А. М. Беликов
СНАДОБЬЕ ПОЛИДАМНЫ, БЛАГОВОННЫЕ МАСЛА И ОПИУМ (К ИНТЕРПРЕТАЦИИ OD. IV, 220-233)
В IV песни Одиссеи Елена на пиру во дворце Менелая добавляет гостям в вино снадобье, «утоляющее страдания, разгоняющее желчь, дающее забвение всем бедам...», которое было передано ей египетской царицей Полидамной. В научной литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что этим снадобьем мог быть опиум. Обнаружение следов алкалоидов опиума в двух кувшинчиках с круглым основанием (Base Ring juglets), экспортировавшихся в бронзовом веке с Кипра и использовавшихся для перевозки благовонных масел, которые находятся в музее Мартина фон Вагнера (г. Вюрцбург, Германия) и Британском музее, свидетельствует о том, что содержимое некоторых из этих сосудов имело в своем составе опиум. Таким образом можно полагать, что в поэме Гомера отражена существовавшая в Восточном Средиземноморье позднего бронзового века реальной практика добавления в вина ароматических масел, имевших в своем составе опиум.
Ключевые слова: кипрские кувшинчики Бронзового века с круглым основанием, papaver somniferum, опийный мак, опиум, благовонные масла, Кипр, Гомер.
На пиру во дворце Менелая, описанном в IV песни «Одиссеи», Елена добавляет гостям в вино снадобье (фар|а-Kov)1, «утоляющее страдания, разгоняющее желчь, дающее забвение всем бедам.» (v-q-nevdés т' a^oAov те, KaKœv eniA^dov
i / \ v> v> v> 1—г v>
anavTœv ...), переданное ей египетской царицеи Полидамной (Od., IV, 220-233).
Споры о том, что именно представляло собой фар|aкov vq-nevdéç, велись уже в эпоху античности (см. напр.: Thphr. Hist. pl., IX, 15, 1, D.S. Bibl. hist. I, 97, 7, Plut. Quaest. conv. 614c и др.). В научной литературе неоднократно высказывалось мнение, что данное снадобье - это опиум (см. обзор дискуссии в Kritikos, Papadaki 1967b, Samorini 2017a, см. также: Scar-
1 Следует отметить, что слово pa-ma-ko - poss. pharmakon 'лекарство, целебные травы', встречается уже в документах Линейного письма B (PY Vn 1314 (ранее Un 1314)) (Kazanskiene, Kazansky 1986: 70, 78; Aura Jorro, Adrados 1993: 77).
2
borough 1995: 4) . Хотя опийный мак (papaver somniferum L.) ни разу не упомянут в документах линейного письма B, это растение и психоактивное вещество, получаемое из него, были известны в Эгейском мире, о чем свидетельствуют имеющиеся изображения мака и маковых коробочек (в том числе с надрезами для получения опиума) (Mapivaros 1937; Kritikos, Papadaki 1967a; Merlin 2003; Askitopoulou et al. 2002; Belikov, Shirokov 2016), а также находки семян мака в ходе археологических раскопок (Collard 2011: 135-136 со ссылками) .
Пожалуй, что наиболее оживленные дискуссии, связанные с потреблением опиума в Восточном Средиземноморье бронзового века, посвящены кипрским кувшинчикам с круглым основанием (Base Ring juglets - далее BR). Эти небольшие сосуды (как правило, высотой ок. 13-17 см) часто называют арабским словом «билбил», звучание которого напоминает звук вытекающей из их узкого горлышка жидкости. Они появились одновременно с началом позднекипрского периода (ок. 1600 г. до н. э.) и производились на протяжении примерно 400 лет. В настоящее время на территории Кипра, а также Сирии, Палестины, Египта и Нубии, куда осуществлялся их активный экспорт, обнаружено значительное число данных артефактов (более 2000 штук). Эти лепные сосуды отличает качественная, хорошо обожженная глина, тонкие стенки и глянцевитая поверхность. Традиционно они подразделяются на прото-кувшинчики с круглым основанием (PBR), кувшинчики типа I (BR I) и типа II (BR II) (Bushnell 2013: 38, 314).
В 1962 г. Р. Мерреллиз выдвинул оригинальную гипотезу об использовании BR для перевозки растворов опиума в вине или воде4. По его мнению, форма этих сосудов свидетельствует о
2 Опийный мак дважды упомянут Гомером: //., VIII, 306-308; XIV, 499.
