Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени'

Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ ВРЕМЕНИ / КОНТИНУАЛЬНОСТЬ / ДИСКРЕТНОСТЬ / НАПРЯЖЕННОСТЬ ВРЕМЕНИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДИАПАЗОНУ ВРЕМЕНИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деревянко Ю. П.

Статья посвящена изучению особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с разной структурой переживания времени. Обоснована необходимость разработки проблем личностных особенностей студентов с учетом особенностей структуры переживания времени личностью, которое понимается как трехфакторная структура, образованная основными свойствами переживания времени. Анализируются уровневые и структурные особенности ценностно-смысловых образований студентов с разной структурой переживания времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации студентов с разной структурой переживания времени»

УДК 159.937.53:379.815

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТРУКТУРОЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ВРЕМЕНИ

Статья посвящена изучению особенностей ценностно-смысловой сферы студентов с разной структурой переживания времени. Обоснована необходимость разработки проблем личностных особенностей студентов с учетом особенностей структуры переживания времени личностью, которое понимается как трехфакторная структура, образованная основными свойствами переживания времени. Анализируются уровневые и структурные особенности ценностно-смысловых образований студентов с разной структурой переживания времени.

Ключевые слова: переживание времени, континуальность, дискретность, напряженность времени, эмоциональное отношение к диапазону времени, самоактуализация, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации.

Современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительно нарастающих информационных потоках, умеющий критически мыслить, вырабатывать осмысленную социально-ценностную позицию. Задача формирования целеустремленного, творчески мыслящего специалиста полагает знание внутренних психологических механизмов самоопределения личности в образовательных системах.

В этой связи особую важность обретает изучение личностных особенностей студентов как внутренней основы их личностного роста и успешного освоения профессии. Эффективность образовательной практики сегодня во многом определяется её способностью создавать социокультурную среду для самореализации личности, формировать конструктивные начала, позитивные личностные смыслы и «долговременную жизненную стратегию» в процессе самоопределения личности. В связи с этим необходимой является разработка проблем переживания времени личностью, индивидуальных технологий использования времени, обретения личной компетентности во времени, способствующей процессу личностного роста и самореализации.

Под переживанием времени, вслед за Е. И. Головахой и А. А. Кроник, в данной работе понимается отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Сущностной характеристикой переживания времени является качественное упорядочивание жизненных событий. Изучение качества упорядочивания личностью собственных жизненных событий в студенческом возрасте с необходимостью потребовало обращение к смысложизненным образованиям личности. Выявление связей особенностей смысложизненных образований студентов с разной структурой переживания времени является важным, в том числе, и с точки зрения понимания закономерностей личностно-профессионального развития.

Изучение свойств переживания времени студентами и их индивидуальной структуры проводилось с помощью теста «Временной семантический дифференциал» (Е. И. Головаха и А. А. Кроник). Особенности ценностно-смысловой сферы изучались с помощью теста СЖО Д. А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолика) и теста определения уровня соотношения ценностей и их доступности Е. Б. Фанталовой, потребность в самоактуализации изучалась с помощью САТ Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинской (адаптированная версия опросника личностных ориентаций Э. Шострома).

По результатам теста «Временной семантический дифференциал» студенты условно были разделены на три группы в зависимости от качества упорядочивания

Ю. П. Деревянко

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

geyman@bsu.edu.ru

жизненных событий, показателем которого выступает доминирование одного из таких свойств переживания времени, как дискретность — континуальность, напряженность — ненапряженность, положительное — отрицательное эмоциональное отношение к диапазону времени.

Структура свойств переживания времени студентов I группы включает такие компоненты: дискретность, ненапряженность и положительное эмоциональное отношение к диапазону времени. Главным качеством упорядочивания жизненных событий для этих студентов выступает дискретность, о чем свидетельствует количественная выраженность изучаемых свойств (дискретность - 5 баллов, ненапряженность -3,1 балла, положительное эмоциональное отношение к диапазону времени - 3,3 балла). Таким образом, переживание студентами разнообразия и раздробленности жизненных событий сочетается с ощущением их пустотности и растянутости во времени. При этом именно такие жизненные события вызывают у студентов этой группы положительное эмоциональное отношение, такая жизнь их вполне устраивает.

