УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
№ 1 (154). С. 29-31 Исторические науки и археология 2016
УДК 390.1(470.2)
НИКОЛАЙ РАВИЛЬЕВИЧ СЛАВНИТСКИЙ
кандидат исторических наук, главный научный сотрудник, Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Российская Федерация) slavnitski@bk. ги
СНАБЖЕНИЕ ВЫБОРГСКОГО ГАРНИЗОНА В 1710-1712 ГОДАХ
Рассматривается вопрос о том, как осуществлялось снабжение Выборга в первые годы после взятия крепости российскими войсками - с осени 1710 до лета 1712 года (когда Выборг стал уже не форпостом, а опорным пунктом для дальнейших наступательных операций). Основными источниками работы являются донесения выборгского коменданта Г. П. Чернышева и санкт-петербургского обер-коменданта Р. В. Брюса губернатору Ингерманландии А. Д. Меншикову, также переписка других должностных лиц, занимавшихся этими вопросами. Сложности были связаны с климатическими условиями, а также с тем, что шведские войска и флот старались блокировать Выборг. С задачей снабжения тем не менее справились успешно. Ключевые слова: Северная война, Выборг, Г. П. Чернышев, А. Д. Меншиков
В работе А. В. Мельнова [3] был поднят важный вопрос о снабжении войск в Финляндии в годы Северной войны. Сложности жизни населения на этой территории были затронуты также в статьях П. А. Кротова [2] и Е. А. Андреевой [1]. В данном сообщении остановимся на том, как осуществлялась доставка провианта в Выборг в первые годы после взятия этого города.
Отметим, в первую очередь, что в те годы Выборг, являвшийся в какой-то мере приморской крепостью, постоянно подвергался угрозе нападения шведского флота, да и сухопутные части находились летом 1710 года под самым Выборгом1. В начале сентября майор Юшков в 4 милях от Выборга столкнулся с передовым шведским отрядом2. 28 сентября со шведских кораблей был высажен десант, напавший на российские караулы3. А 1 октября Выборг был блокирован корпусом Г. Ю. Любеккера и шведским флотом. Однако активных действий шведы не предпринимали, и боевые действия ограничивались мелкими стычками. 7 декабря комендант Выборга Г. П. Чернышев сообщил губернатору А. Д. Меншикову: «Доношу вашему высокосвет-лейшеству из партии от Лаперанде посланный от нас поручик с казаками приехал а чухна был посылан к шведским полкам пришед сказал стоят половину полков у кирки Лумегель которая от Лаперанды 5 миль а другая половина у кирки Каипият от Лаперанды 11 миль а сколько полков о том не ведает, а партия от них была в Лапе-рандах и за две мили от Елчинской кирки сего декабря 2 числа»4.
Блокада продолжалась до середины декабря -сухопутные войска шведов отступили 10 декабря, а флот - 15 декабря 1710 года5. В начале декабря, правда, блокада уже была не такой опасной: три корабля стояли на взморье, а сухопутные полки находились у Лапеланда6.
То же самое повторилось в следующем году: 22 мая 1711 года И. Ф. Боцис сообщил Меншико-ву, что в окрестностях Выборга появился швед-
ский отряд (1500 человек), а остальное войско двигается из Финляндии7. 19 июня возле Выборга появился шведский флот, состоящий из 7 кораблей и 7 шняв8. Р. В. Брюс предложил сжечь их при помощи двух брандеров, но морские офицеры выступили против этого, хотя и вынуждены были подчиниться9. Однако отправлять брандеры к шведскому флоту они наотрез отказались10. По запискам тогдашнего коменданта Выборгской крепости Г. П. Чернышева, шведские войска блокировали крепость 4 сентября 1710 года. Однако деятельность неприятеля снова была пассивной и закончилась так же, как и в предыдущем году: сухопутные войска отступили 3 декабря, а корабельный флот - 8 декабря 1711 года11. Летом 1712 года возле Выборга снова появились шведские корабли, но никаких активных действий не пред-принимали12. Когда же в 1712 году русские войска сами перешли к наступательным действиям в Финляндии, которая в течение последующих кампаний 1713 и 1714 годов оказалась занятой ими, угроза нападений на Выборг отпала.