Х. Мелена справедливо сомневается в том, что микенские греки использовали данное растение для получения масла (Melena 1983: 89). По поводу попыток отыскать опийный мак среди идеограмм линейных письменностей Эгеиды, предпринятых Й. Сундваллом, М. Вент-рис и Дж. Чедвик остроумно заметили: «The identification of GRA, the product which bulks largest on both the Linear A and Mycenaean household accounts, as 'poppy-seed' (Sundwall, accepted by Myres), appears to be poppycock» (Chadwick, Ventris 1956: 35, 130).
4 В своей книге 1968 г. Р. Мерриллиз отмечает, что раствор опиума в воде или вине начинает быстро плесневеть, и что более подходящим
том, что они представляли собой копию перевернутой маковой коробочки, а нанесенный на них орнамент являлся имитацией надрезов, наносимых для получения млечного сока (илл. 1—2). Исследователь отмечает, что большинство потенциальных покупателей данных сосудов в других странах, если и было способно читать и писать, то, скорее всего, только на своем родном языке, поэтому если купец желал содействовать увеличению сбыта некой субстанции людям, которые были не в состоянии прочесть ярлычок на внешней части сосуда, он мог воспользоваться незатейливым способом прорекламировать свой продукт - изготовить такую тару для его перевозки, которая с первого взгляда давала бы понять, что находится внутри нее (Merrillees 1962: 288).
Свое предположение Р. Мерриллиз повторил и усилил дополнительными аргументами в ряде последующих публикаций (Merrillees 1968: 154-161; Merrillees 1979; Merrillees 1989 и др.). В частности, в своей книге 1968 г. он ссылается на исследование двух BR, предпринятое для профессора Дж. Стюарта в университете Сиднея, которое показало наличие «следов некого производного опиума» (Merrillees 1968: 157). Позднее Р. Мерриллиз сам инициировал исследование двух черепков BR: один был обнаружен в Телль-Аджул (Палестина), место находки второго не известно (по всей видимости, он тоже происходит из Палестины). Их анализ также продемонстрировал наличие следов опиума (Merrillees 1989: 151-152*; Evans 1989: 153-154*). Однако позднее все эти результаты, были подвергнуты критике и признаны неубедительными (Bisset et al. 1994, 108; Bisset et al. 1996a, 201; Koschel 1996, 160; Chovanec et al. 2012, 14)5.
продуктом для растворения и последующего хранения опиума является мед (Merrillees 1968: 157).
5 Следует отметить, что первое сообщение об опиуме в качестве содержимого BR появилось в работе Э. Съеквиста «Problems of the Late Cypriote Bronze Age (The Swedish Cyprus Expedition)». Ее автор цитирует сообщение своего коллеги по Шведской кипрской экспедиции А. Вестхольма о том, что содержимое двух BR из Бостонского музея изящных искусств произвело на экспертов-химиков впечатление опия-сырца (Sjoqvist 1940: 200). Однако позднее представители Бостонского музея не смогли ни подтвердить эти результаты, ни опознать сосуды, о которых шла речь (Merrillees 1968: 157).
Гипотеза о сходстве BR с коробочками мака получила широкую известность, а Кипр начал восприниматься как некий центр древней торговли опиумом (см. напр.: Collard 2011; Karageorghis 1976; Kritikos, Papadaki 1967a; Merlin 2003; Vincentelli 1976 и др.) 6.
Следует отметить, что предположение Р. Мерриллиза вскоре столкнулось с убедительной критикой (Gittlen 1981, Germer 1981, Bunimovitz, Lederman 2016: 1553-1554 со ссылками, Knapp 1991: 25-26 со ссылками). Действительно, BR имеют форму, схожую с коробочкой опийного мака, но только лишь тогда, когда кувшинчики перевернуты вверх дном. К тому же их форма определенно связана с длительной традицией производства кипрских кувшинчиков в форме тыквы, относящихся к раннему и среднему бронзовому веку. Единственным отличием BR является добавление круглого основания (причем для наиболее ранних форм сосудов связь со среднекипрскими керамическими традициями просматривается особенно явно) (Gittlen 1981: 55; см также: Germer 1981: 125-129).
