Научная статья на тему 'СНАБЖЕНИЕ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

СНАБЖЕНИЕ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
295
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СНАБЖЕНИЯ ТНП / ЛОГИСТИКА ВВОЗА ТНП / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ВНУТРЕННИЙ РАЗВОЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кизим Оксана Викторовна, Кизим Евгений Витальевич

Снабжение регионов Крайнего Севера является приоритетной задачей транспортного комплекса северных регионов Российской Федерации. Проблемы логистического обеспечения регионов Крайнего Севера можно разделить на группы: обоснование оптимального расположения распределительных центров на территории региона; обоснование оптимальных схем и организация доставки грузов из других регионов до распределительных центров; распределение грузов между видами транспорта и организация доставки внутри региона. В статье рассматриваются варианты снабжения товарами народного потребления Ямало-ненецкого автономного округа.The supply of the regions of the Far North is a priority task of the transport complex of the northern regions of the Russian Federation. The problems of logistics support for the regions of the Far North can be divided into groups: justification of the optimal location of distribution centers in the region; justification of optimal schemes and organization of cargo delivery from other regions to distribution centers; distribution of goods between modes of transport and organization of delivery within the region. The article discusses options for the supply of consumer goods of the Yamalo-Nenets Autonomous District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СНАБЖЕНИЕ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

УДК 656:338.47

Кизим Оксана Викторовна, к.т.н., доцент Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Кизим Евгений Витальевич, аспирант Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

СНАБЖЕНИЕ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Аннотация: Снабжение регионов Крайнего Севера является приоритетной задачей транспортного комплекса северных регионов Российской Федерации. Проблемы логистического обеспечения регионов Крайнего Севера можно разделить на группы: обоснование оптимального расположения распределительных центров на территории региона; обоснование оптимальных схем и организация доставки грузов из других регионов до распределительных центров; распределение грузов между видами транспорта и организация доставки внутри региона. В статье рассматриваются варианты снабжения товарами народного потребления Ямало-ненецкого автономного округа.

Ключевые слова: система снабжения ТНП, логистика ввоза ТНП, распределительные центры, внутренний развоз.

Abstract: The supply of the regions of the Far North is a priority task of the transport complex of the northern regions of the Russian Federation. The problems of logistics support for the regions of the Far North can be divided into groups: justification of the optimal location of distribution centers in the region; justification of optimal schemes and organization of cargo delivery from other regions to distribution centers; distribution of goods between modes of transport and organization of delivery within the region. The article discusses options for the supply of consumer goods of the Yamalo-Nenets Autonomous District.

Keywords: Common consumption goods supply system, Common consumption goods import logistics, distribution centers, domestic delivery.

Снабжение товарами народного потребления регионов Крайнего Севера Российской Федерации является сложной многокритериальной задачей, которая состоит из решения вопросов происхождения товаров народного потребления (далее - ТНП), организации и способов поставки их в регион и доступности для местного населения.

Система снабжения регионов ТНП осуществляется по трем направлениям (рис.1):

1. Производство сельскохозяйственной продукции

2. Получение продовольствия за счет традиционных источников.

3. Закупка продовольствия в других регионах и в других странах для завоза на северные территории.

Первое направление. Производство сельскохозяйственной продукции подразумевает выращивание, производство и переработку соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг [1]. На производственный потенциал сельского хозяйства северных регионов прямое воздействие оказывают природно-климатические условия и стоимость поставки ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции в регион (семян, кормов, техники для производства и так далее). От общего производства продукции сельского хозяйства России в зоне Севера производится 2,3% молока, 1,7 % мяса, 3,6% картофеля, 2,0% овощей [2]. Роль логистики на этом канале снабжения ТНП заключается в организации цепочек поставок ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции и организации хранения запасов, получаемых в процессе производства [3].

Рисунок 1 - Модель продовольственного обеспечения территорий Крайнего Севера

Логистическая цепочка обслуживания этого направления снабжения строится, исходя из производственных возможностей региона. На основании критериев наличия продовольствия и природно-климатических возможностей региона определяются виды сельскохозяйственного производства, возможные к осуществлению - овощеводство, животноводство, птицеводство. На производственный потенциал сельского хозяйства северных регионов прямое воздействие оказывают природно-климатические условия и стоимость поставки ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции в регион (семян, кормов, техники для производства и так далее). Задачами логистики на этом направлении снабжения являются задачи распределения готовой сельскохозяйственной продукции внутри региона и транспортное обеспечение. На этапе распределения в отдельную задачу необходимо выделить задачу хранения продовольствия в условиях северных регионов.

Второе направление. Коренные малочисленные народы Севера имеют свои традиции организации питания, которые необходимо учитывать при организации снабжения этих территорий. Традиционными источниками продуктов питания для местного населения является охота и рыбная ловля.

Доля улова рыбы и добычи морепродуктов составляет 44% [3].