Структура свойств переживания времени студентами II группы представлена континуальностью, напряженностью и положительным эмоциональным отношением к диапазону времени. Главным качеством упорядочивания жизненных событий для этих студентов выступает напряженность. Об этом свидетельствует количественная выраженность свойств переживания времени: напряженность - 5,4 балла, континуальность - 3,8 балла, положительное эмоциональное отношение к диапазону времени -3,5 балла. У студентов этой группы переживание насыщенности и быстротечности жизненных событий вызывает ощущение плавности, цельности времени и положительное эмоциональное отношение к жизненным событиям.

Структура переживания времени студентами III группы представлена отрицательным эмоциональным отношением к диапазону времени, континуальностью и не-напряженностью. Главным качеством упорядочивания жизненных событий для этих студентов является ощущение ограниченности неприятного времени, о чем свидетельствует выраженность свойств переживания времени: отрицательное эмоциональное отношение к диапазону времени - 5,1 балла, ненапряженность - 3,3 балла и континуальность - 3,9 балла. У студентов этой группы отрицательное эмоциональное отношение к диапазону времени вызывается ощущением растянутости, неорганизованности времени и тенденцией к однообразию. Таким образом, большинство студентов принимают свою жизнь, воспринимая и оценивая ее насыщенной событиями, представленными в сознании единым целым.

Анализ особенностей ценностно-смысловой сферы позволил выявить различия в смысложизненных ориентациях студентов с разной структурой свойств переживания времени. По всем шкалам теста СЖО самые высокие показатели обнаружены у студентов II группы (с доминированием напряженности) и самые низкие — у студентов III группы (с доминированием отрицательного эмоционального отношения к диапазону времени). В частности, по шкале «Результат жизни», значения которой интерпретируется нами как показатель отношения студентов к своему прошлому, к тому, что ими уже достигнуто, среднее значение в I группе равно 22 балла, во II группе —

26.4 балла, в III группе — 23,5 балла. По шкале «Процесс жизни», результаты которой интерпретируются нами как удовлетворенность настоящим, среднее значение в

I группе равно 30,7 балла, во II группе — 33,1 балла, в III группе — 28,6 балла. По шкале «Цели жизни», данные которой интерпретируются как показатель отношения к своему будущему, среднее значение в I группе равно 29,3 балла, во II группе —

34.4 балла, в III группе — 27,7 балла.

Таким образом, студенты, у которых в структуре свойств переживания времени доминирует напряженность (II группа), оценивают прожитую часть жизни более осмысленной и продуктивной, чем другие; воспринимают процесс своей жизни более интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом; осознают цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную пер-

спективу; видят больше возможностей для успешного осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности.

Особое внимание обращает на себя III группа с доминированием отрицательного эмоционального отношения к диапазону времени, у студентов которой по всем трем шкалам обнаружены самые низкие показатели по всей выборке.

С целью изучения того, как студенты оценивают необходимость контроля собственной жизни и считают ли себя ответственными за жизненные события, были проанализированы данные, полученные по шкалам «Локус контроля-Я» (ср.знач.!гр=19,9; ср.знач.тр=22,7; ср.знач.шгр=18,2) и «Локус контроля-жизнь» (ср.знач.I гр=28,5; ср.знач.тр=32,7; ср.знач.шгр=27,7). Оказалось, что максимальное значение по этим шкалам обнаружено у студентов с переживанием событийной насыщенности жизни (II группа), минимальное значение — у студентов с неприятием собственной жизни (III группа). Полученные результаты позволяют утверждать, что, во-первых, студенты II группы в большей мере, по сравнению с другими, убеждены в том, что контроль собственной жизни возможен и человек способен его осуществлять. Основу убежденности студентов в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, принимать ответственность за происходящие в ней события и воплощать принятые решения, составляет осмысленное отношение студентов к прошлому, настоящему и будущему. Во-вторых, студенты II группы считают себя личностями, обладающими достаточной свободой выбора и способными построить жизнь в соответствии со своими целями. В-третьих, у студентов III группы с доминированием отрицательного эмоционального отношения к диапазону времени вера в свободу выбора выражена менее всего. Их поведение выражается в «приземленности», ригидности, стремлении делать «как надо», в ориентации на трезвость, практичность и более рациональный подход к решению проблем.

Кроме оценки уровня развития смысложизненных ориентаций студентов проводилось изучение их связи с ценностями и потребностью в самоактуализации.

Для анализа возьмем II группу студентов с доминированием напряженности в структуре свойств переживания времени и III группу студентов с доминированием отрицательно эмоционального отношения к диапазону времени. Выбор этих групп объясняется тем, что по всем шкалам СЖО по сравнению с другими группами у студентов

II группы обнаружены самые высокие значения, у студентов III группы — самые низкие.