Однако гипотеза Р. Мерриллиза получила подтверждение после анализа BR из коллекции университетского музея Мартина фон Вагнера в Вюрцбурге, Германия (илл. 3). Точное место находки сосуда неизвестно, но, поскольку его приобрели в Каире, он, скорее всего, происходит из Египта. Исследование его содержимого показало, что он был наполнен некой жидкостью, содержащей опий-сырец (в песчаном остатке содержимого обнаружены 0,1% алкалоидов опиума и продуктов его окисления) (Bisset 1996b; Koschel 1996). Исследовавший кувшинчик К. Кошель оставляет открытым вопрос о том, в чем
6 Несомненно, под влиянием данной гипотезы цилиндр из слоновой кости с отверстиями, обнаруженный в ходе раскопок Китиона, был ошибочно интерпретирован В. Карагеоргисом (Karageorghis 1976) в качестве трубки для курения опиума (Беликов 2016). Также в ходе раскопок Пиргос-Маврораки на юге Кипра появилось сообщение об еще одном свидетельстве употребления опиума в среднем бронзовом веке. Анализ пастообразного осадка со дна большого резервуара на территории предполагаемой парфюмерной мастерской указывает на наличие опиума (Ве^югпо 2016: 291, Ьепйш 2004: 47). Однако, как отмечает З. Хованец, полноценная публикация данных этого анализа отсутствует, за исключением краткого сообщения (Ьепйш 2004: 47), и эти идентификации основаны на колориметрических реакциях, которые могут быть полезны при предварительных оценках, однако, по современным стандартам, требуют дальнейшего подтверждения (С^уапес 2012, 15).
именно был растворен находившийся в данном сосуде опиум, поскольку исследований, направленных на прояснение этого вопроса, произведено не было (Koschel 1996: 162).
Недавнее исследование в университете Олбани органических остатков из трех BR, обнаруженных в 2008 г. в ходе раскопок поселения Бейт-Шемеш в Израиле (XIV в. до н. э.), напротив, не продемонстрировало присутствия следов опиума. Дополнительный анализ артефактов из музейных коллекций -четырнадцати кувшинчиков и кувшинов, происходящих с Кипра - дал аналогичные результаты
(Chovanec 2015)'. В одном из израильских кувшинчиков были обнаружены остатки масла неизвестного происхождения. В другом - следы туйона, который содержится в полыни, шалфее, лавровом листе, мирте и тимьяне. В третьем - следы изоментона. Данное соединение связано с ментолом, и оба они являются основными составляющими в растениях рода мята (mentha L.), в частности Мята перечная (mentha piperita L.) и Мята болотная (mentha pulegium L.). Анализ показал, что мята была добавлена к маслу, произведенному из другого растения. Для этой цели могло использоваться оливковое масло, однако отсутствие следов олеиновой и линолевой кислоты делает это предположение маловероятным. Таким образом, содержимое сосуда могло представлять собой масло неизвестного происхождения, настоянное на мяте. (Chovanec 2015: 180-184). Среди четырнадцати кипрских кувшинчиков шесть не имели идентифицируемых остатков, два сосуда (один из Энкоми, другой из Епископи) содержали не-идентифицируемые масла, один (из Дали) - неидентифициру-емое растительное масло. В еще пяти сосудах из Епископи были обнаружены: ароматическое масло, содержащее мяту; ароматическое масло, содержащее лаванду или шалфей; масло, содержащее полынь; субстанция, в состав которой входил скипидар; субстанция, в состав которой входили шалфей, розмарин, а также лаванда или полынь (Chovanec 2015: 185).
З. Хованец, Ц. Ледерман и С. Бунимовитц высказывают сомнения относительно гипотезы Р. Мерриллиза и считают более вероятным, что данные сосуды содержали благовонные
7 Негативные результаты были получены и в ходе исследований тринадцати БЯ II, обнаруженных в Египте, из коллекции Манчестерского музея, предпринятых ранее (см., напр.: Соише11 2008: 197-203).
масла, которые могли использоваться в медицинских целях или же для ритуального помазания. (ОДоуапес 2015, 185).