Большой проблемой для русского командования являлось обеспечение Выборга провиантом. Из-за этого под угрозой срыва в 1710 году оказалась осада этой крепости Ф. М. Апраксиным. Обеспечение Выборга припасами шло, по-видимому, несколькими путями: водой из Кекс-гольма в летнее время (в первые годы)13, затем его доставляли из Санкт-Петербурга (летом на судах, зимой по сухому пути).
В сентябре 1710 года Р. В. Брюс отправил 600 четвертей хлеба по воде из Кексгольма14. Для того чтобы его разгружать, использовали солдат гарнизона. А следующие партии стали прибывать, по сообщению Г. П. Чернышева Меншикову, только в начале декабря 1710 года15, хотя в его же записках указано, что провиант прибыл на шку-тах от Кроншлота 23 декабря16.
В сентябре Г. П. Чернышев опасался, что привезенного хлеба надолго не хватит: «Правианту у нас на сей месяц на первую половину выдано
© Славнитский Н. Р., 2016
30
Н. Р. Славнитский
а на другую половину будут несполна опасаюсь чтоб не принять в правианте нужды из выборгского уезду по се число привезено ржи и ячменю бочек с 50 что с нуждою»17. При этом непосредственно в Выборгском уезде продовольствия не было совсем. Опасения коменданта во многом были связаны с тем, что, помимо гарнизона, ему необходимо было обеспечивать питанием людей, работавших на починке укреплений Выборга. В связи с этим А. Д. Меншиков 13 сентября попросил Ф. М. Апраксина: «Также пишет ко мне из Выборха господин Чернышов что шаутбенахт принимает провиянту на морских судах разным служителям 1577 человекам. А на работе у них каторжных 144 человека. И вашему превосходи-телству не в указ предлагаю я дабы изволили вы к нему шаутбенахту от своего лица кого русского отправить и приказать осмотреть куда оной про-виянт идет, понеже какая в том провиянте в Вы-борхе нужда о том самим вам известно»18.
В конце ноября выборгский комендант писал губернатору, что «Правиянту салдатам и другим служителям кои ныне обретаютца в Выборхе в предь будущей декабрь правиантом коли ныне в Муле а из Мулои и в Выборхе содержать можем однакож просим вашего милосердия как скоро будет путь чтоб прислать правианту из Санкт-Питербурха...»19. То есть в тот момент проблем с продовольствием еще не было, но об этом постоянно думали. 10 декабря 1710 года он доложил Меншикову: «Для проведывания посланные от нас о швецких кораблях к нам прибыли, сказали, что швецкие 3 корабля стоят от наших батарей которая на взморье верстах в 5 к Алантову острову. Правианту привезено на подводах муки 296 кулей неполные, сухарей 59 чет со сминою да недовезши оставлено в муле с умерших лошадей муки 30 кулей, сухарей 10 кулей всего привезено в Выборх и в Муле муки и сухарей 395 кулей со сминою»20. Из этого сообщения видно, что шведские корабли в декабре еще могли блокировать доставку провианта по воде, однако уже была возможность привозить его по сухому пути, на подводах. За три дня до того он писал, что «правиянт к нам на подводах Гаврилы Ивановича, Федора Матвеевича и господина Кикина на траке едва привезли 4 дня сего декабря вче-рашнея и сего числа привозят и другие»21. Здесь интересно то, что заготовкой и отправкой продовольствия в Санкт-Петербурге занимались Ф. М. Апраксин и А. В. Кикин - руководители военно-морского ведомства, а также Г. И. Головкин, который ведал дипломатическими делами, но в случае необходимости занимался и вопросами такого рода. Очевидно, что снабжение выборгского гарнизона в тот момент считалось одной из основных задач, и Петр I распорядился, чтобы этим занимались все, кто может быть задействован. Кроме того, из документов видно, что привозить провиант в Выборг начали лишь в конце первой декады декабря - до того времени не позволяла погода и осенняя распутица. И завозили
его в большом количестве сразу, очевидно, принимая во внимание, что зимой снабжение может быть осложнено шведскими партиями. Грубо говоря, у российского командования было лишь небольшое «окно», предоставленное погодой, на то, чтобы обеспечить выборгский гарнизон в необходимом количестве, и оно максимально эффективно использовало эту возможность, причем все делали в быстром темпе и с напряжением всех имевшихся сил.
