транспорта, возможно, различного вида и вместимости, осуществляющего движение по различным маршрутам с приблизительно равной технической скоростью. Границы между такими коридорами обусловлены переходом от одного скоростного интервала к другому. Данное понятие вводится с целью лучшего понимания разграничения потоков ГПТ по скоростным характеристикам и дальнейшего упрощения реализации координированного движения транспорта. Формирование скоростных маршрутных коридоров производится на основании статистических исследований по нормированию скоростей движения ГПТ в городах. По результатам работ, проведенных в г. Воронеже выделены четыре скоростных маршрутных коридора с интервалом 3 км/ч.
Далее, на каждом графе ОК" (V, Б) определяется множество доступных дуг и вершин. В случаях, когда скоростной маршрутный коридор соответствует одному виду транспорта, множество (V, Б) определяется наличием на реальной УДС линий для движения этого вида транспорта. В случае смешанных видов транспорта, соответствующих одному скоростному маршрутному коридору, предпочтение отдается тому виду транспорта, который обладает более высоким приоритетом.
Поскольку при определении скоростных характеристик средняя техническая скорость и скорость сооб-
щения определяются с учетом протяженности перегонов и времени движения по ним, а также времени, затрачиваемого на технологические остановки, наиболее эффективными могут выступить: фактор минимизации времени движения ГПТ и фактор протяженности перегонов УДС.
Для всех дуг графа каждого скоростного маршрутного коридора определяется среднее время движения по перегонам за определенный период
времени А/пп. Для каждого типа транспортных средств статистически определяется среднее время, затрачиваемое пассажиром на посадку и высадку из транс-
п°рта / пв .
После этапа формирования исходных данных осуществляется расчет рациональной маршрутной сети с учетом кольцевых и маятниковых маршрутов в схемах организации городских пассажирских перевозок.
Литература
1. Белокуров С.В., Сербулов Ю.С., Бугаев Ю.В., Чикунов С.В. Модели выбора недоминируемых вариантов в численных схемах многокритериальной оптимизации. Воронеж, 2005.
2. Белокуров С.В., Величко С.В., Соловей Д.Е. Синтез функций выбора на итерациях поиска в численных моделях многокритериальной оптимизации. Воронеж, 2004.
Воронежский институт МВД РФ
27 ноября 2006 г.
УДК 656.072
СНЕГОЗАЩИТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТИРУЕМОГО ЭКРАНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
© 2007 г. С.А. Лебединский, А.В. Скрыпников
В настоящее время при проектировании снегозащитного экранирования автомобильной дороги встречаются два основных подхода [1-5], направленных на:
1) задержание переносимого метелью снега на подступах к дороге и образование снежных отложений на безопасном от дороги расстоянии;
2) увеличение скорости снеговетрового потока над полотном дороги для обеспечения снегопроду-ваемости проезжей части дороги.
Наибольшее распространение нашел способ защиты дорог от заносов путем создания снегозадерживающих искусственных сооружений или лесонасаждений экранного типа. Методологическая основа их проектирования достаточно полно освещена в работах отечественных ученых Дюнина А. К., Комарова А. А., Мельника Д.М., Бялобжебского Г.В., Кунгурцева А.А. и др.
Явление снегопереноса, как правило, реализуется в межоттепелевый период. Во время перехода температуры воздуха через нулевую отметку на поверхно-
сти снежного покрова снег уплотняется и образуется ледяная корка, которая препятствует дальнейшему снегопереносу. В соответствии с этим максимальный объем снегопереноса необходимо оценивать за морозный период.
Исходными данными для расчета объемов снего-приноса к дороге являются:
- продолжительность морозного непрерывного периода;
- скорость и направление ветра при метелях;
- средняя максимальная высота снежного покрова;
- продолжительность метелей за морозный непрерывный период.
Значения исходных данных принимаются с вероятностью превышения 5 %.
На основе изложенного выше рассмотрим расчет и разработку защиты участка автомагистрали «Каспий» от снегозаноса. Повторяемость морозных периодов и повторяемость скоростей ветра за период 72 года в Воронежской области представлены в табл. 1 и 2.
ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 4
Таблица 1
Повторяемость морозных периодов
Продолжительность периодов, дни
1 - 2 3 - 5 6 - 10 11 - 20 21 - 30 31 - 40 41 - 50 51 - 70 71 - 100 100 - 150
Повторяемость морозных периодов, %
39,6 25,2 15,7 10,3 4,0 1,7 1,1 1,8 0,6 -
Таблица 2
Повторяемость скоростей ветра при метелях
Скорость ветра, м/с
<6 6 - 9 10 - 13 14 - 17 18 - 20 >20
Повторяемость скоростей ветра, %
3,0 55,9 29,4 10,8 0,7 0,2
Таким образом, согласно среднестатистическим данным, скорость ветра изменяется в диапазоне 7 - 16 м/с (Umax= 16 м/с). Так как продолжительность непрерывного периода равна 26 дням, а среднемесячная продолжительность метелей составляет 62 ч, то за расчетное время метелевой деятельности принимается t = 54 ч.
Максимальный объем снегоприноса рассчитывается по формуле [5]
q пр max t, мз/м, (i)
где 1 - коэффициент пропорциональности, размер которого зависит от плотности снега в метелевых сугробах (для Европы 1 =3,1-10-4); Umax - максимальная скорость ветра на высоте флюгера.
Расчеты по формуле (1) показали, что Qnp = 69 м3/м. Согласно данным ближайшей гидрометеостанции (г. Борисоглебск), снегопринос слева от дороги составляет 19,9 м3/м, а справа - 47,8 м3/м при прочих равных условиях. Среднее значение снегоприноса, по данным гидрометеостанции, равно 33,6 м3/м. Видимо, расчетную формулу необходимо скорректировать, введя коэффициент пропорциональности, равный 1 = 2,15-10-4.
Требуемая высота непродуваемого сооружения экранного типа рассчитывается по формуле [5]
H = 0,34Q 05 + h max, (2)
где hmax - максимальная высота снежного покрова, м.
Из расчета по формуле (2) следует, что достаточно высоты 3,5 м непродуваемого сооружения экранного типа, чтобы обеспечить у его основания сугроб снега высотой 0,65 м, т.е. полностью произвести задержку снегоприноса.
Для обеспечения газозащиты воздушного пространства над полотном дороги и за пределами полосы отвода с подветренной стороны экранирования и одновременно снегонезаносимости проезжей части автодороги можно рекомендовать живую трехрядную изгородь из высокорослого кустарника высотой до 6 м (рисунок).
2
6 ги§
20 м 6,5 м
Экранирование автомобильной дороги в виде непродуваемой трёхрядной изгороди из высокорослого кустарника
Литература
1. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника / Под ред. А.П. Васильева. М., 1989.
2. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 Минавтодор РСФСР. М., 1989.
3. Указания по производству изысканий и проектированию лесонасождений вдоль автомобильных дорог: ВСН 33-87. - Б.с.
4. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог. М., 1998.
5. Зимнее содержание автомобильных дорог / Под ред. А.К. Дюнина: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1983.
12 декабря 2006 г.
Воронежская государственная лесотехническая академия