В конце прошлого года Ц. Ледерман и С. Бунимовитц опубликовали еще одну статью, посвященную содержимому BR, в которой подвергли гипотезу Р. Мерилллиза более обстоятельной критике (Виштоуй/, Ьеёегшап 2016). Они привлекли к рассмотрению данные древневосточных нарративных источников, свидетельствующие об отсутствии упоминаний опиума в текстах, связанных со страной Аласией (древнее название Кипра). Так в древнеегипетских источниках эпохи Нового царства полностью отсутствуют какие-либо упоминания об опиуме, однако неоднократно сообщается об отправке ароматических масел из Аласии в Египет. Также авторы критикуют гипотезу И. Винчентелли (Утсеп1е1Н 1976, 27), о том, что аккадское слово gayatum, упоминающееся в перечне кипрской дани хеттам, могло обозначать опиум (Виштоук/, Ьеёегтап 2016: 1555-1558 со ссылками).
Об этой статье на своем интернет-сайте, посвященном обобщению научных данных, связанных с психоактивными веществами как феноменом и их взаимоотношениям с живыми существами, критически высказался известный итальянский исследователь в области этноботаники и антропологии наркотиков Дж. Саморини (Батопш 2017Ь). Он отмечает, что отсутствие упоминаний об опиуме в древневосточных текстах может свидетельствовать не об их фактическом отсутствии, а о том, что нам до сих пор не известны термины, которыми могли обозначаться опиум и опийный мак, и полагает, что закрытию вопроса будут способствовать дальнейшие химические исследования кипрских сосудов.
Однако гипотеза о наличии опиума в содержимом BR получила еще одно подтверждение: алкалоиды опиума были обнаружены в ходе исследования органических остатков в кувшинчике из Британского Музея его научной сотрудницей Р. Стейси8 (эти данные должны быть опубликованы в ближайшем времени). Самым интересным, по ее мнению, является то, что алкалоиды опиума представляют собой второстепенные компоненты в липидном остатке, а это хорошо соответствует
8 Первое сообщение о результатах исследований Р. Стейси относятся к 2008 г. (см.: С^уапес 2012; СоПатё 2011).
теории об ароматизированных (или как-то иначе обогащенных) маслах, как содержимом BR. Данный факт также может стать основой для нового объяснения потенциальной связи формы сосуда с маковой коробочкой - его содержимым могло быть маковое масло9. Также Р. Стейси отмечает, что трудности в получении результата даже при анализе хорошо сохранившегося и обильного остатка предполагают лишь небольшой шанс обнаружить алкалоиды опиума внутри керамических сосудов. То есть, в настоящее время следует ожидать преобладание негативных результатов (Stacey 2017).
Таким образом, оригинальная гипотеза Р. Мерриллиза вне зависимости от того, верна она или нет, сыграла положительную роль, положив начало химическому анализу остатков содержимого данных сосудов, показавшему, что в его состав мог входить опиум. Тем не менее, от гипотезы о том, что источником формы BR стали коробочки опийного мака, следует отказаться. Это связано со следующими факторами:
- Была отмечена тесная связь формы BR с формами сосудов, производившихся на Кипре в среднекипрском периоде (Gittlen 1981: 55; Germer 1981: 125-129).
- Орнамент на сосудах часто представляет собой вылепленные или прочерченные на глине изображения змей, а не надрезы. Эти изображения также представляют собой продолжение среднекипрских традиций (Prag 1985: 158; см. также, напр., подборку BR из Городского музея Лидса (Reeve 2012)).
- Причину изменения орнамента на BR II (илл. 2) Р. Мер-риллиз видит в усовершенствовании с конца XV в. до н.э. способа, применявшегося для добычи опиума на Кипре - по его мнению, надрезы начали наноситься инструментом, состоящим из нескольких близкорасположенных лезвий (Merrillees 1962: 289-290). Однако о находке таких инструментов нигде не сообщалось. К тому же, подобный способ получения опиума не был известен в I тыс. до н. э. К примеру, для сбора опиума Диоскорид (De mater. med. IV, 64, 7) рекомендует сначала
9 Вероятное использование масла, получаемого из семян мака, а также из тычинок и листьев этого растения, имеющего следы алкалоидов опиума, упоминает и М. Р. Белджорно (см. прим. 6 выше, Ве^югпо 2016: 291). По мнению Л. Бушнелл, сходство БЯ с коробочкой мака может указывать на масло мака в качестве их содержимого (ВшИпеП 2013: 165).