Для хранения продуктов возле мызы Мулы, находившейся в 35 верстах от Выборга, еще в сентябре 1710 года был построен «транжемент»22, обеспеченный соответствующей охраной. Следовательно, все сложности Петр I и его окружение понимали с самого начала и сразу стали принимать меры, что и позволило выборгскому гарнизону спокойно пережить первую зиму. Осенняя погода в том году стояла очень долго. Из письма Г. П. Чернышева от 22 декабря известно, что в те дни в Выборге разгружали шкуты с провизией, а на суда грузили артиллерийские орудия, дабы отправить их в Санкт-Петербург23. Следовательно, в те дни водный путь еще функционировал. И, как видно, опасения Г. П. Чернышева, высказанные им в сентябре, оказались напрасными. Более того, снабжение зимним путем шло бесперебойно, шведы ему помешать не смогли. Осуществлялось оно, судя по донесениям Р. В. Брюса Меншикову, как напрямую, так и через остров Котлин (по льду, таким образом в предыдущем году корпус Ф. М. Апраксина двигался осаждать Выборг). О подготовке доставки продуктов через Котлин Роман Вилимович писал губернатору 21 февраля 1711 года24, а 27 числа он доложил: «Правианту отправлено из Санкт-Питербурха на 500 подводах по выборгской дороге, такожде сего числа с Котлина острова пойдет господин полковник Чемесов с ним правианту отправлено на 700 подводах, и впредь как возможно во отправлении онаго правианту с прилежанием ста-ратца будем...»25. А из его сообщения от 5 марта можно получить примерное представление о том, какое количество провианта было отправлено в тот период: «Сего марта 2 дня писал я до вашего светлейшества... что отправлено от нас с Котли-на острова и с Питербурха правианту в разных числех муки, сухарей и круп на подводах 4167 кулей. А ныне сверх того еще отправлено от нас в Выборх правианту ис Питербурха на 363 подводах с Котлина острова на 100 подводах всего онаго правианту по нижеписанное число в Вы-борх послано на 1951 подводе»26. Правда, осенью, по словам Г. П. Чернышева, снова возникли сложности, и, когда хлеб был доставлен «по зимнему пути», продовольственных запасов в крепости оставалось очень мало (всего на несколько дней)27. Но мы на примере предыдущего года видим, что комендант Выборга несколько преувеличивал проблему.
В 1712 году весна началась «своевременно» -8 апреля на Неве сошел лед, и уже с 5 апреля, по сообщению Р. В. Брюса своему брату Я. В. Брюсу,
Снабжение Выборгского гарнизона в 1710-1712 годах
31
в Санкт-Петербурге стали нагружать суда с провиантом для отправки в Выборг28.
В июне того года, как писал английский посланник Ч. Витворт своему правительству, выборгские магазины были снабжены «27 000 мешками муки и прочим провиантом в соответствующей пропорции, артиллерийским обозом и всем необходимым для какой-либо экспедиции»29.
Летом 1712 года провиант в Выборг был отправлен на 22 судах, которых сопровождало несколько вооруженных скампавей19. Но он уже предназначался не только для выборгского гар-
низона, а для корпуса Ф. М. Апраксина, собиравшегося наступать в Финляндию, опираясь на Выборг. По крайней мере, часть провианта Г. П. Чернышеву было приказано отдать на эскадру И. Ф. Боциса31, прикрывавшую наступление со стороны финских шхер.
В это время Выборг уже из передового форпоста в Финляндии превратился в опорный пункт для наступательных действий и проблемы его снабжения были полностью решены. Во многом благодаря мерам, разработанным осенью 1710 года, практически сразу после взятия крепости.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 255, 276.
