Научная статья на тему 'Смыслы войны в истории культуры'

Смыслы войны в истории культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
152
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЙНА / КУЛЬТУРА / ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ларкин Л. Г.

В статье рассмтариваются основные подходы к сущности, сымсылам и особенностям войны в развитии культуры и социума

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смыслы войны в истории культуры»

УДК 008 ЛАРКИН Л.Г.

СМЫСЛЫ ВОЙНЫ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Ларкин Лев Геннадьевич - ТГУ им Державина

Аннотация: В статье рассмтариваются основные подходы к сущности, сымсылам и особенностям войны в развитии культуры и социума

Ключевые слова: война, культура, особенности.

Вся история культуры рассматривает понятие и смысл термина «война», часто применяемым к разнообразным стычкам, противостоянию, непониманию и др., которое включает в себя вектор трений разного рода и в межличностных отношениях, и борьбе государств.

В нем приводятся варианты анализа понятия «война», начиная с ее этимологии (Даль В.) и завершая Абрамовым Н, Брокгаузом и Эфроном, Зиммелем Г. Гроцием Г. и др., дававшим ему социально-нравственные оценки. В параграфе подчеркивается, что практически все определения имеют амбивалентные характеристики, что присутствует даже в этимологическом анализе.

Частое и разнополярное употребление данного термина говорит о глубоком укоренении его в самой культуре, ментальности. Создавая сложные переплетения междисциплинарного контекста, можно сгруппировать его смыслы в несколько направлений:

1) определение и установление взаимообусленности и взаимосвязи дел воспитания-образования и взращиванием «военного этоса» (Аристотель);

2) исследование амбивалентноси войны, в которой заключены как культуроразрушающий, так и культуросозидающий компонент;

3) наличие и развитие искусства войны, умение ее вести, готовность принять и отразить военные нападения, есть показатели культуры и конкретно, культуры военного этоса. Это позволяет рассматривать ее как «вложенность» ее в культуру.

Многочисленные попытки объяснить суть войны, придать ей нравственное начало помогают найти ее место в культуре и сделать попытку ее культурологического обоснования.

Мы полагаем, что война может происходить и проистекать только из культуры, так как любая направленной целей войны, исходят из попыток захвата или обережения того, что создала культура. То есть доминанта в любой войне есть то, что она - дитя культуры, и лишь с этой точки зрения ее можно целостно оценивать, интерпретировать и анализировать. Поэтому и само понятие войны целесообразно трактовать только с точки зрения поиска ее места в культуре, культурном пространстве, культурных модусов и культурных значений.

Культурологические измерения этого феномена приводят к деятельностным способам ее анализа. Так как вся культура и ее результаты - результаты продуктивной деятельности человека, направленные на преобразование себя и окружающего пространства, то и война и военные действия также являются деятельностью, к которой людей специально готовят. Но направленность последней (деятельности) совершенно иная. Если в культуре деятельность продуктивна, то в войне она разрушительна, агрессивна, более того, воинов нацеливают именно на воспитание в себе определенной агрессии. Процессом и результатом деятельности в бою является насилие, проявляющееся перманентно. Это дало основание Клаузевицу определить войну как «пульсацию насилия, которому нет пределов»1.

Следовательно, в культуре военного этоса должно развиваться такое явление, как агрессия, стремление к насилию, которое должно сопровождать войну. В такой интерпретации мы можем говорить об искажении самого поля культуры.

Культуроформирующая деятельность выступает как антипод войны. Но, как часть культуры, война также амбивалентна по своим смыслам, и в ней самой есть культуросозидающие основы (развитие науки, техники, подготовка (воспитание и образование военных профессионалов) и др.

Это позволяет рассматривать войну как часть социокультурного исторического процесса, глубоко укорененного в каждой культуре и регулярно повторяющиеся в ней. Очевидно, она - пока еще необходимая составляющая социокультурной действительности, особое состояние ее, которое позволяет концентрированно проявить все лучшие и худшие человеческие и социальные свойства.

1 Клаузевиц К. « О войне»., М., 1987,с. 72

Такое амбивалентное сочетание культуры и войны дают основания для утверждения, что культурология может рассматривать их как действие философского закона единства и борьбы противоположностей, диктуемого общими закономерностями существования и развития социокультурного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.