нанести надрезы вокруг рыльцевого диска мака (перьурафем ju,a^aiр1ы rov aorepioKov), а затем прорезать вертикальные прямые линии на боковой поверхности маковых коробочек (Kai ек -nXaylov Se rag K^Svag k^ evdeiag evre^veiv).
Исходя из приведенных выше данных об обнаружении следов алкалоидов опиума в BR из музея Мартина фон Вагнера и Британского музея возможно сделать вывод о том, что содержимое по крайней мере некоторых BR представляло собой смесь благовонных масел с опиумом10.
Производство и употребление благовонных масел, а также интенсивный торговый обмен ими являются важными аспектами процесса тесного взаимодействия и обмена идеями в Восточном Средиземноморье (Fappas 2011; 2013). Засвидетельствованные в ряде регионов практики, связанные с потреблением благовонных масел, могут пролить свет как на проблему содержания опиума в некоторых кипрских сосудах, так и на вопрос о фаp|¿aкov v-q-nevdeg у Гомера. Так в ряде хеттских ритуальных текстов сообщается о смешивании благовонного масла (I.DÜG.GA) с вином: KUB 15.34 i 14, iii 30 (CTH 483); KBo 21.34 ii 55-56 (CTH 699) (Gorny 1996, 157; Hoffner 1995, 110), KUB 43.58+1251u ii 35'-36' (KUB 15.42 ii 24-25) (CTH 491) (Strauß 2006: 336; Haas 2003: 141). Анализ египетских, сирийских, хеттских и кипрских изображений, предпринятый Л. Бушнелл, показывает, что сцена добавления содержимого маленького сосуда (содержавшего благовонное масло?) в более крупный сосуд (с вином?) была широко распространена в изобразительном искусстве Восточного Средиземноморья бронзового и раннего железного веков (Bushnell 2013: 150-154).
10 Производство благовонных масел было одним из важнейших ремесел в Микенскую эпоху. Основными источниками о нем являются таблички Линейного письма Б серий КК Fh и РУ Fr, а также ряд документов из серий F, Оа, Gg, От, Оу и О из Кносса, ип из Пилоса, а также Ое из Микен. Ни в одном из этих текстов нет упоминаний о добавлении опиума или каких-либо иных психоактивных веществ в процессе приготовления масел (Егагё-Сегсеаи 1990; см. также 8Ье1тегёте 1985). Таким образом, данная практика, по всей видимости, не была распространена в Микенской Греции, поэтому снадобье, использованное Еленой, описано поэтом как некая иноземная диковина. И в этой связи не так важно, что местом происхождения снадобья назван не Кипр, а Египет (куда кипрские благовонные масла активно экспортировались).
Наконец, практика смешивания вина с благовонными маслами существовала и в I тыс. до н.э. В трактате «О запахах» Феофраст сообщает:
ТИрИг. Od. 10: "Апоруаеье 8' ар тьд 1ашд 8ьа т1 -поте ^ирор ка! таХХа еиоа^а тодд ^ер оПроьд у8иреь тшр 8е ¡Зрш^атшр ои8ер ... 'Пожалуй, возникнет вопрос, отчего же благовонное масло и другие благовония улучшают (вкус у) вин, однако больше ни у каких иных видов пищи.'
ТЪрИ. О^ 67: ПоьеХ 8е ка! у тоС о'1роь ката^ь^ьд ка! ^ира ерьа ка! вь^ьа^ата еиоа^отера кавапер тур а^иррар. АокеТ 8е ка! то ^ирор у8иреьр тодд о1роьд, 8ьо ка! о1 ^ер ер ту о1ропоь'Са ^ьуриоьаьр о! 8е оитыд е-пьуео^ерор -¿роиаьр. 'Порой примешивание вина делает аромат масел и благовоний приятнее, как (например, аромат) смирны. Кажется же, что и благовонное масло делает (вкус) вин более приятным, поэтому некоторые подмешивают его в ходе приготовления вина, некоторые же пьют просто налив (в вино)'.
Таким образом, нельзя исключать, что повествование Гомера о снадобье, данном Полидамной Елене, представляет собой отражение существовавшей в Восточном Средиземноморье бронзового века практики смешивания вина с ароматическими маслами, которые могли иметь в своем составе психоактивные вещества (в частности, опиум).