При построении логистической цепочки товародвижения по этому направлению снабжения также, как и на первом направлении основными задачами являются задачи распределения, хранения и транспортировки. Однако необходимо учитывать, что этот товаропоток имеет и обратное направление. Продукция традиционных отраслей (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел, сбор дикорастущих ягод, грибов, кедровых орех) конкурентоспособна не только на региональном, но и на национальном и международных рынках. Продукты животного происхождения (мясо, продукты из мяса, в большей степени оленина и рыба) поставляются в другие регионы РФ, экспортируются. Ямало-ненецкий автономный округ получил сертификацию на оленину по стандартам ЕС [4].

Ввоз продуктов питания (третье направление снабжения) из других регионов страны и импорт является основой обеспечения ТНП северных регионов Российской Федерации. При этом массово завозиться в районы Крайнего Севера могут только продукты питания, которые являются транспортабельными и имеют длительные сроки хранения.

С точки зрения логистики ввоза ТНП на этих территориях имеются следующие особенности:

1. В этих районах имеется сложность транспортировки продовольствия к местам его потребления в связи с отсутствием на большой части территорий транспортной инфраструктуры воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта, в то время как морской и речной транспорт имеют сезонное использование.

2. Большой разброс местоположения небольших населенных пунктов и их удаленность от промышленных центров существенно повышают затраты на доставку небольших партий продовольствия частными юридическими и физическими лицами в зимний период, поэтому сложности логистики ввоза продовольственных товаров в регион требуют формирования сезонных запасов.

3. Цепи поставок продовольствия в эти районы включают большое

количество посредников, что приводит к необоснованному увеличению розничной цены потребления продовольственных товаров и снижению их качества вследствие удлинения срока хранения товаров в цепи поставок.

4. Для доставки продовольствия, как правило, используются различные виды транспорта, что требует наличия мест для хранения и перевалки грузов, разработки эффективных технологий смешанных, интермодальных и мультимодальных перевозок.

Объем ввоза продовольственных товаров в северные регионы определяется уровнем развития транспортной и складской инфраструктуры, рациональностью организации схем доставки продовольствия и размером транспортных затрат. Разработку оптимальной системы продовольственного обеспечения северных территорий предлагается осуществлять в несколько этапов.

В процессе закупки продовольствия в других регионах Российской Федерации и других странах особое внимание уделяется перечисленным выше свойствам товара - транспортабельность и продолжительные сроки хранения. В связи этим большую часть продукции составляет бакалея, консервированная продукция и продукты глубокой заморозки. Объемы внешнего завоза ТНП определяются исходя из рекомендуемых [5] с учетом региональных традиций организации питания.

Важной задачей в логистической цепочке снабжения по этому направлению является организация складского хозяйства для хранения завезенных ТНП.

На качество решения логистических задач по завозу продовольствия из других регионов и стран влияет развитие внешней транспортной инфраструктуры региона. В транспортной логистике Ямало-Ненецкого автономного округа принимают участие:

- два речных порта, водные пути составляют 3,56 тысяч километров, выход в море;

- железная дорога, с протяженность путей 1,65 тысяч километров;

- пять внутренних аэропортов;

- автомобильные дороги, протяженностью 1,2 тысяч километров.

Продолжительность работы водного транспорта в разные годы составляла

110-160 суток, при этом необходимо учитывать, что периоды навигация на море и на реках не совпадают. Полноценному использованию Северного Морского пути препятствует слишком короткий срок плавания универсальных судов всего 45-50 суток. В зимнее время нормальные условия для движения автотранспорта наблюдаются в течение 120-201 суток. То есть в любом случае наблюдается некоторый временной лаг, имеющий вероятностный характер, требующий учета при планировании мероприятий северного завоза.

Автотранспорт идеально подходит для перевозки товаров народного потребления. Это экономически выгодный и быстрый способ доставки, независящий от расписания различных служб. Преимущества: круглосуточная транспортировка, возможность перевозки сборных грузов с консолидацией и обслуживанием товаров на зарубежных складах, наличие адаптированных автомобилей. Однако в зимний период при обильных осадках дорога становится рыхлой или образуется наледь. В осенний и весенний период при выпадении осадков в виде дождя на поверхности покрытия образуется слой воды, который влияет на сцепные свойства и значительно снижает безопасность движения.

Железнодорожный транспорт также востребован для грузоперевозок товаров народного потребления. Достоинства такого способа: высокая скорость, наличие адаптированных ёмкостей, быстрая перевалка, поставка строго в срок. Недостаток - невозможность доставки от двери до двери.

Таким образом, задачами логистики является обеспечение завоза годового запаса товаров народного потребления в период климатически возможной эксплуатации наземных магистральных видов транспорта.

Проблемы логистического обеспечения регионов Крайнего Севера можно разделить на группы:

1) обоснование оптимального расположения распределительных центров

на территории региона;

2) обоснование оптимальных схем и организация доставки грузов из других регионов до распределительных центров;

3) распределение грузов между видами транспорта и организация доставки внутри региона.