Таблица 1

Средние значения показателей самоактуализации студентов с разной выраженностью свойств переживания времени (по дополнительным шкалам, по которым обнаружены статистически значимые различия)

Компоненты самоактуализации Группы

I группа (с доминированием дискретности) (п=72) II группа (с доминированием напряженности) (п=194) III группа (с доминированием отрицательного эмоционального отношения) (п=68)

Контактность 9,8 9,6 8,5

Самопринятие 10,9 10,6 8,9

Принятие агрессии 9,6 8,5 7

Так студенты II группы с доминированием напряженности в структуре свойств переживания времени отличаются от двух других групп высоким показателем контактности (ср.знач.!гр=9,8; ср.знач.тр=10,9; ср.знач.ппр=9,6, различия значимы при р<0,05) и самопринятия (ср.знач.!гр=9,6; ср.знач.тр=10,6; ср.знач.ппр=8,5, различия значимы при р<0,05). Это говорит о том, что студенты, жизненные события которых характеризуются насыщенностью и быстротечностью, реализуют себя через установ-

ление глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов и принимают себя, вне зависимости от оценки достоинств и недостатков.

У студентов III группы с доминированием отрицательного эмоционального отношения к диапазону времени обнаружен минимальный показатель по шкале «Принятие агрессии» (ср.знач.1гр=8,5; ср.знач.тр=8,9; ср.знач.ппр=7, различия значимы при р<0,05). Т.е. эти студенты в большей мене, чем другие принимают свою агрессивность, гнев и раздражительность как естественное проявление человеческой природы.

Студенты II группы с доминированием напряженности в структуре свойств переживания времени ценными считают семейное счастье, любовь, здоровье. Природу, творчество, активную жизнь эти студенты считают менее значимыми (рис. 1).

10

8,7

3,8 3,7 3,6

2,3 3,7 3,1

~У1

1,5 1,6 1,7

Рис. 1. Соотношение ценностей студентов с разной выраженностью свойств переживания времени

Условные обозначения: О — I группа с доминированием дискретности в структуре свойств переживания времени, ■ - II группа с доминированием напряженности; В - III группа с доминированием отрицательного эмоционального отношения к диапазону времени

Студенты III группы с доминированием отрицательного эмоционального отношения к диапазону времени отдают предпочтение таким ценностям как любовь, счастье в семье, здоровье чаще студентов I и II групп. Реже других такие респонденты отмечали ценность природы, творческой активности, деятельную жизнь и познание.

Анализ связи смысложизненных ориентаций с ценностями и потребностью в самоактуализации позволил выявить их особенности у студентов с разной структурой свойств переживания времени. Студенты с переживанием насыщенности и быстротечности жизненных событий осмысленно относятся к прошлому, настоящему и будущему и убеждены в возможности осуществления контроля над собственной жизнью. Они принимают себя и стремятся к самореализации в эмоциональнонасыщенных контактах с окружающими. Студенты с неприятием жизни видят возможности для успешного осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности, но отрицательное эмоциональное отношение к диапазону времени и принятие своей агрессивности как естественного проявления человеческой природы в сочетании с низким стремлением к глубоким и тесным эмоциональным контактам препятствуют этому.

Таким образом, студенты с разной структурой свойств переживания времени имеют разную сформированность смысложизненных ориентаций и их связей с ценностями и потребностью в самоактуализации.

Список литературы

1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая зашита / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал. -1994. - Т. 15. - №1. - С. 3 - 18.

2. Болотова А. К. Психология времени в межличностных отношениях / А. К. Болотова // Время и развитие личности в онтогенезе. - М.: МПСИ, 1997. - С. 102 - 108.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

4. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологическое время личности / А. А. Кроник, Е. И. Головаха. - Киев.: Наукова думка, 1984. - 209 с.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика / Д. А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999. - 486 с.

FEATURES OF VALUABLE AND SENSE FORMATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT STRUCTURE OF TIME EXPERIENCE

J. P. Derevjanko

BelgorodNational

Research University

e-mail:

geyman@bsu.edu.ru

This article is devoted to study of some features of valuable and sense sphere of students with different structure of time experience. Neces- sity of working out the problems of students’ personal features taking into account the features of person’s time experience structure which is unders- tood as the three-factorial structure formed by the basic properties of time experience is proved. Level and structural features of valuable and sense formations of students with different structure of time experience are ana- lyzed.

Key words: time experience, continuality, step-type behavior, time intensity, the emotional relation to time range, self-actualization, valuable orientations, life-sense orientations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.