Илл. 1. Коробочка опийного мака (а.) и кипрский кувшинчик (тип BR I) (b.)
(Merrillees 1962, plate XLII)
a. b.
Илл. 2. Коробочка опийного мака c многочисленными надрезами (а.) и кипрский кувшинчик (тип BR II) (b.) (Merrillees 1962, plate XLIII).
Илл. 3. Кипрский кувшинчик (тип BR I) из музея Мартина фон Вагнера, университет Вюрцбурга, Германия, в котором были обнаружены следы алкалоидов опиума (Koschel 1996: 160, fig. 1).
Литература
Askitopoulou, H., Ramoutsaki, I., Konsolaki, E. 2002: Archaeological Evidence on the Use of Opium in the Minoan World. International Congress Series 1242, 23-29.
Aura Jorro, F., Adrados, F.R. 1993: Diccionario Micénico, Volumen II (Diccionario Griego-Español, Anejo II). Madrid.
Belgiorno, M. R. 201б: The Perfume of Cyprus: from Pyrgos to François Coty the Route of a Legendary Charm. Ariccia.
Belikov, A. M. 201б: [«The Opium Pipe» from Kition and the Inscription ##1б1. KITI Iins 001]. Indoevropeyskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya 2G [Indo-European Linguistics and Classical Philology 2G], 60-71.
Беликов, А.М. 201б: «Трубка для курения опиума» из Китиона и надпись ##1б1. KITI Iins 001. Индоевропейское языкознание и классическая филология 20, б0-71.
Belikov, A. M., Shirokov, G.G. 201б: [Opium trade in the late Bronze Age in the Eastern Mediterranean ]. Antinarkoticheskaya bezopasnost' [Antidrug Security] 1 (б), 129-134.
Беликов, А.М., Широков, Г.Г. 201б: Торговля опиумом в Восточном Средиземноморье позднего бронзового века. Антинаркотическая безопасность 1 (б), 129-134.
Bisset, N. G., Bruhn, J. G., Curto, S., Holmstedt, B., Nyman, U., Zeuk, M. H. 1994: Was Opium Known in 18th Dynasty Ancient Egypt? An Examination of Materials from the Tomb of the Chief Royal Architect Kha. Journal of Ethnopharmacology 41, 99-114.
Bisset, N.G., Bruhn, J.G., Curto, S., Holmstedt, B., Nyman, U., Zeuk, M.H. 1996a: Was Opium Known in 18th Dynasty Ancient Egypt? An Examination of Materials from the Tomb of the Chief Royal Architect Kha. Ägypten und Levante б, 199-201.
Bisset N. G., Bruhn J.G., Zeuk M.H. 199бЫ The Presence of Opium in a 3,500 Year-Old Cypriot Base Ring Juglet. Ägypten und Levante б, 203-204.
Bunimovitz, S., Lederman, Z. 201б: Opium or Oil? Late Bronze Age Cypriot Base Ring Juglets and International Trade Revisited. Antiquity 90 (354), 1552-15б1.
Bushnell, L. 2013: The Socio-Economic Implications of the Distribution of Juglets in the Eastern Mediterranean During the Middle and Late Bronze Age. Ph.D. Thesis, University College London. URL: http://discovery.ucl.ac.uk/1409859/ (17.03.2017).
Chadwick, J., Ventris, M. 195б: Documents in Mycenaean Greek. Cambridge.
Chovanec Z., Rafferty, S., Swiny, S. 2012: Opium for the Masses: An Experimental Archaeological Approach in Determining the Antiquity of the Opium Poppy. Journal of Archaeological, Ethnographic and Experimental Studies, 4 (1), 5-3б.
Chovanec, Z., Bunimovitz, S., Lederman, Z. 2015: Is There Opium Here? Analysis of Cypriote Base Ring Juglets from Tel Beth-Shemesh, Israel. Mediterranean Archaeology and Archaeometry 15 (2), 175189.
Collard, D. 2011: Altered States of Consciousness and Ritual in Late Bronze Age Cyprus. Ph.D. Thesis, University of Nottingham. URL: http://eprints.nottingham.ac.uk/12322/ (17.03.2017).
Counsell, D.J. 2008: Intoxicants in Ancient Egypt? Opium, Nymphea, Coca and Tobacco. In David, A.R. (Ed.): Egyptian Mummies and Modern Science. Cambridge.