Современная транспортная система Ямало-Ненецкого автономного округа сформирована в результате осуществления крупномасштабной программы по развитию нефтегазовой промышленности в 1970-1990 годах. В результате того, что регион осваивался точечно, вся транспортная сеть разобщена. Принято выделять два района: восточный и западный. С целью определения оптимальной схемы снабжения территорию ЯНАО условно разделим на три зоны: восточную (юго-восточная часть ЯНАО и южная часть полуострова Ямал), западную (юго-западная часть ЯНАО и Гыданский полуостров) и северную (северная часть полуострова Ямал и северная часть Гыданского полуострова). В каждой зоне путем технико-экономического анализа выделены пункты, в которых рационально располагать распределительные склады. Это крупные населенные пункты с максимально удобной транспортной доступностью со стороны магистрального транспорта.

Для западного района на основании расчётов центральное складское поле наиболее целесообразно размещать в городе Лабытнанги. До города Лабытнанги транспортировка из других регионов РФ может осуществляться с использование железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. В городе Лабытнанги рекомендуется организация центрального склада, с которого в населенные пункты (Харп, Аксарка, Яр-Сале, Новый Порт, Шурышкары, Салехард) доставка товаров народного потребления возможна с использованием внутреннего водного транспорта в летний период, автомобильных дорог с твердым покрытием и зимников (рис.2).

Рисунок 2 - Схема снабжения населённых пунктов из города Лабытнанги

Для восточного района на основании расчётов центральное складское поле наиболее целесообразно размещать в двух городах Новый Уренгой и Коротчаево. Эти города также имеют выход на магистральный железнодорожный транспорт, федеральные автомобильные дороги и в них расположены аэропорты. В городе Новый Уренгой организуется центральный склад, с которого в населенные пункты Надым, Пангоды, Ныда и Нори осуществляется доставка товаров народного потребления. С центрального распределительного склада в городе Коротчаево возможна доставка товаров народного потребления в населенные пункты Тарко-Сале, Самбург, Тазовский, Находка и Антипаюта. Выполнение внутреннего развоза возможно с использованием внутреннего водного транспорта в летний период (Антипаюта, Находка), автомобильных дорог с твердым покрытием и зимников (рис.3).

Срочная необходимая доставка в обеих зонах осуществляется воздушным транспортом.

Рисунок 3 - Схема снабжения населённых пунктов из распределительных складов в городах

Новый Уренгой и Коротчаево

В северной зоне расположение центрального распределительного склада рассматривается в Сабетте, так как в Сабетте самый крупный, развитый и единственный круглогодичный порт на северной части полуострова. Обслуживание Сабетты производится морским путём из Мурманска. Из центрального склада в посёлке Сабетта, с которого возможна доставка ТНП в населенные пункты Сёяха, Тамбей, Дровяной, Новый Порт, Гыда, Юрибей, Харасавэй, Бованенково. Часть населенных пунктов северной зоны ЯНАО являются вахтовыми, связи с поселком Сабетта по дорогам с твёрдым покрытием не имеют, а с использованием зимников очень снабжение ограничено во времени и дорогостоящее, очень опасная дорога, поэтому ТНП доставка рекомендуется авиационным транспортом (рис. 4).

Рисунок 4 - Схема снабжения населённых пунктов из посёлка Сабетта

Необходимо отметить, что одним из критериев сбалансированной системы поставки ТНП в регионы Крайнего Севера является определенный баланс, достигаемый между государственным заказчиком, транспортными компаниями и логистическими распределительными центрами в отношении размера и периодичности поставок, тары, ассортимента и т.д. Перечисленные параметры должны формироваться в процессе подготовки контрактов на поставку, что поможет избежать логистических конфликтов и обеспечить качественное снабжение региона.

Библиографический список:

1. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон N 264-ФЗ [Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года: одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года] - URL:

https://docs.cntd.ru/document/902021785 (дата обращения: 10.04.2022). - Текст: электронный.

2. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу/ [Электронный ресурс]. - URL: http://yamalstat.gks.ru/ (дата обращения: 3.04.2022). - Текст: электронный.

3. Полешкина Ирина Олеговна Оценка эффективности продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера России // Экономика региона. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-prodovolstvennogo-obespecheniya-rayonov-kraynego-severa-rossп(дата обращения: 19.04.2022). - Текст: электронный.

4. Ямал — единственный в РФ экспортер оленины в страны ЕС по итогам 2020 года. - Текст: электронный // ФГБУ «Центр Агроаналитики»: сайт: - URL: https://specagro.ru/news/202104/yamal-edinstvennyy-v-rf-eksporter-oleniny-v-strany-es-po-itogam-2020-goda (дата обращения: 15.04.2022).

5. Российская Федерация. Законы. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон N 227-ФЗ: [Принят Государственной Думой 20 ноября 2012 года: одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года] - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200161674 (дата обращения: 19.05.2022). - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.