2 Там же. Л. 304.
3 Там же. Л. 299.
4 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 107-109.
5 Записки графа Г. П. Чернышева // Русская старина. 1872. Июнь. С. 795.
6 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 53-54. 7МИРФ. Ч. I. С. 241.
8 Там же. С. 245.
9 Там же. С. 251-253; Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 4613. Л. 1.
10 МИРФ. Ч. I. С. 254.
11 Записки графа Г. П. Чернышева... С. 795-796.
12 РГА ВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 78. Л. 39.
13 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 119.
14 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 303-304.
15 Там же. Л. 107, 109.
16 Записки графа Г. П. Чернышева... С. 795.
17 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 305.
18 РГА ВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 6. Л. 24-25.
19 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 57.
20 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 106-107.
21 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 109.
22 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 59 об.-60.
23 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 2. Д. 7. Л. 291-292.
24 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 4206. Л. 1.
25 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 4224. Л. 2.
26 Архив СПб ИИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 4245. Л. 1.
27 Записки графа Г. П. Чернышева... С. 795-796.
28 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 2. Оп. 1. Д. 147. Л. 302-303.
29 Сборник Русского Исторического Общества. Т. 61. СПб., 1888. С. 198.
30 РГА ВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 78. Л. 3.
31 РГА ВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 78. Л. 73.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Е. А. Местное население и гарнизоны шведской Ингерманландии и Карелии и строительство Петербурга (в 1703-1710 гг.) // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. СПб., 2007. С. 88-94.
2. Кротов П. А. Рекрутский набор финнов в русскую армию в конце Северной войны (1720) // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. СПб., 2007. С. 96-98.
3. Мельнов А. В. Климат и военные действия на северо-западе в начале Северной войны (1700-1710) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 3 (148). Т. 1. С. 29-34.
Slavnitskiy N. R., State Museum of History of St. Petersburg (St. Petersburg, Russian Federation) MAINTENANCE OF VYBORG GARRISON IN 1710-1712
The article is concerned with the problem of military maintenance and munitioning of the Vyborg garrison. The challenge became essential in the early XVIII century (from the autumn of 1710 to the summer of 1712, when Vyborg was no longer an outpost and a reference point for further offensive operations) right after the capture of the Vyborg's fortress by Russian troops. The results of the research are based on the study of special sources: multiple reports written by the Vyborg Commandant G. P. Chernyshev and the St. Petersburg Chief Commandant R. V. Bruce to the Governor of Ingeria A. D. Menshikov and archival correspondence of other officials involved in the solution of this problem. Difficulties with the fortress maintenance and food provision were conditioned by the severe climate conditions as well as by the fact that the Swedish army and navy tried to block Vyborg. Nevertheless, the problem of Vyborg's supply and maintenance was solved successfully. Key words: Great Northern War, Vyborg, G. P. Chernyshev, A. D. Menshikov
REFERENCES
1. Andreeva E. A. Native population and garrisons of the Swedish Ingeria and Karelia and construction of Petersburg (1703-1710) [Mestnoe naselenie i garnizony shvedskoy Ingermanlandii i Karelii i stroitel'stvo Peterburga (v 1703-1710 gg.)]. Sankt-Peterburg i strany Severnoy Evropy. St. Petersburg, 2007. P. 88-94.
2. Krotov P. A. Recruitment of Finns to the Russian army at the end of the Northern war (1720) [Rekrutskiy nabor finnov v russkuyu armiyu v kontse Severnoy voyny (1720)]. Sankt-Peterburg i strany Severnoy Evropy. St. Petersburg, 2007. P. 96-98.
3. Mel'nov A. V. Northwestern climate and military hostilities during the Great Northern War early period of (1700-1710) [Klimat i voennye deystviya na severo-zapade v nachale Severnoy voyny (1700-1710)]. Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk State University]. 2015. № 3 (148). Vol. 1. P. 29-34.
Поступила в редакцию 07.10.2015