Erard-Cerceau, I. 1990: Végétaux, parfums et parfumeurs à l'époque mycénienne. Studi micenei ed egeo-anatolici 28, 251-285.
Evans, J. 1989: Report in: Merrillees, R.S. Highs and Lows in the Holy Land: Opium in Biblical Times. Eretz-Israel: Archaeological, Historical and Geographical Studies 20, 153*-154*.
Fappas, I. 2011: Exchange of Ideas in the Eastern Mediterranean during the 14-th and 13-th centuries BC: The Case of Perfumed Oil Use and Ideology. In: Duistermaat, K., Regulski, I. (Eds.): Intercultural Contacts in the Ancient Mediterranean. Proceedings of the International Conference at the Netherlands-Flemish Institute in Cairo, 25-th to 29-th October 2008 (Orientalia Lovaniensia Analecta 202), Leuven, 503-504.
Fappas, I. 2013: Precious Gifts and the Circulation of Oils in the Ancient Eastern Mediterranean. In: Papadopoulos A. (Ed): Recent Research and Perspectives on the Late Bronze Age Eastern Mediterranean, Talanta XLIV (2012), Amsterdam, 157-182.
Germer, R. 1981: Einige Bemerkungen zum angeblichen Opiumexport von Zypern nach Ägypten. Studien zur altägyptischen Kultur, 9, 125129.
Gittlen, B. M. 1981: The Cultural and Chronological Implications of the Cypro-Palestinian Trade during the Late Bronze Age. Bulletin of the American Schools of Oriental Research, 241. P. 49-59.
Gorny, R. L. 1996: Viniculture and Ancient Anatolia. In: McGovern, P. E., Fleming, S. J., Katz, S. H. (Eds.): The Origins and Ancient History of Wine. Amsterdam.
Haas, V. 2003: Materia Magica et Medica Hethitica. Ein Beitrag zur Heilkunde im Alten Orient. Unter Mitwirkung von Bawanypeck, D. Volumen 1. Berlin, N.-Y.
Hoffner, Jr., H. A. 1995: Oil in Hittite Texts. The Biblical Archaeologist, 58 (2) (Anatolian Archaeology: A Tribute to P. Neve), 108-114.
Karageorghis, V. A. 1976: Twelfth-Century Opium Pipe from Kition. Antiquity 50 (200), 125-129.
Kazanskiene, V. P., Kazansky, N. N. 1986: Predmetno-ponyatiyny slovar' grecheskogo yazyka. Krito-mikenskiy period [Thematic-Notional Dictionary of the Greek Language. A Creto-Mycenean Period]. Leningrad.
Казанскене, В. П., Казанский, Н. Н. 1986: Предметно-понятийный словарь греческого языка. Крито-микенский период. Л.
Knapp, A. B 1991: Spice, Drugs, Grain and Grog: Organic Goods in Bronze Age East Mediterranean trade. In: Gale, N. H. (ed.) Bronze Age Trade in the Mediterranean (Studies in Mediterranean Archaeology 90). Jonsered, 21-68.
Koshel, K. 1996: Opium Alkaloids in a Cypriote Base Ring I Vessel (Bilbil) of the Middle Bronze Age from Egypt. Ägypten und Levante 6. P. 159-166.
Kritikos, P.G., Papadaki, S.P. 1967a: The History of the Poppy and Opium and Their Expansion in Antiquity in the Eastern Mediterranean Area. Bulletin on Narcotics 19 (3), 17-38.
Kritikos, P. G., Papadaki, S. P. 1967b: The History of the Poppy and Opium and Their Expansion in Antiquity in the Eastern Mediterranean Area. Bulletin on Narcotics 19 (4), 5-10.
Lentini, A. 2004: Fragrant substances and therapeutic compounds. In: Belgiorno, M.R. (Ed.): Pyrgos-Mavroraki: Advanced technology in Bronze Age Cyprus. Proceedings of CNR-ITABC Archaeological Mission at Pyrgos. Nicosia, Archaeological Museum, June 30-July 20, 2004. Nicosia. P. 45-48.
Mapivaros, zw. 1937: AI ¡¿ivwiKal веа! той Га^1, ''Ар^аьоХоуьк^ Efapepis, т. А', 278-291.
Melena, J. 1983: Olive Oil and Other Sorts of Oil in the Mycenaean Tablets. Minos 18. P. 89-123.
Merlin, M. D. 2003: Archaeological Evidence for the Tradition of Psychoactive Plant Use in the Old World. Economic Botany 57 (3), 295-323.
Merrillees, R. S. 1962: Opium Trade in the Bronze Age Levant. Antiquity 36 (144). P. 287-292.
Merrillees, R. S. 1968: The Cypriote Bronze Age Pottery Found in Egypt (Studies in Mediterranean Archaeology 18). Lund.
Merrillees, R. S. 1979: Opium Again in Antiquity. Levant 11, 167-171.
Merrillees, R. S. 1989: Highs and Lows in the Holy Land: Opium in Biblical Times (with a Report by J. Evans). Eretz-Israel: Archaeological, Historical and Geographical Studies 20, 148*-154*.
Prag, K. 1985: The Imitation of Cypriote Wares in Late Bronze Age Palestine. In: Tubb, J. (Ed.): Palestine in the Bronze and Iron Ages. London, 154-165.
Reeve, A. 2012: Snakes and opium. URL: https://cypriotartleeds. wordpress.com/2012/07/04/ snakes-and-opium/ (17.03.2017).
Samorini, G. 2017a: Il nepente omerico. URL: http://samorini.it/site/ etnobotanica/europa/piante-magiche-letteratura-classica/nepente/ (17.03.2017).
Samorini, G. 2017b: L'oppio nell'antico Levante mediterraneo. URL: http://samorini.it/site/archeologia/europa/archeologia-oppio/oppio-evante-mediterraneo/ (17.03.2017).
Scarborough, J. 1995: The Opium Poppy in Hellenistic and Roman Medicine. In: Porter, R., Teich, M. (Eds.): Drugs and Narcotics in History. Cambridge.
Shelmerdine, C.W. 1985: The Perfume Industry of Mycenaean Pylos (Studies in Mediterranean Archaeology Pocket-book 34). Göteborg.
Sjöqvist, E. 1940: Problems of the Late Cypriote Bronze Age (The Swedish Cyprus Expedition). Stockholm (non vidi).
Stacey, R. 2017: Письмо автору статьи (22.02.2017).
Strauß, R. 2006: Reinigungsrituale aus Kizzuwatna. Ein Beitrag zur Erforschung hethitischer Ritualtradition und Kulturgeschichte. Berlin, N.-Y.
Vincentelli, I. 1976: Alasia: per una storia di Cipro nell'eta del bronzo. Studi Ciprioti e Rapporti di Scavo 2, 9-49 (non vidi).
A. M. Belikov. Polydamna's Potion, Fragrant Oils and Opium (on the Interpretation of Od. IV, 220-233)
The article considers the well-known Homeric passage on ^ap^aKov vynevdes (Od. IV, 220-233), which was given to Helen by Egyptian queen Polydamna, and its possible connection with opium. According to R. Merrillees, Cypriot Base Ring juglets (BR), which were numerously exported in some regions of Eastern Mediterranean, were shaped like the poppy head and their decoration copied the incisions during the opium harvesting. The R. Merrillees' hypothesis started a spirited discussion concerning contents of BR juglets and caused chemical investigations of residues inside them. Although the shape and the decoration of the juglets possibly aren't connected with poppy heads and opium harvest process, the contents of at least two Cypriot vessels (from the Martin-von-Wagner Museum, University of Wurzburg and the British Museum) have shown the traces of opium alkaloids.
Analysis of scenes of little jugs' contents (fragrant oils?) being mixed with alcoholic drinks in the Near Eastern and Cypriot art of the Bronze and Early Iron Ages combined with some Hittite ritual texts describing the adding of fragrant oils to wine demonstrates the existence of such common Eastern Mediterranean consumption practice. Also the same practice wasn't unusual for the I millennium B.C. according to Theophrastus (De Odoribus, 10; 67).
Thus the Homeric passage (Od. IV, 220-233) may be the reminiscence of the existed during the Bronze Age practice of adding fragrant oils to wine. And some oils in fact might contain the opium as one of its components.
Keywords: Base Ring juglets, papaver somnieferum, opium poppy, fragrant oils, Cyprus, Homer.